Сура «Муxaммaд»
ПЕРЕВОД:
4. Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите (им) головы, пока не ослабите их. После этого крепко свяжите их (пленных). А потом либо отпустите (безвозмездно), либо берите выкуп до тех пор, пока война не сложит оружие. Все так! Если бы Аллах пожелал, Он наказал бы их Сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Аллах никогда не сделает тщетными дела тех, кто был убит на пути Аллаха.
ТАФСИР (Толкование):
В этом аяте содержится два решения Шариата, касающиеся войны:
1. Когда в ходе войны сокрушена мощь противника, врагов лучше брать в плен, чем убивать.
2. У мусульман есть два варианта, как поступить с военнопленными: их можно отпустить без выкупа, а можно освободить с выкупом. Есть разные пути для этого: можно обменять неверующих на пленных мусульман, а можно потребовать с них материальное вознаграждение.
Это второе решение вступает в очевидное противоречие с тем, что говорится в суре «Аль-Анфаль»:
مَا كَانَ لِنَبِيٍّ أَن يَكُونَ لَهُ أَسْرَىٰ حَتَّىٰ يُثْخِنَ فِي الْأَرْضِ تُرِيدُونَ عَرَضَ الدُّنْيَا وَاللَّـهُ يُرِيدُ الْآخِرَةَ وَاللَّـهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
لَّوْلَا كِتَابٌ مِّنَ اللَّـهِ سَبَقَ لَمَسَّكُمْ فِيمَا أَخَذْتُمْ عَذَابٌ عَظِيمٌ
«Не следовало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы (верующие) хотите земных благ (получить выкуп за пленных), но Аллах хочет (для вас благ) вечной жизни (награды в ней). Аллах — Могущественный, Мудрый. Если бы не предварительное решение от Аллаха (разрешить вам брать трофеи и выкуп за пленных), то на вас обрушилось бы огромное наказание за это (за то, что вы взяли выкуп)»[1].
Часть сподвижников сочла, что аят суры «Мухаммад», устанавливающий допустимость освобождать пленных за выкуп, отменил аяты суры «Аль-Анфаль», запрещавшие это. Среди тех, кто так считал, — Абдуллах ибн Умар, Хасан и ʼАта (да будет Аллах ими доволен).
Ибн Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом) говорил, что в битве при Бадре (о которой шла речь в суре «Аль-Анфаль») небольшое количество мусульман противостояло численно их превосходящим силам противника. Поэтому милость к пленным была запрещена. А когда Ислам распространился и мусульмане обрели силу, Всевышний Аллах отменил предыдущее установление, заменив его разрешением отпускать пленных.
Другая часть сподвижников считала наоборот: аят суры «Мухаммад» был отменен аятами суры «Аль-Анфаль», поэтому отпускать пленных за выкуп запрещено.
Автор «Тафсира аль-Мазхари» называет мнение об отмене сильным.
Дальнейшая практика Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и праведных халифов подтверждает это: так, например, взятые в плен при Худайбиййи в шестом году после хиджры были отпущены в соответствии с решением Аллаха, установленным в суре «Мухаммад».
Согласно третьей точки зрения, аят суры «Мухаммад» не противоречит аятам суры «Аль-Анфаль»: речь в них идет о разных ситуациях. И предводитель мусульман имеет четыре варианта решения относительно военнопленных: убить их, сделать рабами, отпустить их безвозмездно или отпустить на определенных условиях (два последних варианта установлены четвертым аятом суры «Мухаммад»)[2].
«Если бы Аллах пожелал, Он наказал бы их Сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других»
Всевышний Аллах мог бы без усилий уничтожить непокорных Своих рабов, как Он поступил, например, с адитами, самудянами и народом пророка Лута (мир ему). Однако вместо этого он узаконил для мусульманской общины усердие на пути Аллаха, что является одной из граней милости для миров (людей и джиннов), заключенной в Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Прежние общины неверующих уничтожались полностью, включая женщин и детей, а, согласно правилам борьбы в Исламе, женщинам и детям ничего не угрожает. Враги мужского пола также могут сохранить себе жизнь, приняв Ислам (или в случае иудеев и христиан — остаться в своей вере и жить, подчиняясь правилам, установленным мусульманами). Другая мудрость, заключенная в усердии на пути Аллаха, — это испытание. Вера, убежденность и личные качества мусульманина проверяются во время войны — и становится ясно, кто чего стоит на самом деле. Погибшие на пути Аллаха будут вознаграждены, на что указывают слова Всевышнего: «Аллах никогда не сделает тщетными дела тех, кто был убит на пути Аллаха»[3].
4
- Мединская сура
- 38 аятов
- 26 джуз
- в порядке ниспосылания - 95
В ней 38 аятов.
Сура была ниспослана сразу после хиджры (переселения) в Медину. Подобно остальным мединским сурам, она устанавливает законы Шариата.
Комментарии: 4
Правила форума