Фаджр
05:57 - 07:13
до 07:13 Через 02:46
Сухур *
Фаджр - время окончания предрассветной трапезы Сухур. Сухур следует завершить за 10 минут до наступления времени Фаджр
Восход
07:13
Макрух *
Макрух - В сутках есть время, когда совершать намаз нельзя:
1. Во время восхода солнца,
2. В полдень,
3. Перед закатом. Подробнее
Зухр
12:39 - 16:16
до 16:16
Аср
16:16 - 17:59
до 17:59
Магриб
17:59 - 19:15
до 19:15
Ифтар *
Магриб — время разговения. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
19:15 - 05:58
до 05:58 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
02:24 - 05:58
до 05:58 Показать Иша
Фаджр: 05:57
Алматы
25 Сафар
Moon
дата по хиджре
25
САФАР
1441
Sun
григорианский календарь
24
ОКТЯБРЯ
2019
Фаджр:  05:57  - 07:13
Восход:  07:13
Зухр:  12:39  - 16:16
Аср:  16:16  - 17:59
Магриб:  17:59  - 19:15
Иша:  19:15  - 05:58
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
الغربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
Ар-Ра’д
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Сура Ар-Ра’д
  • Мединская сура
  • 43 аятов
  • 13 джуз
  • в порядке ниспосылания - 96
13

Сура «Ар-Ра’д»

«Гром»
Ниспослана в Медине. В ней 43 аята.
 
Это мединская сура, которая раскрывает основные темы: в них доказывается Единство Всевышнего Аллаха и пророческая миссия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), говорится о воскрешении и воздаянии и развеиваются разные сомнения, которые распространяют язычники.
المر ۚ تِلْكَ آيَاتُ الْكِتَابِ ۗ وَالَّذِي أُنْزِلَ إِلَيْكَ مِنْ رَبِّكَ الْحَقُّ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يُؤْمِنُونَ

ПЕРЕВОД:

1. Алиф. Лям. Мим. Ра. Это — аяты Книги. Ниспосланное тебе от твоего Господа — истина, но большая часть людей не верит (в то, что Коран ниспослан от Всевышнего Аллаха, и поэтому они говорят: «Это Мухаммад сочинил»).

ТАФСИР (Толкование):

“Алиф. Лям. Мим”
 
От Ибн Аббаса передается, что это означает:
 
«Я — Аллах, Всезнающий и Всевидящий»[1].
 
“Ниспосланное тебе”, — о Мухаммад.
 
[1] Табари, 13/91.

1

اللَّهُ الَّذِي رَفَعَ السَّمَاوَاتِ بِغَيْرِ عَمَدٍ تَرَوْنَهَا ۖ ثُمَّ اسْتَوَىٰ عَلَى الْعَرْشِ ۖ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ ۖ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُسَمًّى ۚ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ يُفَصِّلُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ بِلِقَاءِ رَبِّكُمْ تُوقِنُونَ

ПЕРЕВОД:

2. Аллах — Тот, кто поднял небеса без видимых опор, а затем возвысился (возвышением, подобающим величию Его Сущности, без передвижения и занимания места в пространстве) над Аршем. Он подчинил солнце и луну (сделав их созданиями, которые покорно служат людям), и они движутся (по своим орбитам) до назначенного (им) срока (конца света).

Он
(наилучшим образом) управляет (абсолютно всеми) делами и (подробно) объясняет (постепенно ниспосылаемые в откровении) знамения, чтобы вы были убеждены во встрече со своим Господом (в неизбежности этой встречи).

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби говорит:
 
«После того как Всевышний Аллах объяснил, что Коран — это истина и что ниспославший этот Коран способен на совершенство, посмотрите на творения вокруг, чтобы понять Его Могущество»[1].
 
“Аллах — Тот, кто поднял небеса без видимых опор”: это доказывает Могущество Всевышнего Аллаха и указывает на Его Единство.
 
“Возвысился над Аршем”, — возвышением, которое подобает Его величию и Могуществу, и оно не имеет тела, образа, подобия и ограничений.
 
“Он подчинил солнце и луну”, — чтобы люди могли извлечь из этого пользу.
 
“Чтобы вы были убеждены во встрече со своим Господом, — потому что Тот, Кто может все это, может и воскресить вас для воздаяния.
 
[1] Куртуби, 12/6.

2

وَهُوَ الَّذِي مَدَّ الْأَرْضَ وَجَعَلَ فِيهَا رَوَاسِيَ وَأَنْهَارًا ۖ وَمِنْ كُلِّ الثَّمَرَاتِ جَعَلَ فِيهَا زَوْجَيْنِ اثْنَيْنِ ۖ يُغْشِي اللَّيْلَ النَّهَارَ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

ПЕРЕВОД:

3. Он распростер (для вас) землю, создал на ней горы и реки, взрастил на ней по паре разных плодов. Он накрывает день ночью. Поистине, в этом (во всем рассказанном) — знамения для людей размышляющих.

ТАФСИР (Толкование):

Сотворение всего созданного на основе высшего порядка и гармонии, совершенно ясно указывает на то, что весь этот мир — произведение Мудрого и Всемогущего Творца.
 
“Он распростер землю”
 
Здесь не отрицается то, что Земля имеет форму шара. Речь о том, что Земля обширна и вмещает в себя океаны, моря, реки, леса, горы, пустыни, ледники, на ней растут разные растения и встречаются разные плоды, ее населяют разные животные и бесчисленные живые организмы.
 
Автор “Ат-Тасхиль” пишет:
 
«Слово “распростер” не противоречит идее сферичности, потому что каждая часть сама по себе растянута, а Земля сама в целом имеет форму шара»[1].
 
В некоторых древних тафсирах может встретиться мнение, что Земля плоская и неподвижная, но это научные представления их времени, а не часть божественного Откровения. Вдобавок точка зрения многих древних ученых, таких как Ибн Джузай аль-Кальби, слова которого мы привели выше, соответствует современным данным о Земле.
 
“Взрастил на ней по паре разных плодов”
 
Абу ас-Сууд говорит:
 
«То есть из каждого вида плодов, существующих на Земле, сделано два вида: по цвету, например, есть черные и белые, по вкусу плоды бывают сладкие и горькие, по размеру — большие и маленькие»[2].
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Неверующие, да будут они прокляты, считают, что все явления происходят сами по себе без Творца, и они полагают, что так обстоит дело и с плодами деревьев. И они признают их сотворенность, но отрицают их Творца»[3].
 
“Для людей размышляющих”: выделены именно размышляющие, потому что увидеть указание на существование Творца в совершенстве Его творений можно лишь через размышление.
 
[1] 2/130.
 
[2] 3/97.
 
[3] Куртуби, 12/10.

3

وَفِي الْأَرْضِ قِطَعٌ مُتَجَاوِرَاتٌ وَجَنَّاتٌ مِنْ أَعْنَابٍ وَزَرْعٌ وَنَخِيلٌ صِنْوَانٌ وَغَيْرُ صِنْوَانٍ يُسْقَىٰ بِمَاءٍ وَاحِدٍ وَنُفَضِّلُ بَعْضَهَا عَلَىٰ بَعْضٍ فِي الْأُكُلِ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ

ПЕРЕВОД:

4. На земле есть разные участки (плодородные и сухие, подходящие для посева, подходящие для роста деревьев, а также другие участки, обладающие различными особенностями), находящиеся рядом друг с другом, виноградники, посевы, пальмы, растущие из одного корня или из разных корней. Их поливают одной водой (природа которой совершенно одинакова), (несмотря на то, что, казалось бы, они должны быть одинаковыми на вкус) но одни из них Мы создаем лучшими (с точки зрения формы, вкуса и запаха), чем другие. Поистине, в этом — знамения (указывающие на величайшую силу создателя) для людей разумных.

ТАФСИР (Толкование):

“На земле есть разные участки”
 
Ибн Аббас говорит:
 
“На одной части есть растения, а на другой — нет”[1].
 
“Их поливают одной водой, но одни из них Мы создаем лучшими, чем другие”
 
Автор “Ат-Тасхиль” говорит[2]:
 
«Это доказывает, что Всевышний Аллах обладает Могуществом и Волей, потому что различие вкуса, вида и цвета, хотя вода, которая питает растения, одна и та же, доказывает Его Могущество и Волю. И это опровергает [идеи] материалистов».
 
“Поистине, в этом — знамения для людей разумных”: и это опровергает материалистов.
 
[1] Табари, 13/97.
 
[2] Ат-Тасхиль, 1/786.

4

وَإِنْ تَعْجَبْ فَعَجَبٌ قَوْلُهُمْ أَإِذَا كُنَّا تُرَابًا أَإِنَّا لَفِي خَلْقٍ جَدِيدٍ ۗ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِرَبِّهِمْ ۖ وَأُولَٰئِكَ الْأَغْلَالُ فِي أَعْنَاقِهِمْ ۖ وَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

ПЕРЕВОД:

5. Если ты (Мухаммад) удивляешься, то удивляйся их словам (которые они произносят, не веря в воскрешение, хотя им было явлено столько доказательств): «Неужели после того, как мы станем землей (мелкой как мука), мы возродимся заново?» Они просто не верят в своего Господа. Они — те, у кого (в Судный день) на шеях будут оковы. Они — обитатели Ада. И они пребудут там вечно.

ТАФСИР (Толкование):

“Если ты (Мухаммад) удивляешься, то удивляйся их словам”
 
Автор “Ат-Тасхиль” пишет:
 
«Если ты удивляешься, о Мухаммад, то отрицание ими воскрешения — вот что заслуживает удивления! Тот, Кто смог создать все вышеперечисленное: небеса, земли, плоды и все остальное, — сможет и воскресить творения после их смерти»[1].
 
“Они просто не верят в своего Господа”, — и отрицают воскрешение и воздаяние, и сомневаются в Могуществе Всевышнего Аллаха.
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/786.

5

وَيَسْتَعْجِلُونَكَ بِالسَّيِّئَةِ قَبْلَ الْحَسَنَةِ وَقَدْ خَلَتْ مِنْ قَبْلِهِمُ الْمَثُلَاتُ ۗ وَإِنَّ رَبَّكَ لَذُو مَغْفِرَةٍ لِلنَّاسِ عَلَىٰ ظُلْمِهِمْ ۖ وَإِنَّ رَبَّكَ لَشَدِيدُ الْعِقَابِ

ПЕРЕВОД:

6. Они (язычники) торопят тебя с наказанием (говоря с издевкой: «О Аллах! Если этот Коран — истина, то ниспошли на нас камни с неба»), а не с благом. А ведь до них уже были примеры (кары в назидание для народов, отрицавших истину, уничтожившей неверующих). Поистине, твой Господь прощает людей, несмотря на их несправедливость (и греховность). Поистине, твой Господь суров в наказании.

ТАФСИР (Толкование):

Аят был ниспослан в связи с тем, что они, издеваясь, требовали быстрого наказания[1].
 
“Поистине, твой Господь прощает людей, несмотря на их несправедливость”: Всевышний Аллах не наказывает своих рабов сразу же после того, как те согрешат или впадут в неверие, но дает им время на покаяние, откладывая наказание, а иначе бы все живое было уничтожено.
 
[1] “Джалялейн”.

6

وَيَقُولُ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْلَا أُنْزِلَ عَلَيْهِ آيَةٌ مِنْ رَبِّهِ ۗ إِنَّمَا أَنْتَ مُنْذِرٌ ۖ وَلِكُلِّ قَوْمٍ هَادٍ

ПЕРЕВОД:

7. Неверующие говорят: «Почему ему (как Мусе и Исе) не нисходило знамение (чудо) от его Господа (которое бы обязало нас уверовать)?» Поистине, ты только предостерегаешь их (от наказания, обещанного неверующим и грешникам). У каждого народа — свой наставник (который призывает их к истине, и убеждает в своей правдивости посредством чудес, которые Аллах выбрал для него).

ТАФСИР (Толкование):

Автор “Аль-Бахр” пишет:
 
«И они не удовлетворились чудесами, которые они видели, такими как раскалывание Луны, вытекание воды из пальцев и т. п., но упрямо продолжали требовать другие»[1].
 
[1] 5/367.

7

اللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَحْمِلُ كُلُّ أُنْثَىٰ وَمَا تَغِيضُ الْأَرْحَامُ وَمَا تَزْدَادُ ۖ وَكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِمِقْدَارٍ

ПЕРЕВОД:

8. Аллах знает, что носит (в своей утробе) каждая особь женского пола, насколько уменьшается или увеличивается матка (то есть знает срок беременности). Все у Него имеет (точную) меру.

ТАФСИР (Толкование):

“Аллах знает, что носит (в своей утробе) каждая особь женского пола, — то есть Он знает пол ребенка, пройдет беременность без трудностей или будут осложнения, будет ребенок здоровым или больным.
 
“Насколько уменьшается или увеличивается матка”, — то есть будет беременность длиться меньше или больше девяти месяцев.
 
Ибн Джузай говорит:
 
«Некоторые сказали, что речь идет о сроке менструации, который может увеличиваться или уменьшаться. Другие сказали, что речь идет о плоде: будет ли выкидыш, начнутся роды раньше девяти месяцев или позже»[1].
 
Имам аль-Куртуби[2] приводит этот аят в качестве довода на то, что у женщины во время беременности может быть менструация (хайд), и это мнение имама Малика и аш-Шафии. А имам Абу Ханифа считал, что во время беременности не может быть менструаций.
 
Что касается минимального периода беременности, то по Шариату это шесть месяцев[3]. Про максимальный срок передаются разные точки зрения, но здесь надо обращаться к статистике и наблюдениям врачей[4].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/788.
 
[2] Куртуби, 12/17.
 
[3] Куртуби, 12/18-19.
 
[4] Куртуби, 12/20.

8

عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ الْكَبِيرُ الْمُتَعَالِ

ПЕРЕВОД:

9. Он знает тайное и явное. Он — Великий, Всевышний (у которого нет недостатков и качеств творений).

ТАФСИР (Толкование):

“Он знает тайное и явное”, — то есть скрытое от взгляда и других видов восприятия, неведомое человеку.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Всевышний Аллах указывает, что лишь Он знает скрытое, и никто не может разделять с Ним это знание. Что касается врачей, которые опираются на признаки и приметы, то, если они утверждают это однозначно, они впадают в неверие. Если же они скажут, что это опыт, то их следует оставить, и это никак не противоречит благу, потому что обычай может смениться»[1].
 
Следует учитывать, что средневековая медицина, которые берет начало в греческой медицине, была тесно связана с астрологией и гаданием, и поэтому их установление пола ребенка больше было похоже на гадание, чем на научный анализ.
 
Что касается статистики и того, что подтверждается повторяемостью, имам аль-Куртуби указывает, что мусульмане не отвергают это. Но даже при современной развитой медицине и средствах диагностики при определении пола ребенка в утробе матери ни один врач не дает стопроцентной гарантии, и бывают случаи, когда врачи ошибаются с полом ребенка. Это знание полностью есть лишь у Аллаха.
 
[1] Куртуби, 12/24.

9

سَوَاءٌ مِنْكُمْ مَنْ أَسَرَّ الْقَوْلَ وَمَنْ جَهَرَ بِهِ وَمَنْ هُوَ مُسْتَخْفٍ بِاللَّيْلِ وَسَارِبٌ بِالنَّهَارِ

ПЕРЕВОД:

10. Не важно, молчите вы (говорите про себя) или говорите вслух, скрываетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем — (Аллах одинаково знает обо всем).

ТАФСИР (Толкование):

Автор “Ат-Тасхиль” говорит:
 
«Смысл аята — “Аллах слышит все, и поэтому для Аллаха одинаково, говорите вы тихо или громко”»[1].
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Аллах знает все, что человек совершает тайно, будь это хорошим или плохим, как знает все, что человек совершает явно, будь это хорошим или плохим»[2].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/788.
 
[2] Куртуби, 12/24.

10

لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ ۗ إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّىٰ يُغَيِّرُوا مَا بِأَنْفُسِهِمْ ۗ وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِقَوْمٍ سُوءًا فَلَا مَرَدَّ لَهُ ۚ وَمَا لَهُمْ مِنْ دُونِهِ مِنْ وَالٍ

ПЕРЕВОД:

11. У него (у человека) есть (ангелы) спереди и сзади, охраняющие его по повелению Аллаха (от зла и вреда). Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, ничто этого не предотвратит. Нет у них покровителя, кроме Него (Всевышнего Аллаха).

ТАФСИР (Толкование):

“Охраняющие его по повелению Аллаха”
 
Муджахид говорит:
 
«Рядом с каждым рабом есть ангел, который хранит его во время сна и бодрствования от джиннов, людей и зверей»[1].
 
Автор “Ат-Тасхиль” пишет:
 
«Они защищают от наказания Аллаха, когда люди грешат, читая за них дуа и прося прощения (истигфар)»[2].
 
“Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя”
 
Автор “Ат-Тасхиль” говорит:
 
«Аллах не забирает свою милость и блага, пока они не изменят себя грехами. И аят указывает, что Всевышний Аллах забирает блага лишь из-за грехов»[3].
 
[1] Табари, 13/119.
 
[2] Ат-Тасхиль, 2/789.
 
[3] Ат-Тасхиль, 2/789.

11

هُوَ الَّذِي يُرِيكُمُ الْبَرْقَ خَوْفًا وَطَمَعًا وَيُنْشِئُ السَّحَابَ الثِّقَالَ

ПЕРЕВОД:

12. Он являет вам молнию, чтобы боялись (ее попадания) и надеялись (на дождь). Он творит тяжелые (дождевые) тучи.

ТАФСИР (Толкование):

12

وَيُسَبِّحُ الرَّعْدُ بِحَمْدِهِ وَالْمَلَائِكَةُ مِنْ خِيفَتِهِ وَيُرْسِلُ الصَّوَاعِقَ فَيُصِيبُ بِهَا مَنْ يَشَاءُ وَهُمْ يُجَادِلُونَ فِي اللَّهِ وَهُوَ شَدِيدُ الْمِحَالِ

ПЕРЕВОД:

13. Гром прославляет Его хвалой (говоря, что нет у Всевышнего недостатков), а ангелы от страха перед Ним. Он направляет молнии и поражает ими, кого пожелает. Они (неверующие) спорят об Аллахе, а Он силен и суров в наказании.

ТАФСИР (Толкование):

Аят был ниспослан про одного человека, которого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) призывал к Исламу, и тот сказал ему: “Кто такой Посланник Аллаха? А Аллах кто такой? Он из золота, серебра или меди?” И была ниспослана молния, которая сожгла ему голову[1].
 
“Гром прославляет Его хвалой”: гром на самом деле восхваляет Аллаха, потому что Всевышний Аллах сообщил это нам в Коране, и поэтому мы в это верим и принимаем это, хотя и не способны понять смысл этого тасбиха.
 
И Всевышний Аллах говорит об этом в другом аяте:
 
ُسَبِّحُ لَهُ السَّمَاوَاتُ السَّبْعُ وَالْأَرْضُ وَمَن فِيهِنَّ ۚ وَإِن مِّن شَيْءٍ إِلَّا يُسَبِّحُ بِحَمْدِهِ وَلَـٰكِن لَّا تَفْقَهُونَ تَسْبِيحَهُمْ ۗ إِنَّهُ كَانَ حَلِيمًا غَفُورًا ﴿٤٤﴾
 
“Его возвеличивают семь небес, земля и все, кто в них (все творения). Нет ничего, что не возвеличивало бы Его, восхваляя, но вы не понимаете их возвеличиваний (потому что они не на вашем языке). Поистине, Он — Отменяющий наказание, Прощающий[2].
 
[1] “Джалялейн”.
 
[2] Коран, 17:44.

13

لَهُ دَعْوَةُ الْحَقِّ ۖ وَالَّذِينَ يَدْعُونَ مِنْ دُونِهِ لَا يَسْتَجِيبُونَ لَهُمْ بِشَيْءٍ إِلَّا كَبَاسِطِ كَفَّيْهِ إِلَى الْمَاءِ لِيَبْلُغَ فَاهُ وَمَا هُوَ بِبَالِغِهِ ۚ وَمَا دُعَاءُ الْكَافِرِينَ إِلَّا فِي ضَلَالٍ

ПЕРЕВОД:

14. К Нему (Всевышнему Аллаху) — истинная мольба (достойная принятия и уместная, лишенная безосновательности и бессмысленности, а мольбы, обращенные к кому-либо другому, ничего не выражают и являются заблуждением). А те, кому они (язычники) поклоняются вместо Него, не отвечают им ничем. Они (в своем пустом ожидании) похожи на человека, который протягивает свои руки к воде, чтобы она (сама) дошла до его рта. Но она (эта вода) не дойдет до него. Поистине, мольба неверующих (обращенная к идолам) (пустое) заблуждение.

ТАФСИР (Толкование):

“Не отвечают им ничем”, — потому что они лишь истуканы, которые не могут им ничем помочь, так как даже не способны услышать зов к ним, не говоря уже о помощи.
 
“Они (в своем пустом ожидании) похожи на человека, который протягивает свои руки к воде”
 
Абу ас-Сууд говорит:
 
«Всевышний Аллах сравнил язычников в их неспособности получить ответ на свои мольбы к идолам с человеком, испытывающим сильную жажду, но не знающим, что ему делать. И он вытягивает руки, чтобы дотянуться к воде, которая находится далеко от него, чтобы довести ее до своего рта, но вода не дойдет до его рта никогда, потому что это лишь неодушевлённый предмет, который не знает о его жажде»[1].
 
“Поистине, мольба неверующих (обращенная к идолам) (пустое) заблуждение”, — потому что она им не принесет пользы и ответа и, более того, станет причиной их мук в Аду.
 
[1] Абу Сууд, 3/102.

14

وَلِلَّهِ يَسْجُدُ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ طَوْعًا وَكَرْهًا وَظِلَالُهُمْ بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ ۩

ПЕРЕВОД:

15. Все, кто на небесах и на земле, а также их тени совершают земной поклон Аллаху по утрам и по вечерам — добровольно или невольно.

ТАФСИР (Толкование):

“Или невольно”: когда неверующие испытывают сильный страх, то обращаются интуитивно к своему Создателю, и поэтому по-русски говорят: «Нет атеистов в горящем самолете», — то есть человек в состоянии сильного страха обращается к своему Создателю.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Этот аят можно понимать двояко: первое объяснение — мусульманин совершает поклон добровольно, а неверному велено его сделать, и за это он будет наказан. Второе объяснение, и это объяснение самое правильное, — мусульманин совершает поклон телом добровольно, и каждое творение, будь то верующий или неверующий, совершает поклон своей сотворенностью, указывающей на существование Творца, и своей нуждой в Нем»[1].
 
[1] Куртуби, 12/45.

15

قُلْ مَنْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ قُلِ اللَّهُ ۚ قُلْ أَفَاتَّخَذْتُمْ مِنْ دُونِهِ أَوْلِيَاءَ لَا يَمْلِكُونَ لِأَنْفُسِهِمْ نَفْعًا وَلَا ضَرًّا ۚ قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الْأَعْمَىٰ وَالْبَصِيرُ أَمْ هَلْ تَسْتَوِي الظُّلُمَاتُ وَالنُّورُ ۗ أَمْ جَعَلُوا لِلَّهِ شُرَكَاءَ خَلَقُوا كَخَلْقِهِ فَتَشَابَهَ الْخَلْقُ عَلَيْهِمْ ۚ قُلِ اللَّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ

ПЕРЕВОД:

16. Спроси (Мухаммад, этих язычников): «Кто Господь небес и земли?» Ответь (им сам): «Аллах». Спроси (их также, чтобы заставить их замолчать и заставить признать то, насколько далеко они отошли от пути, на который указывает разум): «Неужели вы (зная, что Всевышний Аллах — Господь небес и земли, сознательно) взяли себе вместо Него (вымышленных вами) покровителей и помощников, (которых вы считаете божествами и) которые не в силах принести пользу или причинить вред даже себе самим?!» Скажи: «Разве равны слепой (неверующий, не знающий, кому следует поклоняться) и зрячий (верующий, знающий истину, что Бог — один)? Разве равны мрак (неверия и заблуждения) и свет (веры и единобожия)?» Может, они нашли равных Аллаху, кто создает так же, как Он создает, и перепутали их творения?! Скажи: «Аллах — Создатель всего. Он — единственный (в божественности), всепобеждающий (способный заставить Свои творения делать все, что пожелает)».

ТАФСИР (Толкование):

“Скажи: «Аллах — Создатель всего”, — и это устанавливает опровержение их многобожия. Поэтому доказать ошибочность многобожия — это доказать, что нет Творца, кроме Аллаха, и поэтому никто не может заслуживать поклонения, кроме Аллаха.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Аль-Кушайри сказал: “Допустимо, чтобы аят также относился к тем, кто отрицает Творца, то есть спроси их о Творце небес и земли, и это облегчит установление довода против них и утвердит очевидность этой темы. Неспособность неодушевленных тел и всех остальных творений создать небеса и землю очевидна, а когда это установится, то прояснится, что Создатель — это Аллах. И как же тогда можно исповедовать, что у Него есть сотоварищ?!»[1]
 
“Может, они нашли равных Аллаху, кто создает так же, как Он создает, и перепутали их творения?!”
 
Но нет! Они приобщили Аллаху в сотоварищи бессильных идолов, которые не способны сделать даже то, что делают созданные, не говоря уже о том, чтобы сделать то, что творит Аллах.
 
[1] Куртуби, 12/48.

16

أَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَسَالَتْ أَوْدِيَةٌ بِقَدَرِهَا فَاحْتَمَلَ السَّيْلُ زَبَدًا رَابِيًا ۚ وَمِمَّا يُوقِدُونَ عَلَيْهِ فِي النَّارِ ابْتِغَاءَ حِلْيَةٍ أَوْ مَتَاعٍ زَبَدٌ مِثْلُهُ ۚ كَذَٰلِكَ يَضْرِبُ اللَّهُ الْحَقَّ وَالْبَاطِلَ ۚ فَأَمَّا الزَّبَدُ فَيَذْهَبُ جُفَاءً ۖ وَأَمَّا مَا يَنْفَعُ النَّاسَ فَيَمْكُثُ فِي الْأَرْضِ ۚ كَذَٰلِكَ يَضْرِبُ اللَّهُ الْأَمْثَالَ

ПЕРЕВОД:

17. Он (Всевышний Аллах) низводит с неба воду, и долины наполняются потоками (дождевой воды) по своим размерам. Поток (воды) несет пену, поднявшуюся на поверхность. Такая же пена появляется и на том, что накаляют (и плавят) на огне (золото, серебро, железо и свинец) для изготовления украшений или (домашней) утвари (и приспособлений).

Такими
примерами Аллах дает понять разницу между истиной и ложью. Пена будет отброшена, а полезное людям (чистая вода и полезные ископаемые) останется на земле. Так Аллах приводит примеры (чтобы объяснить истину в образной форме).

ТАФСИР (Толкование):

Чтобы истинно верующий отделился от лицемера, нужно время испытаний, которые снимут пену лицемеров с настоящего золота верующих, и в итоге останется вера и богобоязненность, которые будут приносить пользу и благо мусульманам.
 
Это касается и пророков, против которых всегда кто-то выступал, но в итоге остались лишь пророки и их религия, а их противники канули в пучину наказания. Это касается и истинных ученых и авлия Аллаха, которым тоже противостояли их завистники, но эти искренние рабы Аллаха не думали о том, чем бы заслужить довольство рабов Аллаха: они думали лишь о том, как добиться довольства Творца рабов, и поэтому они оставили нам свое научное и духовное наследие, которым мы все так дорожим и из которого извлекаем пользу, а их завистники и враги ушли в небытие.

17

لِلَّذِينَ اسْتَجَابُوا لِرَبِّهِمُ الْحُسْنَىٰ ۚ وَالَّذِينَ لَمْ يَسْتَجِيبُوا لَهُ لَوْ أَنَّ لَهُمْ مَا فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا وَمِثْلَهُ مَعَهُ لَافْتَدَوْا بِهِ ۚ أُولَٰئِكَ لَهُمْ سُوءُ الْحِسَابِ وَمَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ ۖ وَبِئْسَ الْمِهَادُ

ПЕРЕВОД:

18. Тем, кто внял призыву своего Господа (к вере и покорности) — наилучшее (Рай). А кто не ответит на Его (Господа) призыв (к истине) — то даже будь у них все (имущество), что есть на земле в двойном размере, и они попытались бы откупиться этим (от мук в Судный день — это ничем им не поможет) — пристанищем их станет Ад. Какое же это плохое (и страшное) место!

ТАФСИР (Толкование):

“Какое же это плохое (и страшное) место!: и ни один их грех не будет им прощен.

18

أَفَمَنْ يَعْلَمُ أَنَّمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ مِنْ رَبِّكَ الْحَقُّ كَمَنْ هُوَ أَعْمَىٰ ۚ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُولُو الْأَلْبَابِ

ПЕРЕВОД:

19. Разве тот, кто знает (и твердо верит), что ниспосланное тебе (Коран, польза от которого уподоблена пользе от ниспосылаемой с неба воды) — истина, сравнится со слепым (чье сердце не видит)?! Но принимают наставление лишь обладатели разума!

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Всевышний Аллах привел этот пример, говоря о верующем и неверующем. И передается, что аят был ниспослан про Хамзу ибн Абдульмуталиба (да будет доволен им Аллах) и Абу Джахля (да будет он проклят). Под слепотой сердца имеется в виду неверие, и поэтому у не знающего про религию сердце слепо»[1].
 
И далее Всевышний Аллах рассказывает об их чертах:
 
[1] Куртуби, 12/53.

19

الَّذِينَ يُوفُونَ بِعَهْدِ اللَّهِ وَلَا يَنْقُضُونَ الْمِيثَاقَ

ПЕРЕВОД:

20. Они верны договору с Аллахом (о признании Его Господом и о соблюдении Его повелений, а также соблюдают слово, данное другим рабам) и не нарушают обещаний (данных Аллаху в отношении веры и религиозных предписаний, а также заключенных договоров и обещаний данных другим людям).

ТАФСИР (Толкование):

“Они верны договору с Аллахом, — выполняя Его повеления.
 
“И не нарушают обещаний”, — обещаний Аллаху и обещаний друг другу.
 
Ключевое качество этой группы — принципиальность в соблюдении договора, закона и обязательств как по отношению к Творцу, которому они обязались поклоняться, не придавая Ему в сотоварищи никого, так и по отношению друг к другу.

20

1 094
30 сентября, 19
Поделиться сурой
Ар-Ра’д:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Ар-Ра’д
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Ар-Ра’д
  • Мединская сура
  • 43 аятов
  • 13 джуз
  • в порядке ниспосылания - 96
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Это мединская сура, которая раскрывает основные темы: в них доказывается Единство Всевышнего Аллаха и пророческая миссия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), говорится о воскрешении и воздаянии и развеиваются разные сомнения, которые распространяют язычники.
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Пожалуйста поставте галочку в чекбокс, таким образом мы защищаемся от роботов, которые злостно спамят и задают много глупых вопросов нарушая Первый закон робототехники.
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Актау Актобе Алтынсаринский район Амангельдийский район Аральск Аркалык Атбасар Атырау Аулиекольский район Аягоз Байконур Балхаш Бейнеу Денисовский район Джангельдинский район Жайрем Жанаозен Жанатас Жангала Жанибек Жаркент Жезказган Жетисай Житикаринский район Казалы Казыгуртский район Камыстинский район Кандыагаш Капшагай Карабалыкский район Караганда Карасуский район Каратау Келесский район Кокшетау Костанай Кульсары Кызылорда Лисаковск Макат Мактааральский район Мендыкаринский район Миялы Наурзумский район Нур-Султан Ордабасынский район Отрарский район Павлодар Петропавловск Район Байдибека Район Туркибасы Риддер Рудный Сайрамский район Сайхин Сарыагаш Сарыкольский район Сарыозек Сатпаев Семей Степногорск Сузакский район Талдыкорган Тараз Тарановский район Туркестан Узункольский район Уральск Усть-Каменогорск Ушарал Фёдоровский район Форт-Шевченко Хромтау Чапаев Шалкар Шардара Шымкент Экибастуз
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Агрыз Азнакаево Аксубаево Актаныш Алексеевск Альметьевск Апастово Арск Бавлы Базарные Матаки Балтаси Богатые Сабы Болгар Большая Атня Большие Кайбицы Бугульма Буинск Высокая Гора Елабуга Заинск Зеленодольск Казань Камское Устье Кукмор Лаишево Лениногорск Мамадыш Менделеевск Мензелинск Муслюмово Набережные Челны Нижнекамск Новошешминск Нурлат Пестрецы Рыбная Слобода Сарманово Старое Дрожжаное Тетюши Тюлячи Уруссу Черемшан Чистополь
Алматы Аксай
Logo Logo active Azan.ru
19:15 Иша
Иша: 19:15 - 05:58
До Фаджра: 2 ч. 46 мин.
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ