Сура «Аз-Зарийат»
ПЕРЕВОД:
41. И в (истории об) адитах (есть знамение). Вот Мы наслали на них бесплодный ветер.
ТАФСИР (Толкование):
Ветер назван «бесплодным», поскольку он не двигал облака, не приносил дождь и не шевелил ветви деревьев. Не было в нем ни блага, ни пользы. Его единственной задачей было уничтожить непокорных неверующих.
41
ПЕРЕВОД:
42. Все, что настигал, он обращал в пыль.
ТАФСИР (Толкование):
Неистовый ветер дул непрерывно восемь дней. Он стирал с лица земли все постройки, поднимал людей в небо, где они парили, словно птицы, а затем ударял их об землю[1].
42
ПЕРЕВОД:
43. И в (истории о) самудянах (есть знамение). Было им сказано: «Пользуйтесь благами до определенного момента».
ТАФСИР (Толкование):
Аллах велел этому народу стать верующими — и тогда они могли бы жить в богатстве и радости, пользуясь всеми земными благами.
«До определенного момента»: до смерти[1].
43
ПЕРЕВОД:
44. Они ослушались повеления своего Господа, и их поразило громким звуком, и они видели это.
ТАФСИР (Толкование):
Они не послушались Аллаха, не последовали за своим пророком, за это Всевышний Господь покарал их: вопль, звук, такой громкий, что человек не в силах был его выдержать и умирал, поразил самудян.
«…И они видели это»: пророк Салих (мир ему) обещал им, что Аллах покарает их через три дня. Он сказал им: «В первый день ваши лица пожелтеют, во второй — покраснеют, на третий — почернеют. А затем вас настигнет кара». И они видели — наблюдали — все эти признаки приближающегося наказания, даже замыслили убить пророка, однако Всевышний Аллах спас его. На четвертый день всех самудян убил невыносимо громкий звук[1].
Также часть ученых сказала, что на эту историю указывают слова Всевышнего: «Было им сказано: «Пользуйтесь благами до определенного момента»»[2], — то есть живите еще три дня, после которых вас постигнет кара[3].
44
ПЕРЕВОД:
45. Они не могли даже встать и не спаслись.
ТАФСИР (Толкование):
Когда кара обрушилась на самудян, они не смогли ни убежать от нее, ни спастись.
45
ПЕРЕВОД:
46. И (Мы уничтожили) народ Нуха до того. Поистине, ибо они были грешным народом.
ТАФСИР (Толкование):
Народ пророка Нуха (мир ему) был уничтожен всемирным потопом за их неверие и грехи. Эта история рассказывается в нескольких местах Священного Корана.
Затем Всевышний Аллах приводит доказательства Своего абсолютного Могущества и Единственности:
46
ПЕРЕВОД:
47. Мы воздвигли небо Своим Могуществом, и Мы сильны.
ТАФСИР (Толкование):
Такое толкование аята передается от Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен им и его отцом)[1].
47
ПЕРЕВОД:
48. И землю Мы расстелили, и как же прекрасно Мы расстилаем!
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах сделал земную поверхность удобной для жизни населяющих ее существ. Этот и подобный аяты ни в коем случае не указывают, что планета Земля — плоская![1]
48
ПЕРЕВОД:
49. И Мы сотворили все парами. Возможно, вы вспомните (о величии Аллаха).
ТАФСИР (Толкование):
Многие вещи и явления во вселенной имеют парный характер: ночь и день, белый и черный, болезнь и здоровье и т. п.[1]
Парность в мире — это одно из знамений Могущества Творца. Размышляющий об этом осознает величие и совершенство Господа миров.
49
ПЕРЕВОД:
50. (Скажи:) «Бегите же к Аллаху! Поистине, я для вас — разъясняющий увещеватель от Него.
ТАФСИР (Толкование):
Скажи этим неверующим, о Мухаммад, чтобы они уверовали в Аллаха и покорились Ему.
Абу Хайян аль-Андалюси пишет:
«Возвращение к Аллаху названо «бегством», чтобы напомнить людям, что им угрожает наказание и от этой угрозы нужно бежать»[1].
И Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) послан, чтобы напомнить людям об этом наказании, увещевать и разъяснять.
50
ПЕРЕВОД:
51. Не обожествляйте никого наряду с Аллахом. Поистине, я для вас — разъясняющий увещеватель от Него».
ТАФСИР (Толкование):
Не поклоняйтесь никому наряду с Аллахом. Многобожие — это самое страшное зло и самая большая опасность, от которой нужно бежать[1].
51
ПЕРЕВОД:
52. Так же, кто бы из посланников ни приходил к их предшественникам, они всегда говорили: «Он — колдун или одержимый!»
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах утешает и ободряет этим Своего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): о Мухаммад, твой народ отвергает тебя, называет тебя колдуном и одержимым. Но и пророков предыдущих общин люди отвергали и обзывали. Поэтому пусть тебя не расстраивают слова этих нечестивцев![1]
52
ПЕРЕВОД:
53. Неужели они завещали это друг другу? Нет! Они — люди, перешедшие все границы.
ТАФСИР (Толкование):
Неужели неверующие прошлого завещали своим потомкам отвергать и оскорблять пророков?! Нет, конечно же, ничего они друг другу не завещали, просто их заблуждение и упрямство привели их к отказу подчиниться своему пророку и ко всем последовавшим за этим мерзким словам и поступкам в адрес пророков.
53
ПЕРЕВОД:
54. Отвернись же от них! Тебя не упрекнут (за это).
ТАФСИР (Толкование):
Ты, о Мухаммад, сделал все возможное, чтобы довести до них все, что повелел тебе Аллах, но они из упрямства не последовали за тобой, так что оставь их, не обращай внимание на них и их слова.
Аллах велел Своему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) оставить этих людей и не тратить на них силы и доводы, потому что знал, что они не уверуют.
«Тебя не упрекнут»: Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) достоин похвалы за то, как он выполнял возложенное на него Аллахом дело призыва людей к Исламу[1].
54
ПЕРЕВОД:
55. И напоминай, ведь, поистине, напоминание приносит пользу верующим.
ТАФСИР (Толкование):
Но не прекращай наставлять людей, ведь наставление и напоминание о главном приносит пользу как верующим, увеличивая их убежденность и богобоязненность, так и тем неверующим, которым Всевышний предопределил принять Ислам[1].
[1] Аль-Байдави, 5/151.
55
ПЕРЕВОД:
56. Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах — Самодостаточный, Он не нуждается в творениях. Это творения нуждаются в Нем. Поэтому этот аят нужно понимать так: Аллах сотворил людей и джиннов, велел им поклоняться Ему и запретил неповиновение Ему, а затем вознаградит их за подчинение и накажет за неподчинение. Пользу от сотворения получают люди и джинны. А для Всевышнего нет никакой пользы от их существования и нет никакого вреда от их отсутствия[1].
Таким образом, в этом аяте содержится ответ на вопрос: каков же смысл нашей жизни? Смысл жизни — в поклонении Аллаху.
Имам аль-Куртуби также передает такое толкование от Муджахида:
««Чтобы они поклонялись Мне» — чтобы они познавали Меня»[2].
Большинство мусульман сошлось на мнении, что познание Аллаха обязательно, а путь познания Его — через размышление над рациональными доводами[3].
Таким образом, изучение акыды с целью приобретения правильных убеждений — это путь познания Аллаха и лучшее поклонение.
56
ПЕРЕВОД:
57. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они Меня кормили.
ТАФСИР (Толкование):
Аллах, создавший людей и джиннов, не нуждается в них. От них не требуется что-то отдавать Аллаху, кормить Его, самих себя или другие творения, так как Сам Всевышний — Ар-Раззак (Наделяющий пропитанием, Дающий удел), как говорится в следующем аяте. Он взял распределение благ на Себя. От людей требуется лишь подчинение и поклонение Творцу.
57
ПЕРЕВОД:
58. Поистине, это Аллах — Дающий удел, Обладатель могущества, Непоколебимый.
ТАФСИР (Толкование):
Имя Аллаха Аль-Матин (Непоколебимый) означает «Тот, Чьи Сила и Могущество огромны и беспредельны».
58
ПЕРЕВОД:
59. Поистине, несправедливым уготована доля наказания, подобная доле их единомышленников. Пусть же они не торопят (наказание)!
ТАФСИР (Толкование):
Неверующим общины Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) уготована та же участь, что и неверующим общин предыдущих пророков. Наказание наступит непременно, никто и ничто не отвратит его, так что пусть они не торопят его!
59
ПЕРЕВОД:
60. Горе неверующим в день, который им обещан!
ТАФСИР (Толкование):
В Судный день, наступление которого обещано Всевышним Аллахом, неверующих охватит горе, ужас и отчаянье, когда они осознают неотвратимость ожидающего их вечного наказания в Аду.
По Милости Всевышнего завершен комментарий к суре «Аз-Зарият».
60
- Мекканская сура
- 60 аятов
- 26, 27 джуз
- в порядке ниспосылания - 67
В ней 60 аятов. Мекканская сура. Тема ее, как и в предыдущей суре «Каф», вероучение: вопросы воскрешения, Судного дня и вечной жизни.
Комментарии: 4
Правила форума