Сура «Нуx»
ПЕРЕВОД:
21. Нух сказал: «Господи! Они не послушались меня и последовали за теми, чье богатство и чье потомство приносят им только убыток.
ТАФСИР (Толкование):
Но что же в итоге? Несмотря на все усилия пророка Нуха (мир ему), который всеми возможными способами призывал свой народ к истине, они не послушали его. Простой народ последовал за своими предводителями — правителями и богачами — а не за посланником Аллаха. Хотя на самом деле богатство, многочисленное потомство и иные земные блага, которыми эти предводители обладали, лишь глубже погружали их в заблуждение и мешали им принять истину.
21
ПЕРЕВОД:
22. Они замыслили великое коварство.
ТАФСИР (Толкование):
В итоге народ Нуха отверг его призыв и ополчился против пророка (мир ему).
Толкователи Корана высказывали разные мнения касательно того, в чем это коварство состояло. Одни полагали, что это был заговор с целю убить Нуха (мир ему).
Другие, что «великое коварство» — это их неверие.
Мукатиль считал, что смысл раскрывается в следующем аяте[1], то есть для противодействия призыву Нуха (мир ему) предводители неверующих приняли меры для укрепления местных языческих верований среди народа.
22
ПЕРЕВОД:
23. Они сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува’а, Ягуса, Я’ука и Насра».
ТАФСИР (Толкование):
Имам Багави пишет, что Мухаммад ибн Ка’б[1] говорил:
«Это были праведники, которые жили в эпоху между Адамом и Нухом (мир им). Когда эти праведники умерли, у них остались ученики, которые перенимали их обычаи и подражали им в поклонении.
К этим последователям пришел Иблис и сказал им:
— Если вы создадите их изображения, это подбодрит людей и приведет их к поклонению.
Они так и сделали. Затем пришло следующее поколение. Иблис сказал им:
— Ваши отцы поклонялись им (этим праведникам и их изображениям).
И те начали поклоняться им. Так в мире впервые стали поклоняться идолам»[2].
Ибн Аббас сообщил, что впоследствии идолам народа Нуха стали поклоняться и арабы[3].
23
ПЕРЕВОД:
24. И ведь они уже многих сбили с пути! Не приумножай же (Господи) несправедливым ничего, кроме заблуждения!»
ТАФСИР (Толкование):
Когда после многих столетий призыва Аллах дал понять пророку Нуху (мир ему), что его народ перешел точку невозврата в неверии, грехах и упрямстве, Нух сделал такое дуа против них.
Всевышний внушил ему через Откровение:
لَن يُؤْمِنَ مِن قَوْمِكَ إِلَّا مَن قَدْ آمَنَ فَلَا تَبْتَئِسْ بِمَا كَانُوا يَفْعَلُونَ
«Нуху было внушено в откровении: «(Сколько бы ты ни призывал) не уверует (после этого) из твоего народа никто, кроме тех, кто уже уверовал (до сегодняшнего дня). Поэтому не печалься от того, что они делают (из-за их неверия, мерзких слов и поступков)»[1].
Нух понял, что его народ так или иначе умрет в неверии и ничего нельзя с этим поделать. Тогда он попросил Аллаха уничтожить их как можно скорее[2].
24
ПЕРЕВОД:
25. За свои грехи они были потоплены и введены в Ад. И никто не мог помочь им, кроме Аллаха.
ТАФСИР (Толкование):
За их неверие и порочный образ жизни они были наказаны в этой жизни смертью от утопления, а в вечности — бесконечными муками Ада.
«Введены»: глагол употреблен в форме прошедшего времени, хотя они попадут в Ад только после отчета в Судный день, ибо обещание Аллаха непременно сбудется[1].
И эти идолы, которым они поклонялись вместо того, чтобы поклоняться Всемогущему Аллаху, не спасли их ни от одного из этих наказаний.
25
ПЕРЕВОД:
26. Нух взмолился: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего!
ТАФСИР (Толкование):
26
ПЕРЕВОД:
27. Если ты оставишь их (в живых), они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только неверующих нечестивцев.
ТАФСИР (Толкование):
Помимо опасности неверия для отдельной личности — оно грозит человеку вечным Адом — от неверия исходит еще общественная опасность: оно, подобно заразной болезни, переходит от своего носителя к здоровым людям, распространяясь со скоростью эпидемии. Сбившиеся с истинного пути будут сбивать с него окружающих, потом у них родятся дети, которых они воспитают в духе своих ложных убеждений.
Имам ар-Рази пишет:
«Как Нух (мир ему) узнал об этом? Путем наблюдения. Он жил среди этих людей девятьсот пятьдесят лет и имел возможность досконально изучить их природу. Однажды один человек указал своему сыну на пророка со словами: «Берегись этого человека, он — лжец! Еще мой отец завещал мне остерегаться его!». Одно поколение сменяется другим, и отцы воспитывают детей в таком духе»[1].
27
ПЕРЕВОД:
28. Господи! Прости меня и моих родителей и всех, кто зайдет в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. А несправедливым не приумножь ничего, кроме ущерба!»
ТАФСИР (Толкование):
Затем Нух (мир ему) обратился к Господу с мольбой за верующих. Он упомянул сначала себя, потом родителей, потом всех верующих в целом.
«Кто зайдет в мой дом...»
Толкователи Корана высказали разные точки зрения касательно того, что подразумевается здесь под «домом». Одни посчитали, что речь идет о жилище пророка в буквальном смысле, другие — что имеется в виду мечеть, третьи — что ковчег.
От Ибн Аббаса также передается толкование, согласно которому «дом» — это религия, то есть «прости всех, кто примет мою религию»[1].
А в конце он попросил у Аллаха не давать неверующим ничего хорошего ни в этой жизни, ни в жизни вечной, а попросил для них лишь всего плохого в обоих мирах.
Аллах ответил на его мольбу: верующие спаслись, а неверующие погибли во время великого потопа[2].
На этом по Милости Всевышнего Аллаха завершается толкование суры «Нух». Хвала Господу миров!
28
- Мекканская сура
- 28 аятов
- 29 джуз
- в порядке ниспосылания - 71
В ней 28 аятов.
Мекканская сура.
В ней подробно рассказывается история пророка Нуха (мир ему) от начала его пророческой миссии до великого потопа, во время которого утонули все неверующие.
Комментарии: 5
Правила форума