Фаджр
03:25 - 04:50
до 04:50 Через 07:35
Сухур *
С наступлением Фаджра заканчивается предрассветная трапеза Сухур. Принимать пищу следует завершить заранее, за 10 минут до Азана.
Восход
04:50
Макрух *
В сутках есть периоды, когда совершать намаз нельзя:
1. На восходе солнца
2. В полдень
3. Перед закатом Подробнее
Зухр
11:53 - 16:47
до 16:47
Аср
16:47 - 18:51
до 18:51
Магриб
18:51 - 20:16
до 20:16
Ифтар *
Магриб — пора Ифтара. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
20:16 - 03:23
до 03:23 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
01:01 - 03:23
до 03:23 Показать Иша
Фаджр: 03:23
Алматы
17 Шавваль
Moon
дата по хиджре
17
ШАВВАЛЬ
1445
Sun
григорианский календарь
26
АПРЕЛЯ
2024
Фаджр:  03:25  - 04:50
Восход:  04:50
Зухр:  11:53  - 16:47
Аср:  16:47  - 18:51
Магриб:  18:51  - 20:16
Иша:  20:16  - 03:23
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
7

Сура «Аль-А’раф»

«Преграды»
وَإِذْ قِيلَ لَهُمُ اسْكُنُوا هَٰذِهِ الْقَرْيَةَ وَكُلُوا مِنْهَا حَيْثُ شِئْتُمْ وَقُولُوا حِطَّةٌ وَادْخُلُوا الْبَابَ سُجَّدًا نَغْفِرْ لَكُمْ خَطِيئَاتِكُمْ ۚ سَنَزِيدُ الْمُحْسِنِينَ

ПЕРЕВОД:

161. И было им сказано (после выхода из пустыни): «Поселитесь (на священной земле) в этом городе (Иерусалиме) и ешьте там, что захотите. Но скажите: «Прости нас» (слово «хитта», которое означает «О Господь! Мы просим Тебя о прощении»), — и войдите во ворота, (смиренно) поклонившись. Мы простим ваши грехи и увеличим награду добродетельным (людям)».

ТАФСИР (Толкование):

“Скажите: «Прости нас»”: и когда вы войдете в этот город, то заходите, каясь перед Аллахом в своих грехах.

161

فَبَدَّلَ الَّذِينَ ظَلَمُوا مِنْهُمْ قَوْلًا غَيْرَ الَّذِي قِيلَ لَهُمْ فَأَرْسَلْنَا عَلَيْهِمْ رِجْزًا مِنَ السَّمَاءِ بِمَا كَانُوا يَظْلِمُونَ

ПЕРЕВОД:

162. Несправедливые (не выполнившие повеление грешники, навредившие этим лишь самим себе) среди них заменили (издеваясь) положенное слово («хитта», означающее покаяние) другим (словом «хинта», что значит «пшеница»). И Мы низвели на них кару с небес (эпидемию чумы) за то, что они поступили несправедливо (по отношению к себе, не покорившись повелению).

ТАФСИР (Толкование):

И, когда Всевышний Аллах через Мусу (мир ему) велел иудеям войти в Иерусалим, каясь в своих грехах, они, издеваясь над повелением Аллаха, употребили другое слово, которое похоже по звучанию, насмехаясь так над Аллахом и Его посланником, за что были сурово наказаны.
 
“Мы низвели на них кару с небес”
 
Абу ас-Сууд говорит:
 
«Под наказанием подразумевается чума, от которой, как передается, умерло среди них около четырнадцати тысяч»[1].
 
[1] 2/205.

162

وَاسْأَلْهُمْ عَنِ الْقَرْيَةِ الَّتِي كَانَتْ حَاضِرَةَ الْبَحْرِ إِذْ يَعْدُونَ فِي السَّبْتِ إِذْ تَأْتِيهِمْ حِيتَانُهُمْ يَوْمَ سَبْتِهِمْ شُرَّعًا وَيَوْمَ لَا يَسْبِتُونَ ۙ لَا تَأْتِيهِمْ ۚ كَذَٰلِكَ نَبْلُوهُمْ بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ

ПЕРЕВОД:

163. Спроси (Мухаммад) их о селении (Айля и о том, что произошло с ее жителями) на берегу (Красного) моря. Они нарушили субботу, поскольку рыба приплывала к ним по субботам (плавая) на поверхности (воды, а им было запрещено ее ловить по субботам) и не приплывала в другие дни. Так Мы подвергли их испытанию за то, что они совершали дурные поступки.

ТАФСИР (Толкование):

Иными словами: спроси иудеев Медины об их предках, которые жили на берегу Красного моря и были превращены в свиней и обезьян за нарушение запрета субботы.
 
“Рыба приплывала к ним по субботам”: их испытали тем, что в субботу по Воле Аллаха рыба сама выплывала и они могли без труда ее взять голыми руками, а в другие дни этого не происходило и им приходилось трудиться, чтобы ее поймать.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Иудеи скрывали эту историю, потому что она оскорбительна для них»[1].
 
“Так Мы подвергли их испытанию”
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«То есть установили для них сложные религиозные решения в поклонении, чтобы проверить, как они будут подчиняться»[2].
 
В тафсирах Шейхзаде и Алюси говорится, что, хотя Муса (мир ему) хотел выбрать пятницу как день поклонения, иудеи отдали предпочтение субботе, говоря, что Всевышний Аллах ничего не создавал в субботу. Тогда Всевышний Аллах сказал Мусе (мир ему): «Оставь их с их желаниями, а Я испытаю их в этом!» Так им было запрещено работать в субботу и ловить рыбу в этот день. Они соблюдали этот запрет до правления Дауда (мир ему), когда жители селения Айля, расположенного между Мединой и Шамом, нарушили этот запрет. Это произошло так: когда наступала суббота, вся рыба, жившая в море, приплывала к их берегу и поднималась к поверхности воды. Когда же суббота проходила, то рыбы расплывались и невозможно было увидеть ни одну из них. Шайтан нашептал тем людям, чей доход зависел от рыбной ловли: «Вам лишь запрещено в субботу вытаскивать рыбу из моря, а ловить ее не запрещено». Тогда некоторые из этих людей стали выкапывать на берегу бассейны, соединяя их с морем каналами, в пятницу вечером они открывали эти каналы — и рыба попадала в бассейны. Когда же наступало воскресенье, они вытаскивали рыбу из этих бассейнов и ели ее, а излишки солили и продавали. Так прошло семьдесят лет, на протяжении которых с ними не происходило никаких бедствий. Потом их дети, следуя по стопам своих отцов, стали еще смелее совершать этот грех, говоря при этом: «Нам разрешено ловить рыбу в субботу!» Людей в этом селении стало семьдесят тысяч, и они разделились на три класса. Одна часть придерживалась Божественных повелений, стараясь удержать других от греха, и их было двенадцать тысяч человек. Другая часть тоже придерживалась повелений, но из-за безразличия не пыталась удерживать других. А третья часть населения продолжала совершать грех, считая это дозволенным. После того как грешники не вняли увещеваниям, верующие сказали им: «Мы больше не хотим жить с вами в одном городе», — и поделили город надвое, возведя стену. А когда Дауд (мир ему) проклял грешников, Всевышний Аллах превратил их ночью в обезьян. Когда наступило утро, верующие, подойдя к воротам, увидели, что они закрыты и что из-за стены не доносится никаких звуков и не поднимается дым. Тогда они перелезли через стену и увидели, что молодые превратились в обезьян, а старики — в свиней. Те, кто был превращен в обезьян, узнавали в людях своих родственников, но люди не могли узнать их. Обезьяны плакали, подходя к людям и нюхая их одежду, а люди говорили им: «Разве мы не предостерегали вас?» И они плакали, качая головами[3].
 
[1] Куртуби, 9/362.
 
[2] Куртуби, 9/364.
 
[3] «Куран-и-Меджид».

163

وَإِذْ قَالَتْ أُمَّةٌ مِنْهُمْ لِمَ تَعِظُونَ قَوْمًا ۙ اللَّهُ مُهْلِكُهُمْ أَوْ مُعَذِّبُهُمْ عَذَابًا شَدِيدًا ۖ قَالُوا مَعْذِرَةً إِلَىٰ رَبِّكُمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ

ПЕРЕВОД:

164. И одна группа из них (не совершавшая грехи, но и не предостерегавшая грешников) спросила (другую группу, которая увещевала грешников): «Зачем вам наставлять людей, которых Аллах либо уничтожит, либо накажет?» Те ответили: «(Мы не прекращаем увещевать) чтобы иметь оправдание перед вашим Господом (и чтобы нас не обвинили в том, что мы не наставляли их, хотя были обязаны наставлять) и чтобы они (грешники, хоть немного) испугались (наказания от Аллаха)».

ТАФСИР (Толкование):

Ат-Табари говорит:
 
«И, возможно, вы устрашитесь Аллаха, и снова станете подчиняться Ему, и покаетесь том, что нарушали запрет субботы»[1].
 
Имам аль-Куртуби отмечает, что эта история произошла во времена пророка Дауда (мир ему)[2].
 
[1] 13/185.
 
[2] Куртуби, 9/364.

164

فَلَمَّا نَسُوا مَا ذُكِّرُوا بِهِ أَنْجَيْنَا الَّذِينَ يَنْهَوْنَ عَنِ السُّوءِ وَأَخَذْنَا الَّذِينَ ظَلَمُوا بِعَذَابٍ بَئِيسٍ بِمَا كَانُوا يَفْسُقُونَ

ПЕРЕВОД:

165. Когда же (грешники) забыли (совсем перестали обращать внимание на) наставления, Мы спасли (от наказания, постигшего других) тех, кто запрещал (совершать) зло, и сурово наказали несправедливых (грешников) за их грехи.

ТАФСИР (Толкование):

“Когда же они забыли”: когда они полностью перестали обращать всякое внимание на наставления праведников, обращенные к ним, Мы спасли этих праведников, которые порицали их преступления, а остальные были наказаны за грехи.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Можно сказать “забыл” и про того, кто действительно забыл, и про того, кто преднамеренно перестал что-то делать»[1].
 
[1] Куртуби, 9/367.

165

فَلَمَّا عَتَوْا عَنْ مَا نُهُوا عَنْهُ قُلْنَا لَهُمْ كُونُوا قِرَدَةً خَاسِئِينَ

ПЕРЕВОД:

166. Когда они нарушили запрет, Мы сказали им: «Станьте униженными обезьянами!»

ТАФСИР (Толкование):

Те, кто нарушал повеления Аллаха и ловил рыбу по субботам, в итоге превратились в свиней и обезьян. А те, кто наставлял их и порицал, были спасены, но в аяте не говорится об участи тех, кто сам не совершал это, но и не порицал других.
 
По мнению большинства ученых, после превращения люди ничего не ели и не пили, не вступали друг с другом в интимную близость и погибли в течение трех дней. Высказывалось мнение, что некоторые виды обезьян произошли от них, но риваят от Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) опровергает это мнение. В этом риваяте говорится: “Один человек спросил у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), остался ли кто-нибудь из тех общин, которые были превращены в обезьян и свиней. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Поистине, когда Аллах уничтожает или наказывает какой-либо народ, то не оставляет их потомков. Обезьяны и свиньи существовали и раньше!»”[1][2]
 
[1] Муслим, Предопределение: 7, №2663, 4/2051-2052.
 
[2] «Куран-и-Меджид».

166

وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكَ لَيَبْعَثَنَّ عَلَيْهِمْ إِلَىٰ يَوْمِ الْقِيَامَةِ مَنْ يَسُومُهُمْ سُوءَ الْعَذَابِ ۗ إِنَّ رَبَّكَ لَسَرِيعُ الْعِقَابِ ۖ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَحِيمٌ

ПЕРЕВОД:

167. И твой Господь сообщил, что Он обязательно будет насылать на них (на иудеев) до Судного дня тех, кто будет подвергать их страданиям. Поистине, твой Господь скор в наказании (неверующих) (Он может немедленно наслать наказание в этом мире на кого захочет, но даже если Он не захочет этого, то грядущее близко). Но (также) Он, поистине, Прощающий (тех, кто раскаивается), Милующий (верующих).

ТАФСИР (Толкование):

“И твой Господь сообщил”, — о том, что все свое существование на земле иудеи, которые ослушались Всевышнего Аллаха и издевались над Его повелениями и посланниками, будут унижены в этой жизни. Сначала их поработил Навуходоносор, затем они были завоеваны и унижены римлянами, потом христиане унижали их и постоянно пытались истребить их в Европе, где антисемитизм вылился в геноцид евреев, устроенный Гитлером. За Холокост ООН предоставило евреям право создать на территории Палестины свое независимое государство. Почему за преступление немецкого народа нужно платить землями мусульман?
 
Мусульмане спасали этот народ от европейского геноцида в Средние века, позволив им жить на своих землях и установив им джизью, а они отплатили тем, что мы сегодня видим в Газе. Мусульмане навсегда запомнят эту еврейскую благодарность.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«То есть Всевышний Аллах сообщил их предкам, что если они исказят Писание и не уверуют в последнего пророка, то Всевышний Аллах будет посылать тех, кто будет их наказывать за это»[1].
 
[1] Куртуби, 9/369.

167

وَقَطَّعْنَاهُمْ فِي الْأَرْضِ أُمَمًا ۖ مِنْهُمُ الصَّالِحُونَ وَمِنْهُمْ دُونَ ذَٰلِكَ ۖ وَبَلَوْنَاهُمْ بِالْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ

ПЕРЕВОД:

168. Мы раскидали их по земле (по разным частям света) группами. Среди них есть праведные (те, кто принял Ислам) и иные (неверующие и нечестивцы). Мы подвергли их испытанию благом (достатком и здоровьем) и злом (голодом и болезнями), чтобы они вернулись (к истине, отказавшись от неверия и грехов).

ТАФСИР (Толкование):

“Мы раскидали их по земле”: и они разбрелись по земле, и в каждой стране можно найти евреев, которые там обосновались.
 
Среди них есть и праведные, и иные”: среди них есть те, кто принял Ислам и уверовал в Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), но их крайне мало, а большая часть — это неверные и грешники.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Имеются в виду те, кто уверовал в Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), и те, кто не искажал свою религию и умер до отмены шариата Мусы»[1].
 
[1] Куртуби, 9/370.

168

فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ وَرِثُوا الْكِتَابَ يَأْخُذُونَ عَرَضَ هَٰذَا الْأَدْنَىٰ وَيَقُولُونَ سَيُغْفَرُ لَنَا وَإِنْ يَأْتِهِمْ عَرَضٌ مِثْلُهُ يَأْخُذُوهُ ۚ أَلَمْ يُؤْخَذْ عَلَيْهِمْ مِيثَاقُ الْكِتَابِ أَنْ لَا يَقُولُوا عَلَى اللَّهِ إِلَّا الْحَقَّ وَدَرَسُوا مَا فِيهِ ۗ وَالدَّارُ الْآخِرَةُ خَيْرٌ لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ ۗ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

ПЕРЕВОД:

169. После них (благочестивых рабов из числа людей Писания, твердо следовавших той религии и Писанию, которые были действительны в то время) пришло новое (плохое) поколение, которое (узнало от своих отцов повеления, запреты, а также то, что является дозволенным, а что запретным) унаследовало книгу (Таурат). Они держались за (бренные) блага земной (ничтожной) жизни и говорили: «Нас простят (за наши поступки)».

Но если
(спустя время) им попадали (в руки земные) блага, они снова принимались за это (вернулись к прежним грехам). Разве с них не было взято обещание относительно Книги, что они будут говорить об Аллахе только правду (но они все равно лгали, что обязательно будут прощены, несмотря на упорство в грехе)? Они ведь изучали его (Таурата) содержание (и знали, к чему их приведет нарушение его заповедей)!

Вечная обитель
лучше (чем земная жизнь со всеми их благами) для богобоязненных. Разве вы не понимаете (этого)?

ТАФСИР (Толкование):

После них пришли следующие поколения, которые унаследовали от своих предков Таурат, и среди них больше всего было именно неверных и грешников, которые не чурались грешить и хватались за мирские блага, не обращая внимание за дозволенность или запретность своих действий. Они говорили, что им, как богоизбранному народу, все уже прощено, но они так солгали про Аллаха, хотя с них был взят завет, что они не будут возводить ложь на Всевышнего Аллаха, и в Таурате не сказано ничего о прощении тем, кто постоянно грешит.
 
“Разве с них не было взято обещание относительно Книги”
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«То есть Таурата. И это суровое указание на то, что обязательно придерживаться истины в шариате и в религиозных решениях и что правители за взятки не должны склоняться к ложным решениям»[1].
 
“Они ведь изучали его (Таурата) содержание”: этим лишь усугубляется их грех, ведь они возводят ложь на Аллаха, хотя при этом Писание — перед ними.
 
[1] Куртуби, 9/373.

169

وَالَّذِينَ يُمَسِّكُونَ بِالْكِتَابِ وَأَقَامُوا الصَّلَاةَ إِنَّا لَا نُضِيعُ أَجْرَ الْمُصْلِحِينَ

ПЕРЕВОД:

170. Кто (не искажая и не скрывая Таурата и не делая его средством приобретения материальных благ) держится Книги и (полноценно) совершает намаз (тот непременно будет вознагражден), ведь Мы не лишаем вознаграждения тех, кто наводит порядок.

ТАФСИР (Толкование):

Кто выполняет повеления Всевышнего Аллаха в повседневной жизни и читает намаз в установленное для него время, тех найдет награда, и они не будут обделены милостью Аллаха.

170

وَإِذْ نَتَقْنَا الْجَبَلَ فَوْقَهُمْ كَأَنَّهُ ظُلَّةٌ وَظَنُّوا أَنَّهُ وَاقِعٌ بِهِمْ خُذُوا مَا آتَيْنَاكُمْ بِقُوَّةٍ وَاذْكُرُوا مَا فِيهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

ПЕРЕВОД:

171. И Мы подняли над ними гору, будто тучу, и они решили, что она упадет на них (потому что Аллах обещал это, если они не примут повелений Таурата, после чего они согласились, и им было сказано): Крепко держитесь того, что Мы даровали вам, и помните то, о чем там говорится (практикуя это), — чтобы защититься (от наказания в вечности).

ТАФСИР (Толкование):

Передается, что когда иудеям были ниспосланы повеления Таурата, то они отказались им следовать из-за их трудности[1].
 
“И Мы подняли над ними гору”: расскажи и про то, как Мы подняли гору ат-Тур над головами иудеев, и она устрашающе возвысилась над ними, будто туча, и, убеждённые, что если они не примут Таурат, то будут уничтожены этой горой, они согласились подчиниться.
 
И Всевышний Аллах сказал об этом в другом аяте:
 
وَرَفَعْنَا فَوْقَهُمُ الطُّورَ بِمِيثَاقِهِمْ
 
“Мы подняли над ними гору за договор с ними (который они нарушили)[2].
 
[1] Сафват ат-тафасир, 1/481.
 
[2] Коран, 4:154.

171

وَإِذْ أَخَذَ رَبُّكَ مِنْ بَنِي آدَمَ مِنْ ظُهُورِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ وَأَشْهَدَهُمْ عَلَىٰ أَنْفُسِهِمْ أَلَسْتُ بِرَبِّكُمْ ۖ قَالُوا بَلَىٰ ۛ شَهِدْنَا ۛ أَنْ تَقُولُوا يَوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّا كُنَّا عَنْ هَٰذَا غَافِلِينَ

ПЕРЕВОД:

172. И твой Господь взял из спин потомков Адама их потомство (поколение за поколением — и так вплоть до Судного дня) и (собрав всех людей вместе в виде частиц или в том виде, в каком Аллах пожелал) заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Не Я ли ваш Господь?» Они ответили: «Да (Ты — наш Господь), мы свидетельствуем (и подтверждаем, что у нас нет иного Господа, кроме Тебя)». (Да, мы сделали) Это — для того, чтобы в Судный день вы (люди) не говорили: «Мы не знали этого (что Аллах существует и Он — единственный Творец вселенной)».

ТАФСИР (Толкование):

Ат-Табари говорит[1]:
 
«Это значит: и еще расскажи, о Мухаммад, как Твой Господь вывел потомков Адама из чресл их отцов и как они засвидетельствовали Единобожие и свидетельствовали друг против друга в этом».
 
Второе мнение заключается в том, что в этом мире есть явные свидетельства Единственности Всевышнего Аллаха. И к этому мнению склонились аз-Замахшари, Абу аль-Хайян, Абу ас-Сууд и некоторые другие толкователи Корана[2].
 
“Они ответили: «Да (Ты — наш Господь), мы свидетельствуем»”: они признали, что лишь Всевышний Аллах — Творец и что лишь Он заслуживает поклонения.
 
“Это — для того, чтобы в Судный день вы (люди) не говорили: «Мы не знали этого»”: этот завет был взят с потомков Адама еще до их появления на свет, чтобы в Судный день они не оправдывали свое язычество и неверие незнанием.
 
Ибн аль-Араби аль-Малики говорит:
 
«Если спросят: “Как можно наказать творения, если они не совершали грехов, или наказать за то, что сам Аллах хотел, чтобы они совершили и предписал им это?” — то мы ответим: “Почему это невозможно? Из-за суждения разума или Шариата?” Если скажут: “Милостивый и Мудрый не может так поступать”, — то на это мы ответим: “Это если над ним есть повелевающий и запрещающий, а Всевышнего Аллаха не спрашивают о том, что Он совершает, но они сами будут спрошены, и поэтому нельзя сравнивать Творца и творения и действия Творца с действиями творений. И в реальности все дела принадлежат Всевышнему Аллаху, и все творение полностью подчинено лишь Ему, и Он распоряжается этим как пожелает, вынося решение как пожелает”»[3].
 
“Они ответили: «Да (Ты — наш Господь), мы свидетельствуем»”
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«То есть это обязательно для них. И когда творения признали Аллаха единственным Творцом, а потом забыли об этом, то пророки напоминали им об этом, и это напоминание завершил лучший из чистых»[4].
 
Имам ат-Тартуши говорит:
 
«Этот договор людям обязательно соблюдать, даже если они не помнят о нем в этой жизни, подобно тому как развод будет действителен, если было свидетельство, что слова были произнесены, даже если сам человек забыл об этом»[5].
 
Иными словами, даже если бы Всевышний Аллах не посылал пророков, то людей можно было бы наказать за многобожие, потому что их частицы признали Аллаха своим Господом, но Всевышний в виде Своей Милости посылает к людям пророков, которые напоминают им об этом договоре.
 
И имам аль-Куртуби пишет:
 
«Этот аят приводят в качестве довода те, кто говорит, что умершие дети попадают в Рай из-за их завета, а если они достигли совершеннолетия, то сам договор уже не поможет им [если они совершали многобожие]. И поэтому говорят, что дети язычников — в Раю, и это достоверное мнение»[6].
 
В соответствии с риваятом, передаваемом толкователями Корана и знатоками хадисов, от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), когда Адам (мир ему) находился на Арафате, Всевышний Аллах своим Могуществом извлек из спины Адама все поколения, которые произойдут от него вплоть до Судного дня, и собрал их перед собой в виде песчинок. Потом, обратившись к ним, Он спросил: «Разве не Я ваш Господь?» Они ответили: «Да! Это Ты! Мы свидетельствуем об этом». Так Всевышний Аллах записал для них абсолютно все: от их удела и срока жизни до тех бед, которые обрушатся на них. Кроме того, Он взял с них слово, что они будут поклоняться только Ему и не будут приобщать к Нему сотоварищей, и стал поручителем их удела. После этого Всевышний Аллах вернул их в чресла Адама (мир ему). Конец света не наступит до тех пор, пока на свет не появятся все поколения, которые в тот день дали слово Аллаху[7].
 
Имам Алюси, выражая убеждения знатоков хадисов и суфиев, сказал:
 
«Всевышний Аллах взял устный завет со всех Своих рабов, до того как они появились на свет и обрели телесную форму»[8][9].
 
[1] 13/190.
 
[2] Сафват ат-тафасир, 1/481.
 
[3] Ахкам аль-Куран, 2/791.
 
[4] Куртуби, 9/379.
 
[5] Куртуби, 9/380.
 
[6] Куртуби, 9/381.
 
[7] Абу Дауд, Сунан: 17, №4703, 2639; Табари, Джами аль-баян, №15349-15373, 6/110-114.
 
[8] Алюси, Рух аль-маани, 9103.
 
[9] «Куран-и-Меджид».

172

أَوْ تَقُولُوا إِنَّمَا أَشْرَكَ آبَاؤُنَا مِنْ قَبْلُ وَكُنَّا ذُرِّيَّةً مِنْ بَعْدِهِمْ ۖ أَفَتُهْلِكُنَا بِمَا فَعَلَ الْمُبْطِلُونَ

ПЕРЕВОД:

173. И чтобы вы не говорили (в Судный день): «Наши предки до нас были язычниками, а мы были всего лишь их потомками после них (мы лишь следовали за их религией). Неужели Ты погубишь нас за то (неверие), что совершали заблуждавшиеся (наши предки, которые виноваты в том, что внедрили ложные верования)

ТАФСИР (Толкование):

173

وَكَذَٰلِكَ نُفَصِّلُ الْآيَاتِ وَلَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ

ПЕРЕВОД:

174. Так (красноречиво и подробно) Мы объясняем знамения (чтобы они поняли истину), чтобы они (поняли то, к чему побуждают и от чего предостерегают их наши аяты, и, отказавшись от слепого подражания и следования заблуждению и многобожию) вернулись (на истинный путь, отказавшись от неверия).

ТАФСИР (Толкование):

Как Всевышний объяснил завет, заключенный с потомками Адама, так Он разъясняет Свои знамения, чтобы рабы могли одуматься и отречься от своих заблуждений, перестав придерживаться неправильной веры своих предков.

174

وَاتْلُ عَلَيْهِمْ نَبَأَ الَّذِي آتَيْنَاهُ آيَاتِنَا فَانْسَلَخَ مِنْهَا فَأَتْبَعَهُ الشَّيْطَانُ فَكَانَ مِنَ الْغَاوِينَ

ПЕРЕВОД:

175. Прочти (Мухаммад) им (иудеям и другим людям) историю о человеке (по имени Бальʼам ибн Баʼура, который променял духовные ценности на материальные блага), которому Мы даровали Наши знамения (знание религии), а он (отвергнув) отбросил их (подобно тому как змея отбрасывает кожу). Шайтан (который был бессилен, когда тот был верующим) настиг его, и он стал заблудшим.

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Масʼуд говорит:
 
«Речь идет об иудее, которого Муса (мир ему) отправил к царю Мадьяну, чтобы призвать его к Аллаху, но царь дал ему много денег и власть, чтобы тот отказался от религии Мусы и принял религию этого царя, и он согласился и из-за этого сбил множество людей»[1].
 
Некоторые передают, что он даже какое-то время был пророком, но потом у него забрали пророческую миссию, но это недостоверное мнение[2].
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/54.
 
[2] Ибн Касир, 4/119.

175

وَلَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَلَٰكِنَّهُ أَخْلَدَ إِلَى الْأَرْضِ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ ۚ فَمَثَلُهُ كَمَثَلِ الْكَلْبِ إِنْ تَحْمِلْ عَلَيْهِ يَلْهَثْ أَوْ تَتْرُكْهُ يَلْهَثْ ۚ ذَٰلِكَ مَثَلُ الْقَوْمِ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا ۚ فَاقْصُصِ الْقَصَصَ لَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

ПЕРЕВОД:

176. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его (до степени ученых, обладавших богобоязненностью) посредством этого (практики полученных им знаний). Однако он склонился к земному (ничтожным земным благам) и стал потакать своим прихотям.

Он похож на собаку: прогоняешь ли ты ее или оставляешь в покое, она высовывает язык
(человек, глубоко привязанный к земному, всегда пребывает в одном и том же состоянии и не принимает наставления). Таков же пример тех, кто не поверил в Наши знамения. Рассказывай им эти истории, чтобы они задумались (и уверовали).

ТАФСИР (Толкование):

“Если бы Мы пожелали”: если бы Мы хотели, то возвысили бы его до уровня праведных ученых, но его сердце устремилось к мирскому, и он последовал за своими страстями и в итоге погиб и погубил многих других.
 
“Он похож на собаку”: из-за их низости с собакой сравнены все, кто не верует в знамения Всевышнего Аллаха. И так порицаются иудеи за то, что, хотя описание Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) было в Таурате, они проявили упорство и не уверовали в него, когда он пришел.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Аят указывает, если хорошо поразмыслить над ним, что нельзя обманываться своими знаниями и делами, поскольку человек не знает, каков будет его итог»[1].
 
Пусть Аллах дарует нам тауфик умереть в Исламе. Амин.
 
[1] Куртуби, 9/389.

176

سَاءَ مَثَلًا الْقَوْمُ الَّذِينَ كَذَّبُوا بِآيَاتِنَا وَأَنْفُسَهُمْ كَانُوا يَظْلِمُونَ

ПЕРЕВОД:

177. Плох пример тех, кто (упрямо) не верит в Наши знамения. Они (этим отрицанием) причиняют зло (лишь) сами себе.

ТАФСИР (Толкование):

Те, кто не верит в Аллаха, никак не могут навредить Всевышнему Аллаху, а вредят лишь себе, потому что их ждут адские муки.

177

مَنْ يَهْدِ اللَّهُ فَهُوَ الْمُهْتَدِي ۖ وَمَنْ يُضْلِلْ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ

ПЕРЕВОД:

178. Кого Аллах наставляет на истинный путь, тот идет по нему. А кого Аллах сбивает (с верного пути), те — понесшие ущерб (в обоих мирах).

ТАФСИР (Толкование):

Аят указывает, что наставляет на истинный путь и сбивает с него лишь Всевышний Аллах.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Этот аят опровергает кадаритов, о чем уже было сказано, и тех, кто говорит, что Аллах наставляет всех людей и не может никого сбить»[1].
 
[1] Куртуби, 9/390.

178

وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ ۖ لَهُمْ قُلُوبٌ لَا يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَا يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لَا يَسْمَعُونَ بِهَا ۚ أُولَٰئِكَ كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ

ПЕРЕВОД:

179. Много джиннов и людей Мы создали для Ада. У них сердца, которые не понимают, глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат.

(С точки зрения недостаточности мышления, нежелания смотреть на вещи с целью извлечения урока и нежелания слушать, размышляя) они подобны животным — но даже более заблудившиеся (поскольку они оставили то, что могло бы принести им вечную пользу, и обратились к тому, что стало для них причиной вечных наказаний). Они — беспечные (не знающие собственной выгоды).

ТАФСИР (Толкование):

“Много джиннов и людей Мы создали для Ада”: Всевышний Аллах сотворил для Ада в качестве растопки людей и джиннов, которым еще в предвечности был предписан Ад.
 
“Они подобны животным — но даже более заблудившиеся”.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Ведь они не будут наставлены для награды, и они подобны скоту, то есть единственные их желания — это есть и пить, но они более заблудшие, потому что скотина знает, что ей вредит, а что приносит пользу, и слушается своего хозяина в отличие от них. Ата говорит: “Скотина знает своего Господа, а неверный не знает”. И говорят, что скотина подчиняется своему Господу, а неверующий — нет»[1].
 
И Всевышний Аллах говорит в другом аяте:
 
وَلَقَدْ مَكَّنَّاهُمْ فِيمَا إِن مَّكَّنَّاكُمْ فِيهِ وَجَعَلْنَا لَهُمْ سَمْعًا وَأَبْصَارًا وَأَفْئِدَةً فَمَا أَغْنَىٰ عَنْهُمْ سَمْعُهُمْ وَلَا أَبْصَارُهُمْ وَلَا أَفْئِدَتُهُم مِّن شَيْءٍ إِذْ كَانُوا يَجْحَدُونَ بِآيَاتِ اللَّـهِ وَحَاقَ بِهِم مَّا كَانُوا بِهِ يَسْتَهْزِئُونَ
 
“Мы наделили их (адитов) тем, чем не наделили вас, даровали им слух, зрение и сердца (разум). Но ни слух, ни зрение, ни сердца ничуть не помогли им, ибо они отвергали знамения Аллаха, и их постигло то, над чем они насмехались (наказание Аллаха)[2].
 
[1] Куртуби, 9/390; также см.: Рази, 15/65.
 
[2] Коран, 46:26.

179

وَلِلَّهِ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَىٰ فَادْعُوهُ بِهَا ۖ وَذَرُوا الَّذِينَ يُلْحِدُونَ فِي أَسْمَائِهِ ۚ سَيُجْزَوْنَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

ПЕРЕВОД:

180. У Аллаха прекрасные имена. Так обращайтесь же к Нему (в мольбах), используя их! И оставьте тех, кто искажает Его имена (кто давал своим идолам имена, искажая имена Аллаха: например, имя идола «аль-Лат» было образовано от имени «Аллах», «аль-ʼУзза» от «аль-ʼАзиз»). Воздастся им (по заслугам) за их дела!

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Аят был ниспослан про одного мусульманина, который в намазе говорил: «Рахман, Рахим», — и тогда один из язычников Мекки спросил его: «Разве Мухаммад не заявляет, что поклоняется одному Богу? Зачем тогда взывать к двум богам?» И тогда Всевышний ниспослал: “У Аллаха прекрасные имена”»[1].
 
Передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
 
«У Аллаха девяносто девять имен, и тот, кто выучит их, войдет в Рай»[2].
 
Имам аль-Бакиляни говорит:
 
“Смысл слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): «У Аллаха девяносто девять имен, и тот, кто выучит их, войдет в Рай», — в том что у Аллаха девяносто девять имен, в чем нет разногласий, и они указывают на Его множество различных качеств. Некоторые из них связаны с Ним Самим, а некоторые — с отдельными Его качествами, присущими Ему. Имена, которые указывают на Него Самого, — это и есть Он Сам. А те, которые связаны с Его атрибутами, — это имена. И среди этих имен есть имена сущности и имена действий. И это смысл слов Всевышнего Аллаха: “У Аллаха прекрасные имена”[3].
 
Другими словами, надо обращаться и взывать ко Всевышнему Аллаху посредством Его прекрасных имен, которые передаются и в Коране, и в Сунне. И взывать к Аллаху посредством Его прекрасных имен — это один из видов тавассуля (посредничества).
 
“И оставьте тех, кто искажает Его имена”, — то есть тех, кто искажает Его имена, образуя от них имена идолов, которых выдумало их больное воображение, и за это они получат наказание в вечной жизни.
 
Мусульманам следует усердно читать те зикры и дуа, которые передаются в Коране и достоверной Сунне, и на это указывает Ибн аль-Араби аль-Малик: «И остерегайтесь этого и не взывайте к Аллаху, кроме того, что передается в Коране и пяти книгах [Сунны]: и это аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд и ан-Насаи. Ислам зиждется на этих книгах, и в них содержится почти все, что есть в “Аль-Муватта” — основной книге [по хадисам]. И оставь остальные книги. И пусть никто из вас не говорит: “Выбери такое-то и такое-то дуа”, — потому что Аллах уже выбрал и направил с этим Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) к людям»[4].
 
Что касается запрета читать дуа, которые не передаются в Сунне, то маликитский мазхаб тут самый строгий, а в остальных мазхабах нет такой строгости, но нет сомнений, что лучше следовать тому, что передается в Сунне.
 
И следует знать, что имена Аллаха не ограничиваются девяноста девятью, но их больше[5].
 
[1] Куртуби, 9/391.
 
[2] “Сахих” аль-Бухари (№2736); “Сахих” Муслима (№2677).
 
[3] Тамхид аль-аваиль, с. 263.
 
[4] Ахкам аль-Куран, 2/805.
 
[5] Ибн Касир, 4/126.

180

228 923
20
12 сентября, 19
Поделиться сурой
Аль-А’раф:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Комментарии: 20

Правила форума
Кемран Агаханов
Кемран Агаханов
0
“Когда читают Коран”, — надо молчать, проявляя уважение к Речи Аллаха, слушать и размышлять на* его смыслом.
16 сентября, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили. Джазака Аллаху хайран!
16 сентября, 19
Абдул Магомедов
Абдул Магомедов
0
47.

И смысл таков: когда их заставят посмотреть на обитателей Ада и когда они увидят, как те мучаются, то попросят помощи у Господа, чтобы НЕ оказаться вместе с ними».
17 сентября, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум! Исправили. Джазака Аллаху хайран!
17 сентября, 19
Yunir
Yunir
0
Аят 191.

ТАФСИР (Толкование):
По форме это вопрос по форме
12 ноября, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум! Исправили. Спасибо!
12 ноября, 19
Yunir
Yunir
0
Аят 172

Они ответили: «Да (Ты — наш Господь), мы свидетельствуем (и подтверждаем, что у нас !НЕТ! иного Господа, кроме Тебя)»
12 ноября, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Да, вы правы. Исправили. Джазака Аллаху хайран!
12 ноября, 19
Абу Хурайра
Абу Хурайра
0
Ассалам алейкум

88 аят, думаю там пропущена "не"
18 декабря, 19
Ержан Кадир
Ержан Кадир
0
на 179 аяте в тафсире Имама Куртуби есть фраза( Ата говорит: “Скотина знает своего Господа, а неверный не знает”. ) Что такое Ата ?
20 декабря, 19
Nana Muslim
Nana Muslim
0
Ата -- это мусульманский учёный поколения табиин, известный хадисовед, муфтий Мекки. Родился в 647 г., в период правления третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана(радыаЛлаху анху).
Более полное имя Абу Муха́ммад ‘Ата́ ибн Абу Раба́х.
21 декабря, 19
Ержан Кадир
Ержан Кадир
0
да да транскрипция Ато (عطا).
21 декабря, 19
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в тафсире 2 аята: «Возможно, ты (Мухаммад) мучаешься от того, что они (мекканцы) не становятся верующими»[2].

(мекканцы) - нужно убрать жирное выделение.
29 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили, спасибо!
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в тафсире 12 аята: А еще имам аль-Куртуби[2] указывает, что все хадисы и асары от саляфов, в которых порицается личное суждение и мнение, говорят о ложном и ошибочном суждении и мнении, но не о кыясе как к таковом.

после частицы "как" нужно убрать лишнюю букву к.
29 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
перевод 16 аята: «За то, что Ты сбил меня, я непременно перегорожу собой для них (людей) Твой прямой путь (буду мешать им следовать истинной религии).

(людей) - нужно убрать жирное выделение.
29 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в тафсире 24 аята: «Земля станет для вас местом пребывания»: теперь вы и все ваши потомки будут жить на земле весь уготованный вам жизненный удел.

Конец предложения немного трудно понять. Возможен такой вариант: ...теперь вы и все ваши потомки будут жить на земле до конца ваших дней.
30 января, 20
Saida Turlanova
Saida Turlanova
0
Ассаламу'алейкум уа рахматуЛлаһи уа баракатуху!
135 аят не воспроизводится. Исправьте пожалуйста
29 августа, 20
Аль-А’раф
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Аль-А’раф
  • Мекканская сура
  • 206 аятов
  • 8, 9 джуз
  • в порядке ниспосылания - 39
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Сура «Аль-А’раф» — самая длинная мекканская сура, основная задача которой — установить основы исламского призыва, а именно: Единобожие, воскрешение, доказательство пророческой миссии и необходимости отвечать на призыв пророков.

Эта сура — мекканская, кроме восьми аятов: от 163-го до 171-го.

Имам аль-Бухари передает от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) прочитал в вечернем (магриб) намазе суру «Аль-А’раф», разделив ее чтение на два ракаата.
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Астана Атырау Ақтау Ақтөбе Балқаш Екібастұз Жезқазған Көкшетау Орал Павлодар Петропавл Рудный Сарыағаш Семей Степногорск Сәтпаев Талдықорған Тараз Теміртау Түркістан Шымкент Қарағанды Қостанай Қызылорда Өскемен
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Альметьевск Болгар Бугульма Елабуга Заинск Казань Лениногорск Набережные Челны Нижнекамск Чистополь
Алматы
Logo Logo active Azan.ru
20:16 Иша
Иша: 20:16 - 03:23
До Фаджра: 7 ч. 35 мин.
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ