Сура «Ас–Саджда»
Сура «Ас-Саджда» («Земной поклон») – мекканская сура. В ней 30 аятов
ПЕРЕВОД:
1. Алиф. Лям. Мим.
ТАФСИР (Толкование):
Относительно «хуруф аль-мукоттаʼа» читайте комментарий к первому аяту суры «Аль-Бакара».
1
ПЕРЕВОД:
2. (Эта) Книга, в которой нет сомнения, ниспослана от Господа миров.
ТАФСИР (Толкование):
Речь идет о Благородном Коране.
2
ПЕРЕВОД:
3. Но они (неверующие) говорят: «Он (Мухаммад) сочинил его (Коран)». Нет, это — истина от твоего Господа, чтобы ты мог предостерегать людей, к которым до тебя не приходил пророк, и чтобы они пошли по истинному пути.
ТАФСИР (Толкование):
Нет, мекканские язычники говорят неправду: Коран — это Откровение от Всевышнего Аллаха, данное Мухаммаду (да благословит его Аллах и да приветствует) для наставления людей на истинный путь.
Кто такие «люди, к которым до тебя не приходил пророк»? Толкователи Корана пишут, что речь идет о временном промежутке между Исой и Мухаммадом (мир им)1. Они относятся к «ахлю фатра» — людям, к которым не приходил пророк и до которых не дошел призыв к истинной религии.
1 Сафват ат-тафасир, 2/501.
3
ПЕРЕВОД:
4. Аллах, который создал небеса и землю за шесть (земных) дней и возвысился (возвышением, подобающим величию Его сущности, без передвижения и занимания места в пространстве) над Аршем. Нет у вас, кроме Него, ни покровителя, ни заступника. Неужели вы не поразмыслите над этим (и не уверуете в итоге)?
ТАФСИР (Толкование):
По поводу правильного понимания «истива» Аллаха обратитесь к комментарию к сурам «Аль-Аʼраф» (аят 54) или, например, «Аль-Фуркан» (аят 59).
4
ПЕРЕВОД:
5. Он управляет делами (вселенной) от неба до земли, а затем они восходят к Нему в день, длина которого — тысяча лет по вашему летоисчислению.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Господь управляет всеми процессами, происходящими в огромной вселенной, а затем все дела творений будут явлены перед ним в Судный день для разбора.
5
ПЕРЕВОД:
6. Это (Аллах) Знающий скрытое и явное, Могущественный, Милующий,
ТАФСИР (Толкование):
6
ПЕРЕВОД:
7. который сотворил все совершенным образом. Он дал начало творению человека из глины.
ТАФСИР (Толкование):
Имеется в виду, что первый человек — Адам (мир ему) — был создан из глины.
7
ПЕРЕВОД:
8. Затем Он сотворил его потомство из капли ничтожной жидкости (мужского семени).
ТАФСИР (Толкование):
8
ПЕРЕВОД:
9. Затем Он (Аллах) сформировал его (в утробе матери), вдохнул в него дух и даровал вам слух, зрение и сердца. Мала же ваша благодарность!
ТАФСИР (Толкование):
В аяте говорится дословно «вдохнул из Своего духа», однако это нельзя понимать как указание на наличие у Аллаха «духа». Отнесение творения к Себе в Коране — это способ указать на его особое положение для Всевышнего.
Имам аль-Байдави пишет:
«Аллах отнес дух к Себе в качестве возвеличивания. Он указывает на то, что это удивительное творение…»1
1 Аль-Байдави, 4/220.
9
ПЕРЕВОД:
10. Они (язычники) говорили: «Неужели после того, как мы затеряемся в земле, мы станем новым творением?» Просто они не верят во встречу со своим Господом.
ТАФСИР (Толкование):
Неверующие, отрицавшие воскрешение, не могли принять идею, что после окончательного распада тел в земле они могут быть воссозданы в первоначальном виде. Но они не верят не только в возможность телесного воскрешения, они отрицают и другие аспекты веры в Судный день — сбор, отчет за поступки, Ад, Рай и др.
10
ПЕРЕВОД:
11. Скажи (им, Мухаммад): «Умертвит вас ангел смерти, которому вы поручены, после чего вас вернут к вашему Господу».
ТАФСИР (Толкование):
11
ПЕРЕВОД:
12. Если бы ты увидел, как грешники (в Судный день) склонят головы перед своим Господом (и скажут): «Господи! Мы увидели (что воскрешение — истина) и услышали (от Тебя, что пророки говорили правду). Верни нас (в земную жизнь), и мы будем совершать праведные поступки. Поистине, мы обрели убежденность».
ТАФСИР (Толкование):
Предполагается такой смысл: «Если бы ты, Мухаммад, увидел это зрелище, ты бы увидел тем самым страшное и грандиозное событие»1.
«Поистине, мы обрели убежденность»
Имам ат-Табари пишет:
«То есть теперь мы уверены в Твоей Единственности и в том, что нельзя поклоняться никому, кроме Тебя, и не может быть иного господа, кроме Тебя, а также в том, что это Ты оживляешь, и умерщвляешь, и делаешь, что захочешь»2.
12
ПЕРЕВОД:
13. Если бы Мы пожелали, дали бы каждому человеку наставление (каждый был бы верующим и совершал бы благодеяния). Однако исполнится Слово Мое: «Я непременно наполню Ад джиннами и людьми!»
ТАФСИР (Толкование):
13
ПЕРЕВОД:
14. Вкусите же (наказание) за то, что вы забывали (при жизни) о встрече в этот ваш день (то есть не верили в Судный день). Поистине, (за это) Мы забыли вас (то есть предадим наказанию). Вкусите же вечное наказание за ваши поступки!
ТАФСИР (Толкование):
14
ПЕРЕВОД:
15. Веруют в Наши знамения лишь те, кто — когда им напоминают о них — падает в земном поклоне, и возвеличивает хвалой своего Господа, и не проявляет высокомерия.
ТАФСИР (Толкование):
После чтения этого аята необходимо (ваджиб, согласно ханафитскому мазхабу) совершить земной поклон — саджда ат-тилява.
15
ПЕРЕВОД:
16. Они отрывают свои бока (поднимают тела) с постелей (то есть встают на ночной намаз тахаджуд), взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют (на благие цели) из того (имущества), чем Мы их наделили.
ТАФСИР (Толкование):
16
ПЕРЕВОД:
17. Не знает человек, какие (невиданные) удовольствия скрыты для них (ожидают его в Раю) как воздаяние за то, что они совершали (за веру и праведные дела).
ТАФСИР (Толкование):
В хадисе кудси, переданном от Абу Хурайры (да будет Аллах им доволен), говорится:
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Я приготовил для Моих благочестивых рабов такие блага, которых не видели глаза, о которых не слышали уши, и ни один человек не может их (эти блага) представить».
Абу Хурайра после этого сказал:
«Если вы захотите найти в Коране подтверждение этого хадиса, то прочитайте аят: «Не знает человек, какие удовольствия скрыты для них»»1.
1 Передал Бухари. «Куран-и-Меджид».
17
ПЕРЕВОД:
18. Разве верующий подобен нечестивцу?! Они не одинаковы!
ТАФСИР (Толкование):
Праведный верующий не равен неверующему в этой жизни в убеждениях, делах и приоритетах — как же можно предположить, что у них будет одинаковая участь в вечной жизни?!
18
ПЕРЕВОД:
19. Верующим, совершавшим хорошие поступки, — Сады обители (Рая) станут наградой за то, что они делали (за благие дела в земной жизни).
ТАФСИР (Толкование):
19
ПЕРЕВОД:
20. А для нечестивцев пристанищем станет Ад. Каждый раз, когда они захотят выйти оттуда, их будут возвращать обратно. Им будут говорить: «Вкусите наказание Ада, в которое вы не верили!»
ТАФСИР (Толкование):
20
- Мекканская сура
- 30 аятов
- 21 джуз
- в порядке ниспосылания - 75
В ней 30 аятов. Мекканская сура.
Комментарии: 2
Правила форума