Сура «Аль-Хадид»
ПЕРЕВОД:
21. Стремитесь к прощению от вашего Господа и к Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Рай уготован тем, кто уверовал в Аллаха и Его посланников. Это милость Аллаха, которую Он проявляет к тем, к кому пожелает. Аллах — обладатель великой милости.
ТАФСИР (Толкование):
«Спешите совершать поступки, которые послужат причиной прощения вас Аллахом»[1].
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَارِبُوا وَسَدِّدُوا وَاعْلَمُوا أَنَّهُ لَنْ يَنْجُوَ أَحَدٌ مِنْكُمْ بِعَمَلِهِ . قَالُوا يَا رَسُولَ اللَّهِ وَلاَ أَنْتَ قَالَ وَلاَ أَنَا إِلاَّ أَنْ يَتَغَمَّدَنِيَ اللَّهُ بِرَحْمَةٍ مِنْهُ وَفَضْلٍ.Абу Хурайра (да будет Аллах им доволен) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:«Будьте умеренными и постоянствуйте в благом, но знайте, что никто из вас не спасется только благодаря своим делам». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, даже ты?». Он ответил: «Даже я, если Аллах не проявит ко мне Свою милость и расположение»[2].
21
ПЕРЕВОД:
22. Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Книге еще до того, как Мы сотворили его (это несчастье). Поистине, это для Аллаха легко.
ТАФСИР (Толкование):
Человека отвлекают от забот о вечной жизни две основные вещи: земные блага и беды. И то, и другое часто становится причиной забвения об Аллахе[1].
Несчастья, которые происходят на земле, — это засуха и войны, стихийные бедствия и неурожай. А те, что происходят с человеком, — это, например, болезни, смерть близких и т. п. И все эти беды были предопределены до того, как оно случилось (по другому толкованию, до сотворения мира, что тоже верно). И запись о нем есть в Хранимой Скрижали. Значит, произошло то, чего Аллах пожелал для нас, поэтому мы должны встретить несчастье терпеливо и помнить о своем Создателе.
22
ПЕРЕВОД:
23. (Мы сообщаем вам об этом) чтобы вы не горевали о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам дал. Аллах не любит самодовольных хвастунов,
ТАФСИР (Толкование):
وتعلم أن ما أصابك لم يكن ليخطئك ،وأن ما أخطاك لم يكن ليصيبك«...И знай: того, что случилось с тобой, ты не мог избежать, а того, что тебя миновало, не могло случиться»[1].
«Для человека естественно печалиться и радоваться. Но верующий должен встречать беду с терпением, а радостное событие — благодарностью (Аллаху)»[2].
«Аллах запрещает (в этом аяте) такую печаль и такую радость, которые приводят к запретному... Так, Аллах запрещает проявлять высокомерие, гордиться и хвастаться тем, что человеку дано из земных благ»[3].
23
ПЕРЕВОД:
24. которые скупы и призывают других к скупости. А если кто-то отвернется, то ведь Аллах — Самодостаточный, Восхваляемый.
ТАФСИР (Толкование):
Аллах не любит хвастунов, которые совершают дурные поступки и призывают других к ним[1].
«А если кто-то отвернется», — от веры в Аллаха и поклонения Ему.
«...то ведь Аллах — Самодостаточный, Восхваляемый» — то есть Аллах не нуждается в таком человеке, его вере и благодеяниях. Всевышний Самодостаточен, Он обладает атрибутами совершенства.
От Саʼида ибн Джубайра также передается такое толкование:
«Аллах не любит того, кто скуп, то есть обладает знаниями и не делится ими, и призывает других к скупости, то есть хочет, чтобы люди ничего не знали»[2].
24
ПЕРЕВОД:
25. Мы уже отправили Наших посланников с явными доводами и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди были справедливыми. Мы также ниспослали железо, в котором большая сила и польза для людей, — для того, чтобы Аллах увидел тех, кто помогает Ему и Его посланникам, не видя Аллаха воочию. Поистине, Аллах — Всесильный, Всемогущий.
ТАФСИР (Толкование):
«Явные доводы» — это чудеса (муʼджизат) и неоспоримые рациональные доводы, которые служили орудием пророков и посланников в деле их призыва к истинной вере.
«Писание» — это Откровение, которое они доводили до людей, «Весы» — это законы, призванные установить справедливость, а «железо» — это оружие, которое подчас приходится использовать для установления и поддержания справедливости. Таковы основы разумного и правильного общественного устройства[1].
«Чтобы Аллах увидел тех, кто помогает Ему», — чтобы выявить тех, кто помогает религии Аллаха[2].
25
ПЕРЕВОД:
26. Мы уже отправили Нуха и Ибрахима и сделали в их потомстве пророков и (дали им) Книгу. Среди них есть те, кто следует истинным путем, но многие из них — грешники.
ТАФСИР (Толкование):
Этот аят поясняет предыдущий. И Аллах упомянул в этом аяте именно этих посланников, потому что Нух (мир ему) был вторым после Адама (мир ему) предком человечества после того, как большинство погибло во время всемирного потопа, а Ибрахим (мир ему) был предком всех последующих пророков и посланников[1].
И из их потомков были те, кто придерживался (и придерживается) истины, однако большинство из людей — неверующие, пребывающие в заблуждении.
26
ПЕРЕВОД:
27. Вслед за ними Мы отправили Наших посланников: отправили Ису, сына Марьям и даровали ему Инджиль. В сердца его последователей Мы вложили сострадание и милосердие, а монашество они придумали сами. Мы не предписывали это им. (Мы только предписали им) искать довольство Аллаха. Но они должным образом не соблюли это. Мы наградили тех из них, кто уверовал, но многие из них — грешники.
ТАФСИР (Толкование):
««Но многие из них — грешники», — то есть неверующие. Так сказал Ибн Масʼуд (да будет доволен им Аллах)»[3].
27
ПЕРЕВОД:
28. О верующие! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника! Тогда Аллах одарит вас Своей милостью в двойном размере, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас. Аллах — Прощающий, Дарующий милость.
ТАФСИР (Толкование):
28
ПЕРЕВОД:
29. (Мы сообщаем вам это) чтобы люди Писания знали, что они не властны ни над чем из милостей Аллаха. Вся милость — во власти Аллаха. Он дарует ее, кому пожелает. Аллах — обладатель великой милости.
ТАФСИР (Толкование):
Ибн Джузай аль-Кальби пишет:
«Смысл аята: О люди Писания! Уверуйте в Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). А те, кто не уверует, пусть не рассчитывают даже на малую толику милости Аллаха, которую Всевышний обещал уверовавшим, а также удвоение награды, свет и прощение. Те, кто не принял Ислам, не получат ничего из этого»[1].
На этом по Милости Аллаха заканчивается тафсир суры «Аль-Хадид».
29
- Мединская сура
- 29 аятов
- 27 джуз
- в порядке ниспосылания - 94
В ней 29 аятов. Мединская сура
Комментарии: 6
Правила форума