Сура «Аль-Джумуʼа»
Сура "Аль - Джуму'а" ("Пятница") - мединская сура. В ней 11 аятов. С суре, в частности, содержатся важные предписания, касающиеся пятничного намаза (джума).
ПЕРЕВОД:
1. Возвеличивает Аллаха все, что на небесах, и все, что на земле, — Пречистого Властелина, Могущественного, Мудрого.
ТАФСИР (Толкование):
1
ПЕРЕВОД:
2. Он отправил к неграмотным (не умевшим читать и писать арабам) Посланника из них же (араба, как и они). Он читает им Его (Всевышнего Аллаха) аяты, очищает их и обучает их (великой) Книге (Корану) и мудрости, хотя раньше они пребывали в явном заблуждении.
ТАФСИР (Толкование):
2
ПЕРЕВОД:
3. (Всевышний Аллах направил Посланника не только к арабам) а также к другим (народам), которые не застали их (будут жить позже). Он — Могущественный, Мудрый.
ТАФСИР (Толкование):
3
ПЕРЕВОД:
4. Такова милость Аллаха. Он дарует ее, кому пожелает. Аллах — Обладатель великой милости.
ТАФСИР (Толкование):
4
ПЕРЕВОД:
5. Те, на кого был возложен Таурат и кто не взял его (не выполнял его предписания), подобны ослу, везущему на себе книги. Плох же пример людей, которые отрицают знамения Аллаха! Аллах не наставляет (на путь спасения) людей несправедливых (неверующих).
ТАФСИР (Толкование):
«Те, на кого был возложен Таурат»: кто был обязан выполнять предписания этого священного Писания.
Как осел не имеет ни малейшего представления о книгах, которые он везет на себе, так и иудейские ученые, зная из Таурата о качествах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), не уверовали в него и, не имея возможности извлечь пользы из своего знания, уподобились ослам.
5
ПЕРЕВОД:
6. Скажи (им, Мухаммад): «О вы, ставшие иудеями! Раз вы заявляете, будто только вы — любимцы Аллаха и никто другой, то пожелайте себе смерти, если вы правдивы».
ТАФСИР (Толкование):
Если бы они действительно любили бы Аллаха, а Он любил бы их, то они стремились бы как можно скорее встретиться с Ним. Но на деле это не так.
6
ПЕРЕВОД:
7. Но они не пожелают этого никогда из-за того, что они приобрели (из-за своего неверия и грехов). Аллах знает, кто несправедлив.
ТАФСИР (Толкование):
Но, пока живы, они никогда не пожелают себе смерти, напротив, они ненавидят ее и боятся ее больше всего на свете.
«Что они приобрели», — из-за совершенного ими зла: например, искажения Таурата, неверия в Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует) и в Коран. Аллах же знает о них все и обязательно накажет их после их смерти.
7
ПЕРЕВОД:
8. Скажи (им, Мухаммад): «Поистине, смерть, от которой вы пытаетесь убежать, настигнет вас, затем вы будете возвращены к Знающему тайное и явное, и Он сообщит вам, что вы совершали (при жизни, и воздаст вам за ваши дела)».
ТАФСИР (Толкование):
Смерть придет к вам все равно, и вы непременно вернетесь к вашему Создателю, Который будет судить вас в День Воздаяния.
8
ПЕРЕВОД:
9. О верующие! Когда (азаном) призывают на намаз в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха (к совершению пятничного намаза) и оставьте торговлю (и все прочие дела). Это лучше для вас (чем прибыль от торговли), если бы вы только знали (какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному).
ТАФСИР (Толкование):
9
ПЕРЕВОД:
10. А когда намаз закончится, то расходитесь по земле, добивайтесь (честным трудом) благ Аллаха и часто поминайте Его, чтобы обрести успех (и счастье в обоих мирах).
ТАФСИР (Толкование):
По-арабски пятница называется «яум аль-джумуʼа», что означает «день сбора мусульман». В этот день — имеющий особое положение в нашей религии — все верующие мужчины, которые обязаны совершать пятничный намаз, должны отложить все дела (за редчайшим исключением, обозначенным в книгах по фикху) и пойти на коллективный намаз.
Глагол «устремитесь» в аяте нельзя понимать как «бегите» — согласно Сунне, на намаз следует идти неторопливо и с достоинством. Имеется в виду: оставьте все дела и отправляйтесь в мечеть.
Выражение «поминание Аллаха» может относиться как к пятничному намазу, так и к хутбе (проповеди имама) перед ним. С тех пор, как для пятничного намаза был введен второй азан, запрет заниматься мирскими делами стал распространяться на время после первого азана[1].
[1] Маʼариф аль-Куран, 8/453-457.
10
ПЕРЕВОД:
11. Когда же они видят торговлю или развлечение, то направляются к ним, оставляя тебя (Мухаммад) стоять (на минбаре). Скажи (им): «То (вознаграждение), что у Аллаха, лучше развлечения и торговли. И Аллах — лучший из тех, кто наделяет пропитанием».
ТАФСИР (Толкование):
В риваяте, переданном Джабиром ибн Абдуллахом (да будет доволен им Аллах), сообщается, что в один из пятничных дней, когда в Медине царил голод, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) читал хутбу, и в это время из Шама пришел торговый караван. И тогда за исключением двенадцати сподвижников, среди которых были Абу Бакр, Умар и Джабир, все остальные покинули мечеть и побежали к каравану. На это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Если бы все вышли, то долина наполнилась бы огнем и вы сгорели бы».
Однако Абу Дауд (да помилует его Аллах) в своей книге «Аль-Марасиль» передал риваят от Мукатиля ибн Хайяна (да помилует его Аллах), в соответствии с которым в то время Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал пятничный намаз перед хутбой так, как праздничные намазы, поэтому сподвижники ушли не с намаза, а во время чтения хутбы, так как они еще не знали, что слушать хутбу обязательно[1].[2]
11
- Мединская сура
- 11 аятов
- 28 джуз
- в порядке ниспосылания - 110
В ней 11 аятов.Ниспослана в мединский период. В ней, в частности, содержатся важные предписания, касающиеся пятничного намаза (джума).
Комментарии: 2
Правила форума