О ком же идет речь в этом аяте?
От Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) передается, что
«те, на кого пал гнев» – это иудеи, а
«заблудшие» – это христиане
[1]. Возможны и другие толкования, однако толкование Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) – безо всяких сомнений, лучше всего.
«
Те, на кого пал гнев» Аллаха – это люди, знакомые с божественными заповедями, однако умышленно нарушающие их по своей испорченности. Такими были иудеи, которые были готовы пожертвовать счастьем в вечной жизни ради мирских благ. А
«заблудшие», то есть сбившиеся с истинного пути, – это люди, которые нарушают законы Аллаха вследствие невежества или недостатка разума и поэтому впадают в крайности – чрезмерность или небрежность. Так, христиане чрезмерно почитают
пророка Ису (мир ему), обожествив его
[2]. В плане же повседневной религиозной практики они, наоборот, крайне небрежны.
Таким образом, основной смысл этих аятов состоит в том, что в
дуа о прямом пути мы просим Аллаха не вести нас путем тех, кто стал рабом своих страстей, проявив небрежность в соблюдении религии, и не путем тех, кто по невежеству и безрассудству впал в чрезмерность в религиозных вопросах, но наставить нас на путь тех, кто проявил умеренность между этими двумя крайностями
[3].
Как понять выражение
«гнев Аллаха»? Гнев или злость человека – это эмоция, имеющая начало и конец, вызванная определенным событием. Если гнев вызван другим человеком, он нередко сопровождается желанием наказать этого человека или отомстить ему. Мы не можем описывать Всевышнего человеческими эмоциями – Аллах пречист от этого! – поэтому выражение «гнев Аллаха» нельзя понимать буквально. Ученые, предпочитавшие иносказательно толковать
(таъвиль) атрибуты Аллаха с неясным смыслом, писали, что под
«гневом Аллаха» может иметься в виду «Его желание наказать Своего раба»
[4].
В конце чтения суры «Аль-Фатиха» следует произнести «амин». Значение этого слова: «О Аллах, ответь на нашу мольбу»
[5].
Желательно сделать небольшую паузу между последними словами суры и «амин», чтобы отделить слова Аллаха от слов человека
[6].
На этом завершается толкование суры «Аль-Фатиха». Хвала Аллаху, Господу миров.
[1] Табари, 1/186-189, 194-197.
[2] Маʼариф аль-Куран, 1/78.
[4] «Ат-Танзих» Ибн аль-Джамаʼа (Гавджи), с. 176.
Комментарии: 2
Правила форума