Сура «Аль-Фатиха»
- Большинство, считая, что «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» является первым аятом суры «Аль-Фатиха», седьмым аятом называют: «Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, а не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших».
- Ханафиты же, не считая «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» аятом суры «Аль-Фатиха», полагают, что первый аят суры – это «Вся хвала Аллаху, Господу миров», шестой аят – «Путем тех, кого Ты облагодетельствовал», а седьмой – «А не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших».
Достоинства суры
«Смысл суры «Аль-Фатиха» обязан понимать каждый человек, ибо эта сура учит восхвалять Аллаха, возвеличивать Его, поклоняться Ему одному, просить помощи только у Него, а также просить у Него наставить нас на прямой путь. Все это необходимо каждому человеку. В этом заключается благородное познание Творца, восхваление Аллаха подобающим образом, ибо Он одаряет Своими благами все Свои создания, и каждый из Его рабов нуждается в Нем»[12].
Названия суры
«Аль-Фатиха» или «Фатиха аль-Китаб» – «Открывающая Книгу», ведь Коран начинается с этой суры.
«аль-Хамд» («Хвала»). Сура называется так по аяту «Вся Хвала Аллаху…».
«Умм аль-Китаб» или «Умм аль-Куран» («Основа Корана»), ведь эта сура, как мы сказали выше, – суть и квинтэссенция Священного Корана.
«Ас-сабʼ аль-масани» («Семь повторяющихся (аятов)»).
«Аль-Куран аль-ʼАзым» («Великий Коран»). Сура названа так в согласии с принципом метонимии – часть называется именем целого, чтобы подчеркнуть важность этой части для целого, поскольку самые важные темы Корана присутствуют в первой суре.
«Аш-Шифа» («Исцеление»), согласно словам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Сура «Аль-Фатиха» – это исцеление от любого яда»[13].
«Аль-Кафия» («Достаточная»). Имам аль-Куртуби приводит такой хадис: «Основа Книги заменяет собой остальное, а остальное не может заменить ее»[14].
Важный хадис об этой суре
«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи», —
ПЕРЕВОД:
1. Вся хвала Аллаху, Господу миров,
ТАФСИР (Толкование):
«Слова «Вся хвала Аллаху – Господу миров» содержат благодарность Всевышнему Аллаху за все Его блага, адресованную Тому, у кого нет сотоварища. Это восхваление Его наилучшим способом за все Его блага от всех Его творений. Аят также содержит подтверждение единственности Того, кто создал всех людей. Также в нем – утверждение Его господства в словах «Господь миров». Аяты суры обязательно обеспечат читающему их – с убежденностью в сердце – счастье в обоих мирах»[1].
«Понятие «восхваление» (хамд) имеет более общее значение, чем «благодарность» (шукр), поскольку благодарностью называется именно ответ на благодеяние, а восхваление может быть как в ответ на благодеяние, так и без всякого повода.Однако, с другой стороны, благодарность имеет более общее значение, чем восхваление, ибо восхваление осуществляется словами, а благодарность может быть как скрыта в сердце, так и выражена словами или действиями.Если ты поймешь общий смысл восхваления, то поймешь следом и то, что слова Всевышнего «Вся хвала Аллаху» – это восхваление Его за Его величие, великолепие, единственность, могущество, превосходство, знание, силу, мудрость и другие атрибуты, а также за смыслы девяноста девяти Его прекрасных имен. Кроме того, этот аят включает в себя благодарность и восхваление за все блага, которые он дал, и за все Его милости, оказанные творениям в этом мире и в вечности.
1
ПЕРЕВОД:
2. Милостивому, Милующему,
ТАФСИР (Толкование):
2
ПЕРЕВОД:
3. Властелину Судного дня.
ТАФСИР (Толкование):
«Почему Аллах выделил именно Судный день, ведь Он – Властелин во всякий день? Дело в том, что на земле есть те, кто претендует на власть и господство: например, Фараон, Намруд и прочие. А в Судный день никто даже претендовать на власть не сможет: все творения смиренно склонятся перед Господом. Всевышний Аллах спросит у творений:لِمَنِ الْمُلْكُ الْيَوْمَ«Кому же принадлежит власть сегодня?»Они все, как один, ответят:لِلَّـهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ«(Власть принадлежит) Аллаху — Единственному, Подчиняющему всех Своей воле»[3].Поэтому Аллах говорит: «Властелину Судного дня», — то есть не будет в этот день другого властелина, судьи, вершащего возмездие, кроме Него…»[4].
3
ПЕРЕВОД:
4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи.
ТАФСИР (Толкование):
«Дуа – это обращение раба к своему Господу с просьбой о заботе, помощи и поддержке. И истинная суть дуа – проявление своей нужды в Аллахе и признание отсутствия у себя силы. И это то, каким подобает быть рабу, – осознавать скромность человеческих возможностей, что вместе с тем дуа раба является восхвалением Всевышнего Аллаха, ведь ты признаешь, что Он – Милостивый и Щедрый. По этой причине Посланник Аллаха (мир ему и благословение Господа) сказал: «Дуа – это поклонение»[2]»[3].
4
ПЕРЕВОД:
5. Веди нас прямым путем,
ТАФСИР (Толкование):
5
ПЕРЕВОД:
6. путем тех, кого Ты облагодетельствовал,
ТАФСИР (Толкование):
6
ПЕРЕВОД:
7. а не тех, на кого пал (Твой) гнев и не (путем) заблудших.
ТАФСИР (Толкование):
7
- Мекканская сура
- 7 аятов
- 1 джуз
- в порядке ниспосылания - 5
Сура «Аль-Фатиха» – квинтэссенция, самая суть Священного Корана, а остальная часть Книги – это раскрытие ее смыслов. Таким образом, эта сура раскрывается в двух частях (очерчивает два направления). Самые главные темы Корана – это вера (иман) и благие дела. И то, и другое упоминается в «Фатихе». Кроме того, эта сура дает понять человеку, который только начинает читать или изучать Коран: нужно подойти к этой книге непредвзято – с разумом, очищенным от всех прежних убеждений и мнений, не ища ничего, кроме истины, обращаясь к Аллаху с мольбой о наставлении на верный путь.
Остальные суры Корана – это как раз ответ на эту мольбу. И этот ответ начинается со слов суры «Аль-Бакара»: «Алиф Лям Мим. Эта книга — нет сомнения в ней — руководство для богобоязненных». Это то самое руководство, о котором человек просит в суре «Аль-Фатиха» и которое содержится в Священном Коране.
Комментарии: 2
Правила форума