Сура «Аль-ʼАср»
Сура «Аль-Аср» («Предвечернее время») была ниспослана в Мекке. В ней 3 аята.
Имам аш-Шафии говорил:
«Если человек будет глубоко размышлять над этой сурой, ее будет ему достаточно (как наставления)»[1].
Имам ат-Табарани передал хадис от Убайдуллаха ибн Хисна, что, когда два сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) встречались, они не расходились, пока один из них не прочтет эту суру[2].
ПЕРЕВОД:
Клянусь временем,
ТАФСИР (Толкование):
Имам Фахруддин ар-Рази пишет:
«Всевышний Аллах клянется временем, ибо это удивительное явление. Во времени протекает вся жизнь человека: радости и горести, болезни и здоровье, богатство и бедность. Во времени происходят и более удивительные вещи. Человеческая жизнь поделена на годы, месяцы, дни и часы. Если человек попусту растратит тысячу лет, а в последний миг жизни покается, то он навечно попадет в Рай. Тогда он поймет, что самым ценным, что случилось с ним в жизни, был этот миг. Время — одно из основных благ, поэтому Аллах и клянется временем, указывая на то, что день и ночь — это ценности, впустую растрачиваемые человеком.
И время более ценно, чем пространство, поэтому клятва временем — это клятва самой важной половиной мироздания.
Они (язычники) винили во всех своих бедах и неудачах время, но Всевышний Аллах клянется, что время — это безупречный, чистый дар и благо, а ругать и винить во всех своих бедах человек должен самого себя»[1].
[1] «Ат-Тафсир аль-Кабир», 32/84-85.
1
ПЕРЕВОД:
поистине, человек — в убытке,
ТАФСИР (Толкование):
«Время уходит. Вместе с ним уходит и жизнь человека. И кто за отведенный ему промежуток не приобрел ничего поистине ценного (для вечности) — тот в убытке»[1].
«Аллах дал человеку бесценный капитал — время его жизни — чтобы человек инвестировал его в прибыльные дела. Если человек будет совершать благое, то получит бесконечную прибыль, а если станет вкладывать свой капитал в дурные дела, то, потеряв капитал, окажется в убытке.
Об этом сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует):
كل الناس يغدو فبايع نفسه فمعتقها أو موبقها
«Каждый человек, просыпаясь утром, начинает торговлю: одни освобождают (спасают) свою душу от гибели, а другие губят ее»[2]»[3].
2
ПЕРЕВОД:
кроме тех, которые уверовали, совершали благие поступки, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение.
ТАФСИР (Толкование):
Как же распорядиться бесценным капиталом времени, чтобы не понести убытки, но получить прибыль в виде вечного счастья?
Первое и главное — это вера (иман). Умирая мусульманином, человек спасается от самого страшного убытка — вечного пребывания в Аду.
Второе — это благие дела. Полноценно выполнявший религиозные обязанности мусульманин будет, по Милости и Воле Аллаха, избавлен от попадания в Ад даже на время. Уже эти две вещи избавляют человека от убытка. Но Всевышний добавляет к ним еще две.
Слово «تَوَاصَى» («заповедовать») означает «настойчиво советовать друг другу, указывая наилучший выход в сложившейся ситуации»[1]. Иными словами, для спасения и счастья нужно не только спасать себя, но и указывать верный путь другим.
Что же главное в жизни? О чем нужно напоминать другим, к чему их призывать?
Во-первых, к истине. В самом широком смысле и в вышеупомянутых терминах истина — это то, во что следует инвестировать капитал времени, что ведет человека к прибыли и избавляет от убытка: иман и благие дела. Спасаешься сам — укажи путь спасения другим.
Во-вторых, терпение. Человека на протяжении жизни одолевают трудности, беды и болезни. Его нафс пытается помешать ему совершать благое и склоняет к запретному. Сомнения в вере могут угрожать его иману. Выдержать все это и уберечь себя от гибели помогает терпение. Человек должен воспитывать его в себе и призывать к терпению окружающих.
«Аллах говорит в этой суре, что все люди в убытке, кроме тех, кто придерживается этих четырех положений: вера, благие дела, призыв к истине и призыв к терпению. Спасение человека в совершенствовании себя через веру и благие дела и через наставление окружающих. Совместив это, человек соблюдает права Аллаха и права Его рабов»[2].
«Эта сура закладывает очень важный принцип: наставлять других, призывать их к вере и поклонению для мусульманина не менее важно, чем самим следовать Корану и Сунне. Без искренних усилий к призыву других, только через свою веру и свое собственное поклонение, человек не может спастись. Если человек не заботится о моральном состоянии своей жены, детей и близких, он закрывает для себя пути к спасению, каким бы благочестивым он сам ни был. Таким образом, Коран и Сунна обязывают каждого мусульманина призывать других людей к благому и предостерегать от дурного. К сожалению, многие забывают об этом, считая, что для спасения достаточно заботы о личном благе и духовном благополучии, и не заботясь о духовном благополучии своей семьи. Просим у Аллаха дать нам тауфик следовать этой суре»[3].
Здесь заканчивается толкование суры «Аль-ʼАср». Хвала Аллаху, Господу миров!
3
- Мекканская сура
- 3 аятов
- 30 джуз
- в порядке ниспосылания - 13
В ней 3 аята.
Мекканская сура
Имам аш-Шафии говорил: «Если человек будет глубоко размышлять над этой сурой, ее будет ему достаточно (как наставления)» .
Имам ат-Табарани передал хадис от Убайдуллаха ибн Хисна, что, когда два сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) встречались, они не расходились, пока один из них не прочтет эту суру .
Комментарии: 2
Правила форума