Сура «Аль-Муджадала»
Сура "Аль-Муджадала" ("Спор") - мединская сура. В ней 22 аята. В этой суре большое внимание уделяется решениям Шариата, поэтому в ней немалое количество законодательных аятов (аят аль-ахкам) и аятов, касающихся вопросов этики (адаб).
ПЕРЕВОД:
1. Несомненно, Аллах услышал слова той (женщины), которая спорила с тобой (Мухаммад) о своем муже. Она жаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш разговор. Поистине, Аллах — Слышащий, Видящий.
ТАФСИР (Толкование):
«Пока мне ничего не было приказано в отношении тебя. Я не думаю, что ты запретна для него».
«О Хауля! У меня есть радостная весть для тебя!» — и прочитал ей эти аяты[1].
1
ПЕРЕВОД:
2. Те из вас, кто сравнивает своих жен со спинами своих матерей (пусть знают), что те не становятся их матерями. Их матери — это только те (женщины), которые родили их. Поистине, они (произносящие слова зихара) произносят дурные (запретные) и лживые слова. Но Аллах — Стирающий грехи (Своих рабов), Прощающий (их).
ТАФСИР (Толкование):
Тема зихара детально разбирается в книгах по исламскому праву. В разделе семейного права всех мазхабов есть отдельная глава о нем.
Всевышний Аллах говорит, что слова зихара — это прежде всего ложь, поскольку жены — это жены, а матери — это матери.
Да, в вопросе запретности брака к родным матерям приравниваются женщины, которые определены Аллахом: молочные матери и жены Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Но это строго определенные категории женщин, установленные Шариатом. А их жены никак не могут быть приравнены к матерям.
2
ПЕРЕВОД:
3. Те из вас, кто сравнивает своих жен со спинами своих матерей, а затем отказывается от своих слов, должны (в качестве искупления — каффары) освободить одного раба до того, как они прикоснутся друг к другу (вступят в интимную близость). Это (решение) — предостережение для вас (чтобы вы не практиковали зихар), и Аллах знает обо всем, что вы делаете (скрыто или явно).
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах указывает здесь путь исправления ситуации. Если муж сравнил свою жену с матерью, то до близости с этой женой он должен совершить искупление (каффару).
Каффара — это первоначально освобождение раба…
3
ПЕРЕВОД:
4. А кто не найдет (возможности освободить раба), тот должен поститься два месяца подряд (без перерыва) до того, как они прикоснутся друг к другу (вступят в интимную близость). А кто не способен на это (поститься), тот должен накормить шестьдесят бедняков. Это (решение об искуплении) для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника (и отказались от дурных обычаев времен невежества). Таковы границы Аллаха (которые нельзя преступать), а неверующим — болезненное наказание.
ТАФСИР (Толкование):
Так, в наше время, когда нет рабства, каффара за зихар — это пост в течение шестидесяти дней без перерыва. А кто физически не способен поститься, тот должен накормить шестьдесят бедняков. Подробнее читайте об этом в соответствующих разделах книг по фикху.
4
ПЕРЕВОД:
5. Враждующие с Аллахом и Его Посланником будут унижены, как были унижены их предшественники (враги религии). Мы ниспослали ясные знамения (указывающие на правдивость Наших посланников), а неверующим — унизительное наказание.
ТАФСИР (Толкование):
5
ПЕРЕВОД:
6. В тот день (в Судный день) Аллах воскресит их всех и сообщит им обо всем, что они делали. Аллах охватил (все) это (их поступки в Сохраненной книге), а они забыли. Аллах — Свидетель всего.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний знает обо всех поступках Своих рабов, тогда как мы сами не в состоянии запомнить все, что мы говорим и делаем.
6
ПЕРЕВОД:
7. Разве ты (Мухаммад) не видишь, что Аллах знает все, что на небесах, и все, что на земле? Если трое беседуют тайно, то Он среди них — четвертый. А если их пятеро, то Он шестой. Больше их (шести) или меньше (сколько бы их ни было) — Он всегда с ними (видит их, слышит и знает о них все), где бы они ни были. А затем в Судный день Он сообщит им обо всем, что они делали (в земной жизни). Поистине, Аллах знает обо всем (тайном и явном).
ТАФСИР (Толкование):
Здесь говорится о Всезнании Аллаха. Знание Всевышнего, а также Его Слух и Видение охватывают все в мире.
7
ПЕРЕВОД:
8. Разве ты не видел тех, кому были запрещены тайные беседы? Но они возвращаются к тому, что им было запрещено, и тайно договариваются о грехах, вражде (к мусульманам) и непокорности Посланнику. Когда они приходят к тебе, то приветствуют тебя не так, как приветствует тебя (и всех других пророков) Аллах, говоря про себя: «(Раз он пророк, то) почему бы Аллаху не наказать нас за то, что мы говорим (против него)?» Но (будет) достаточно им Ада! Они (непременно) попадут туда. Какое же это ужасное место!
ТАФСИР (Толкование):
«Когда они приходят к тебе, то приветствуют тебя не так, как приветствует тебя (и всех других пророков) Аллах»
Вместо «ассаляму алейка» они говорили «ас-саму алейка», что означает «смерть тебе». А Аллах приветствует пророков, говоря им: «Мир избранным рабам».
Увидев верующих, иудеи и лицемеры принимались перешептываться и подмигивать друг другу, чтобы разозлить тех мусульман, чьи близкие отправились на джихад, распространяя слухи об их поражении или гибели. Несмотря на то что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил им это, они продолжали поступать таким образом. А в следующем аяте верующим запрещается отвечать им тем же[1].
8
ПЕРЕВОД:
9. О верующие! Когда вы беседуете тайно между собой, то не говорите о грехах, вражде и непокорности Посланнику. Говорите о праведности и богобоязненности. Бойтесь Аллаха, к которому вы будете собраны (после воскрешения).
ТАФСИР (Толкование):
9
ПЕРЕВОД:
10. Тайная беседа (о грехах и злодеяниях) — от шайтана, который старается опечалить верующих. Но он (шайтан) ничем не навредит им, если на то не будет разрешения (воли) Аллаха. Пусть только на Аллаха полагаются верующие!
ТАФСИР (Толкование):
Шайтан имеет свойство побуждать людей говорить в узком кругу то, что они постеснялись бы произносить публично. Это одна из его уловок.
Также нужно помнить хадис:
«Пусть двое не беседуют тайно в присутствии третьего, ведь это может огорчить его»[1].
Мы видим из аята, что это поведение лицемеров. Если двое вдруг в присутствии третьего станут шептаться, это, безусловно, тому не понравится.
10
ПЕРЕВОД:
11. О верующие! Когда вас просят на собраниях (Посланника Аллаха) сесть шире, то садитесь шире. Аллах даст вам широту (в земных и вечных благах). А когда вам говорят встать, то вставайте. Аллах возвышает верующих среди вас и обладателей знания. Аллах знает обо всем, что вы делаете.
ТАФСИР (Толкование):
В аяте говорится о нормах поведения в обществе. Если верующие собираются вместе и пришедшему позже не хватает места, то присутствующие должны потесниться. Это не ущемит их, зато они тем самым проявят заботу о брате по вере, за что Всевышний обещает награду.
Автор «Бахр аль-мухит» также указывает, что речь идет и о подчинении старшим. Когда предводитель мусульман говорит верующим потесниться, они должны потесниться. А если он говорит им встать, то нужно встать и т. д. Не нужно видеть в этом унижения[1].
11
ПЕРЕВОД:
12. О верующие! Если вы хотите поговорить с Посланником наедине, то перед беседой дайте милостыню (бедняку). Это лучше и чище для вас. Но если вы ничего не найдете (что можно было бы отдать в качестве милостыни), то ведь Аллах — Прощающий, Милующий.
ТАФСИР (Толкование):
«Но если вы ничего не найдете…»: тем, у кого не было возможности дать садака, разрешалось задавать вопросы и без этого.
Мудрость этого предписания состояла в выражении того, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ценен для человека, и в пользе для нуждающихся. Это ограничивало круг желающих отвлечь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) по незначительным поводам, и лицемеры перестали приходить к нему.
12
ПЕРЕВОД:
13. Неужели вы боялись давать милостыню перед разговором наедине (из-за того, что шайтан напугал вас бедностью)? Если вы не сделали (этого) и Аллах простил вам, то (полноценно) совершайте намаз, выплачивайте закят и будьте покорны Аллаху и Его Посланнику. Аллах знает обо всем, что вы делаете.
ТАФСИР (Толкование):
«Аллах простил вам»: как сказано выше, неимущие могли обращаться к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и без милостыни.
Повеление давать милостыню бедным перед разговором с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует) наедине было отменено вскоре, по свидетельству Ибн Аббаса. Имам аль-Куртуби отмечает, что отменяющим повелением стало требование выплачивать обязательный закят[1].
Также толкователи Корана пишут, что слова Аллаха: «Если вы не сделали…» — означают, что это решение Шариата не практиковалось никем, поскольку было быстро отменено[2].
13
ПЕРЕВОД:
14. Разве ты (Мухаммад) не видел тех (лицемеров), кто дружит с людьми, на которых разгневался Аллах (с иудеями)? Они — не из вас и не из них (а пребывают в сомнениях и нерешительности — между вами и ими). Они дают заведомо ложные клятвы (говоря, что являются мусульманами).
ТАФСИР (Толкование):
14
ПЕРЕВОД:
15. Аллах приготовил им суровое наказание. Как ужасно то, что они делают!
ТАФСИР (Толкование):
Они настолько привыкли совершать дурные поступки, что ложная клятва казалась им чем-то незначительным.
15
ПЕРЕВОД:
16. Они сделали свои клятвы щитом (для защиты своей жизни и имущества) и (притворяясь мусульманами) сбили других (мусульман) с пути Аллаха. Им — унизительное наказание.
ТАФСИР (Толкование):
Лицемеры клялись, что они верующие, чтобы защитить свою жизнь и имущество, так что такая клятва сравнивается со щитом[1].
16
ПЕРЕВОД:
17. Ни богатство, ни дети не избавят их от (наказания) Аллаха. Они — обитатели Ада и пребудут там вечно.
ТАФСИР (Толкование):
17
ПЕРЕВОД:
18. В день, когда Аллах воскресит их всех, они станут клясться Ему (говоря: «Мы не были язычниками!»), подобно тому как клянутся (сегодня) вам (что они мусульмане). Они думают, что это (ложные клятвы) поможет им (в Судный день, как помогало в земной жизни). Поистине, они — лжецы (которые осмелились лгать даже Аллаху).
ТАФСИР (Толкование):
18
ПЕРЕВОД:
19. Шайтан победил их (взял под свою власть) и заставил их забыть об Аллахе. Они — партия шайтана. Поистине, партия шайтана понесет урон (непременно потерпит поражение).
ТАФСИР (Толкование):
19
ПЕРЕВОД:
20. Враждующие с Аллахом и Его Посланником — унижены.
ТАФСИР (Толкование):
20
- Мединская сура
- 22 аятов
- 28 джуз
- в порядке ниспосылания - 105
В ней 22 аята. Ниспослана в мединский период. В этой суре большое внимание уделяется решениям Шариата, поэтому в ней немалое количество законодательных аятов (аят аль-ахкам) и аятов, касающихся вопросов этики (адаб).
Комментарии: 6
Правила форума