Сура «Аль-Вакыʼа»
ПЕРЕВОД:
61. заменить вас на вам подобных и создать вас такими, что вы и представить себе не можете.
ТАФСИР (Толкование):
Смерть — это окончание физической жизни. Это закон, установленный Аллахом для всего живого, и смерти нельзя избежать. Господь определяет время смерти, и только Он творит смерть[1]. В любой момент Он может уничтожить каждого и заменить его другим.
Также Всевышний Аллах легко способен изменить облик любого творения. Например, мы знаем, что некоторых людей прошлого Всевышний превращал в свиней и обезьян[2]. Также эти слова могут относиться к будущей жизни: Аллах придаст творениям такой облик в Судный день, какой пожелает, и мы даже представить себе его не можем[3].
[1] Согласно мнению суннитов, смерть — например, убитого в момент убийства — творит только Аллах. Участия убийцы в этом нет. Однако он будет нести ответственность за свое действие, если совершил его сознательно и без права на это.
[2] См. комментарий к суре «Аль-Бакара» (Коран, 2:65) и «Аль-Маида» (Коран, 5:60).
[3] Ибн Джузай, 2/403.
61
ПЕРЕВОД:
62. Вы уже знаете о первом сотворении. Почему бы вам не задуматься?
ТАФСИР (Толкование):
И Тот, Кто смог сотворить вас в первый раз, несомненно, сможет сотворить вас снова. Это очевидно любому разумному человеку.
Затем Аллах обращает внимание людей на блага, которые они получают от Него для поддержания существования. Самые основные — это как раз пища, вода и огонь.
62
ПЕРЕВОД:
63. Видели ли вы то, что вы сеете?
ТАФСИР (Толкование):
То есть расскажите Мне о семенах, которые вы сеете.
63
ПЕРЕВОД:
64. Вы заставляете его прорасти или это Мы заставляем?
ТАФСИР (Толкование):
В действительности же роль крестьянина или фермера невелика: он пашет и удобряет землю, а потом бросает в нее семена. На то, что происходит непосредственно с семенами в земле, человек никак не влияет.
Осознавать, что все наши действия творятся Всевышним Аллахом, даже те, которые внешне совершаем мы сами: например, ходьба или выпиливание лобзиком, — это достаточно высокий уровень убежденности даже для мусульман.
Поэтому Всевышний Аллах приводит такие примеры, в которых даже неверующему очевидно, что жизнь зарождается без участия человека.
64
ПЕРЕВОД:
65. Если Мы пожелаем, то превратим его в труху, и вы лишь удивитесь
ТАФСИР (Толкование):
65
ПЕРЕВОД:
67. Более того, мы лишились пропитания».
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах может сделать так, что семена прорастут и дадут обильный урожай, но Он же может уничтожить посевы, и тогда люди окажутся в убытке, а если это было их единственное пропитание, то воцарится голод и смута. Все зависит только от Воли Всевышнего Господа.
67
ПЕРЕВОД:
68. Видели ли вы воду, которую вы пьете?
ТАФСИР (Толкование):
То есть расскажите Мне о воде, без которой человеческая жизнь невозможна.
68
ПЕРЕВОД:
69. Вы низвели ее из дождевых туч, или это Мы низводим ее?
ТАФСИР (Толкование):
Ответ очевиден: лишь Аллах дает дожди.
69
ПЕРЕВОД:
70. Если бы Мы пожелали, то сделали бы ее горькой. Почему же вы неблагодарны (Аллаху)?
ТАФСИР (Толкование):
Человек так устроен, что может пить только пресную воду. Мы уже сказали, что запасы пресной воды составляют по разным оценкам 2-3% от мирового объема воды, и эта доля постепенно сокращается. Всевышний в любой миг может всю ее сделать непригодной для питья, и тогда человечество вымрет. То, что Господь не делает этого, — это уже само по себе милость от Него, за которую мы должны Его благодарить.
70
ПЕРЕВОД:
71. Видели ли вы огонь, который разжигаете?
ТАФСИР (Толкование):
Думали ли вы, люди, об огне, без которого не можете представить свою жизнь?
71
ПЕРЕВОД:
72. Вы сотворили дерево для него или Мы творим?
ТАФСИР (Толкование):
Причастен ли человек хоть как-то — хотя бы внешне — к процессу роста деревьев, которое является топливом для этого огня? К образованию нефти, газа, каменного угля, торфа или других видов топлива?
72
ПЕРЕВОД:
73. Мы сделали его (огонь) назиданием и предметом пользования для путников.
ТАФСИР (Толкование):
Земной огонь — это, помимо прочего, еще и напоминание об огне Ада. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил:
«Ваш огонь, который разводят люди, — это одна семидесятая часть огня Ада». Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха! И нашего огня было бы достаточно (для мучительного наказания)». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Огонь Ада жарче этого на шестьдесят девять частей, каждая из которых такая же жаркая (как земной огонь)»[1].
73
ПЕРЕВОД:
74. Возвеличивай же имя Господа твоего Великого!
ТАФСИР (Толкование):
Логичным и разумным выводом из размышлений о благах, данных Аллахом человеку, будет признание Его абсолютного Могущества и Единственности, а также убеждение, что Господу миров присущи все совершенства и не присущи никакие недостатки.
Имам Матуриди писал, что тасбих — это выраженный словесно таухид[1].
74
ПЕРЕВОД:
75. Клянусь местами заката звезд!
ТАФСИР (Толкование):
75
ПЕРЕВОД:
76. И, поистине, если бы вы только знали, как эта клятва велика.
ТАФСИР (Толкование):
76
ПЕРЕВОД:
78. (записанный) в хранимой Книге.
ТАФСИР (Толкование):
Всевышний Аллах клянется местами заката и исчезновения небесных тел, и эта клятва так велика, ибо в ней — указание на беспредельность Могущества Всевышнего Аллаха и совершенство Его мудрости.[1]
Аллах клянется в том, что Священный Коран — это Откровение от Него, а не книга, написанная людьми. До ниспослания Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и да приветствует) Коран был записан целиком в Хранимой Скрижали, а затем ниспосылался ему в течение двадцати трех лет.
78
ПЕРЕВОД:
79. К нему прикасаются только очищенные.
ТАФСИР (Толкование):
К Хранимой Скрижали, содержавший записанный текст Священного Корана, прикасались только ангелы, очищенные Господом от самой возможности неповиновения Ему[1].
Согласно другому толкованию, смысл последних аятов такой: Всевышний Аллах клянется в том, что Коран — это благородная Книга, сохраненная от искажений в книгах (мусхафах), к которым могут прикасаться люди лишь в состоянии ритуальной чистоты. В этом случае данный аят является по сути запретом прикасаться к мусхафу тому, у кого нет малого (вуду) или полного (гусль) омовения. Имам аль-Куртуби предпочитает это толкование[2].
79
ПЕРЕВОД:
80. Он ниспослан Господом миров.
ТАФСИР (Толкование):
80
- Мекканская сура
- 96 аятов
- 27 джуз
- в порядке ниспосылания - 46
В ней 96 аятов. Мекканская сура
Комментарии: 7
Правила форума