Сура «Аз-Зухруф»
ПЕРЕВОД:
81. Скажи (Мухаммад:) «(Предположим) если бы у Милостивого был сын, я первым стал бы поклоняться (Его сыну)». (Но у Аллаха нет, и не может быть сына!)
ТАФСИР (Толкование):
Имам Насафи толкует этот аят так:
«То есть я бы был первым, кто бы возвеличивал этого сына и раньше вас последовал бы за ним, как человек почитает сына короля из-за почтения к его отцу. Но эти слова носят характер предположения, и их смысл — отрицание того, что у Аллаха есть сын. А раз наличие у Аллаха сына невозможно, то и предположение поклонения ему — это предположение невозможного»[1].
И Всевышний Аллах сказал:
لَوْ أَرَادَ اللَّهُ أَنْ يَتَّخِذَ وَلَدًا لَّاصْطَفٰى مِمَّا يَخْلُقُ مَا يَشَاءُ ۚ سُبْحَانَهُ ۖ هُوَ اللَّهُ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ
«Если бы Аллах пожелал иметь детей, то Он избрал бы из Своих творений того, кого захотел. Пречист Он (от всех недостатков)! Он — Аллах, Единственный, Всемогущий»[2].
81
ПЕРЕВОД:
82. Господь небес и земли, Господь Арша, превыше (любых недостатков и всего) того, что они (ложно) приписывают (Ему).
ТАФСИР (Толкование):
Имам Насафи пишет:
«Он — Господь небес, земли и Арша. И Он — не тело, потому что если бы Он был телом, то не смог бы их сотворить. А раз Он не тело, то и детей у Него не может быть, потому что рождение детей — это свойство тел (творений)»[1].
Современные христиане понимают «сына Бога» как предвечного нерождённого сына, что абсурдно и равносильно утверждению «несотворенный сотворенный Бог», то есть это просто бессмысленный набор слов.
[1] Насафи, с. 1107.
82
ПЕРЕВОД:
83. Оставь их, пусть погружаются (в пучину своей лжи) и развлекаются до тех пор, пока не встретят тот день, который им был обещан.
ТАФСИР (Толкование):
Имам Насафи пишет:
«Это доказательство того, что их речи — лишь невежество и игра слов»[1].
Людей, которые говорят, что Бог — один, а потом заявляют, что у Него есть нерождённый предвечный сын, к которому они взывают и которому поклоняются, но при этом отказываются считать себя язычниками, — нельзя считать мыслящими разумно и логично.
83
ПЕРЕВОД:
84. Он (Аллах) — Бог на небесах и на земле (Ему поклоняются на небесах и на земле). Он — Мудрый, Знающий (абсолютно все).
ТАФСИР (Толкование):
Имам аль-Куртуби отмечает:
«Это указание на лживость их заявлений, что у Аллаха есть сотоварищ или сын. Только Аллах заслуживает поклонения — как на небесах, так и на земле»[1].
84
ПЕРЕВОД:
85. Возвышен Тот, кому принадлежит власть над небесами, землей и всем, что между ними! У Него — знание о Часе (времени наступления Судного дня), и к Нему вас вернут.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах один управляет этим миром и один обладает предвечным и всеохватывающим Знанием всего. Поэтому лишь Он заслуживает поклонения.
85
ПЕРЕВОД:
86. Те, кому (неверующие) поклоняются помимо Него, не обладают заступничеством (не смогут ни за кого заступиться). Заступаться будут только лишь те, кто осознанно засвидетельствовал истину (что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Иса, Узейр и ангелы будут заступаться только за верующих).
ТАФСИР (Толкование):
Право заступничества в Судный день будет только у тех, кому Всевышний Аллах позволит это. И распространяться заступничество будет только на верующих[1].
Передается, что ан-Надр ибн аль-Харис и группа курайшитов сказали, что ангелы будут их заступниками и это заступники лучше, чем Мухаммад. В ответ был ниспослан этот аят[2].
86
ПЕРЕВОД:
87. Если ты спросишь, кто сотворил их, они обязательно ответят: «Аллах». Как же они обмануты (и далеки от истины и поклонения Аллаху)!
ТАФСИР (Толкование):
Имам Насафи пишет:
«Несмотря на это их признание, почему же они не признают Единобожие?!»[1]
Ибн Касир пишет:
«Они признают, что Всевышний Аллах — единственный Творец, у Которого в этом нет соучастника, но, несмотря на это, они поклоняются идолам, которые не способны ни на что. И это крайнее невежество и скудоумие»[2].
87
ПЕРЕВОД:
88. (Аллах знает о словах Пророка Мухаммада, который) сказал: «Господи! Поистине, они — люди неверующие».
ТАФСИР (Толкование):
88
ПЕРЕВОД:
89. (Всевышний Аллах ответил ему на это:) Отвернись от них и скажи: «Мир!» (Оставь их с миром, ведь) скоро они узнают (какова будет их участь в этой жизни и жизни вечной).
ТАФСИР (Толкование):
«Отвернись от них»
Имам Насафи пишет:
«Не нужно больше призывать их к вере, так как нет надежды, что они уверуют»[1].
Убеждения этих язычников были основаны на взаимоисключающих вещах: с одной стороны, они признавали, что Всевышний Аллах — Создатель небес и земли, с другой — поклонялись идолам, что объясняли слепым следованием за своими предками. Подобные люди не могут быть готовы к серьезной дискуссии.
На этом по Милости Всевышнего Господа заканчивается толкование суры «Аз-Зухруф».
[1] Насафи, с. 1108.
Комментарии: 0
Правила форума