Сура «Аль-Исра»
ПЕРЕВОД:
41. Мы объяснили в этом Коране (многое — через примеры, сравнения, наставления и угрозы), чтобы они приняли наставление, однако это только увеличивает их отвращение (от истины).
ТАФСИР (Толкование):
41
ПЕРЕВОД:
42. Скажи (им, Мухаммад): «Если наряду с Ним (Аллахом) — как они утверждают — были бы другие боги, то они обязательно бы восстали против Господа Арша (началось бы противостояние)».
ТАФСИР (Толкование):
«Это доказательство Единственности Всевышнего Аллаха, и насчет его смысла есть два мнения. Первое — если бы были божества, помимо Аллаха, то они начали бы приближаться к Аллаху через поклонение Ему и подчинение, а поэтому были бы Его рабами. Второе — они начали бы искать пути разрушать Его владение и сражаться против Него, но такого нет, потому что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха»[1].
42
ПЕРЕВОД:
43. Пречист Он (от любых недостатков) и превыше того, что они (язычники) говорят.
ТАФСИР (Толкование):
43
ПЕРЕВОД:
44. Его возвеличивают семь небес, земля и все, кто в них (все творения). Нет ничего, что не возвеличивало бы Его, восхваляя, но вы не понимаете их возвеличиваний (потому что они не на вашем языке). Поистине, Он — Отменяющий наказание, Прощающий.
ТАФСИР (Толкование):
«Есть разногласия насчет того, что это за возвеличивание. Некоторые сказали, что это возвеличивание своим состоянием, то есть они самим фактом своего существования указывают на существование Аллаха, а некоторые сказали, что они возвеличивают буквально, и это более сильное мнение из-за слов: “Но вы не понимаете их возвеличиваний”»[1].
44
ПЕРЕВОД:
45. Когда ты читал Коран, Мы установили между тобой и теми, кто не верит в вечную жизнь, невидимую завесу (отделяющую тебя от них).
ТАФСИР (Толкование):
«Есть два мнения о значении этого аята. Первое — Всевышний Аллах сообщает Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и да приветствует), что скроет его от неверных, когда те захотят причинить ему вред. Второе — неверные будут отдалены от понимания Корана, и это более сильное мнение»[1].
45
ПЕРЕВОД:
46. Мы накинули на их сердца покрывала, чтобы они не могли понять его (Коран), и лишили их уши слуха (и поэтому они не слышат и не принимают его). Когда ты упоминаешь в Коране (читая Коран) своего Единственного Господа, они отворачиваются с отвращением.
ТАФСИР (Толкование):
«Смысл аята таков: когда ты упоминаешь в Коране Единство Всевышнего Аллаха, язычники убегают от этого»[1].
46
ПЕРЕВОД:
47. Мы знаем, почему они слушают тебя (твое чтение Корана). А когда они (язычники) тайком совещаются, то несправедливые говорят: «Вы просто следуете за околдованным человеком».
ТАФСИР (Толкование):
«Они слушали Коран, чтобы поиздеваться»[1].
47
ПЕРЕВОД:
48. Посмотри, с кем только они тебя ни сравнивают (говоря, что ты сумасшедший, колдун и поэт). Они сошли (с истинного пути) и уже не смогут найти дорогу (обратно — из-за таких обвинений).
ТАФСИР (Толкование):
48
ПЕРЕВОД:
49. Они говорят (отрицая воскрешение): «Неужели, когда мы станем (истлевшими) костями и прахом, нас воссоздадут заново?!»
ТАФСИР (Толкование):
49
ПЕРЕВОД:
50. Скажи (им): «Даже если вы станете камнями, или железом,
ТАФСИР (Толкование):
«То есть если бы вы были камнями и железом, то Мы смогли бы вас воскресить и оживить, хотя камень и железо — это самые далекие от жизни материалы»[1].
50
ПЕРЕВОД:
51. или любым другим творением, которое кажется вам значительным (не поддающимся, по-вашему, воскрешению)». Они спросят: «Кто же вернет нас (к жизни)?» Ответь: «Тот, кто создал вас в первый раз». Но они покачают головами (удивленно) и спросят (издеваясь): «Когда же это (воскрешение) произойдет?» Ответь: «Возможно, это произойдет очень скоро!»
ТАФСИР (Толкование):
51
ПЕРЕВОД:
52. В тот день Он (Всевышний Аллах) позовет вас (встать из ваших могил), и вы ответите Ему хвалой (из своих могил). Вам покажется, что пробыли (на земле или в могиле) совсем недолго.
ТАФСИР (Толкование):
52
ПЕРЕВОД:
53. Скажи (Мухаммад) Моим (верующим) рабам, чтобы они говорили самые хорошие слова, поскольку шайтан вносит между ними раздор. Поистине, шайтан для человека — явный враг.
ТАФСИР (Толкование):
«Аят был ниспослан про Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах): один из арабов оскорбил его, и Умар стал оскорблять его и собирался убить, и из-за этого могла начаться большая смута, и Аллах ниспослал аят: “Скажи Моим (верующим) рабам”»[1].
«Этот аят был отменен аятом меча»[2].
53
ПЕРЕВОД:
54. (И самые хорошие слова это:) Ваш Господь все знает о вас. Если пожелает, то помилует вас (внушит вам покаяние и веру), а если пожелает (наказать вас), то накажет (умертвив вас неверующими). Мы не отправляли тебя (Мухаммад) к ним в качестве хранителя (ты не можешь заставить их уверовать).
ТАФСИР (Толкование):
54
ПЕРЕВОД:
55. Твой Господь знает все обо всех, кто на небесах и на земле. И Мы действительно предпочли одних пророков другим. И Дауду Мы дали Забур.
ТАФСИР (Толкование):
55
ПЕРЕВОД:
56. Скажи (им): «Обратитесь к тем, кого вы считаете (богами) наряду с Ним (Всевышним Аллахом). Они не в силах устранить от вас вред или перенести его (на других)».
ТАФСИР (Толкование):
«Когда курайшиты были наказаны голодом, то они начали жаловаться Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и Аллах ниспослал этот аят»[1].
«Смысл аята таков: как вы поклоняетесь тем, кто не может отдалить от вас беду?»[2]
56
ПЕРЕВОД:
57. Те (идолы), кого вы просите, сами ищут самые короткие пути приближения к своему Господу (через поклонение). Они (как и другие) надеются на Его милость и боятся наказания от Него. Поистине, наказания от твоего Господа следует бояться.
ТАФСИР (Толкование):
«То есть эти идолы, к которым они взывают, сами пытаются приблизиться к Аллаху, надеясь на Него и боясь Его, так как же вы можете им поклоняться?!»[1]
57
ПЕРЕВОД:
58. Нет такого селения, которое Мы не разрушим перед наступлением Судного дня или не накажем (жителей которого) строго. Так предписано в Книге (Ляух аль-Махфуз).
ТАФСИР (Толкование):
«Разрушение может в аяте нести два значения. Первое значение — смерть и разрушение, которое наступит когда-нибудь. Второе — моментальное разрушение по повелению Аллаха, и это более явное значение, потому что первое значение очевидно и нет смысла о нем сообщать»[1].
58
ПЕРЕВОД:
59. Ничто не мешало Нам отправить знамения (которые требовали жители Мекки), (но мы знаем) что прежние поколения не поверили в них (и Мы их уничтожали. И если бы Мы ниспослали знамения жителям Мекки, а они проявили неверие в них, то они были бы уничтожены, а это не было сделано, чтобы дело Мухаммада было доведено до конца.). Мы дали самудянам верблюдицу как наглядное знамение, но они (проявив неверие) поступили с ней несправедливо (убили ее). Мы ниспосылаем Наши знамения только для устрашения (людей, чтобы они уверовали).
ТАФСИР (Толкование):
«Аллах устрашает людей так, как пожелает, и, может быть, они одумаются и вернутся»[1].
«Под знамениями имеются в виду те, которые требуют неверующие. Ведь, если Аллах показывал эти знамения, а они все равно не уверовали, Аллах их уничтожал. Аят был ниспослан потому, что курайшиты потребовали, чтобы Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) превратил гору Сафа в золото. И Всевышний Аллах сказал, что не сделал это, потому что они не уверовали бы в знамение и были бы уничтожены»[2].
«Если под знамениями имеются в виду знамения, которые требуют, то под устрашением имеется в виду устрашение перед их уничтожением. А если имеются в виду чудеса (муджизат), то имеется в виду устрашение наказанием в вечной жизни, чтобы неверующие их увидели и уверовали. Некоторые сказали, что под знамениями имеются в виду землетрясения и другие катаклизмы»[3].
59
ПЕРЕВОД:
60. И Мы сказали тебе (Мухаммад): «Поистине, твой Господь объемлет людей (знанием и могуществом. Они полностью подконтрольны Аллаху)». Мы сделали показанное тебе видение (наяву в ночь перенесения) и дерево (в Аду), проклятое в Коране, искушением для людей (многие из них не поверили в эти вещи, некоторые даже отступили от веры). Мы устрашаем их, но это (устрашение) лишь увеличивает их великую непокорность.
ТАФСИР (Толкование):
«То есть Мы обрадовали тебя их убийством в день Бадр»[1].
60
- Мекканская сура
- 111 аятов
- 15 джуз
- в порядке ниспосылания - 50
«Аль-Исра» — это мекканская сура, где, как в остальных мекканских сурах, уделяется много внимания вероучению: Единству Аллаха в управлении миром, пророческой миссии, воскрешению и так далее. Но главная тема — это чудо (муджиза), которым был выделен наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует), — ночное перенесение из Мекки в Иерусалим.
Комментарии: 5
Правила форума