وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُوا أَيْدِيَهُمَا جَزَاءً بِمَا كَسَبَا نَكَالًا مِنَ اللَّهِ ۗ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Вору и воровке отсекайте руки»: не имеет значения, мужчина украл или женщина, — вору следует отрубить руку за воровство.
Буквальное значение хадиса предполагает, что руки отсекают за воровство любой вещи любой стоимости, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Руку отсекают лишь за воровство четверти дирхама и больше»
[1].
И это мазхаб имама аш-Шафии
[2].
Мазхаб Абу Ханифы, Мухаммада, Абу Юсуфа и Суфьяна ас-Саури состоит в том, что руку отсекают, если человек украдет десять дирхамов
[3].
Ханафиты опираются на то, что во время Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) отсекли руку вору за кражу щита, который стоил десять дирхамов
[4].
Что касается мнения о том, что руки рубят за любое воровство вне зависимости от стоимости украденной вещи, то это мнение хариджитов
[5].
Факихи предъявляют к вору ряд условий, чтобы его преступление было наказуемо в Шариате: он должен быть разумным и совершеннолетним, а также не должен быть немым и слепым, а вещь, которую он украл, должна находиться в охраняемом месте
[6].
«В качестве воздаяния», — за мерзость, которую они совершили.
Имам Абу Ханифа и имам аш-Шафии разошлись во мнениях и насчет ситуации, когда один человек украл что-то у другого и потратил эти деньги, а затем его поймали и наказали по Шариату. Обязан ли он возместить ущерб тому, у кого он украл?
Имам Абу Ханифа считал, что слова
«в качестве воздаяния» означают, что после наказания на воре не лежит никаких обязанностей. И поэтому он не обязан возмещать ущерб, если денег или вещи уже нет. Имам аш-Шафии полагал, что ущерб нужно возмещать в любом случае. Если украденная вещь осталась в руках вора, то ее, по общему мнению, надо вернуть законному хозяину
[7].
«Ведь Аллах — Могущественный, Мудрый», — и поэтому не будет устанавливать несправедливых наказаний.
[1] Аль-Бухари, №6789; Муслим, №1684.
[2] Анвар аль-масалик, с. 559.
[4] Абу Дауд, №4387; ан-Насаи, № 4948-4956.
[6] Аль-Любаб, 4/501, 4/504.
Комментарии: 5
Правила форума