Сура «Гафир»
ПЕРЕВОД:
21. Разве они не ездили по земле и не видели, каким был итог тех, кто жил до них? А ведь они были сильнее их и оставили больше следов на земле! Но Аллах уничтожил их за их грехи, и никто не защитил их от (наказания) Аллаха.
ТАФСИР (Толкование):
Руины великих построек ушедших цивилизаций дают верующему важный урок: когда приходит наказание Аллаха, никто не сможет спастись за высокими стенами.
21
ПЕРЕВОД:
22. Это (наказание обрушилось на них) потому, что они не верили, когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями (и чудесами). Аллах наказал их. Поистине, Он — Всесильный, Наказывающий сурово.
ТАФСИР (Толкование):
22
ПЕРЕВОД:
23. Мы отправили Мусу с Нашими знамениями и ясным доказательством (доводами и чудесами)
ТАФСИР (Толкование):
23
ПЕРЕВОД:
24. к Фараону, Хаману и Каруну. Они (все) сказали (про Мусу): «Он — лживый колдун!»
ТАФСИР (Толкование):
24
ПЕРЕВОД:
25. Когда он пришел к ним с истиной от Нас, они сказали: «Убивайте сыновей тех, кто уверовал вместе с ним, и оставляйте в живых их женщин!» Но козни неверующих обречены (на провал).
ТАФСИР (Толкование):
25
ПЕРЕВОД:
26. Фараон сказал: «Дайте мне убить Мусу (когда его приближенные отговаривали его от этого). Пусть он зовет (на помощь) своего Господа (чтобы помешать мне)! Я опасаюсь, что он изменит вашу религию (и вы последуете за ним) или распространит на земле порок (свергнет мою власть)».
ТАФСИР (Толкование):
26
ПЕРЕВОД:
27. Муса сказал (своему народу): «Поистине, я обратился к защите моего и вашего Господа от любого высокомерного человека, не верящего в День отчета (в Судный день)».
ТАФСИР (Толкование):
27
ПЕРЕВОД:
28. Верующий мужчина из рода Фараона, скрывавший свою веру, сказал: «Неужели вы убьете человека только за то, что он говорит: «Мой Господь — Аллах»?! Он же пришел к вам с доводами (и чудесами) от вашего Господа. Если он лжет, то его ложь навредит лишь ему самому. Но если он правдив, то на вас обрушится что-то из того (наказания), которое он вам обещает. Поистине, Аллах не наставляет (на верный путь) чрезмерного лжеца (упрямого язычника).
ТАФСИР (Толкование):
«Верующий мужчина из рода Фараона»
Имам Насафи пишет, что это был двоюродный брат Фараона, который тайно уверовал и принял призыв Мусы (мир ему)[1].
«Скрывавший свою веру»
Имам Ибн аль-Араби аль-Малики указывает, что существует разница между человеком, который верит в душе, но совершает внешне неверие, и таким, кто верит, но просто не говорит другим об этом, не совершая при этом никакого куфра. Первый человек не считается верующим. Иман же второго действителен, потому что условием действительности веры не считается сообщать о ней кому-либо[2].
Продолжается речь верующего, приближенного к Фараону:
28
ПЕРЕВОД:
29. О мой народ! Сегодня у вас есть власть, и вы правите на земле (Египта). Но кто поможет нам, если наказание Аллаха обрушится на вас (из-за убийства Его любимцев)?» Фараон ответил: «Я лишь предлагаю вам то, что считаю правильным (убийство Мусы). Я призываю вас к тому, что правильно и разумно».
ТАФСИР (Толкование):
29
ПЕРЕВОД:
30. Тогда верующий сказал: «О мой народ! Я боюсь, что вас постигнет то же, что и группы (народы прошлого),
ТАФСИР (Толкование):
30
ПЕРЕВОД:
31. вроде того, что случилось с народом Нуха, адитами, самудянами и теми (народами), которые были после них. Аллах не желает для рабов несправедливости (Всевышний не наказывает никого просто так без причины).
ТАФСИР (Толкование):
31
ПЕРЕВОД:
32. О мой народ! Я боюсь за вас (за вашу участь) в день возгласов (в Судный день, когда неверующие будут кричать, звать на помощь и молить о пощаде).
ТАФСИР (Толкование):
32
ПЕРЕВОД:
33. В тот день вы броситесь назад (в страхе), но никто не защитит вас от (наказания) Аллаха. Кого Аллах собьет (с истинного пути), того уже никто не наставит.
ТАФСИР (Толкование):
33
ПЕРЕВОД:
34. Раньше (до Мусы) к вам приходил Юсуф с доводами, но вы продолжаете сомневаться в том, с чем он приходил. Когда он умер, вы сказали: «Аллах не будет отправлять посланников после него». Так Аллах сбивает (с верного пути) чрезмерного (язычника) и сомневающегося (в увиденных чудесах пророка).
ТАФСИР (Толкование):
«Аллах не будет отправлять посланников после него». Абу Хайян пишет, что это не означало, что египтяне поверили в призыв Юсуфа или сожалели о его смерти, ведь выше сказано:
«Вы продолжаете сомневаться в том, с чем он приходил». Смысл этих слов — в том, что они, не имея на то довода, решили, что больше не будет тех, кто станет называть себя пророком[1].
[1] Абу Хайян, 7/464.
34
ПЕРЕВОД:
35. Те (люди), которые оспаривают знамения Аллаха без довода, пришедшего к ним, ненавистны Аллаху и верующим. Так (же, как Он запечатывает сердца подобных спорщиков) Аллах накладывает печать на сердце любого высокомерного преступника (упорного в неверии)».
ТАФСИР (Толкование):
Здесь заканчиваются слова верующего египтянина[1].
И когда безбожники начинают говорить что-то вроде: «А разве кто-то вернулся после смерти, чтобы рассказать, что там на том свете?» — души верующих наполняются гневом. Подобные слова ненавистны им.
[1] Сафват ат-тафасир, 3/102.
35
ПЕРЕВОД:
36. Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню, чтобы я достиг путей,
ТАФСИР (Толкование):
36
ПЕРЕВОД:
37. путей небесных, и посмотрел на бога Мусы. На самом же деле я считаю его (Мусу) лжецом». Так Фараону были приукрашены его дурные дела, и он был сбит с (верного) пути. И козни Фараона приведут его к гибели.
ТАФСИР (Толкование):
Опасаясь, что речи верующего египтянина подействуют на его придворных, Фараон решил отвлечь их и приказал своему первому министру Хаману построить высокую башню, чтобы можно было подняться на небо. Он хотел доказать всем, что Всевышнего Аллаха, к поклонению Которому призвал людей Муса (мир ему), не существует.
37
ПЕРЕВОД:
38. Верующий сказал: «О мой народ! Следуйте за мной, и я укажу вам верный путь.
ТАФСИР (Толкование):
38
ПЕРЕВОД:
39. О мой народ! Земная жизнь дана (нам) на время (у нее есть конец). Вечная жизнь и есть постоянная обитель.
ТАФСИР (Толкование):
Поэтому человек, который все свое усердие направляет на земное, подобен тому, кто находится на вокзале проездом, но при этом собирается начать там строить дом.
39
ПЕРЕВОД:
40. Кто совершил зло, тому воздастся за одно (дурное дело). А мужчины и женщины, совершавшие хорошие поступки, будучи верующими, войдут в Рай, где будут получать блага без счета.
ТАФСИР (Толкование):
Воздание и справедливость наступят в будущей жизни. А на земле мы можем увидеть, как праведный верующий живет в бедности и испытывает разные трудности, невинные дети страдают, а неверующие живут в роскоши. В вечной же жизни такого не будет: каждый найдет там воздание по делам своим и своей вере.
40
- Мекканская сура
- 85 аятов
- 24 джуз
- в порядке ниспосылания - 60
В ней 85 аятов. Мекканская сура, кроме пятьдесят шестого и пятьдесят седьмого аятов, которые были ниспосланы в мединский период. Была ниспослана после «Аз-Зумар».
Комментарии: 0
Правила форума