يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلَاةِ فَاغْسِلُوا وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُوا بِرُءُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَيْنِ ۚ وَإِنْ كُنْتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُوا ۚ وَإِنْ كُنْتُمْ مَرْضَىٰ أَوْ عَلَىٰ سَفَرٍ أَوْ جَاءَ أَحَدٌ مِنْكُمْ مِنَ الْغَائِطِ أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ فَلَمْ تَجِدُوا مَاءً فَتَيَمَّمُوا صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ مِنْهُ ۚ مَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُمْ مِنْ حَرَجٍ وَلَٰكِنْ يُرِيدُ لِيُطَهِّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ
Имам аль-Куртуби пишет:
«Содержание этого аята относится к повелению исполнять договоры и требования Шариата. Сказанное в этом аяте — это завершение милости, а облегчение этого аята
[1] — одна из величайших милостей»
[2].
«О верующие! Когда вы собираетесь встать на намаз», — то есть когда вы захотите совершить намаз и у вас не будет омовения.
В аяте не говорится, что требуется совершать омовение перед намазом, если малого омовения нет, а буквальное значение слов указывает на то, что следует совершать омовение перед каждым намазом вне зависимости от того, было оно нарушено или нет, и четыре праведных
халифа поклонялись в соответствии с этим мнением, совершая омовение перед каждым намазом
[3].
Есть и такая версия, что обращение насчет того, что обязательно совершать омовение перед каждым намазом, было адресовано только Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует). Но, поскольку это стало ему трудно,
сивак заменил эту обязанность и повеление было снято
[4].
И от многих сподвижников передается, что из аята следует, что желательно совершать омовение перед началом каждого намаза, даже если оно у тебя не нарушилось
[5].
Но более распространенное толкование передает имам аль-Куртуби:
«Большинство обладателей знания сказало, что смысл (начала) аята таков: «Когда вы встаете на намаз без омовения…»»
[6].
Иными словами, речь идет о тех, у кого нет малого омовения.
«Вымойте лицо и руки до локтей», — включительно.
«Протрите голову и (вымойте) ноги до щиколоток», — включительно.
В аяте перечислены следующие обязательные составляющие омовения: мытье лица, мытье рук до локтей включительно, протирание головы и мытье ног до щиколоток включительно.
Согласно мнению большинства ученых, при мытье достаточно довести воду до нужной части тела, чтобы вода протекла по ней, а протирание руками не считается условием действительности омовения в отличие от мазхаба имама Малика, где протирание
(дальк) — условие действительности омовения
[7].
Что касается границ лица, внутри которых обязательно все промыть, то речь о той части лица, которую видно, если смотреть в лицо человеку при общении — то есть начиная от линии роста волос на лбу и до подбородка по вертикали, и от уха до уха по горизонтали
[8].
Если у человека густая борода и под ней не видно кожи, то достаточно промыть внешнюю сторону бороды. Если же она жидкая и под ней видна кожа, то уже необходимо тщательно помыть лицо, чтобы волосы на лице и кожа под ними были омыты
[9].
Что касается намерения на омовение, то, согласно ханафитскому мазхабу, оно не считается обязательным условием действительности омовения. И если просто промыть все перечисленные части тела без намерения на омовение, омовение все равно будет действительно
[10].
Согласно же шафиитскому мазхабу, намерение — обязательная часть
(фард) омовения
[11]. Удивительно, но имам аль-Куртуби
[12] пишет, что многие шафииты говорят, будто намерение не обязательно, когда от шафиитов такое мнение не передается.
Что касается протирания головы, то, согласно ханафитскому мазхабу
[13], обязательно протереть четверть головы, а по шафиитскому мазхабу
[14] — любую часть головы, даже части волоска будет достаточно.
Имам аль-Куртуби подробно описал разногласия насчет этого среди
факихов[15].
Среди факихов есть разные мнения и в связи с порядком совершения действий при омовении: нужно их совершать в той же последовательности, в какой они перечислены в этом аяте, или можно в любом порядке.
Имам Абу Ханифа считал, что последовательность
(тартиб) — это не условие действительности омовения, а имам аш-Шафии — что это обязательное условие
[16].
«А если (в то время, когда вам необходимо совершить намаз) вы находитесь в состоянии большого осквернения, то очищайтесь», — полностью омыв тело.
Полное омовение (гусль) уже разбиралось в комментарии к суре «Ан-Ниса».
«Если же вы больны», — и вода будет вредить вам, — «или находитесь в путешествии», — и вода отсутствует, — «и кто-либо из вас справил нужду или вы имели (интимную) близость с женщинами, при этом вы не нашли воды (для малого или полного омовения), то совершите очищение чистой землей», — если воду искали, но не нашли, — «протерев (ею) лицо (полностью) и руки», — двумя касаниями, как объясняется в Сунне.
Тема таяммума также уже разбиралась в комментарии к суре «Ан-Ниса».
Имам аль-Бухари
[17] передает, что этот аят был ниспослан, когда в одном из сражений Аиша (да будет доволен ею Аллах) потеряла свое ожерелье, и караван задержался, из-за того что очень долго его искали, и все оказались без воды, и тогда был ниспослан аят про дозволенность
таяммума в качестве облегчения
[18].
«Аллах не желает усложнить (вашу жизнь)», — обязав вас совершать малое омовение, полное омовение и таяммум, — «но Он желает очистить вас и довести до конца Свою милость к вам, чтобы вы были благодарны»: Всевышний Аллах хочет смыть ваши грехи и грязь ваших ошибок за счет омовения и таяммума, чтобы таким образом завершить Свою милость в разъяснении установлений религии и чтобы вы благодарили Его за бесконечные блага, не поддающиеся исчислению.
Говоря о малом омовении, Всевышний Аллах сказал, что мыть следует только некоторые части тела, тогда как при объяснении, что такое полное омовение, были использованы слова: «Очищайтесь». Это общий приказ помыть все тело. Однако те места, куда воде попасть трудно: например, белки глаз или внутренние органы, — считаются исключением, а полоскать нос и рот обязательно, поскольку это легко и не несет вреда.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) очень внимательно относился к полному омовению (гусль) и предупреждал о нем свою умму. Так, например, в одном из хадисов, переданных Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Поистине, под каждым волосом — осквернение, поэтому тщательно промывайте волосы и кожу!»
[19].
В другом хадисе, переданном Али (да будет доволен им Аллах), говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«Кто, совершая полное омовение, оставит хотя бы один волос немытым, тому в Аду будет такое-то наказание!»
[20][21]
[4] «Муснад» Ахмада (№21960); Абу Дауд, №48.
[8] Аль-Любаб, 1/10; Аль-Хидая, 1/75; Анвар аль-масалик, с. 27.
[9] «Хашия» ат-Тахтави (1/93); Анвар аль-масалик, с. 28.
[10] Бадаиʼ ас-санаиʼ, 1/191.
[11] Анвар аль-масалик, с. 24.
[13] «Хашия» ат-Тахтави (1/95).
[14] Анвар аль-масалик, с. 25.
[17] «Сахих» аль-Бухари (№334); Муслим, №367.
[19] Абу Дауд, Тахарат: 78, №106, 1/178.
[20] Абу Дауд, Тахарат: 98, №249, 1/115; Ибн Маджа, Тахарат: 106, №599, 1/196.
Комментарии: 5
Правила форума