Сура «Аль-Ан’ам»
ПЕРЕВОД:
61. Он — Подчиняющий Своих рабов. Он отправляет к вам хранителей (ангелов). А когда к кому-то из вас приходит смерть, Наши посланцы упокоят (забрав) его (душу), и они (при выполнении своих обязанностей) не допускают упущений (не проявляют небрежность и не опаздывают).
ТАФСИР (Толкование):
«В этом заключена глубокая мудрость, потому что, если человек будет осознавать, что все его дела записываются, это послужит ему преградой от грехов и мерзостей».
«Ангел смерти забирает душу из тела, а потом отдает ее ангелам милости, если это душа верующего, либо ангелу мучения, если это душа неверующего»[2].
61
ПЕРЕВОД:
62. Затем они (творения) будут возвращены к Аллаху, истинному своему Покровителю (и Он воздаст им за их поступки). Знайте, что только Ему принадлежит вся власть. Его расчет будет скорым».
ТАФСИР (Толкование):
62
ПЕРЕВОД:
63. Спроси (Мухаммад, у язычников): «Кто спасает вас от (опасностей и) мрака на суше и на море, когда вы обращаетесь к Нему смиренно и тайно, говоря: «Если Он спасет нас от этого, мы обязательно будем благодарны (Ему)»?
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах порицает их за то, что они взывают к Аллаху лишь в час трудностей, а во время покоя они взывают к другим наравне со Всевышним Аллахом»[1].
63
ПЕРЕВОД:
64. Ответь (сам на свой вопрос): «Аллах спасает вас от этого и от всех других печалей. А потом вы приравниваете к Нему (творения, которые бессильны помочь вам)».
ТАФСИР (Толкование):
«Если установлен довод, то после этого обязательно быть искренним, но они вместо этого остались язычниками и поэтому заслуживают порицания»[1].
64
ПЕРЕВОД:
65. Скажи: «Он способен наслать на вас наказание сверху (как на народы Нуха или Лута) или снизу (как на фараона, который был утоплен, или Каруна, которого поглотила земля). Он может разделить вас на (враждующие) группы и дать одним из вас вкусить зло от других (начать войну между вами)». Посмотри, как Мы объясняем знамения (чередуя радостные вести и угрозы), чтобы они могли понять (истину).
ТАФСИР (Толкование):
««Разделить на группы», – то есть один народ разделится из-за разных желаний на разные группы, что в итоге приведет к войне между ними»[1].
«И это достоверное мнение. Именно это мы видим, когда враги пришли на наши земли, захватили наши земли и имущество, и при этом среди мусульман продолжалась междоусобная борьба, когда они убивали друг друга, дозволяя имущество друг друга. Мы просим защиты у Аллаха от смуты и того, что она скрывает и обнаруживает»[2].
65
ПЕРЕВОД:
66. Твой народ отверг его (Коран), хотя он — истина. Скажи: «Я не ваш попечитель (я не принуждаю и не наказываю, а только призываю вас к истине)».
ТАФСИР (Толкование):
66
ПЕРЕВОД:
67. У каждого сообщения (из Корана) есть свое время, и скоро вы узнаете (что обещания Аллаха — истина).
ТАФСИР (Толкование):
«Аль-Хасан сказал: «Это обещание Всевышнего Аллаха язычникам о воздаянии в Судный день, потому что они его отрицали»»[1].
67
ПЕРЕВОД:
68. Когда ты увидишь тех, кто рассуждает о Наших аятах (отрицая их истинность, издеваясь над ними или критикуя), то покинь их (встань и уйди от них, чтобы выразить им свое неодобрение), пока они не поменяют тему разговора. А если шайтан заставит тебя забыть об этом (запрете), то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь (о нем).
ТАФСИР (Толкование):
«Повеление обращено исключительно к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует). Некоторые сказали, что и к верующим тоже, и это правильное мнение, потому что причина – в том, что ругают знамения Аллаха»[2].
«Всевышний Аллах указал Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), как себя вести в таких случаях, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) садился рядом с язычниками, призывая их и делая наставления, а они при этом издевались над Кораном. И Всевышний Аллах велел отстраниться от них, порицая их тем самым. И это указывает, что если человек знает, что другой делает нечто порицаемое, и знает, что тот не будет внимать его словам, то следует отстраниться от него, тем самым порицая его, и не обращаться к нему»[3].
68
ПЕРЕВОД:
69. А богобоязненные люди не отвечают за их (грехи и за) отчет (тех, кто отрицает истину и издевается над аятами). (Однако) они (праведники) должны напоминать им (неверующим), — чтобы они побоялись (издеваться над Кораном).
ТАФСИР (Толкование):
«Верующим следует точно так же вести себя [в наше время] с безбожниками и заблудшими»[3].
69
ПЕРЕВОД:
70. Оставь тех, кто превратил свою религию (Ислам) в игру и забаву и кого обманула земная жизнь. И наставляй их посредством этого (Корана), чтобы не погиб человек, сделав выбор (в пользу зла). Не будет у него (в Судный день) ни покровителя, ни заступника, кроме Аллаха. И никакой выкуп (за спасение) не будет принят от него.
Они своим выбором (своими поступками) сами погубили себя. Они будут пить (в Аду крутой) кипяток. Им — болезненное наказание за неверие.
ТАФСИР (Толкование):
«Некоторые [толкователи] сказали, что под религией здесь имеются в виду праздничные дни (ид). Аль-Кальби говорит: «Всевышний сделал для каждого народа праздничные дни, которые они возвеличивают и празднуют, и для всех народов это дни забавы и потехи, кроме уммы Мухаммада, поскольку для них это время для намаза, зикра и милостыни, и это пятница, Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха»»[2].
70
ПЕРЕВОД:
71. Спроси (язычников, Мухаммад): «Разве мы будем поклоняться, помимо Аллаха, тому, что не приносит нам пользы и не причиняет нам вреда (как, например, ничтожные и бессильные идолы)?! Разве мы повернем назад (к язычеству) после того, как Аллах наставил нас?! (Зачем нам становиться) подобными тем, кого обольстили (и сбили) шайтаны и кто (ходит) на земле в замешательстве (не зная, по какому пути следовать)?! У него есть товарищи, зовущие его к истине: «Иди к нам!»»
Скажи: «Путь Аллаха (Ислам) — это единственный (истинный) путь! И нам велено покориться Господу миров».
ТАФСИР (Толкование):
71
ПЕРЕВОД:
72. (Полноценно) совершайте намаз и бойтесь Его (Всевышнего Аллаха)! Ведь Он — Тот, перед Кем вы будете собраны (в Судный день)».
ТАФСИР (Толкование):
72
ПЕРЕВОД:
73. Он — Тот, Кто создал небеса и землю с истиной (и великой мудростью как место испытания для людей и джиннов). В тот День (в Судный день) Он скажет: «Будь!» — и это произойдет (все воскреснут). Его Слово — истина.
Ему принадлежит власть в День, когда подуют в Рог. Он знает тайное и явное. Он — Мудрый, Всезнающий.
ТАФСИР (Толкование):
«Это образно указывает на воскрешение умерших из небытия и быстроту этого, но это не указание на существование того, чем нужно повелевать».
73
ПЕРЕВОД:
74. И Ибрахим сказал своему отцу Азару: «Как же ты считаешь идолов богами (и поклоняешься им)? Я вижу, что ты и твой народ в очевидном заблуждении».
ТАФСИР (Толкование):
74
ПЕРЕВОД:
75. Так (же, как Мы показали ему заблуждения его народа), Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, (Мы сделали так) чтобы он (увидев это) стал одним из убежденных.
ТАФСИР (Толкование):
«Ибрахиму были раскрыты небеса и земли, которые он увидел своими глазами: как высшие, так и низшие небеса»[1].
75
ПЕРЕВОД:
76. Когда ночь покрыла его мраком, он (Ибрахим) увидел звезду и сказал: «(Вы говорите): вот мой Господь!»
Когда же она (звезда) закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается (Творец и Господь не может перемещаться и исчезать — то есть изменяться)».
ТАФСИР (Толкование):
«Его отец и народ поклонялись звездам и планетам, и он решил указать им на их заблуждения, наставить их на истинный путь во время диспута с приведением доводов и обучить их, что правильное размышление может привести к пониманию, что все это не может быть богом, что за всеми этими творениями есть Творец, Который и создал их, и управляет ими, а творения восходят и заходят [по Его велению]. «Вот мой Господь» – это передача взглядов оппонента, с которым ты хочешь честно дискутировать, зная при этом, что его утверждения ложны, и передаешь его мнение как есть, без изменений, а потом опровергаешь его путем приведения доказательств»[1].
76
ПЕРЕВОД:
77. А когда он увидел появившуюся луну, то сказал: «(По-вашему) это мой Господь». И когда она закатилась, сказал: «Если бы мой Господь не наставил меня на истинный путь, то я бы заблудился».
ТАФСИР (Толкование):
77
ПЕРЕВОД:
78. И, увидев восходящее солнце, он сказал: «(В соответствии с вашими верованиями) вот мой Господь! Оно больше других». А когда оно (солнце) зашло, он сказал: «О мой народ! Я не имею отношения ни к чему из того, что вы приравниваете (к Аллаху, поклоняясь этому наряду с Ним).
ТАФСИР (Толкование):
«Он указал им, что эта звезда не заслуживает поклонения, и перешел к тому, что больше и ярче, то есть к луне во время ее появления. Когда она тоже закатилась, он перешел к солнцу, поскольку оно больше и ярче луны и от него больше пользы [людям]. И все это говорилось в ходе дискуссии, чтобы показать, что все они одинаковы в своей сотворенности».
«Истина в том, что Ибрахим (мир ему) дискутировал со своим народом, указывая, что поклоняться идолам и звездам – ошибка»[2].
78
ПЕРЕВОД:
79. Я искренне обратил лицо (то есть я направляю свое поклонение только) к Тому, Кто сотворил небеса и землю (к Аллаху), и я не язычник!»
ТАФСИР (Толкование):
79
ПЕРЕВОД:
80. (В ответ) его народ стал спорить с ним (угрожая ему гибелью, если он откажется от поклонения идолам). Тогда он (Ибрахим) спросил (их): «Неужели вы станете спорить со мной об Аллахе, тогда как Он наставил меня на верный путь?
Я не боюсь тех, кого вы приравниваете к Нему, если только мой Господь не захочет чего-то (плохого для меня). Мой Господь знает обо всем. Может быть, вы примете наставление (и уверуете)?
ТАФСИР (Толкование):
80
- Мекканская сура
- 165 аятов
- 7, 8 джуз
- в порядке ниспосылания - 55
Это одна из длинных мекканских сур, в которой идет речь о вероучении (акыда), основах веры.
Ее цель отличается от цели мединских сур, о которых мы уже прочитали, таких как «Аль-Бакара», «Алю-Имран», «Ан-Ниса» и «Аль-Маида», так как в этой суре не идет речь о шариатских решениях, касающихся построения исламского общества напрямую: о посте, хадже, наказаниях, правилах семейного кодекса, – не говорится ни о сражениях, ни о людях Писания, ни о лицемерах.
Речь идет об основных и базовых принципах веры (иман).
Комментарии: 8
Правила форума