Фаджр
05:30 - 06:50
до 06:50
Сухур *
С наступлением Фаджра заканчивается предрассветная трапеза Сухур. Принимать пищу следует завершить заранее, за 10 минут до Азана.
Восход
06:50
Макрух *
В сутках есть периоды, когда совершать намаз нельзя:
1. На восходе солнца
2. В полдень
3. Перед закатом Подробнее
Зухр
11:41 - 14:44
до 14:44
Аср
14:44 - 16:26
до 16:26 Через 00:49
Магриб
16:26 - 17:46
до 17:46
Ифтар *
Магриб — пора Ифтара. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
17:46 - 05:31
до 05:31 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
01:36 - 05:31
до 05:31 Показать Иша
Аср: 14:44
Алматы
20 Джумада-авваль
Moon
дата по хиджре
20
ДЖУМАДА-АВВАЛЬ
1446
Sun
григорианский календарь
21
НОЯБРЯ
2024
Фаджр:  05:30  - 06:50
Восход:  06:50
Зухр:  11:41  - 14:44
Аср:  14:44  - 16:26
Магриб:  16:26  - 17:46
Иша:  17:46  - 05:31
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
6

Сура «Аль-Ан’ам»

«Скот»
بَدِيعُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ أَنَّىٰ يَكُونُ لَهُ وَلَدٌ وَلَمْ تَكُنْ لَهُ صَاحِبَةٌ ۖ وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ ۖ وَهُوَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

101. Он (Всевышний Аллах) — Творец небес и земли. Как может быть у Него ребенок, если у Него нет (и не может быть) супруги? Он создал все (творения) и знает обо всем.
 

ТАФСИР (Толкование):

«Как может быть у Него ребенок, если у Него нет (и не может быть) супруги?»: как вы можете говорить, что у Аллаха есть сын, когда для сына нужна жена?
 
Согласно учению православной и католической церкви, христиане верят, что Иса (мир ему) — предвечный сын Творца. Так они пытаются уйти от противоречия: «Как можно считать Ису (мир ему) и богом, и сыном, если сын должен быть рожден, а значит, сотворен?» Чтобы уйти от одного противоречия, они создали еще большее противоречие, которое разум не приемлет.
 
Автор «Ат-Тасхиль» говорит[1]:
 
«Цель этого аята — опровержение двумя способами возможности наличия у Всевышнего Аллаха сына.
 
Первый [способ]: сын — это всегда часть отца, но Всевышний Аллах превыше подобного описания, ведь Он Создатель всего, и поэтому у Него не может быть сына.
 
Второй [способ]: Аллах создал небеса и землю и существует полностью независимо от чего-либо».
 
[1] Ибн Джузай, 2/18.

101

ذَٰلِكُمُ اللَّهُ رَبُّكُمْ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ۖ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ فَاعْبُدُوهُ ۚ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَيْءٍ وَكِيلٌ

ПЕРЕВОД:

102. Таков Аллах, ваш Господь. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Создателя всего. Поклоняйтесь же Ему (признавая Его Единство)! Он — Покровитель всего.

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах — Единственный Творец небес и земли, и лишь Он творит и создает каждое творение: от самого большого до самого малого, — и никто, кроме Него, не достоин поклонения.

102

لَا تُدْرِكُهُ الْأَبْصَارُ وَهُوَ يُدْرِكُ الْأَبْصَارَ ۖ وَهُوَ اللَّطِيفُ الْخَبِيرُ

ПЕРЕВОД:

103. Его нельзя увидеть глазами (в этом мире), но Он видит все. Он знает итог всего, знает обо всем.

ТАФСИР (Толкование):

Имеется в виду, что Сущность Аллаха не могут охватить Его рабы ни в какой форме, что не означает, что Его нельзя будет увидеть, потому что между видением и полным охватыванием есть разница.
 
Этот аят Аиша (да будет доволен ею Аллах) использовала, чтобы указать, что Всевышнего Аллаха невозможно увидеть в этой жизни и возможно лишь в жизни следующей[1].
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Всевышний Аллах объяснил, что Он чист от качеств творений, к которым относится охватывание в значении ограничения, как воспринимаются остальные творения, но это не отрицание того, что Его можно увидеть»[2].
 
В этом аяте отвергается не видение Аллаха Всевышнего глазами, а постижение Его взором. Термины «руйя» и «идрак» могут употребляться как вместе, так и отдельно. Так, например, термин «идрак» означает погружение в глубину чего-либо и всестороннее понимание истинной сути того или иного предмета. Поскольку так можно постичь лишь существо, которое обладает определенными границами и сторонами, совершенно очевидно, что ни в мирской жизни, ни в вечной подобным образом постичь Аллаха невозможно. И тут отвергается идрак, но говорится о возможности увидеть (руйя). Исходя из этого, можно понять, что смысл аята будет следующим: «Всевышний Аллах может быть увиден, но Он непостижим». И есть множество хадисов, переданных способом мутаватир, в которых говорится о том, что верующие увидят Аллаха в Раю[3].
 
[1] Ибн аль-Джаузи, 3/99.
 
[2] Куртуби, 8/482.
 
[3] «Куран-и-Меджид».

103

قَدْ جَاءَكُمْ بَصَائِرُ مِنْ رَبِّكُمْ ۖ فَمَنْ أَبْصَرَ فَلِنَفْسِهِ ۖ وَمَنْ عَمِيَ فَعَلَيْهَا ۚ وَمَا أَنَا عَلَيْكُمْ بِحَفِيظٍ

ПЕРЕВОД:

104. (Скажи им, Мухаммад): «К вам пришли явные доводы от вашего Господа. Кто увидел их (принял и уверовал), то это на пользу ему самому, а кто был слеп (и не принял), тот навредил себе. Я не хранитель вам (я только наставляю и увещеваю вас)».

ТАФСИР (Толкование):

Скажи им, о Мухаммад, что Всевышний Аллах даровал вам Коран через Своего Посланника, в котором есть знамения Единственности Аллаха, и кто последовал за Кораном, тот лишь принес пользу и спас себя от пламени Ада, а кто отверг Коран, тот навредил лишь себе, потому что Аллах не нуждается в Своих творениях, а раб за неверие будет наказан.

104

وَكَذَٰلِكَ نُصَرِّفُ الْآيَاتِ وَلِيَقُولُوا دَرَسْتَ وَلِنُبَيِّنَهُ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

ПЕРЕВОД:

105. Так Мы объясняем вам аяты, чтобы (неверующие потом) сказали: «Ты научился этому (у иудеев или христиан)!» — и чтобы Мы объяснили его (Коран) знающим людям.

ТАФСИР (Толкование):

105

اتَّبِعْ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنْ رَبِّكَ ۖ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ ۖ وَأَعْرِضْ عَنِ الْمُشْرِكِينَ

ПЕРЕВОД:

106. Следуй (Мухаммад) тому, что внушено тебе в откровении от твоего Господа (Корану). Нет никого, достойного поклонения, кроме Него. И отвернись от язычников.

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби говорит[1]:
 
«Пусть твое сердце не заботят эти язычники, и займи себя поклонением Аллаху».
 
Это важное правило для всех, кто призывает к религии Аллаха в неисламской среде. Мы не можем сделать людей верующими, и у нас нет такой задачи. Более того, такая задача не стояла и перед Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует). Задача — донести знание об этой религии и уделить время тем, кто готов слушать, а кто не хочет, тех следует оставить.
 
Имам аль-Куртуби отмечает, что если мусульмане представляют собой меньшинство в немусульманском обществе и открытая критика неких убеждений неверных может привести к ответному оскорблению Всевышнего Аллаха и Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), то следует воздержаться от такой критики, чтобы не стать причиной подобных действий со стороны неверных.
 
[1] Куртуби, 8/60.

106

وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ مَا أَشْرَكُوا ۗ وَمَا جَعَلْنَاكَ عَلَيْهِمْ حَفِيظًا ۖ وَمَا أَنْتَ عَلَيْهِمْ بِوَكِيلٍ

ПЕРЕВОД:

107. Если бы Аллах пожелал, то они не приравнивали бы никого (к Нему). Мы не сделали тебя их хранителем, и ты им не покровитель.

ТАФСИР (Толкование):

Если бы Аллах хотел для этих людей счастья в вечной жизни, то наставил бы их и раскрыл им сердце для твоего призыва.
 
Ас-Сави пишет[1]:
 
«Это усиливает смысл предыдущего аята: у тебя нет задачи заставить их принять веру. И это было до ниспослания аятов о сражении».
 
Другими словами, речь идет о мекканском периоде, когда верующие были меньшинством во враждебной среде и словесный призыв был единственной формой призыва к Аллаху.
 
Когда мусульмане переселились в Медину, установили там свое правление и получили силу, то к призыву словом добавился призыв силой и сражением.
 
[1] «Хашият» ас-Сави к «Джалялейн».

107

وَلَا تَسُبُّوا الَّذِينَ يَدْعُونَ مِنْ دُونِ اللَّهِ فَيَسُبُّوا اللَّهَ عَدْوًا بِغَيْرِ عِلْمٍ ۗ كَذَٰلِكَ زَيَّنَّا لِكُلِّ أُمَّةٍ عَمَلَهُمْ ثُمَّ إِلَىٰ رَبِّهِمْ مَرْجِعُهُمْ فَيُنَبِّئُهُمْ بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

ПЕРЕВОД:

108. Не оскорбляйте тех (идолов), к которым они взывают помимо Аллаха, иначе они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству (потому что они не знают Аллаха). Так Мы приукрасили для каждого из народов их дела. Затем (в вечной жизни) они будут возвращены к своему Господу, и Он сообщит им обо всем, что они делали.

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Аббас передает, что, когда верующие порицали идолов язычников, те стали угрожать, что начнут ругать Всевышнего Аллаха, и после этого был ниспослан этот аят[1].
 
«Мы приукрасили для каждого из народов их дела», — для верующих — веру и поклонение, а для неверных — неверие и нечестие.
 
[1] Ибн Касир, 1/607.

108

وَأَقْسَمُوا بِاللَّهِ جَهْدَ أَيْمَانِهِمْ لَئِنْ جَاءَتْهُمْ آيَةٌ لَيُؤْمِنُنَّ بِهَا ۚ قُلْ إِنَّمَا الْآيَاتُ عِنْدَ اللَّهِ ۖ وَمَا يُشْعِرُكُمْ أَنَّهَا إِذَا جَاءَتْ لَا يُؤْمِنُونَ

ПЕРЕВОД:

109. Они (мекканские язычники) горячо клялись Аллахом, что, если придет к ним знамение, они обязательно поверят в него. Скажи (им, Мухаммад): «Знамения — у Аллаха (Он ниспосылает их, когда и кому пожелает, а я только призываю вас к истине). И с чего вы (верующие) взяли, что они уверуют, если оно (знамение) придет к ним?»

ТАФСИР (Толкование):

Мекканские язычники стали произносить высокопарные клятвы, что если знамение от Аллаха, которое они требуют, будет ниспослано, то они обязательно уверуют и последуют за Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует). Но Всевышний Аллах знает, что скрывают их сердца, и знает, что они не уверуют никогда и любое знамение они назовут колдовством, лишь бы не следовать за Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует).

109

وَنُقَلِّبُ أَفْئِدَتَهُمْ وَأَبْصَارَهُمْ كَمَا لَمْ يُؤْمِنُوا بِهِ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَنَذَرُهُمْ فِي طُغْيَانِهِمْ يَعْمَهُونَ

ПЕРЕВОД:

110. Мы отворачиваем их сердца и взгляды (от истины, и поэтому они не видят ее), поскольку они не уверовали в него (Коран) в первый раз, и оставляем их бродить в собственном заблуждении.

ТАФСИР (Толкование):

Иными словами: если вы не уверовали в первый раз, то не уверуете никогда.

110

وَلَوْ أَنَّنَا نَزَّلْنَا إِلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةَ وَكَلَّمَهُمُ الْمَوْتَىٰ وَحَشَرْنَا عَلَيْهِمْ كُلَّ شَيْءٍ قُبُلًا مَا كَانُوا لِيُؤْمِنُوا إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ يَجْهَلُونَ

ПЕРЕВОД:

111. Даже если бы Мы низвели им ангелов (как они хотели), и (в ответ на их просьбу о воскрешении их умерших отцов) мертвые заговорили бы с ними (подтверждая твою, Мухаммад, правдивость), и Мы собрали бы перед ними все творения, они бы все равно не уверовали, если бы Аллах не пожелал (этого). Но большинство их не знает (об этом).

ТАФСИР (Толкование):

«Даже если бы Мы низвели им ангелов»: язычники лгут, говоря, что если бы Всевышний Аллах ниспослал знамения, которые они просят, то они уверовали бы в Аллаха.
 
«Мы собрали бы перед ними все творения»: если бы все сущее было собрано и предстало перед ними так, что они могли бы все это лицезреть, то они все равно бы не уверовали.
 
«Но большинство их не знает»
 
Имам ат-Табари пишет:
 
«Большинство из них не понимает, что все находится во власти Всевышнего Аллаха. Они думают, что владеют неверием и верой и что могут уверовать, когда захотят, но это не так! (Смысл:) это находится в Моей власти, и никто из них не уверует, если Я не пожелаю наставить их, и никто не впадет в неверие, если только Я не ввергну его в заблуждение»[1].
 
Этот аят был ниспослан про таких злейших врагов Ислама, как Валид ибн Мугира и Ас ибн Ваиль, которые вместе с другими идолопоклонниками пришли к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и сказали: «Покажи нам ангелов, и пусть они засвидетельствуют твою пророческую миссию; низведи нам с неба Книгу, которую бы несли сорок ангелов; воскреси некоторых из наших умерших, чтобы мы могли спросить у них, правду ты говоришь или лжешь; обратись с дуа к Аллаху, чтобы Он воскресил двух правдивых старцев Кусайя ибн Киляба и Джадана ибн Амра, чтобы они свидетельствовали о твоей пророческой миссии; кроме того, приведи нам Аллаха с ангелами в качестве поручителей, что ты говоришь правду!» И в ответ на это Всевышний Аллах ниспослал этот аят со смыслом: «Вера —только по Моему позволению, и не в их руках, уверовать или нет»[2].
 
[1] Табари, 12/47.
 
[2] «Куран-и-Меджид».

111

وَكَذَٰلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنْسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَىٰ بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا ۚ وَلَوْ شَاءَ رَبُّكَ مَا فَعَلُوهُ ۖ فَذَرْهُمْ وَمَا يَفْتَرُونَ

ПЕРЕВОД:

112. И точно так же (как Мы сделали этих язычников твоими, Мухаммад, врагами) Мы назначали (в прошлом) для каждого пророка врагов шайтанов из людей и джиннов. Они внушали друг другу красивые слова обмана. Если бы твой Господь пожелал, (чтобы они уверовали, то) они не делали бы так (не внушали бы приукрашенную ложь). Оставь же их (язычников) наедине с их выдумками.

ТАФСИР (Толкование):

«Мы назначали (в прошлом) для каждого пророка врагов»: как с тобой, о Мухаммад, враждует твой народ и не хочет тебе подчиняться, так же точно было и с другими пророками, народы которых не хотели следовать за ними.
 
Ибн аль-Джаузи говорит:
 
«То есть, как Мы испытываем тебя твоими врагами, так Мы испытывали пророков и до тебя, чтобы увеличить награду за претерпевание трудностей»[1].
 
«Шайтанов из людей и джиннов»: Абу Зарр передает, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал ему:
 
«О Абу Зарр, ты прибегаешь к защите Аллаха от шайтанов из числа людей и джиннов?» И я сказал: «О Посланник Аллаха, неужели среди людей бывают шайтаны?» И он сказал: «Да, и они хуже, чем шайтаны из числа джиннов»[2].
 
И от Малика ибн Динара передается:
 
«Шайтаны из числа людей тяжелее для меня, потому что когда я прибегаю к защите Аллаха, то шайтаны из числа джиннов уходят, а люди-шайтаны все равно приходят и тянут за собой в грехи»[3].
 
«Если бы твой Господь пожелал, (чтобы они уверовали, то) они не делали бы так»
 
Ибн Абу ас-Сууд пишет:
 
«Все происходит по установлению Всевышнего Аллаха, Его решению, воле и желанию, (в том числе и то,) что у каждого пророка есть свои враги»[4].
 
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сильно переживал, что его народ не принимает его призыв, и думал, что это связано с каким-то изъяном в нем и что он не призывает должным образом. И мы видим, как на протяжении всего Корана Всевышний Аллах поддерживает Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) словами о том, что точно с такими же трудностями сталкивались и пророки прошлого и точно так же их собственный народ восставал против них.
 
Но где теперь все эти враги Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)?! Что осталось от них?!
 
«Оставь же их»: оставь их и дальше строить козни против тебя и пытаться противостоять твоему призыву, потому что они не смогут тебе помешать, ведь с тобой помощь Аллаха.
 
[1] Ибн аль-Джаузи, 3/108.
 
[2] “Муснад” Ахмада (№21546), Насаи (8/275).
 
[3] Куртуби, 8/502.
 
[4] Абу ас-Сууд, 2/131.

112

وَلِتَصْغَىٰ إِلَيْهِ أَفْئِدَةُ الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ وَلِيَرْضَوْهُ وَلِيَقْتَرِفُوا مَا هُمْ مُقْتَرِفُونَ

ПЕРЕВОД:

113. (Оставь их) чтобы склонились к ним (к наущениям шайтанов) сердца тех, кто не верит в вечную жизнь, и чтобы они довольствовались ими и делали то (зло), что они делают.

ТАФСИР (Толкование):

Cердца не верящих в вечную жизнь склоняются к этим словам – приукрашенным, но лживым по сути.
 
Когда язычники попросили Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) установить им судью, который бы решил их споры, то был ниспослан следующий аят:

113

أَفَغَيْرَ اللَّهِ أَبْتَغِي حَكَمًا وَهُوَ الَّذِي أَنْزَلَ إِلَيْكُمُ الْكِتَابَ مُفَصَّلًا ۚ وَالَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْلَمُونَ أَنَّهُ مُنَزَّلٌ مِنْ رَبِّكَ بِالْحَقِّ ۖ فَلَا تَكُونَنَّ مِنَ الْمُمْتَرِينَ

ПЕРЕВОД:

114. Скажи (этим язычникам, Мухаммад): «Неужели я потребую иного судью, помимо Аллаха (для вынесения решения, кто из нас прав, а кто нет)?

Ведь Он
(Всевышний Аллах) ниспослал вам Книгу (Коран, который устраняет любую путаницу и отделяет истину от лжи), объяснив ее?»

Те, кому Мы дали Книгу
(Таурат и Инджиль), знают, что он (Коран) ниспослан от твоего Господа, и в нем истина. Поэтому не будь тем, кто сомневается.

ТАФСИР (Толкование):

Имам аль-Куртуби указывает, что в этом аяте используется слово الحَكَم, а не الحَاكِم . Хотя оба слова и переводятся на русский как «судья», первая форма указывает на того, кто всегда выносит лишь правильное решение[1].
 
«Те, кому Мы дали Книгу»: ученые и духовные лица иудеев и христиан знают, что Коран — истина, поскольку он подтверждает то, что было у них.
 
Некоторые сказали, что речь идет о людях Писания, которые потом уверовали, таких как Сухейб и Абдуллах ибн Салям (да будет Аллах ими доволен)[2].
 
И от Ата[3] передается, что под «теми, кому Мы дали Книгу» имеются в виду великие сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), такие как Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет Аллах ими доволен).
 
[1] Куртуби, 9/4.
 
[2] Куртуби, 9/5.
 
[3] Багави, 2/125.

114

وَتَمَّتْ كَلِمَتُ رَبِّكَ صِدْقًا وَعَدْلًا ۚ لَا مُبَدِّلَ لِكَلِمَاتِهِ ۚ وَهُوَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

ПЕРЕВОД:

115. Слово твоего Господа (всё сообщенное и обещанное Им) исполнилось (самым совершенным образом) правдиво и справедливо!

Никто
не изменит (и не отменит) Его Слова. Он Всеслышащий, Всезнающий.

ТАФСИР (Толкование):

Катада говорил:
 
«Слово — это Коран, который невозможно изменить, и никто не сможет что-либо к нему добавить или убавить»[1].
 
А еще от Катады передается толкование, что никто не сможет изменить решение Корана, как были изменены решения Таурата и Инджиля и как были искажены и сами тексты Писания[2].
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Аят указывает на то, что обязательно исполнять явные указания Корана, потому что это истина, которую невозможно исказить, ведь Коран — от Мудрого, от Которого ничего не может быть скрыто»[3].
 
[1] Куртуби, 9/6.
 
[2] Там же.
 
[3] Куртуби, 9/16.

115

وَإِنْ تُطِعْ أَكْثَرَ مَنْ فِي الْأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَنْ سَبِيلِ اللَّهِ ۚ إِنْ يَتَّبِعُونَ إِلَّا الظَّنَّ وَإِنْ هُمْ إِلَّا يَخْرُصُونَ

ПЕРЕВОД:

116. (Предположим, что) если ты (Мухаммад) станешь повиноваться большинству обитателей земли (а большинство — неверующие и невежды), они собьют тебя с пути Аллаха. Они (идя по этому пути заблуждения) следуют лишь (безосновательным) предположениям (например, что их отцы были правы), но все это ложь.

ТАФСИР (Толкование):

«Большинству обитателей земли»: имеется в виду, что в мекканский период мусульман было крайне мало и политическая сила была на стороне язычников.
 
«Они лишь следуют предположениям»: все их слова, в которых отрицаются воскрешение и Судный день и призывают поклоняться идолам, — это лишь их измышления и слепое следование предкам, а доводов у них на это нет никаких.

116

إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ مَنْ يَضِلُّ عَنْ سَبِيلِهِ ۖ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

ПЕРЕВОД:

117. Поистине, твой Господь лучше (кого бы то ни было) знает тех, кто сошел с Его пути. И Он лучше знает тех, кто следует верным путем (и каждому воздастся за это).

ТАФСИР (Толкование):

Всевышний Аллах на основе Своего абсолютного Знания осведомлен о тех, кто сбился с истинного пути, и тех, кто придерживается истины, и каждая группа получит по заслугам.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет:
 
«Это повествовательное предложение по форме содержит в себе обещание (о награде) и предупреждение (о наказании). И Знание Всевышнего Аллаха о том, кто придерживается истины, и том, кто в заблуждении, — это отсылка к воздаянию»[1].
 
[1] Абу Хайян, 4/210.

117

فَكُلُوا مِمَّا ذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ إِنْ كُنْتُمْ بِآيَاتِهِ مُؤْمِنِينَ

ПЕРЕВОД:

118. Так ешьте пищу, над которой произнесено имя Аллаха (в момент заклания), если вы верите в Его знамения.

ТАФСИР (Толкование):

Иными словами, если вы веруете в Аллаха, ешьте лишь то, что было заколото с Его именем.
 
Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) передает, что язычники говорили мусульманам:
 
«Если вы поклоняетесь только Аллаху, то вы должны есть то, что он убил (то есть мертвечину), а не то, что вы сами убили». И после этого был ниспослан этот аят[1].
 
Имам ат-Тирмизи[2] и Абу Дауд[3] передают, что некоторые люди приходили к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и говорили ему: «О Посланник Аллаха, мы едим лишь то, что сами закалываем, но не едим то, что убивает Аллах». И тогда был ниспослан этот аят.
 
Ата говорил:
 
«В этом аяте содержится повеление поминать Аллаха перед питьем, закалыванием животного и приемом пищи»[4].
 
[1] Зад аль-Масир, 3/112.
 
[2] Тирмизи, №3069.
 
[3] Абу Дауд, №2819.
 
[4] Табари, 9/511.

118

وَمَا لَكُمْ أَلَّا تَأْكُلُوا مِمَّا ذُكِرَ اسْمُ اللَّهِ عَلَيْهِ وَقَدْ فَصَّلَ لَكُمْ مَا حَرَّمَ عَلَيْكُمْ إِلَّا مَا اضْطُرِرْتُمْ إِلَيْهِ ۗ وَإِنَّ كَثِيرًا لَيُضِلُّونَ بِأَهْوَائِهِمْ بِغَيْرِ عِلْمٍ ۗ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِالْمُعْتَدِينَ

ПЕРЕВОД:

119. Что с вами? Почему вы не едите пищу, над которой произнесено имя Аллаха? Ведь Он (Всевышний Аллах) уже объяснил вам, что для вас запретно (употреблять в пищу), если только вы не вынуждены (есть это)? Поистине, многие вводят других в заблуждение своими прихотями (называя по своему усмотрению то или иное дозволенным или запрещенным) без знания (которое бы опиралось на шариатские доводы). Поистине, твоему Господу лучше знать преступающих (установленные Им) границы.

ТАФСИР (Толкование):

«Почему вы не едите пищу, над которой произнесено имя Аллаха»: что запретного в том, что вы будете есть мясо животных, заколотых вашими же руками, если вы произнесли имя Аллаха над ними?
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«То есть что вам мешает есть заколотое вашими руками животное, если над ним было произнесено имя Аллаха?»[1]
 
«Он уже объяснил вам»: Всевышний Аллах уже указал нам, что мертвечина запретна, не чиста и дозволена вам лишь в крайнем случае, когда вы умираете с голоду. После всего этого зачем вам вообще слушать что говорят ваши враги-язычники?!
 
Некоторые сказали, что под разъяснением имеется в виду аят из суры «Аль-Маида»:
 
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنزِيرِ
 
«Вам запрещены мертвечина, кровь, свинина…»[2]
 
Но имам аль-Куртуби отмечает, что «Аль-Маида» — это мединская сура, в то время как «Аль-Ан’ам» — мекканская, поэтому она не может отсылать к этому аяту, разве что слово «объяснил» мы истолкуем как «объяснит в будущем»[3].
 
«Поистине, многие вводят других в заблуждение своими прихотями»: множество язычников сбивает людей, внушая им, что нечто разрешено или запретно, на основе лишь страстей и ущербных умозаключений.
 
И в наше время многие мусульмане попадают под влияние различных воззрений, которые обрушиваются на них из разных источников, и задают вопросы: «Врачи говорят, что вино полезно в небольших количествах для сердца, почему нельзя вино?… Если люди любят друг друга, то в чем греховность их внебрачной половой связи?» И в этом аяте Всевышний Аллах обращается ко всем таким людям: «Я, ваш Творец, указал вам, что это запретно, так зачем вы слушаете то, что вам говорят ваши враги?!»
 
«Поистине, твоему Господу лучше знать преступающих границы», — то есть тех, кто дозволяет и запрещает что-то без опоры на шариатские доводы. И это угроза Всевышнего Аллаха тем, кто перешел границы.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Мудрость этого (повеления закалывать животное) — в выведении крови, которую Всевышний запретил нам, из жил животного, чего не бывает, когда животное само погибло. И поэтому закалывать законно именно в определенном месте (перерезанием горла), чтобы вся кровь вышла, (а если резать в другой части тела животного), то не выйдет»[4].
 
[1] Куртуби, 9/9.
 
[2] Коран, 5:3.
 
[3] Куртуби, 9/10.
 
[4] Там же.

119

وَذَرُوا ظَاهِرَ الْإِثْمِ وَبَاطِنَهُ ۚ إِنَّ الَّذِينَ يَكْسِبُونَ الْإِثْمَ سَيُجْزَوْنَ بِمَا كَانُوا يَقْتَرِفُونَ

ПЕРЕВОД:

120. Оставьте (любые) явные и скрытые грехи. Поистине, совершающие грехи получат воздаяние за то (плохое), что они совершали.

ТАФСИР (Толкование):

Верующему следует перестать совершать грехи: как те, которые совершают прилюдно и напоказ, так и те, которые совершают втайне от других людей, — потому что ничего из этого невозможно скрыть от Всевышнего Аллаха и в Судный день никто не сможет уйти от Его наказания!

120

190 441
8
18 апреля, 19
Поделиться сурой
Аль-Ан’ам:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Комментарии: 8

Правила форума
Кемран Агаханов
Кемран Агаханов
0
"Алю Имран" в начале текста исправьте.
16 сентября, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум! Исправили "Алю-Имран". Джазака Аллаху хайран!
16 сентября, 19
Kama Kama
Kama Kama
0
«Это повествовательное предложение по форме содержит себе обещание (о награде) и предупреждение (о наказании).
Вроде пропущен предлог "в":
по форме содержит в себе обещание
1 декабря, 19
Ромазан Самодинов
Ромазан Самодинов
0
В тафсире 61-го аята "...отдает ее ангелам милости", а не смерти, если это душа верующего. Вроде так, нет?
15 мая, 21
Администратор сайта
Администратор сайта
0
Ассаляму алейкум! Верно, исправили. ДжазакяЛлаху хайран!
18 мая, 21
Ромазан Самодинов
Ромазан Самодинов
0
Ва иййякум
18 мая, 21
Абу Бакр Муродов
Абу Бакр Муродов
0
سلم عليكم

В тафсире 12 аята ошибка в слове объязательно
5 июля, 22
Шамиль Кодзоев
Шамиль Кодзоев
0
Возьмите любую историю в Коране и поищите ее происхождение. И вы обнаружите, что любая из них уже встречалась за сотни, а то и за тысячи лет до Корана. Вы воспринимаете эти истории только потому, что они написаны в Коране. Если бы они были написаны не в Коране, а например, в Торе, большинство из вас их бы засмеяли.
В крови каждого еврея, которого ты видишь сегодня, течет кровь пророка Ибрагима, пророка Исхака, пророка Якуба, мир им. Исхак сын Ибрагима, Якуб сын Исхака и внук Ибрагима, мир им.
Все евреи, живущие сейчас на планете, являются прямыми потомками по крови этих пророков, мир им.
В крови евреев носящих фамилию Леви, течет еще и кровь пророка Лави, одного из сыновей пророка Якуба, мир им.
В крови евреев носящих фамилию Коэн, течет как кровь пророка Лави, а так же и кровь пророка Харуна ибн Имрана, брата Мусы, мир им.
Сегодня источники информации открыты. Легко посетить еврейские сайты, такие как toldot.com, evrey.com, istok.ru. Что там обнаружится? - что есть прямая связь между тем, что человек кушает и его успехами в религиозных практиках. У восточных христиан можно «употреблять» все, что захочешь, но постных дней в году больше 200. У евреев очень строгий стол, - там и длина ножа и его острота, и зазубрины на нем оговариваются. Посуда для мясного и молочного разная, и кушать молочное можно только спустя 6 часов после мясного, - зато постных дней в году 7 дней. У мусульман получается посередине, - нет такого строго стола, но и нет так много постных дней в году....
Тот, кто будет искать усидчиво может быть еще найдет что-то.
Думайте братья. Пусть Аллах, Свят Он и Велик, пошлет вам мудрости и мира в ваши дома.
Зная истоки традиций соседних народов, ты начинаешь мыслить глубже, обнаруживать первопричины, имеешь больше терпения в общении не с такими, как ты, и находишь больше плоскостей для диалога с ними. Или же для чего Аллах, Свят Он и Велик, открыл источники информации сегодня? – как не для того, что бы мы разобрались и в себе глубже и в своем народе, и находили мир с другими, не такими как мы?
У Нуха, мир ему, было 70 внуков, каждый отличался своим менталитетом. Каждый внук стал отцом народа. Потом какие-то народы перемешались, потом еще разделились. Для чего Аллах, Свят Он и Велик, создал народы с разными менталитетами? Придёт праведный Махди, что скажет об этом?
15 июля, 24
Аль-Ан’ам
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Аль-Ан’ам
  • Мекканская сура
  • 165 аятов
  • 7, 8 джуз
  • в порядке ниспосылания - 55
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Это одна из длинных мекканских сур, в которой идет речь о вероучении (акыда), основах веры.

Ее цель отличается от цели мединских сур, о которых мы уже прочитали, таких как «Аль-Бакара», «Алю-Имран», «Ан-Ниса» и «Аль-Маида», так как в этой суре не идет речь о шариатских решениях, касающихся построения исламского общества напрямую: о посте, хадже, наказаниях, правилах семейного кодекса, – не говорится ни о сражениях, ни о людях Писания, ни о лицемерах.

Речь идет об основных и базовых принципах веры (иман).

НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Астана Атырау Ақтау Ақтөбе Балқаш Екібастұз Жезқазған Көкшетау Орал Павлодар Петропавл Рудный Сарыағаш Семей Степногорск Сәтпаев Талдықорған Тараз Теміртау Түркістан Шымкент Қарағанды Қостанай Қызылорда Өскемен
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Альметьевск Болгар Бугульма Елабуга Заинск Казань Лениногорск Набережные Челны Нижнекамск Чистополь
Алматы
Logo Logo active Azan.ru
11:41 Зухр
Зухр: 11:41 - 14:44
До Асра: 0 ч. 49 мин.
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ