Фаджр
04:39 - 05:54
до 05:54
Сухур *
С наступлением Фаджра заканчивается предрассветная трапеза Сухур. Принимать пищу следует завершить заранее, за 10 минут до Азана.
Восход
05:54
Макрух *
В сутках есть периоды, когда совершать намаз нельзя:
1. На восходе солнца
2. В полдень
3. Перед закатом Подробнее
Зухр
12:03 - 16:17
до 16:17
Аср
16:17 - 18:07
до 18:07 Через 03:23
Магриб
18:07 - 19:22
до 19:22
Ифтар *
Магриб — пора Ифтара. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
19:22 - 04:37
до 04:37 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
01:32 - 04:37
до 04:37 Показать Иша
Аср: 16:17
Алматы
10 Рамадан
Moon
дата по хиджре
10
РАМАДАН
1445
Sun
григорианский календарь
19
МАРТА
2024
Фаджр:  04:39  - 05:54
Восход:  05:54
Зухр:  12:03  - 16:17
Аср:  16:17  - 18:07
Магриб:  18:07  - 19:22
Иша:  19:22  - 04:37
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
6

Сура «Аль-Ан’ам»

«Скот»
وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ ۖ وَيُرْسِلُ عَلَيْكُمْ حَفَظَةً حَتَّىٰ إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لَا يُفَرِّطُونَ

ПЕРЕВОД:

61. Он — Подчиняющий Своих рабов. Он отправляет к вам хранителей (ангелов). А когда к кому-то из вас приходит смерть, Наши посланцы упокоят (забрав) его (душу), и они (при выполнении своих обязанностей) не допускают упущений (не проявляют небрежность и не опаздывают).

ТАФСИР (Толкование):

«Он — Подчиняющий Своих рабов»: Ему все подчиняется, Он управляет всем, и никто не может разделить с Ним это величие правления.
 
О смысле этого выражения мы писали выше в комментарии к 18-му аяту.
 
Абу ас-Сууд говорит[1]:
 
«В этом заключена глубокая мудрость, потому что, если человек будет осознавать, что все его дела записываются, это послужит ему преградой от грехов и мерзостей».
 
«А когда к одному из вас приходит смерть, Наши посланцы упокоят его»
 
Имам аль-Куртуби цитирует аль-Кальби:
 
«Ангел смерти забирает душу из тела, а потом отдает ее ангелам милости, если это душа верующего, либо ангелу мучения, если это душа неверующего»[2].
 
[1] 2/107.
 
[2] Куртуби, 8/410.

61

ثُمَّ رُدُّوا إِلَى اللَّهِ مَوْلَاهُمُ الْحَقِّ ۚ أَلَا لَهُ الْحُكْمُ وَهُوَ أَسْرَعُ الْحَاسِبِينَ

ПЕРЕВОД:

62. Затем они (творения) будут возвращены к Аллаху, истинному своему Покровителю (и Он воздаст им за их поступки). Знайте, что только Ему принадлежит вся власть. Его расчет будет скорым».

ТАФСИР (Толкование):

Отчет и воздаяние для одного человека не будут отвлекать от другого. И, как передается в одном из хадисов, весь отчет для всего человечества займет половину земного дня. А в другом сообщении говорится, что понадобится время, которое нужно, чтобы подоить овцу.

62

قُلْ مَنْ يُنَجِّيكُمْ مِنْ ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ تَدْعُونَهُ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً لَئِنْ أَنْجَانَا مِنْ هَٰذِهِ لَنَكُونَنَّ مِنَ الشَّاكِرِينَ

ПЕРЕВОД:

63. Спроси (Мухаммад, у язычников): «Кто спасает вас от (опасностей и) мрака на суше и на море, когда вы обращаетесь к Нему смиренно и тайно, говоря: «Если Он спасет нас от этого, мы обязательно будем благодарны (Ему)»?

ТАФСИР (Толкование):

«Кто спасает вас от мрака на суше и на море»: когда вы встречаете трудности в пути, вдалеке от дома, к кому вы взываете?!
 
«Вы обращаетесь к Нему смиренно и тайно»: во время этих трудностей и бед вы начинаете искренне молить Всевышнего Аллаха о спасении.
 
Аль-Куртуби пишет:
 
«Всевышний Аллах порицает их за то, что они взывают к Аллаху лишь в час трудностей, а во время покоя они взывают к другим наравне со Всевышним Аллахом»[1].
 
[1] Куртуби, 8/411.

63

قُلِ اللَّهُ يُنَجِّيكُمْ مِنْهَا وَمِنْ كُلِّ كَرْبٍ ثُمَّ أَنْتُمْ تُشْرِكُونَ

ПЕРЕВОД:

64. Ответь (сам на свой вопрос): «Аллах спасает вас от этого и от всех других печалей. А потом вы приравниваете к Нему (творения, которые бессильны помочь вам)».

ТАФСИР (Толкование):

Никакие ваши истуканы не могут вам помочь в Час трудности, и лишь Аллах спасает вас, но, несмотря на это, вы продолжаете поклоняться идолам и придавать Всевышнему Аллаху сотоварищей!
 
Аль-Куртуби пишет:
 
«Если установлен довод, то после этого обязательно быть искренним, но они вместо этого остались язычниками и поэтому заслуживают порицания»[1].
 
[1] Куртуби, 8/413.

64

قُلْ هُوَ الْقَادِرُ عَلَىٰ أَنْ يَبْعَثَ عَلَيْكُمْ عَذَابًا مِنْ فَوْقِكُمْ أَوْ مِنْ تَحْتِ أَرْجُلِكُمْ أَوْ يَلْبِسَكُمْ شِيَعًا وَيُذِيقَ بَعْضَكُمْ بَأْسَ بَعْضٍ ۗ انْظُرْ كَيْفَ نُصَرِّفُ الْآيَاتِ لَعَلَّهُمْ يَفْقَهُونَ

ПЕРЕВОД:

65. Скажи: «Он способен наслать на вас наказание сверху (как на народы Нуха или Лута) или снизу (как на фараона, который был утоплен, или Каруна, которого поглотила земля). Он может разделить вас на (враждующие) группы и дать одним из вас вкусить зло от других (начать войну между вами)». Посмотри, как Мы объясняем знамения (чередуя радостные вести и угрозы), чтобы они могли понять (истину).

ТАФСИР (Толкование):

О Мухаммад, скажи этим язычникам, что Всевышний Аллах управляет всеми стихиями природы и их может вмиг уничтожить страшный ураган, или их поглотит чрево земли при землетрясении, или часть из них начнет убивать и истреблять другую. Неужели они не хотят подчиниться Всевышнему Аллаху?!
 
Аль-Байдави пишет:
 
««Разделить на группы», – то есть один народ разделится из-за разных желаний на разные группы, что в итоге приведет к войне между ними»[1].
 
Некоторые толкователи сказали, что этот аят ниспослан о верующих, некоторые – что о неверующих, и имам аль-Куртуби подтверждает первое мнение:
 
«И это достоверное мнение. Именно это мы видим, когда враги пришли на наши земли, захватили наши земли и имущество, и при этом среди мусульман продолжалась междоусобная борьба, когда они убивали друг друга, дозволяя имущество друг друга. Мы просим защиты у Аллаха от смуты и того, что она скрывает и обнаруживает»[2].
 
[1] С. 173.
 
[2] Куртуби, 8/415.

65

وَكَذَّبَ بِهِ قَوْمُكَ وَهُوَ الْحَقُّ ۚ قُلْ لَسْتُ عَلَيْكُمْ بِوَكِيلٍ

ПЕРЕВОД:

66. Твой народ отверг его (Коран), хотя он — истина. Скажи: «Я не ваш попечитель (я не принуждаю и не наказываю, а только призываю вас к истине)».

ТАФСИР (Толкование):

Твой народ, Мухаммад, не принял тебя и Откровение, ниспосланное тебе, считая все это ложью.
 
Некоторые ученые[1] сказали, что этот и другие подобные аяты отменены аятами о джихаде. Другие возражали, говоря, что отмены не было, потому что в том положении мусульмане ничего не могли сделать, могли только призывать. И если мусульмане окажутся в таком же положении, то будут действовать те же правила.
 
[1] Куртуби, 8/417.

66

لِكُلِّ نَبَإٍ مُسْتَقَرٌّ ۚ وَسَوْفَ تَعْلَمُونَ

ПЕРЕВОД:

67. У каждого сообщения (из Корана) есть свое время, и скоро вы узнаете (что обещания Аллаха — истина).

ТАФСИР (Толкование):

Иными словами, у каждого обещания Аллаха, будь то обещание награды или наказания, есть свой срок воплощения в жизнь, и он не может быть изменен.
 
Наказание, о котором говорил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) курайшитам, не может быть ускорено или отсрочено – оно произойдет тогда, когда это установлено Всевышним Аллахом.
 
Аль-Куртуби пишет:
 
«Аль-Хасан сказал: «Это обещание Всевышнего Аллаха язычникам о воздаянии в Судный день, потому что они его отрицали»»[1].
 
[1] Куртуби, 8/417.

67

وَإِذَا رَأَيْتَ الَّذِينَ يَخُوضُونَ فِي آيَاتِنَا فَأَعْرِضْ عَنْهُمْ حَتَّىٰ يَخُوضُوا فِي حَدِيثٍ غَيْرِهِ ۚ وَإِمَّا يُنْسِيَنَّكَ الشَّيْطَانُ فَلَا تَقْعُدْ بَعْدَ الذِّكْرَىٰ مَعَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

ПЕРЕВОД:

68. Когда ты увидишь тех, кто рассуждает о Наших аятах (отрицая их истинность, издеваясь над ними или критикуя), то покинь их (встань и уйди от них, чтобы выразить им свое неодобрение), пока они не поменяют тему разговора. А если шайтан заставит тебя забыть об этом (запрете), то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь (о нем).

ТАФСИР (Толкование):

Когда вы увидите, как язычники начинают ругать Коран и издеваться над ним, то не следует сидеть рядом с ними, а нужно уйти, чтобы не слушать эти мерзости.
 
Ат-Табари[1] передает, что когда язычники видели верующих, то подходили к ним и начинали издеваться над Кораном и Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и Всевышний Аллах велел не сидеть рядом с ними, пока они ни сменят тему разговора.
 
«Покинь их»
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Повеление обращено исключительно к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует). Некоторые сказали, что и к верующим тоже, и это правильное мнение, потому что причина – в том, что ругают знамения Аллаха»[2].
 
«Не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь»: если ты забудешь о запрете и будешь присутствовать при таком разговоре, то, как только вспомнишь об этом запрете, сразу же уйди из этого собрания.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Всевышний Аллах указал Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), как себя вести в таких случаях, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) садился рядом с язычниками, призывая их и делая наставления, а они при этом издевались над Кораном. И Всевышний Аллах велел отстраниться от них, порицая их тем самым. И это указывает, что если человек знает, что другой делает нечто порицаемое, и знает, что тот не будет внимать его словам, то следует отстраниться от него, тем самым порицая его, и не обращаться к нему»[3].
 
[1] 11/437.
 
[2] Куртуби, 8/418.
 
[3] Куртуби, 8/413.

68

وَمَا عَلَى الَّذِينَ يَتَّقُونَ مِنْ حِسَابِهِمْ مِنْ شَيْءٍ وَلَٰكِنْ ذِكْرَىٰ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ

ПЕРЕВОД:

69. А богобоязненные люди не отвечают за их (грехи и за) отчет (тех, кто отрицает истину и издевается над аятами). (Однако) они (праведники) должны напоминать им (неверующим), — чтобы они побоялись (издеваться над Кораном).

ТАФСИР (Толкование):

Ибн Аббас передает, что когда было ниспослано, что не надо находиться рядом с язычниками, когда те ругают Коран, то верующие спросили, как им тогда заходить в Запретную мечеть. И тогда был ниспослан этот аят[1].
 
«А богобоязненные люди не отвечают за их отчет»: на верующих, которые вспомнят о запрете и уйдут из такого собрания, не будет греха за мерзкие слова язычников, и они не будут считаться соучастниками греха.
 
«Чтобы они побоялись»: верующим следует делать им наставления и замечать, сколь отвратительны их поступки, насколько это возможно.
 
Имам ат-Табари указывает, что смысл в том, что само отстранение от этих людей служит наставлением для них[2].
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» говорит:
 
«Верующим следует точно так же вести себя [в наше время] с безбожниками и заблудшими»[3].
 
[1] Куртуби, 8/422.
 
[2] Там же.
 
[3] 4/154.

69

وَذَرِ الَّذِينَ اتَّخَذُوا دِينَهُمْ لَعِبًا وَلَهْوًا وَغَرَّتْهُمُ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا ۚ وَذَكِّرْ بِهِ أَنْ تُبْسَلَ نَفْسٌ بِمَا كَسَبَتْ لَيْسَ لَهَا مِنْ دُونِ اللَّهِ وَلِيٌّ وَلَا شَفِيعٌ وَإِنْ تَعْدِلْ كُلَّ عَدْلٍ لَا يُؤْخَذْ مِنْهَا ۗ أُولَٰئِكَ الَّذِينَ أُبْسِلُوا بِمَا كَسَبُوا ۖ لَهُمْ شَرَابٌ مِنْ حَمِيمٍ وَعَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْفُرُونَ

ПЕРЕВОД:

70. Оставь тех, кто превратил свою религию (Ислам) в игру и забаву и кого обманула земная жизнь. И наставляй их посредством этого (Корана), чтобы не погиб человек, сделав выбор (в пользу зла). Не будет у него (в Судный день) ни покровителя, ни заступника, кроме Аллаха. И никакой выкуп (за спасение) не будет принят от него.

Они своим выбором
(своими поступками) сами погубили себя. Они будут пить (в Аду крутой) кипяток. Им — болезненное наказание за неверие.

ТАФСИР (Толкование):

«Оставь тех, кто превратил свою религию в игру и забаву»: покинь тех, которые должны были уважать и почитать религию Аллаха, но вместо этого стали издеваться и потешаться над ней.
 
Имам Даххак (да помилует его Аллах) сообщает, что этот аят был ниспослан в связи с тем, что идолопоклонники-курайшиты прислоняли к деревьям идолов, находившихся в Каабе, надевали на них серьги, а на шеи им вешали страусовые яйца[1].
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Некоторые [толкователи] сказали, что под религией здесь имеются в виду праздничные дни (ид). Аль-Кальби говорит: «Всевышний сделал для каждого народа праздничные дни, которые они возвеличивают и празднуют, и для всех народов это дни забавы и потехи, кроме уммы Мухаммада, поскольку для них это время для намаза, зикра и милостыни, и это пятница, Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха»»[2].
 
«Кого обманула земная жизнь», — которая обольстила их так сильно, что они стали говорить, что нет никакой жизни после смерти.
 
«И наставляй их»: увещевай их, чтобы спасти их от адского пламени, к которому они себя толкают своими поступками и упорством в неверии.
 
«И никакой выкуп не будет принят от него»: даже если человек принесет в это время золото, равное по весу всей Земле, то все равно от него ничего не будет принято и это никак не спасет его[3]. В этом ужас наказания — в его неизменяемости и неизбежности.
 
«Они своим выбором сами погубили себя», — то есть неверием и многобожием, в котором они утопают.
 
[1] «Куран-и-Меджид».
 
[2] Куртуби, 8/424.
 
[3] Табари, 11/447.

70

قُلْ أَنَدْعُو مِنْ دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنْفَعُنَا وَلَا يَضُرُّنَا وَنُرَدُّ عَلَىٰ أَعْقَابِنَا بَعْدَ إِذْ هَدَانَا اللَّهُ كَالَّذِي اسْتَهْوَتْهُ الشَّيَاطِينُ فِي الْأَرْضِ حَيْرَانَ لَهُ أَصْحَابٌ يَدْعُونَهُ إِلَى الْهُدَى ائْتِنَا ۗ قُلْ إِنَّ هُدَى اللَّهِ هُوَ الْهُدَىٰ ۖ وَأُمِرْنَا لِنُسْلِمَ لِرَبِّ الْعَالَمِينَ

ПЕРЕВОД:

71. Спроси (язычников, Мухаммад): «Разве мы будем поклоняться, помимо Аллаха, тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вреда (как, например, ничтожные и бессильные идолы)?! Разве мы повернем назад (к язычеству) после того, как Аллах наставил нас?! (Зачем нам становиться) подобными тем, кого обольстили (и сбили) шайтаны и кто (ходит) на земле в замешательстве (не зная, по какому пути следовать)?! У него есть товарищи, зовущие его к истине: «Иди к нам!»»

Скажи: «Путь Аллаха (Ислам) — это единственный (истинный) путь! И нам велено покориться Господу миров».

ТАФСИР (Толкование):

«Разве мы будем поклоняться»: неужели вы хотите от нас, чтобы мы стали поклоняться выдуманным идолам и истуканам, которые не могут нам ни помочь, ни навредить, ни даровать пропитание, ни наказать?!
 
В аяте говорится о потерянном человеке, которого разрывают призывы разных течений и разные верования. Его хотят искусить, обольстить, привлечь на свою сторону и так погубить. И единственный выход, который у него есть, – это ответить на призыв Всевышнего Аллаха и принять истину Корана.

71

وَأَنْ أَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَاتَّقُوهُ ۚ وَهُوَ الَّذِي إِلَيْهِ تُحْشَرُونَ

ПЕРЕВОД:

72. (Полноценно) совершайте намаз и бойтесь Его (Всевышнего Аллаха)! Ведь Он — Тот, перед Кем вы будете собраны (в Судный день)».

ТАФСИР (Толкование):

Нам велено выполнять намаз должным образом, соблюдая все условия его действительности и выполняя все его обязательные части (рукн) и сунны, и быть всегда богобоязненными.

72

وَهُوَ الَّذِي خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِالْحَقِّ ۖ وَيَوْمَ يَقُولُ كُنْ فَيَكُونُ ۚ قَوْلُهُ الْحَقُّ ۚ وَلَهُ الْمُلْكُ يَوْمَ يُنْفَخُ فِي الصُّورِ ۚ عَالِمُ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ ۚ وَهُوَ الْحَكِيمُ الْخَبِيرُ

ПЕРЕВОД:

73. Он — Тот, Кто создал небеса и землю с истиной (и великой мудростью как место испытания для людей и джиннов). В тот День (в Судный день) Он скажет: «Будь!» — и это произойдет (все воскреснут). Его Слово — истина.

Ему принадлежит власть
в День, когда подуют в Рог. Он знает тайное и явное. Он — Мудрый, Всезнающий.

ТАФСИР (Толкование):

«Он скажет: «Будь!» — и это произойдет»
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет[1]:
 
«Это образно указывает на воскрешение умерших из небытия и быстроту этого, но это не указание на существование того, чем нужно повелевать».
 
Имеется в виду, что, когда все живое будет уничтожено, не будет ничего, к чему можно было бы обратиться с повелением: «Будь!».
 
«В День, когда подуют в Рог», – когда ангел подует в Рог для воскрешения всех умерших.
 
Никто из мусульман не сомневается, что, когда пройдет установленный срок, Всевышний Аллах создаст трубу в форме рога и один из ангелов подует в нее, извещая о наступлении конца света. Поэтому те, кто толкует это иначе, а также те, кто отвергает существование Трона (Арш), Моста (Сырат), Весов (Мизан) и прочего, выступают против ясных слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), который лучше, чем кто бы то ни было, понимал значение аятов Корана[2].
 
[1] 4/160.
 
[2] «Куран-и-Меджид».

73

وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لِأَبِيهِ آزَرَ أَتَتَّخِذُ أَصْنَامًا آلِهَةً ۖ إِنِّي أَرَاكَ وَقَوْمَكَ فِي ضَلَالٍ مُبِينٍ

ПЕРЕВОД:

74. И Ибрахим сказал своему отцу Азару: «Как же ты считаешь идолов богами (и поклоняешься им)? Я вижу, что ты и твой народ в очевидном заблуждении».

ТАФСИР (Толкование):

Расскажи своему народу, который поклоняется идолам и при этом говорит, что придерживается религии Ибрахима, как Ибрахим (мир ему) обратился к своему отцу, порицая того за то, что тот вместе с его народом поклонялся идолам.
 
Большинство ученых считает, что Азар – это имя отца Ибрахима (мир ему) и что этот человек был именно отцом, а не дядей Ибрахима (мир ему). Некоторые, чтобы показать, что предки Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) были непричастны к многобожию и неверию, говорят, что Азар не был отцом Ибрахима (мир ему), что противоречит ясным каноническим текстам. То, что Азар был неверующим, не наносит ни малейшего вреда величию Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Я (и никто из моих предков) не был рожден от прелюбодеяния времен джахилии. Я родился от никаха, похожего на исламский никах[1] Так он пояснил, что его родословная чиста и была защищена от незаконных связей, но это не означает, что среди его предков не было идолопоклонников[2].
 
[1] Табарани, Аль-Му’джам аль-Кабир, №10812, 10/329; Аль-Авсат, №4725, 5/366.
 
[2] «Куран-и-Меджид».

74

وَكَذَٰلِكَ نُرِي إِبْرَاهِيمَ مَلَكُوتَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَلِيَكُونَ مِنَ الْمُوقِنِينَ

ПЕРЕВОД:

75. Так (же, как Мы показали ему заблуждения его народа), Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, (Мы сделали так) чтобы он (увидев это) стал одним из убежденных.

ТАФСИР (Толкование):

«Мы показали Ибрахиму царство небес и земли», – то есть величие и масштабность творений Всевышнего Аллаха.
 
Муджахид говорит:
 
«Ибрахиму были раскрыты небеса и земли, которые он увидел своими глазами: как высшие, так и низшие небеса»[1].
 
Слово «малякут», использованное в этом аяте, означает «великое царство», однако, по мнению разных толкователей Корана, здесь оно обозначает царство небес и земли, знамения на небесах и на земле, сущность солнца, луны и звезд, гор, деревьев и морей. Таким образом, Всевышний Аллах показал Ибрахиму (мир ему) великое царство небес и земли и созданий, обитающих там, и раскрыл для него видимые и невидимые стороны всего. В соответствии с риваятом от Судди (да помилует его Аллах), Всевышний Аллах поставил Ибрахима (мир ему) на скалу и раскрыл перед ним семь небес, чтобы тот увидел Арш, Курси, последнюю точку материального мира и всех созданий. Кроме того, Он раскрыл ему семь земель вплоть до того места, где заканчивается материальный мир. Так Ибрахим (мир ему) увидел поразительные и необычные вещи, даже свое место в Раю и скалу под семью землями[2][3].
 
Имам аль-Куртуби отмечает, что в качестве довода приводится именно рассказ об Ибрахиме (мир ему), потому что арабы считали себя его потомками, так что его имя имело у них большой вес[4].
 
[1] Аль-Бахр аль-мухит, 4/165.
 
[2] Табари, №13452-55, 5/242; Ибн Абу Хатим, №7501-502, 4/1326.
 
[3] «Куран-и-Меджид».
 
[4] Куртуби, 8/435.

75

فَلَمَّا جَنَّ عَلَيْهِ اللَّيْلُ رَأَىٰ كَوْكَبًا ۖ قَالَ هَٰذَا رَبِّي ۖ فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لَا أُحِبُّ الْآفِلِينَ

ПЕРЕВОД:

76. Когда ночь покрыла его мраком, он (Ибрахим) увидел звезду и сказал: «(Вы говорите): вот мой Господь!»

Когда же она
(звезда) закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается (Творец и Господь не может перемещаться и исчезать — то есть изменяться)».

ТАФСИР (Толкование):

«Вот мой Господь»
 
Так он передал их утверждения, это цитирование, но никак не согласие с этим, потому что пророки не могут быть язычниками ни до начала пророческой миссии, ни после.
 
Аз-Замахшари пишет:
 
«Его отец и народ поклонялись звездам и планетам, и он решил указать им на их заблуждения, наставить их на истинный путь во время диспута с приведением доводов и обучить их, что правильное размышление может привести к пониманию, что все это не может быть богом, что за всеми этими творениями есть Творец, Который и создал их, и управляет ими, а творения восходят и заходят [по Его велению]. «Вот мой Господь» – это передача взглядов оппонента, с которым ты хочешь честно дискутировать, зная при этом, что его утверждения ложны, и передаешь его мнение как есть, без изменений, а потом опровергаешь его путем приведения доказательств»[1].
 
«Я не люблю тех, кто закатывается», – ведь изменение и переход из одного состояния в другое указывают, что все эти состояния не обязательно присущи этой сущности, а допустимы для нее и поэтому изменяются, поскольку сама сущность, которая описана этими изменениями, сотворена, а Творец тел не может иметь качества тел.
 
[1] Аль-Кашшаф, 2/31.

76

فَلَمَّا رَأَى الْقَمَرَ بَازِغًا قَالَ هَٰذَا رَبِّي ۖ فَلَمَّا أَفَلَ قَالَ لَئِنْ لَمْ يَهْدِنِي رَبِّي لَأَكُونَنَّ مِنَ الْقَوْمِ الضَّالِّينَ

ПЕРЕВОД:

77. А когда он увидел появившуюся луну, то сказал: «(По-вашему) это мой Господь». И когда она закатилась, сказал: «Если бы мой Господь не наставил меня на истинный путь, то я бы заблудился».

ТАФСИР (Толкование):

«Если бы мой Господь не наставил меня на истинный путь, то я бы заблудился»: так он указал своему народу, что они заблуждаются.

77

فَلَمَّا رَأَى الشَّمْسَ بَازِغَةً قَالَ هَٰذَا رَبِّي هَٰذَا أَكْبَرُ ۖ فَلَمَّا أَفَلَتْ قَالَ يَا قَوْمِ إِنِّي بَرِيءٌ مِمَّا تُشْرِكُونَ

ПЕРЕВОД:

78. И, увидев восходящее солнце, он сказал: «(В соответствии с вашими верованиями) вот мой Господь! Оно больше других». А когда оно (солнце) зашло, он сказал: «О мой народ! Я не имею отношения ни к чему из того, что вы приравниваете (к Аллаху, поклоняясь этому наряду с Ним).

ТАФСИР (Толкование):

Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет[1]:
 
«Он указал им, что эта звезда не заслуживает поклонения, и перешел к тому, что больше и ярче, то есть к луне во время ее появления. Когда она тоже закатилась, он перешел к солнцу, поскольку оно больше и ярче луны и от него больше пользы [людям]. И все это говорилось в ходе дискуссии, чтобы показать, что все они одинаковы в своей сотворенности».
 
Ибн Касир пишет:
 
«Истина в том, что Ибрахим (мир ему) дискутировал со своим народом, указывая, что поклоняться идолам и звездам – ошибка»[2].
 
И когда его народ спросил: «Если ты не поклоняешься нашим богам, то кому ты поклоняешься?» – то Ибрахим (мир ему) ответил:
 
[1] 4/168.
 
[2] 1/596.

78

إِنِّي وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ حَنِيفًا ۖ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ

ПЕРЕВОД:

79. Я искренне обратил лицо (то есть я направляю свое поклонение только) к Тому, Кто сотворил небеса и землю (к Аллаху), и я не язычник!»

ТАФСИР (Толкование):

«Я искренне», – то есть отстраняясь от всех ложных религий и верований.
 
«К Тому, Кто сотворил небеса и землю», – то есть к Единственному и Единому Творцу и Владыке небес и земли.
 
«Я не язычник»: я не принадлежу к тем, кто наравне с Аллахом поклоняется кому-то еще.

79

وَحَاجَّهُ قَوْمُهُ ۚ قَالَ أَتُحَاجُّونِّي فِي اللَّهِ وَقَدْ هَدَانِ ۚ وَلَا أَخَافُ مَا تُشْرِكُونَ بِهِ إِلَّا أَنْ يَشَاءَ رَبِّي شَيْئًا ۗ وَسِعَ رَبِّي كُلَّ شَيْءٍ عِلْمًا ۗ أَفَلَا تَتَذَكَّرُونَ

ПЕРЕВОД:

80. (В ответ) его народ стал спорить с ним (угрожая ему гибелью, если он откажется от поклонения идолам). Тогда он (Ибрахим) спросил (их): «Неужели вы станете спорить со мной об Аллахе, тогда как Он наставил меня на верный путь?

Я
не боюсь тех, кого вы приравниваете к Нему, если только мой Господь не захочет чего-то (плохого для меня). Мой Господь знает обо всем. Может быть, вы примете наставление (и уверуете)?

ТАФСИР (Толкование):

«Его народ стал спорить с ним»: они не ответили на его призыв к Единобожию и стали спорить с ним и угрожать ему, что их идолы его покарают и уничтожат, если он отречется от них.
 
«Неужели вы станете спорить со мной об Аллахе»: после того как я доказал сотворенность всех звезд, луны и солнца, вы все еще хотите спорить со мной о существовании Аллаха и Его Единственности?!
 
«Он наставил меня на верный путь», – открыв глаза на истинную сущность этих идолов и язычества.
 
«Может быть, вы примете наставление?»: это указывает на высшую степень их беспечности, так что, даже после того как им объяснили, что их убеждения ошибочны, они все равно продолжили упорствовать в своем многобожии.
 
Такова природа большинства людей: они следуют чему-то не потому, что опираются на доводы и понимают положение дел, а ради комфорта и по привычке.

80

154 703
7
18 апреля, 19
Поделиться сурой
Аль-Ан’ам:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Комментарии: 7

Правила форума
Кемран Агаханов
Кемран Агаханов
0
"Алю Имран" в начале текста исправьте.
16 сентября, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум! Исправили "Алю-Имран". Джазака Аллаху хайран!
16 сентября, 19
Kama Kama
Kama Kama
0
«Это повествовательное предложение по форме содержит себе обещание (о награде) и предупреждение (о наказании).
Вроде пропущен предлог "в":
по форме содержит в себе обещание
1 декабря, 19
Ромазан Самодинов
Ромазан Самодинов
0
В тафсире 61-го аята "...отдает ее ангелам милости", а не смерти, если это душа верующего. Вроде так, нет?
15 мая, 21
Администратор сайта
Администратор сайта
0
Ассаляму алейкум! Верно, исправили. ДжазакяЛлаху хайран!
18 мая, 21
Ромазан Самодинов
Ромазан Самодинов
0
Ва иййякум
18 мая, 21
Абу Бакр Муродов
Абу Бакр Муродов
0
سلم عليكم

В тафсире 12 аята ошибка в слове объязательно
5 июля, 22
Аль-Ан’ам
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Аль-Ан’ам
  • Мекканская сура
  • 165 аятов
  • 7, 8 джуз
  • в порядке ниспосылания - 55
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Это одна из длинных мекканских сур, в которой идет речь о вероучении (акыда), основах веры.

Ее цель отличается от цели мединских сур, о которых мы уже прочитали, таких как «Аль-Бакара», «Алю-Имран», «Ан-Ниса» и «Аль-Маида», так как в этой суре не идет речь о шариатских решениях, касающихся построения исламского общества напрямую: о посте, хадже, наказаниях, правилах семейного кодекса, – не говорится ни о сражениях, ни о людях Писания, ни о лицемерах.

Речь идет об основных и базовых принципах веры (иман).

НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Астана Атырау Ақтау Ақтөбе Балқаш Екібастұз Жезқазған Көкшетау Орал Павлодар Петропавл Рудный Сарыағаш Семей Степногорск Сәтпаев Талдықорған Тараз Теміртау Түркістан Шымкент Қарағанды Қостанай Қызылорда Өскемен
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Альметьевск Болгар Бугульма Елабуга Заинск Казань Лениногорск Набережные Челны Нижнекамск Чистополь
Алматы
Logo Logo active Azan.ru
12:03 Зухр
Зухр: 12:03 - 16:17
До Асра: 3 ч. 23 мин.
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ