يَسْأَلُونَكَ مَاذَا أُحِلَّ لَهُمْ ۖ قُلْ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ ۙ وَمَا عَلَّمْتُمْ مِنَ الْجَوَارِحِ مُكَلِّبِينَ تُعَلِّمُونَهُنَّ مِمَّا عَلَّمَكُمُ اللَّهُ ۖ فَكُلُوا مِمَّا أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُوا اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ ۖ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۚ إِنَّ اللَّهَ سَرِيعُ الْحِسَابِ
4. Они спрашивают тебя (Мухаммад) о том, что им разрешено. Ответь (им): «Вам разрешено благое (чистая, не вызывающая отвращения пища). А то, что поймали для вас (но не ели эту добычу) обученные (охоте) хищники, которых вы обучаете тому (что связано с охотой), о чем поведал вам Аллах, — то ешьте, произнося имя Аллаха (когда направляете животное на добычу). Бойтесь (нарушать запреты) Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в расчете.
«Они спрашивают тебя о том, что им разрешено»: о Мухаммад, они задают тебе вопросы насчет того, какая еда им разрешена.
Этот аят был ниспослан из-за вопроса, который задали Адий ибн Хатим и Зейд ибн Мухальхиль, который был известен как Зейд аль-Хейль. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) переименовал его в Зейд аль-Хейр. Они рассказали, что охотятся, используя охотничьих собак, и у них не всегда получается успеть к животному, чтобы заколоть его. И тогда был ниспослан этот аят
[1].
«Ответь: «Вам разрешено благое»»: вам дозволено есть чистое и вкусное.
«А то, что поймали для вас обученные хищники»: и вам можно есть животных, которых на охоте ранили ваши специально обученные собаки.
«Которых вы обучаете тому, о чем поведал вам Аллах»: вы обучаете собак охотиться и слушаться вас, и это часть того, чему Всевышний Аллах обучил человека.
«Ешьте», — то, что было поймано вашими гончими, если они сами не отъели ничего от этого животного, а если отъели, то это мясо уже не будет пригодно в пищу.
«Произнося имя Аллаха»: когда вы будете отправлять гончую за дичью, то произнесите имя Аллаха.
Имам аль-Куртуби
[2] передает единогласное мнение, что если собака не черного цвета, обучена мусульманином, нападает, когда ей приказывают, и останавливается, когда ей скажут остановиться, если она может оставить раненую дичь по приказу хозяина, не ест свою жертву, после того как ранит ее, в охоте ее использует мусульманин и он произнес имя Аллаха, когда натравил собаку на дичь, — то при соблюдении всех этих условий добычу можно есть без разногласий.
Если же человек использует для охоты не собак, а, например, охотничьих птиц или прирученных диких зверей, — то большинство ученых считает, что если они поддаются обучению и все вышеперечисленные условия соблюдены, то мясо будет разрешено употреблять в пищу
[3].
Что касается черной собаки, то некоторые
саляфы, такие как Хасан аль-Басри, ан-Нахаи и другие, указывали, что нежелательно использовать таких собак для охоты
[4], основываясь на хадисе, что «черная собака — это шайтан»
[5].
Но большинство факихов говорит об общем характере этого аята и хадиса:
«Если ты направил собаку (на дичь) и произнес имя Аллаха, то ешь»
[6].
Имам аль-Куртуби
[7] отмечает, что если охотничья собака попьет кровь дичи, то мясо останется все равно дозволенным в отличие от ситуации, когда собака начнет сама есть эту дичь.
Имам пишет:
«Этот аят указывает, что у знающего есть превосходство над незнающим, потому что, если собаку обучить, она становится более достойной, чем другие собаки. И человек заслуживает больше почета, когда у него есть знания, в сравнении с остальными людьми, у которых нет знаний, особенно когда он свои знания практикует»
[8].
«Бойтесь Аллаха, ибо, поистине, Аллах скор в расчете»: помните об Аллахе и думайте о Нем, ведь Его воздаяние за содеянное неизбежно.
[3] Там же. См. также «Хашия» Ибн Абидина (6/463).
[5] «Сахих» Муслима (№510).
[6] Бухари, №5476; Муслим, №1969.
Комментарии: 5
Правила форума