Имам аль-Бухари
[1] передает, что когда был ниспослан этот аят, то спустились вместе с этим двенадцать тысяч ангелов.
«У Него ключи от сокровенного. Об этом знает только Он»: то, что скрыто, известно лишь Ему, и никто больше не знает об этом.
Имам Бухари
[2] передает от Ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Ключи сокровенного – в пяти вещах, и никто их не знает, кроме Аллаха. Никто, кроме Него, не знает, что скрывает чрево [, то есть пол ребенка], никто не знает, что будет завтра, кроме Аллаха. Никто не знает, когда пойдет дождь, кроме Аллаха. Никто не знает, когда наступит Судный день, кроме Аллаха»
[3].
Некоторые поздние суфии утверждают, что Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) было дано знание и об этих пяти вещах и что в этом хадисе идет речь о знании в момент, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), это говорил, но на это нет никаких доказательств.
И в «Сахихе» Муслима
[4] передаются слова Аиши (да будет доволен ею Аллах):
«Если кто-то говорит, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), рассказывает о том, что будет завтра, то он возвел клевету на Аллаха».
Что касается указания на то, что никто, кроме Аллаха, не знает, когда пойдет дождь, имам аль-Куртуби
[5] пишет, что некоторые ученые сказали, что если человек заявит, что завтра однозначно пойдет дождь, то он впадает в неверие, поскольку притязает на знание тайного, но если он скажет, что дождь, скорее всего, пойдет, основываясь на каких-то природных признаках, то в этом не будет неверия.
Поэтому решение о неверии не касается современных прогнозов погоды, ведь никто не говорит, что они верны на сто процентов. И они основаны на научных наблюдениях — это предположения, основанные на наблюдении, а не претензия на знание тайного.
Аль-Хаким говорит:
«Слова:
«У Него ключи от сокровенного», – указывают на ложность убеждения имамитов, что имамы [якобы] знают тайное»
[6].
Сюда же относятся убеждения некоторых крайних суфиев, которые считают своих шейхов всезнающими и полагают, что шейху ведомо все, что совершает его мурид. Безусловно, истинные суфии далеки от подобной ереси.
«На суше и в море»: Всевышний Аллах знает все про всех животных и про все, что населяет небеса и землю.
«Он знает о каждом листике, что падает с дерева»: это усиленная форма указания на Всезнание Аллаха, то есть Его Знание охватывает не только общие вещи, но Ему известна каждая мелочь; все, что происходит: от великого до малого – известно Творцу небес и земли.
«Любое зернышко в темноте земли, все свежее и сухое…»: даже о зернышке в глубинах земли известно Аллаху: взрастет оно или нет, даст растение плоды или нет, кто их сорвет – все, что произойдет.
Автор «Аль-Бахр аль-мухит»
[7] отмечает удивительную композицию в этом аяте: сначала Всевышний Аллах пишет в общем о знании тайного, затем о знании про огромные миры суши и моря, потом – про знания о крошечных частицах в земле, то есть это переход от масштабной планетарной картины к мельчайшим элементам живых организмов.
[1] «Сахих» Бухари (№4697).
[2] «Сахих» аль-Бухари (№4698).
[4] «Сахих» Муслима (№177).
[6] Махасин ат-таъвиль, 6/234.
[7] Аль-Бахр аль-мухит, 4/534.
Комментарии: 8
Правила форума