Фаджр
05:30 - 06:50
до 06:50
Сухур *
С наступлением Фаджра заканчивается предрассветная трапеза Сухур. Принимать пищу следует завершить заранее, за 10 минут до Азана.
Восход
06:50
Макрух *
В сутках есть периоды, когда совершать намаз нельзя:
1. На восходе солнца
2. В полдень
3. Перед закатом Подробнее
Зухр
11:41 - 14:44
до 14:44
Аср
14:44 - 16:26
до 16:26
Магриб
16:26 - 17:46
до 17:46
Ифтар *
Магриб — пора Ифтара. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
17:46 - 05:31
до 05:31 Через 00:33 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
01:36 - 05:31
до 05:31 Показать Иша
Иша: 17:46
Алматы
20 Джумада-авваль
Moon
дата по хиджре
20
ДЖУМАДА-АВВАЛЬ
1446
Sun
григорианский календарь
21
НОЯБРЯ
2024
Фаджр:  05:30  - 06:50
Восход:  06:50
Зухр:  11:41  - 14:44
Аср:  14:44  - 16:26
Магриб:  16:26  - 17:46
Иша:  17:46  - 05:31
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
6

Сура «Аль-Ан’ам»

«Скот»
وَكَيْفَ أَخَافُ مَا أَشْرَكْتُمْ وَلَا تَخَافُونَ أَنَّكُمْ أَشْرَكْتُمْ بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ عَلَيْكُمْ سُلْطَانًا ۚ فَأَيُّ الْفَرِيقَيْنِ أَحَقُّ بِالْأَمْنِ ۖ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ

ПЕРЕВОД:

81. Как я могу бояться тех, кого вы приравниваете (к Аллаху), если вы не боитесь приравнивать к Аллаху тех, о ком (о божественности которых) Он не ниспослал вам никакого довода? (Ответьте мне) какая же из двух групп скорее в безопасности (мы, верующие, или вы)? Если вы, конечно, знаете?»

ТАФСИР (Толкование):

«Он не ниспослал вам никакого довода»: я доказал вам, что ваши воззрения ложны, а мои – истинны, а как вы можете возразить? Какие у вас доказательства истинности ваших заявлений?! Их нет и не может быть!
 
«Какая же из двух групп скорее в безопасности»: кто должен понимать, что придерживается истины, и ощущать себя в безопасности: мы, поклоняясь Творцу небес и земли и не придавая Ему сотоварищей, или вы, взяв себе истуканов на роль божеств и поклоняясь им?!

81

الَّذِينَ آمَنُوا وَلَمْ يَلْبِسُوا إِيمَانَهُمْ بِظُلْمٍ أُولَٰئِكَ لَهُمُ الْأَمْنُ وَهُمْ مُهْتَدُونَ

ПЕРЕВОД:

82. Верующие, которые не облекли свою веру в несправедливость (язычество), — они в безопасности (от Ада), и (только) они на верном пути.

ТАФСИР (Толкование):

«Верующие, которые не облекли свою веру в несправедливость», – то есть те, которые не смешали свою веру с неверием или многобожием, что аннулирует действительность человеческой веры.
 
Это крайне важное указание – что верой в Шариате считается не просто вера в существование Аллаха, потому что большинство людей верит в той или иной форме в существование Творца. К вере в Шариате предъявляются определенные условия, к которым относится отстранение от убеждений, слов и действий неверия (куфр): например, от веры в существование второго творца, от оскорблений Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует) или от совершения добровольного земного поклона идолу.
 
По мнению ученых Ахлю-с-Сунна, Всевышний Аллах в качестве условия приобретения веры, гарантирующей безопасность, выдвинул отсутствие несправедливости. Если бы отказ от несправедливости и грехов был частью веры, то оговаривание здесь этого условия было бы бессмысленным. Значит, несправедливость, упоминаемая здесь, – это не какой-то грех, а неверие и многобожие, которые в 13-м аяте суры «Лукман» названы самой большой несправедливостью.
 
Это подтверждает риваят, переданный от Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах), в котором говорится:
 
«Когда был ниспослан аят: «Верующие, которые не облекли свою веру в несправедливость», – то сподвижникам Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) это предписание показалось очень тяжелым, и они сказали: «О Посланник Аллаха! Кто из нас не поступал несправедливо по отношению к себе?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Это не то, что вы думаете! Здесь имеется в виду многобожие. Разве вы не слышали, что сказал Лукман своему сыну: «Сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей! Поистине, язычество — великая несправедливость (Коран 31:13)»»[1][2].
 
[1] Бухари, Анбийя: 42, №3246, 3/1262; Муслим, Иман: 56, №124, 1/114.
 
[2] «Куран-и-Меджид».

82

وَتِلْكَ حُجَّتُنَا آتَيْنَاهَا إِبْرَاهِيمَ عَلَىٰ قَوْمِهِ ۚ نَرْفَعُ دَرَجَاتٍ مَنْ نَشَاءُ ۗ إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

83. Таковы Наши доводы (доказывающие существование Аллаха и Его единственность), которые Мы дали Ибрахиму против его народа. Мы поднимаем на уровни (знания и мудрости), кого пожелаем. Поистине, твой Господь — Мудрый, Всезнающий.

ТАФСИР (Толкование):

«Таковы Наши доводы»: речь о доводах про сотворенность звезд, луны и солнца, которые Ибрахим (мир ему) использовал против своего народа и которые фактически являются основой в такой шариатской науке, как ильм аль-калям (теология). Она основывается на фундаментальном принципе «любое изменение указывает на сотворенность», и это кораническая истина, которую мы видим в этом диспуте между Ибрахимом (мир ему) и его народом. Это диспут исторического масштаба, когда один из величайших пророков в истории человечества в одиночестве противостоит целому народу – своему народу – в этом ключевом вопросе для всей истории человечества – вопросе о Творце и Его Единственности.
 
Основой доводов Ибрахима (мир ему) была отсылка к изменяемости того, что язычники считали своими идолами, а изменяемое сотворено и не может быть Творцом.
 
И это правило в акыде Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, где единогласно утверждается, что Аллах не может занимать место или иметь органы, поскольку все это – качества творений.
 
И это не выдумки греческих философов, это «Наши доводы, которые Мы дали Ибрахиму против его народа».

83

وَوَهَبْنَا لَهُ إِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ ۚ كُلًّا هَدَيْنَا ۚ وَنُوحًا هَدَيْنَا مِنْ قَبْلُ ۖ وَمِنْ ذُرِّيَّتِهِ دَاوُودَ وَسُلَيْمَانَ وَأَيُّوبَ وَيُوسُفَ وَمُوسَىٰ وَهَارُونَ ۚ وَكَذَٰلِكَ نَجْزِي الْمُحْسِنِينَ

ПЕРЕВОД:

84. Мы подарили ему (Ибрахиму сына) Исхака и (внука) Якуба. Их обоих Мы наставили на истинный путь (и сделали их пророками). Еще раньше Мы наставили на истинный путь Нуха и его потомков — Дауда, Сулеймана, Айюба, Юсуфа, Мусу и Харуна. Так мы награждаем благодетельных.

ТАФСИР (Толкование):

«Мы подарили ему Исхака и Якуба»: Мы даровали Ибрахиму (мир ему) сына Исхака, и внука Якуба, чтобы обрадовать его сердце продолжением его рода.
 
Ибн Касир пишет[1]:
 
«Всевышний Аллах говорит, что подарил Ибрахиму (мир ему) сына Исхака, когда тот уже был в преклонном возрасте и не надеялся на детей. И он был обрадован пророческой миссией и тем, что его род продолжится, и это абсолютная радость и высшая милость. И это было воздаянием Ибрахиму (мир ему) за то, что он оставил свой дом и ушел в отшельническую жизнь поклоняться Всевышнему Аллаху. И Всевышний Аллах вместо его народа дал ему праведных потомков, чтобы обрадовать его».
 
[1] Ибн Касир, 1/596.

84

وَزَكَرِيَّا وَيَحْيَىٰ وَعِيسَىٰ وَإِلْيَاسَ ۖ كُلٌّ مِنَ الصَّالِحِينَ

ПЕРЕВОД:

85. А также (Мы наставили на истинный путь) Закарийю, Яхью, Ису и Ильяса. Все они были праведниками.

ТАФСИР (Толкование):

85

وَإِسْمَاعِيلَ وَالْيَسَعَ وَيُونُسَ وَلُوطًا ۚ وَكُلًّا فَضَّلْنَا عَلَى الْعَالَمِينَ

ПЕРЕВОД:

86. А также (Мы удостоили истины и пророчества) Исмаиля, Аль-Яcаʼa, Юнуса и Лута. Каждого из них Мы возвысили над мирами (людьми и джиннами — сделав их пророками).

ТАФСИР (Толкование):

86

وَمِنْ آبَائِهِمْ وَذُرِّيَّاتِهِمْ وَإِخْوَانِهِمْ ۖ وَاجْتَبَيْنَاهُمْ وَهَدَيْنَاهُمْ إِلَىٰ صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ

ПЕРЕВОД:

87. А также (Мы возвысили) некоторых из их предков, потомков и братьев. Мы избрали их (пророками) и наставили их на верный путь.

ТАФСИР (Толкование):

Мы наставили некоторых из их предков и потомков, много людей в их эпоху. Мы выделили этих людей из человечества, поддержали Своим Откровением и наставили на единственный путь истины, в котором нет и не может быть изъяна.
 
Ибн Аббас говорил:
 
«Все эти люди считаются [духовными] потомками Ибрахима (мир ему), хотя среди них и были те, кто не был с ним связан родством по отцу или матери»[1].
 
[1] Аль-Бахр аль-мухит, 4/560.

87

ذَٰلِكَ هُدَى اللَّهِ يَهْدِي بِهِ مَنْ يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ ۚ وَلَوْ أَشْرَكُوا لَحَبِطَ عَنْهُمْ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

ПЕРЕВОД:

88. Это — верный путь Аллаха, по которому Он ведет тех Своих рабов, кого пожелает. Но если (предположить, что) они приравняли бы (к Аллаху кого-либо), то стали бы тщетными все их (благие) дела.

ТАФСИР (Толкование):

«Это — верный путь Аллаха»: это и есть единственная религия Аллаха – религия Ислам, которой следовали все пророки без исключений, хотя их шариаты, то есть своды законов, в частных вопросах могли различаться в зависимости от эпохи и народа, но у них у всех было одно вероучение (акыда), то есть свод убеждений: нет Творца у этого мира, кроме Аллаха, и никто не заслуживает поклонения, кроме Аллаха, и человечество обязано следовать тем законам, которые им передавали их пророки.
 
«Но если (предположить, что) они приравняли бы (к Аллаху)…»: если предположить, что пророки стали бы язычниками, чего не может быть, так как они защищены от многобожия, то все их дела уничтожились бы. Что тогда говорить о тех, кто не является пророками?
 
Это форма устрашения рабов Аллаха: если многобожие уничтожает даже дела пророков, то что говорить про обычных людей?

88

أُولَٰئِكَ الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ وَالْحُكْمَ وَالنُّبُوَّةَ ۚ فَإِنْ يَكْفُرْ بِهَا هَٰؤُلَاءِ فَقَدْ وَكَّلْنَا بِهَا قَوْمًا لَيْسُوا بِهَا بِكَافِرِينَ

ПЕРЕВОД:

89. Им Мы дали Книгу (различные священные Писания), мудрость и пророчество. И даже если они (мекканские язычники) отвергнут это (пророков и священные Писания), Мы уже поручили (доверили все) это другим людям, которые не будут неверующими (сподвижникам Пророка).

ТАФСИР (Толкование):

«Им Мы дали Книгу», – то есть многочисленным пророкам, часть которых была перечислена, а часть не названа. Всех их Аллах выделил и облагодетельствовал пророческой миссией, Божественными Писаниями и мудростью.

89

أُولَٰئِكَ الَّذِينَ هَدَى اللَّهُ ۖ فَبِهُدَاهُمُ اقْتَدِهْ ۗ قُلْ لَا أَسْأَلُكُمْ عَلَيْهِ أَجْرًا ۖ إِنْ هُوَ إِلَّا ذِكْرَىٰ لِلْعَالَمِينَ

ПЕРЕВОД:

90. Это — те, кого Аллах наставил. Следуй же их верным путем.

Скажи
(Мухаммад, своей общине): «Я не прошу у вас за него (за призыв к Исламу) платы. Это (мой призыв) — только наставление для миров (людей и джиннов)».

ТАФСИР (Толкование):

Скажи жителям Мекки, Мухаммад, что ты лишь приносишь им наставления от Аллаха, и за это донесение призыва ты ничего у них не просишь: ни денег, ни имущества, ни власти.
 
«Наставление для миров»: Коран — это Писание, ниспосланное для всех людей и джиннов, которые обязаны принять его как источник закона для себя и следовать его повелениям.

90

وَمَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ إِذْ قَالُوا مَا أَنْزَلَ اللَّهُ عَلَىٰ بَشَرٍ مِنْ شَيْءٍ ۗ قُلْ مَنْ أَنْزَلَ الْكِتَابَ الَّذِي جَاءَ بِهِ مُوسَىٰ نُورًا وَهُدًى لِلنَّاسِ ۖ تَجْعَلُونَهُ قَرَاطِيسَ تُبْدُونَهَا وَتُخْفُونَ كَثِيرًا ۖ وَعُلِّمْتُمْ مَا لَمْ تَعْلَمُوا أَنْتُمْ وَلَا آبَاؤُكُمْ ۖ قُلِ اللَّهُ ۖ ثُمَّ ذَرْهُمْ فِي خَوْضِهِمْ يَلْعَبُونَ

ПЕРЕВОД:

91. Они (иудеи) не отдавали Аллаху должное, когда говорили: «Аллах ничего не ниспосылал людям». Скажи (им, Мухаммад): «А кто ниспослал Писание (Таурат), с которым пришел Муса, явившееся светом и верным руководством для людей? Вы превращаете его в отдельные листы (делите на отрывки, чтобы иметь возможность толковать книгу так, как вам выгодно, скрывая все, что не отвечает вашим интересам) — одни предаете огласке (которые вам выгодны), а многие другие скрываете (например, описания Пророка Мухаммада). А ведь вас научили (в Коране) тому, чего не знали ни вы, ни ваши предки (значению многих мест в Таурате)». Скажи: «Аллах (ниспослал все эти священные Писания)», — а затем оставь их забавляться с их ложными соображениями».

ТАФСИР (Толкование):

 
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
««Они (иудеи) не отдавали Аллаху должное», — в том, что обязательно для Аллаха, невозможно и допустимо»[1].
 
Истинное возвеличивание Аллаха заключается в том, что Аллаха описывают теми качествами, которые обязательны для Него, такими как Его Существование, Его Могущество и остальные обязательные атрибуты, отрицают то, что невозможно для Аллаха: наличие у Него сотоварища, сына, нахождение в пространстве или в какой-то стороне физически, — и говорят о том, что для Него допустимо: акт творения, отправление посланников человечеству и так далее.
 
«Аллах ничего не ниспосылал людям»: иудеи, которые спорили с пророком о Коране, дошли до того, что некоторые из них стали отрицать сам факт Откровения в принципе.
 
«А кто ниспослал Писание, с которым пришел Муса…»: скажи этим глупцам, о Мухаммад: «Если вы отрицаете Откровение, кто же тогда ниспослал Таурат пророку Мусе (мир ему)?»
 
Имам ат-Табари пишет:
 
«Они скрывали, в частности, в своих описаниях описание Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)»[2].
 
«Оставь их забавляться с их ложными соображениями»: не слушай их мерзкие речи, скажи им, что это Аллах ниспослал, и оставь их дальше утопать в своем невежестве.
 
[1] Куртуби, 8/454.
 
[2] 11/527.

91

وَهَٰذَا كِتَابٌ أَنْزَلْنَاهُ مُبَارَكٌ مُصَدِّقُ الَّذِي بَيْنَ يَدَيْهِ وَلِتُنْذِرَ أُمَّ الْقُرَىٰ وَمَنْ حَوْلَهَا ۚ وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِالْآخِرَةِ يُؤْمِنُونَ بِهِ ۖ وَهُمْ عَلَىٰ صَلَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ

ПЕРЕВОД:

92. Эта ниспосланная Нами Книга (Коран) — благодать и подтверждение того, что было (в прежних Писаниях) до него. (Коран дан тебе, Мухаммад) чтобы ты предупреждал (об опасности неверия) Мать городов (жителей Мекки) и (жителей ее) окрестностей (то есть все остальное человечество).

Те, кто верит в вечную жизнь, верят и в него
(Коран). Они внимательны к своим намазам (совершают их своевременно и полноценно).

ТАФСИР (Толкование):

«Эта ниспосланная Нами Книга — благодать»: Коран, который мы ниспослали Мухаммаду, — благословенное Писание, которое очищает общество от мрака и невежества, принося ему покой и справедливость.
 
«Подтверждение того, что было до него»: Коран подтверждает истинность учения пророков до Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) и Божественную природу Писаний, дарованных им.
 
«Те, кто верит в вечную жизнь», — кто верит во Всевышнего Аллаха и все, что передает от Него Его Посланник: в Судный день, воскрешение, воздаяние за дела, Ад и Рай, и другие положения вероучения Ислама.
 
«Они внимательны к своим намазам», — которые исполняют намазы в установленное для них время и должным образом, соблюдая все условия, выполняя все обязательные действия и сунны намаза.
 
Ас-Сави пишет, что намаз упоминается, потому что это самое лучшее поклонение[1].
 
[1] «Хашият ас-Сави» к «Джалялейн», 2/31.

92

وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّنِ افْتَرَىٰ عَلَى اللَّهِ كَذِبًا أَوْ قَالَ أُوحِيَ إِلَيَّ وَلَمْ يُوحَ إِلَيْهِ شَيْءٌ وَمَنْ قَالَ سَأُنْزِلُ مِثْلَ مَا أَنْزَلَ اللَّهُ ۗ وَلَوْ تَرَىٰ إِذِ الظَّالِمُونَ فِي غَمَرَاتِ الْمَوْتِ وَالْمَلَائِكَةُ بَاسِطُو أَيْدِيهِمْ أَخْرِجُوا أَنْفُسَكُمُ ۖ الْيَوْمَ تُجْزَوْنَ عَذَابَ الْهُونِ بِمَا كُنْتُمْ تَقُولُونَ عَلَى اللَّهِ غَيْرَ الْحَقِّ وَكُنْتُمْ عَنْ آيَاتِهِ تَسْتَكْبِرُونَ

ПЕРЕВОД:

93. Кто же несправедливее клевещущего на Аллаха или говорящего: «Мне внушено в откровении…» — хотя никакого откровения он не получает. Или того, кто говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»?

Если бы ты
(Мухаммад) увидел несправедливых в предсмертной агонии, когда ангелы простирают к ним свои руки (чтобы забрать их души, и говорят им): «Отдайте ваши души! Сегодня вам воздастся унизительным наказанием за всю ложь, которую вы говорили об Аллахе, и за высокомерное отношение к Его аятам!»

ТАФСИР (Толкование):

«Мне внушено в откровении»: речь идет о лжепророках, подобных Мусайляме аль-Каззабу, которые обманывают людей, заявляя, что им тоже дано Откровение.
 
В соответствии с риваятом, переданным от Катады (да будет доволен им Аллах), этот аят был ниспослан про таких лжепророков, как Мусайляма аль-Каззаб и Асвад Анси. Мусайляма, который происходил из племени бану Ханифа, занимался колдовством в Ямаме, потом объявил себя пророком и, сочиняя неправильные четверостишия, пытался подражать Корану. И он говорил: «Мухаммад направлен для больших дел, а я направлен для маленьких дел!»
 
Что же касается Асвада, то он принадлежал к племени бану Мудлидж. Он жил в Йемене и был предсказателем, а затем объявил себя пророком. Ему удалось захватить некоторые районы Йемена, где он отменил выплату закята, установленную Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
 
Эти нечестивцы особенно сильно заполнили землю сейчас: они создают свои отдельные религии и церкви, обманывая и дурача людей, забирая их имущество и все накопления.
 
Автор «Аль-Бахр аль-мухит» пишет[1]:
 
««Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»: это было ниспослано про ан-Надра ибн аль-Хариса и людей из его окружения, которые издевались [над Кораном], потому что он пререкался с Кораном низменными словами, которые не пересказаны из-за их скверны».
 
«Говорили об Аллахе неправду», — приписывая Ему сотоварища или сына.
 
[1] Абу Хайян, 4/180.

93

وَلَقَدْ جِئْتُمُونَا فُرَادَىٰ كَمَا خَلَقْنَاكُمْ أَوَّلَ مَرَّةٍ وَتَرَكْتُمْ مَا خَوَّلْنَاكُمْ وَرَاءَ ظُهُورِكُمْ ۖ وَمَا نَرَىٰ مَعَكُمْ شُفَعَاءَكُمُ الَّذِينَ زَعَمْتُمْ أَنَّهُمْ فِيكُمْ شُرَكَاءُ ۚ لَقَدْ تَقَطَّعَ بَيْنَكُمْ وَضَلَّ عَنْكُمْ مَا كُنْتُمْ تَزْعُمُونَ

ПЕРЕВОД:

94. (В Судный День Всевышний Аллах скажет язычникам:) Вы пришли к Нам одинокими (без жен или мужей, друзей, детей и без имущества) так же, как Мы создали вас в первый раз. Вы оставили позади все, чем Мы вас наделили (вы не сможете забрать с собой даже малую часть этого). Мы не видим при вас ваших заступников, которых вы считали богами (достойными поклонения наряду с Аллахом). Все связи между вами разорваны, и вас покинули те, о ком вы ложно полагали (что они заступятся за вас перед Аллахом).

ТАФСИР (Толкование):

Речь снова заходит о доказательствах Единственности Аллаха через уникальность Его творений, и Всевышний Аллах говорит:

94

إِنَّ اللَّهَ فَالِقُ الْحَبِّ وَالنَّوَىٰ ۖ يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَمُخْرِجُ الْمَيِّتِ مِنَ الْحَيِّ ۚ ذَٰلِكُمُ اللَّهُ ۖ فَأَنَّىٰ تُؤْفَكُونَ

ПЕРЕВОД:

95. Поистине, Аллах раскрывает зерно и косточку (чтобы выросли из них растения). Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого. Таков Аллах! Как же вы можете отворачиваться (от веры и покорности Ему)!

ТАФСИР (Толкование):

Аль-Куртуби пишет:
 
«То есть из неживой косточки появляется росток»[1].
 
«Он выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого».
 
От Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими) передается, что это означает, что верующий извлекается из неверующего, а неверующий — из верующего.
 
[1] Куртуби, 7/44.

95

فَالِقُ الْإِصْبَاحِ وَجَعَلَ اللَّيْلَ سَكَنًا وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ حُسْبَانًا ۚ ذَٰلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ

ПЕРЕВОД:

96. Он (Всевышний Аллах) выводит (из тьмы) рассвет. Он сделал ночь временем покоя (для Своих творений), а солнце и луну —средством исчисления (времени). Это — установление Могущественного, Знающего.

ТАФСИР (Толкование):

Имам ат-Табари говорит:
 
««Он выводит рассвет», — то есть сияние рассвета прорывается сквозь тьму и мрак ночи»[1].
 
Каждый, кто наблюдал рассвет, знает, сколь это красиво, и представляет тот особый трепет, который охватывает человека, когда из мрака ночи начинают прорываться лучи света, небо озаряется, а окрестности наполняются лучами света дня, который сменяет ночь.
 
«Он сделал ночь временем покоя», — когда почти все творения отдыхают и находят покой: животные могут укрыться от хищников под покровом ночи, когда они чувствуют себя в безопасности, а люди могут отдохнуть от дневных хлопот.
 
«А солнце и луну — средством исчисления»: солнце и луна всегда движутся в установленном и неизменном порядке, и люди взяли их ход за основу летоисчисления: они используют солнечные и лунные календари.
 
[1] Табари, 11/554.

96

وَهُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ النُّجُومَ لِتَهْتَدُوا بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ ۗ قَدْ فَصَّلْنَا الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

ПЕРЕВОД:

97. Он создал для вас (для вашей пользы) звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраке суши и моря. Мы уже объяснили знамения (указывающие на Нашу Единственность и Могущество) для людей знающих.

ТАФСИР (Толкование):

Человечество издревле использовало звезды как ориентиры в путешествиях, чтобы не сбиваться с маршрута. Особенно это было важно для моряков в открытом море, потому что если на суше можно было ориентироваться по местности, то в открытом море это было невозможно.

97

وَهُوَ الَّذِي أَنْشَأَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ فَمُسْتَقَرٌّ وَمُسْتَوْدَعٌ ۗ قَدْ فَصَّلْنَا الْآيَاتِ لِقَوْمٍ يَفْقَهُونَ

ПЕРЕВОД:

98. Он создал вас из одной души (из Адама). У вас есть место пребывания (которым сначала была утроба матери, а затем стала поверхность земли) и место хранения (которым сначала были тела ваших отцов, а затем таким местом стали могилы). Мы уже объяснили знамения для людей понимающих.

ТАФСИР (Толкование):

Ас-Сави в комментарии к «Аль-Джалялейн»[1] пишет, что, когда речь шла о звездах, Всевышний Аллах сказал: «Для людей знающих», — а когда речь шла о плоде и его пребывании в утробе матери: «Для людей понимающих», — указывая тем самым, что звезды на виду и с ними все понятно, а эмбрион скрыт от людских взоров.
 
[1] «Хашият ас-Сави» к «Джалялейн», 2/24.

98

وَهُوَ الَّذِي أَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجْنَا بِهِ نَبَاتَ كُلِّ شَيْءٍ فَأَخْرَجْنَا مِنْهُ خَضِرًا نُخْرِجُ مِنْهُ حَبًّا مُتَرَاكِبًا وَمِنَ النَّخْلِ مِنْ طَلْعِهَا قِنْوَانٌ دَانِيَةٌ وَجَنَّاتٍ مِنْ أَعْنَابٍ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُشْتَبِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ ۗ انْظُرُوا إِلَىٰ ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَيَنْعِهِ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكُمْ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

ПЕРЕВОД:

99. Он низвел с неба воду. Мы вывели посредством нее все виды растений. Мы вывели из них (из их семян) зеленые травы, а из них — тесно набитые (в колосья) зерна. На пальмах из завязей вырастают (тяжелые) свисающие близко (к земле и к тем, кто хочет сорвать их) гроздья.

(Мы взращиваем) виноградники, оливы и гранаты, которые чем-то похожи, а чем-то различны (вкусом). Посмотрите на их плоды, когда они появляются (и еще не зрелые, не годные в пищу) и когда созревают. Поистине, в этом — знамения (указывающие на Единственность, Могущество и Мудрость Создателя) для верующих.

ТАФСИР (Толкование):

Все эти разнообразные творения указывают на наличие Того, Кто выбирает и устанавливает для них разные виды и формы, так как похожие друг на друга зерна и семена дают совершенно разные по виду, составу и свойствам растения и плоды. Различие форм может появиться лишь на основе Воли — Воли Творца. И поэтому великое разнообразие форм жизни и ее видов — это ярчайшее доказательство существования Творца и наличия у Него Знания, Воли и Могущества.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Всевышний Аллах отмечает переход творения от одного состояния к другому состоянию, к существованию после небытия, указывая на Свою Единственность и совершенство Своего Могущества»[1].
 
[1] Куртуби, 8/476.

99

وَجَعَلُوا لِلَّهِ شُرَكَاءَ الْجِنَّ وَخَلَقَهُمْ ۖ وَخَرَقُوا لَهُ بَنِينَ وَبَنَاتٍ بِغَيْرِ عِلْمٍ ۚ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَىٰ عَمَّا يَصِفُونَ

ПЕРЕВОД:

100. Они (идолопоклонники) приравняли к Аллаху джиннов (и ангелов, начав им поклоняться). Но ведь Он (Всевышний) создал их! Они (язычники) приписали Ему сыновей и дочерей без знания. Пречист Он и выше всего, что они (ложно) приписывают Ему!

ТАФСИР (Толкование):

«Ведь Он создал»: как вы можете говорить, что джинны — сотоварищи Всевышнего Аллаха, когда Он создал их?! Как творения Аллаха могут быть сотоварищами Ему в поклонении?! Это высшая форма невежества.
 
«Они приписали Ему сыновей и дочерей», — когда стали говорить, что Узейр — это сын Аллаха, а ангелы — Его дочери. Всевышний Аллах чист от того, что приписывают ему невежды и нечестивцы!
 
«И выше всего, что они приписывают Ему»: превыше сыновей, дочерей и всех других изъянов. Никакие недостатки (качества творений и их свойства: изменяемость, смертность, нахождение в пространстве и существование лишь в телесной форме) — не могут быть отнесены ко Всевышнему Аллаху.
 
Имам аль-Куртуби говорит:
 
«Аят был ниспослан про арабов-язычников. И под поклонением джиннам имеется в виду подчинение им так, как подчиняются Аллаху»[1].
 
[1] Куртуби, 8/480.

100

190 497
8
18 апреля, 19
Поделиться сурой
Аль-Ан’ам:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Комментарии: 8

Правила форума
Кемран Агаханов
Кемран Агаханов
0
"Алю Имран" в начале текста исправьте.
16 сентября, 19
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Ассаляму алейкум! Исправили "Алю-Имран". Джазака Аллаху хайран!
16 сентября, 19
Kama Kama
Kama Kama
0
«Это повествовательное предложение по форме содержит себе обещание (о награде) и предупреждение (о наказании).
Вроде пропущен предлог "в":
по форме содержит в себе обещание
1 декабря, 19
Ромазан Самодинов
Ромазан Самодинов
0
В тафсире 61-го аята "...отдает ее ангелам милости", а не смерти, если это душа верующего. Вроде так, нет?
15 мая, 21
Администратор сайта
Администратор сайта
0
Ассаляму алейкум! Верно, исправили. ДжазакяЛлаху хайран!
18 мая, 21
Ромазан Самодинов
Ромазан Самодинов
0
Ва иййякум
18 мая, 21
Абу Бакр Муродов
Абу Бакр Муродов
0
سلم عليكم

В тафсире 12 аята ошибка в слове объязательно
5 июля, 22
Шамиль Кодзоев
Шамиль Кодзоев
0
Возьмите любую историю в Коране и поищите ее происхождение. И вы обнаружите, что любая из них уже встречалась за сотни, а то и за тысячи лет до Корана. Вы воспринимаете эти истории только потому, что они написаны в Коране. Если бы они были написаны не в Коране, а например, в Торе, большинство из вас их бы засмеяли.
В крови каждого еврея, которого ты видишь сегодня, течет кровь пророка Ибрагима, пророка Исхака, пророка Якуба, мир им. Исхак сын Ибрагима, Якуб сын Исхака и внук Ибрагима, мир им.
Все евреи, живущие сейчас на планете, являются прямыми потомками по крови этих пророков, мир им.
В крови евреев носящих фамилию Леви, течет еще и кровь пророка Лави, одного из сыновей пророка Якуба, мир им.
В крови евреев носящих фамилию Коэн, течет как кровь пророка Лави, а так же и кровь пророка Харуна ибн Имрана, брата Мусы, мир им.
Сегодня источники информации открыты. Легко посетить еврейские сайты, такие как toldot.com, evrey.com, istok.ru. Что там обнаружится? - что есть прямая связь между тем, что человек кушает и его успехами в религиозных практиках. У восточных христиан можно «употреблять» все, что захочешь, но постных дней в году больше 200. У евреев очень строгий стол, - там и длина ножа и его острота, и зазубрины на нем оговариваются. Посуда для мясного и молочного разная, и кушать молочное можно только спустя 6 часов после мясного, - зато постных дней в году 7 дней. У мусульман получается посередине, - нет такого строго стола, но и нет так много постных дней в году....
Тот, кто будет искать усидчиво может быть еще найдет что-то.
Думайте братья. Пусть Аллах, Свят Он и Велик, пошлет вам мудрости и мира в ваши дома.
Зная истоки традиций соседних народов, ты начинаешь мыслить глубже, обнаруживать первопричины, имеешь больше терпения в общении не с такими, как ты, и находишь больше плоскостей для диалога с ними. Или же для чего Аллах, Свят Он и Велик, открыл источники информации сегодня? – как не для того, что бы мы разобрались и в себе глубже и в своем народе, и находили мир с другими, не такими как мы?
У Нуха, мир ему, было 70 внуков, каждый отличался своим менталитетом. Каждый внук стал отцом народа. Потом какие-то народы перемешались, потом еще разделились. Для чего Аллах, Свят Он и Велик, создал народы с разными менталитетами? Придёт праведный Махди, что скажет об этом?
15 июля, 24
Аль-Ан’ам
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Аль-Ан’ам
  • Мекканская сура
  • 165 аятов
  • 7, 8 джуз
  • в порядке ниспосылания - 55
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Это одна из длинных мекканских сур, в которой идет речь о вероучении (акыда), основах веры.

Ее цель отличается от цели мединских сур, о которых мы уже прочитали, таких как «Аль-Бакара», «Алю-Имран», «Ан-Ниса» и «Аль-Маида», так как в этой суре не идет речь о шариатских решениях, касающихся построения исламского общества напрямую: о посте, хадже, наказаниях, правилах семейного кодекса, – не говорится ни о сражениях, ни о людях Писания, ни о лицемерах.

Речь идет об основных и базовых принципах веры (иман).

НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Астана Атырау Ақтау Ақтөбе Балқаш Екібастұз Жезқазған Көкшетау Орал Павлодар Петропавл Рудный Сарыағаш Семей Степногорск Сәтпаев Талдықорған Тараз Теміртау Түркістан Шымкент Қарағанды Қостанай Қызылорда Өскемен
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Альметьевск Болгар Бугульма Елабуга Заинск Казань Лениногорск Набережные Челны Нижнекамск Чистополь
Алматы
Logo Logo active Azan.ru
16:26 Магриб
Магриб: 16:26 - 17:46
До Иша: 0 ч. 33 мин.
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ