Фаджр
04:39 - 05:54
до 05:54
Сухур *
С наступлением Фаджра заканчивается предрассветная трапеза Сухур. Принимать пищу следует завершить заранее, за 10 минут до Азана.
Восход
05:54
Макрух *
В сутках есть периоды, когда совершать намаз нельзя:
1. На восходе солнца
2. В полдень
3. Перед закатом Подробнее
Зухр
12:03 - 16:17
до 16:17 Через 04:42
Аср
16:17 - 18:07
до 18:07
Магриб
18:07 - 19:22
до 19:22
Ифтар *
Магриб — пора Ифтара. Разговляться желательно финиками и водой.
Иша
19:22 - 04:37
до 04:37 Рассчёт тахаджуда Тахаджуд
Тахаджуд
01:32 - 04:37
до 04:37 Показать Иша
Зухр: 12:03
Алматы
10 Рамадан
Moon
дата по хиджре
10
РАМАДАН
1445
Sun
григорианский календарь
19
МАРТА
2024
Фаджр:  04:39  - 05:54
Восход:  05:54
Зухр:  12:03  - 16:17
Аср:  16:17  - 18:07
Магриб:  18:07  - 19:22
Иша:  19:22  - 04:37
Время намаза
СОДЕРЖАНИЕ СУР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
A
العربية
ПЕРЕВОД
ТАФСИР
Сура
Аят
Джуз
Избранное
О Священном Коране
Предисловие
Истиаза и басмала
1
Аль-Фатиха Открывающая Коран
7 аятов Джуз 1
2
Аль-Бакара Корова
286 аятов Джуз 1, 2, 3
3
Алю-Имран Род Имрана
200 аятов Джуз 3, 4
4
Ан-Ниса Женщины
176 аятов Джуз 4, 5, 6
5
Аль-Маида Трапеза
120 аятов Джуз 6, 7
6
Аль-Ан’ам Скот
165 аятов Джуз 7, 8
7
Аль-А’раф Преграды
206 аятов Джуз 8, 9
8
Аль-Анфаль Военные трофеи
75 аятов Джуз 9, 10
9
Ат-Тауба Покаяние
129 аятов Джуз 10, 11
10
Юнус
109 аятов Джуз 11
11
Худ
123 аятов Джуз 11, 12
12
Юсуф
111 аятов Джуз 12, 13
13
Ар-Ра’д Гром
43 аятов Джуз 13
14
Ибрахим
52 аятов Джуз 13
15
Аль-Хиджр
99 аятов Джуз 14
16
Ан-Нахль Пчелы
128 аятов Джуз 14
17
Аль-Исра Перенесение
111 аятов Джуз 15
18
Аль-Кахф Пещера
110 аятов Джуз 15, 16
19
Марьям
98 аятов Джуз 16
20
Тa Хa
135 аятов Джуз 16
21
Аль-Анбия Пророки
112 аятов Джуз 17
22
Аль-Хaдж Хадж
78 аятов Джуз 17
23
Аль-Муминун Верующие
118 аятов Джуз 18
24
Ан-Нур Свет
64 аятов Джуз 18
25
Аль-Фуркан Различение
77 аятов Джуз 18, 19
26
Аш-Шуʼара Поэты
227 аятов Джуз 19
27
Ан-Намль Муравьи
93 аятов Джуз 19, 20
28
Аль-Касас Повествование
88 аятов Джуз 20
29
Аль–‘Анкабут Паук
69 аятов Джуз 20, 21
30
Ар-Рум Римляне (византийцы)
60 аятов Джуз 21
31
Лукмaн
34 аятов Джуз 21
32
Ас–Саджда Земной поклон
30 аятов Джуз 21
33
Аль–Ахзаб Военные союзники
73 аятов Джуз 21, 22
34
Caбa Сава (Сабея)
54 аятов Джуз 22
35
Фатыр Творец
45 аятов Джуз 22
36
Йa Cин
83 аятов Джуз 22, 23
37
Ас-Саффат Стоящие рядами
182 аятов Джуз 23
38
Сад
88 аятов Джуз 23
39
Аз–Зумар Группы
75 аятов Джуз 23, 24
40
Гафир Прощающий
85 аятов Джуз 24
41
Фуссылят Разъяснены
54 аятов Джуз 24, 25
42
Аш-Шура «Совет»
53 аятов Джуз 25
43
Аз-Зухруф Украшения
89 аятов Джуз 25
44
Ад-Духан Дым
59 аятов Джуз 25
45
Аль-Джасийа Вставшая на колени
37 аятов Джуз 25
46
Аль-Ахкаф Барханы
35 аятов Джуз 26
47
Муxaммaд Мухаммад
38 аятов Джуз 26
48
Аль-Фатх Победа
29 аятов Джуз 26
49
Аль-Худжурат Комнаты
18 аятов Джуз 26
50
Кaф Каф
45 аятов Джуз 26
51
Аз-Зарийат Рассеивающие
60 аятов Джуз 26, 27
52
Ат-Тур Гора
49 аятов Джуз 27
53
Ан-Наджм Звезда
62 аятов Джуз 27
54
Аль-Камар Луна
55 аятов Джуз 27
55
Ар-Рахман Милостивый
78 аятов Джуз 27
56
Аль-Вакыʼа Событие
96 аятов Джуз 27
57
Аль-Хадид Железо
29 аятов Джуз 27
58
Аль-Муджадала Спор
22 аятов Джуз 28
59
Аль-Хашр Сбор
24 аятов Джуз 28
60
Аль-Мумтахана Испытуемая
13 аятов Джуз 28
61
Ас-Сафф Ряд
14 аятов Джуз 28
62
Аль-Джумуʼа Пятница
11 аятов Джуз 28
63
Аль-Мунафикун Лицемеры
11 аятов Джуз 28
64
Ат-Тагабун Взаимный обман
18 аятов Джуз 28
65
Ат-Таляк Развод
12 аятов Джуз 28
66
Ат-Тахрим Запрет
12 аятов Джуз 28
67
Аль-Мульк Власть
30 аятов Джуз 29
68
Аль-Калям Перо
52 аятов Джуз 29
69
Аль-Хакка Неотвратимое (Судный день)
52 аятов Джуз 29
70
Аль-Ма'аридж Ступени
44 аятов Джуз 29
71
Нуx Нух
28 аятов Джуз 29
72
Аль-Джинн Джинны
28 аятов Джуз 29
73
Аль-Муззаммиль Закутавшийся
20 аятов Джуз 29
74
Аль-Муддассир Завернувшийся
56 аятов Джуз 29
75
Аль-Кыяма Воскрешение
40 аятов Джуз 29
76
Аль-Инсан Человек
31 аятов Джуз 29
77
Аль-Мурсалят Посылаемые
50 аятов Джуз 29
78
Ан-Наба Известие
40 аятов Джуз 30
79
Назиʼат Ангелы, вырывающие души
46 аятов Джуз 30
80
’Абаса Нахмурился
42 аятов Джуз 30
81
Ат-Таквир Скручивание
29 аятов Джуз 30
82
Аль-Инфитар Раскалывание
19 аятов Джуз 30
83
Аль-Мутаффифун Обманывающие при торговле
36 аятов Джуз 30
84
Аль-Иншикак Раскалывание
25 аятов Джуз 30
85
Аль-Бурудж Созвездия
22 аятов Джуз 30
86
Ат-Торик Идущий ночью
17 аятов Джуз 30
87
Аль-Аʼля Всевышний
19 аятов Джуз 30
88
Аль-Гашия Судный день
26 аятов Джуз 30
89
Аль-Фаджр Рассвет
30 аятов Джуз 30
90
Аль-Баляд Город
20 аятов Джуз 30
91
Аш-Шамс Солнце
15 аятов Джуз 30
92
Аль-Лейль Ночь
21 аятов Джуз 30
93
Ад-Духа Утро
11 аятов Джуз 30
94
Аш-Шарх Раскрытие
8 аятов Джуз 30
95
Ат-Тин Смоковница
8 аятов Джуз 30
96
Аль-ʼАляк Сгусток
19 аятов Джуз 30
97
Аль-Кадр Ночь Предопределения
5 аятов Джуз 30
98
Аль-Байина Ясное доказательство
8 аятов Джуз 30
99
Аз-Зальзаля Землетрясение
8 аятов Джуз 30
100
Аль-ʼАдият Мчащиеся (кони)
11 аятов Джуз 30
101
Аль-Кариʼа Бедствие (Судный день)
11 аятов Джуз 30
102
Ат-Такасур Приумножение
8 аятов Джуз 30
103
Аль-ʼАср Предвечернее время
3 аятов Джуз 30
104
Аль-Хумаза Хулитель
9 аятов Джуз 30
105
Аль-Филь Слон
5 аятов Джуз 30
106
Аль-Куpaйш Курайшиты
4 аятов Джуз 30
107
Аль-Ма’ун Подаяние
7 аятов Джуз 30
108
Аль-Каусар Изобилие
3 аятов Джуз 30
109
Аль-Кафирун Неверные
6 аятов Джуз 30
110
Ан-Наср Помощь
3 аятов Джуз 30
111
Аль-Масад Пальмовые волокна
5 аятов Джуз 30
112
Аль-Ихлас Искренность/очищение веры
4 аятов Джуз 30
113
Аль-Фаляк Рассвет
5 аятов Джуз 30
114
Ан-Нас Люди
6 аятов Джуз 30
О Священном Коране Предисловие Истиаза и басмала 1. Аль-Фатиха (Открывающая Коран) 2. Аль-Бакара (Корова) 3. Алю-Имран (Род Имрана) 4. Ан-Ниса (Женщины) 5. Аль-Маида (Трапеза) 6. Аль-Ан’ам (Скот) 7. Аль-А’раф (Преграды) 8. Аль-Анфаль (Военные трофеи) 9. Ат-Тауба (Покаяние) 10. Юнус () 11. Худ () 12. Юсуф () 13. Ар-Ра’д (Гром) 14. Ибрахим () 15. Аль-Хиджр () 16. Ан-Нахль (Пчелы) 17. Аль-Исра (Перенесение) 18. Аль-Кахф (Пещера) 19. Марьям () 20. Тa Хa () 21. Аль-Анбия (Пророки) 22. Аль-Хaдж (Хадж) 23. Аль-Муминун (Верующие) 24. Ан-Нур (Свет) 25. Аль-Фуркан (Различение) 26. Аш-Шуʼара (Поэты) 27. Ан-Намль (Муравьи) 28. Аль-Касас (Повествование) 29. Аль–‘Анкабут (Паук) 30. Ар-Рум (Римляне (византийцы)) 31. Лукмaн () 32. Ас–Саджда (Земной поклон) 33. Аль–Ахзаб (Военные союзники) 34. Caбa (Сава (Сабея)) 35. Фатыр (Творец) 36. Йa Cин () 37. Ас-Саффат (Стоящие рядами) 38. Сад () 39. Аз–Зумар (Группы) 40. Гафир (Прощающий) 41. Фуссылят (Разъяснены) 42. Аш-Шура («Совет») 43. Аз-Зухруф (Украшения) 44. Ад-Духан (Дым) 45. Аль-Джасийа (Вставшая на колени) 46. Аль-Ахкаф (Барханы) 47. Муxaммaд (Мухаммад) 48. Аль-Фатх (Победа) 49. Аль-Худжурат (Комнаты) 50. Кaф (Каф) 51. Аз-Зарийат (Рассеивающие) 52. Ат-Тур (Гора) 53. Ан-Наджм (Звезда) 54. Аль-Камар (Луна) 55. Ар-Рахман (Милостивый) 56. Аль-Вакыʼа (Событие) 57. Аль-Хадид (Железо) 58. Аль-Муджадала (Спор) 59. Аль-Хашр (Сбор) 60. Аль-Мумтахана (Испытуемая) 61. Ас-Сафф (Ряд) 62. Аль-Джумуʼа (Пятница) 63. Аль-Мунафикун (Лицемеры) 64. Ат-Тагабун (Взаимный обман) 65. Ат-Таляк (Развод) 66. Ат-Тахрим (Запрет) 67. Аль-Мульк (Власть) 68. Аль-Калям (Перо) 69. Аль-Хакка (Неотвратимое (Судный день)) 70. Аль-Ма'аридж (Ступени) 71. Нуx (Нух) 72. Аль-Джинн (Джинны) 73. Аль-Муззаммиль (Закутавшийся) 74. Аль-Муддассир (Завернувшийся) 75. Аль-Кыяма (Воскрешение) 76. Аль-Инсан (Человек) 77. Аль-Мурсалят (Посылаемые) 78. Ан-Наба (Известие) 79. Назиʼат (Ангелы, вырывающие души) 80. ’Абаса (Нахмурился) 81. Ат-Таквир (Скручивание) 82. Аль-Инфитар (Раскалывание) 83. Аль-Мутаффифун (Обманывающие при торговле) 84. Аль-Иншикак (Раскалывание) 85. Аль-Бурудж (Созвездия) 86. Ат-Торик (Идущий ночью) 87. Аль-Аʼля (Всевышний) 88. Аль-Гашия (Судный день) 89. Аль-Фаджр (Рассвет) 90. Аль-Баляд (Город) 91. Аш-Шамс (Солнце) 92. Аль-Лейль (Ночь) 93. Ад-Духа (Утро) 94. Аш-Шарх (Раскрытие) 95. Ат-Тин (Смоковница) 96. Аль-ʼАляк (Сгусток) 97. Аль-Кадр (Ночь Предопределения) 98. Аль-Байина (Ясное доказательство) 99. Аз-Зальзаля (Землетрясение) 100. Аль-ʼАдият (Мчащиеся (кони)) 101. Аль-Кариʼа (Бедствие (Судный день)) 102. Ат-Такасур (Приумножение) 103. Аль-ʼАср (Предвечернее время) 104. Аль-Хумаза (Хулитель) 105. Аль-Филь (Слон) 106. Аль-Куpaйш (Курайшиты) 107. Аль-Ма’ун (Подаяние) 108. Аль-Каусар (Изобилие) 109. Аль-Кафирун (Неверные) 110. Ан-Наср (Помощь) 111. Аль-Масад (Пальмовые волокна) 112. Аль-Ихлас (Искренность/очищение веры) 113. Аль-Фаляк (Рассвет) 114. Ан-Нас (Люди)
9

Сура «Ат-Тауба»

«Покаяние»
وَمِمَّنْ حَوْلَكُمْ مِنَ الْأَعْرَابِ مُنَافِقُونَ ۖ وَمِنْ أَهْلِ الْمَدِينَةِ ۖ مَرَدُوا عَلَى النِّفَاقِ لَا تَعْلَمُهُمْ ۖ نَحْنُ نَعْلَمُهُمْ ۚ سَنُعَذِّبُهُمْ مَرَّتَيْنِ ثُمَّ يُرَدُّونَ إِلَىٰ عَذَابٍ عَظِيمٍ

ПЕРЕВОД:

101. Среди бедуинов, которые живут вокруг вас (вокруг Медины) есть лицемеры. И среди жителей Медины есть упорствующие в лицемерии. Ты (Мухаммад) не знаешь их. А Мы знаем их. Мы накажем их дважды (в земной жизни, а после — в могиле). После (в вечности) они будут подвергнуты великому наказанию (в огне Ада).

ТАФСИР (Толкование):

“И среди жителей Медины есть упорствующие в лицемерии”, — подобно Абу Амиру ар-Рахибу[1].
 
“Ты не знаешь их. А Мы знаем их”: даже ты, о Мухаммад, не знаешь их, потому что они мастерски скрывают свое лицемерие, но Мы знаем их всех и сообщим тебе об их кознях.
 
И этот аят не противоречит следующим словам Всевышнего Аллаха:
 
وَلَوْ نَشَاءُ لَأَرَيْنَاكَهُمْ فَلَعَرَفْتَهُم بِسِيمَاهُمْ ۚ وَلَتَعْرِفَنَّهُمْ فِي لَحْنِ الْقَوْلِ ۚ وَاللَّـهُ يَعْلَمُ أَعْمَالَكُمْ
 
«Если бы Мы пожелали, то показали бы их (лицемеров) тебе, и ты стал бы узнавать их по их приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам. Аллах знает о ваших поступках»[2].
 
Ибн Касир объясняет, как понять оба этих аята:
 
«Речь идет об их качествах, но не имеется в виду, что он знает всех лицемеров поименно»[3].
 
“Мы накажем их дважды”, — в этой жизни убив, а в вечной жизни — вечным мучением.
 
Имам аль-Куртуби говорит[4]:
 
«По другому мнению, первое наказание — это сообщение Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) о них, а второе — это могильные муки».
 
[1] “Тафсир” Ибн аль-Джаузи (3/491).
 
[2] Коран, 47:30.
 
[3] 4/340.
 
[4] 10/352.

101

وَآخَرُونَ اعْتَرَفُوا بِذُنُوبِهِمْ خَلَطُوا عَمَلًا صَالِحًا وَآخَرَ سَيِّئًا عَسَى اللَّهُ أَنْ يَتُوبَ عَلَيْهِمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

ПЕРЕВОД:

102. Есть и другие (люди), которые признались в своих грехах (в том, что не вышли на джихад). Они смешали добрые дела (либо джихад, либо признание своих грехов) со злыми (отказ от сражения). Может быть, Аллах примет их покаяние. Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий (верующих).

ТАФСИР (Толкование):

“Есть и другие (люди), которые признались в своих грехах”
 
Имам ар-Рази говорит[1]:
 
«Это мусульмане, которые не участвовали в сражении Табук не из-за лицемерия, но из-за лени, а потом пожалели о содеянном и покаялись».
 
Это ниспослано об Абу Любабе и о тех, которые привязали себя к столбам мечети, когда услышали то, что было ниспослано про тех, кто не участвовал в сражении. И они поклялись, что никто их не развяжет, кроме Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). И был ниспослан этот аят[2].
 
[1] 16/174.
 
[2] “Джалялейн”.

102

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ ۖ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

103. Бери (Мухаммад) из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их (от грехов) и исправить. Молись за них! Ведь, поистине, твои мольбы — успокоение (милость) для них (либо покой как следствие принятого покаяния). И Аллах — Слышащий, Знающий.

ТАФСИР (Толкование):

“Бери из их имущества”: о Мухаммад, возьми из имущества этих верующих, которые признались в своих грехах и покаялись, милостыню, чтобы она очистила их от грехов и грязи и чтобы через эту милостыню они возвысились до уровня праведников.
 
Некоторые бедуины после смерти Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отказались платить закят, объясняя это тем, что этот аят обращен к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то есть только он может брать закят у верующих и поэтому после его смерти никто другой не может брать закят. И именно о них сказал Абу Бакр: «Кто будет разделять намаз и закят, с теми мы будем сражаться».
 
Ибн аль-Араби аль-Малики говорит о таком понимании аята:
 
«Что касается того, что это обращение только к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и что никто другой здесь не может подразумеваться, то это слова тех, кто ничего не знает о Коране и основах Шариата и издевается над основами религии»[1].
 
[1] Ахкам аль-Куран, 2/995.

103

أَلَمْ يَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ هُوَ يَقْبَلُ التَّوْبَةَ عَنْ عِبَادِهِ وَيَأْخُذُ الصَّدَقَاتِ وَأَنَّ اللَّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

ПЕРЕВОД:

104. Разве они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования?! (Разве они не знают) что Аллах — Принимающий покаяния, Милующий (Своих рабов)?!

ТАФСИР (Толкование):

“Разве они не знают”: неужели те, кто искренне покаялся, не понимают, что Аллах принимает искреннее покаяние?!
 
“И принимает пожертвования”, — тех, кто жертвовал искренне.
 
“Аллах — Принимающий покаяния”: лишь Всевышний Аллах принимает покаяние.

104

وَقُلِ اعْمَلُوا فَسَيَرَى اللَّهُ عَمَلَكُمْ وَرَسُولُهُ وَالْمُؤْمِنُونَ ۖ وَسَتُرَدُّونَ إِلَىٰ عَالِمِ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ فَيُنَبِّئُكُمْ بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ

ПЕРЕВОД:

105. Скажи (им, Мухаммад): «Делайте (что считаете нужным), но Аллах (видит ваши поступки, а) Его Посланник и верующие увидят ваши дела. Вы (воскреснете и) будете возвращены к (Аллаху) Знающему тайное и явное, и Он расскажет вам обо всем, что вы делали (в земной жизни и воздаст вам за ваши поступки)».

ТАФСИР (Толкование):

“Делайте (что считаете нужным)
 
Это повеление с предостережением, то есть делайте что хотите, но знайте, что ничего нельзя скрыть от Всевышнего Аллаха, а в Судный день ваши дела увидит Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и другие верующие.

105

وَآخَرُونَ مُرْجَوْنَ لِأَمْرِ اللَّهِ إِمَّا يُعَذِّبُهُمْ وَإِمَّا يَتُوبُ عَلَيْهِمْ ۗ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

ПЕРЕВОД:

106. Есть и те (среди не вышедших на джихад), кто выжидает приказа Аллаха (и поэтому откладывает покаяние). Он либо накажет их (умертвив без покаяния), либо примет их покаяние. Аллах — Знающий (все о Своих творениях), Мудрый (в Своих действиях в отношении них).

ТАФСИР (Толкование):

И это трое, которые пришли потом: Мирара ибн ар-Раби, Кааб ибн Малик и Хиляль ибн Умайя. Они не участвовали в сражении из-за своей лени и потому что хотели покоя, но не из-за лицемерия, и поэтому они не лгали в свое оправдание в отличие от других. Они ждали ответа на свой вопрос в течение пятидесяти ночей, и люди полностью бойкотировали их, пока их покаяние не принялось[1].
 
Ибн Аббас говорит:
 
“Это Кааб ибн Малик, Мирара ибн ар-Раби и Хиляль ибн Умайя, которые не пошли сразу каяться, и они участвовали в битве при Бадре. И Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил здороваться с ними и разговаривать, и они стали ожидать решения Аллаха”[2].
 
Всевышний Аллах либо накажет их, если они не покаются, либо даст им тауфик на покаяние и простит их.
 
[1] “Джалялейн”.
 
[2] Абу ас-Сууд, 2/295.

106

وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مَسْجِدًا ضِرَارًا وَكُفْرًا وَتَفْرِيقًا بَيْنَ الْمُؤْمِنِينَ وَإِرْصَادًا لِمَنْ حَارَبَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ مِنْ قَبْلُ ۚ وَلَيَحْلِفُنَّ إِنْ أَرَدْنَا إِلَّا الْحُسْنَىٰ ۖ وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

ПЕРЕВОД:

107. Те (двенадцать лицемеров), которые построили мечеть, чтобы (этим) навредить (молящимся в мечети Куба), укрепить неверие, разделить мусульман (часть из них делала намаз в мечети Куба, а часть — в их мечети) и построить опорный пункт для тех, кто давно воюет против Аллаха и Его Посланника, — они обязательно станут клясться: «Мы хотели этим только добра» (тем, что построили эту мечеть, — помочь бедным, дать пристанище во время дождя и жары и сделать хорошее мусульманам)». Аллах свидетельствует, что они лгут.

ТАФСИР (Толкование):

Ведь они построили ее по повелению Абу Амира ар-Рахиба как опорный пункт для него, чтобы там могли останавливаться те, кто будет от него приезжать. И он направился за помощью к римскому правителю, чтобы вернуться с войском сражаться против Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)[1].
 
Имам ат-Табари говорит[2]:
 
«Некоторые лицемеры построили мечеть рядом с Куба, чтобы вредить мусульманам и Пророку Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и они говорили: «Когда вернется Абу Амир, то будет читать намаз в ней и победит Мухаммада»».
 
Имам аль-Куртуби отмечает, что то же решение выносится насчет мечети, построенной с такими намерениями, как показушничество или нанесение вреда мусульманам[3].
 
И на основе этого аята ученые говорят, что нежелательно читать один намаз в одной мечети в двух джамаатах, когда, например, два разных джамаата читают зухр или аср[4].
 
В соответствии с одним из риваятов, когда род Амра ибн Ауфа построил мечеть Куба, они отправили к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) одного человека с просьбой провести намаз в этой мечети. Когда же Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) пришел и провел в этой мечети намаз, то их братья из рода Ганм ибн Ауф стали завидовать им и сказали: «Мы тоже построим мечеть и пригласим Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) провести в ней намаз». Но главной их целью было начать действовать против Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), когда священник Абу Амир вернется из Шама. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) прибыл в Медину, этот человек спросил у него о сущности религии, которую он принес. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал, что принес религию Ибрахима (мир ему), Абу Амир заявил, что и он придерживается этой религии. Но, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Ты не следуешь религии Ибрахима», — Абу Амир ответил: «Я следую этой религии, а вот ты добавил к ней что-то другое!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Нет! Я принес ее в чистейшем виде!» Абу Амир сказал: «Того из нас, кто лжет, пусть Аллах лишит жизни в изгнании на чужбине!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Амин». Когда наступил день битвы при Ухуде, этот человек пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и сказал: «Я буду сражаться против тебя с любым народом, который будет воевать с тобой». Он продолжал воевать с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) вплоть до дня битвы при Хунейне. Когда мусульмане завоевали Мекку и победили в битве при Хунейне, Абу Амир потерял последнюю надежду и бежал в Шам, сказав лицемерам: «Собирайте силы и оружие и постройте мне мечеть! Я отправляюсь к королю Византии. Я вернусь с византийской армией и изгоню Мухаммада и его сподвижников из Медины». И лицемеры построили мечеть для этого человека, который воевал против Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в битве при Хандаке и в других сражениях. Затем они сказали Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): «Мы построили эту мечеть как убежище для больных и путников и хотим, чтобы вы совершили в ней намаз». Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “Я сейчас собираюсь в поход. Когда я вернусь из Табука, то совершу в вашей мечети намаз”. Возвращаясь из Табука, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) остановился переночевать недалеко от Медины, в местности Зийеван, и в это время лицемеры снова напомнили о своем предложении. И, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) попросил принести ему рубашку, были ниспосланы эти аяты. После этого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отправил Малика ибн Джухшума, Мана ибн Адийя и Вахши (да будет доволен ими Аллах) разрушить эту мечеть и сделать на ее месте мусорную свалку. Что же касается Абу Амира, то он умер в Шаме в полном одиночестве[5][6]
 
[1] “Джалялейн”.
 
[2] 11/25.
 
[3] 10/372.
 
[4] Куртуби, 10/375.
 
[5] Хазин, Насафи, Байдави, Алюси.
 
[6] “Куран-и-Меджид”.

107

لَا تَقُمْ فِيهِ أَبَدًا ۚ لَمَسْجِدٌ أُسِّسَ عَلَى التَّقْوَىٰ مِنْ أَوَّلِ يَوْمٍ أَحَقُّ أَنْ تَقُومَ فِيهِ ۚ فِيهِ رِجَالٌ يُحِبُّونَ أَنْ يَتَطَهَّرُوا ۚ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ

ПЕРЕВОД:

108. Никогда не совершай в ней намаз (Мухаммад). Мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня (и это мечеть Куба, как сказано у аль-Бухари), больше заслуживает того, чтобы ты совершал в ней намазы. В ней — мужчины (ансары), которые любят очищаться. Поистине, Аллах любит очищающихся.

ТАФСИР (Толкование):

“Никогда не совершай в ней намаз”: о Мухаммад, никогда не совершай в ней намаз, потому что она была создана как опора для лицемеров.
 
Имам аль-Куртуби говорит[1]:
 
«Всевышний Аллах хвалит в этом аяте тех, кто любит очищаться и предпочитает чистоту. И это человеческое достоинство и шариатская обязанность».
 
Ибн Хузейма в «Сахихе» передает от Увеймира ибн Саида:
 
«Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) пришел к ним в мечеть Куба и сказал: “Всевышний Аллах похвалил вас за очищение. Что это за очищение, как вы очищаетесь?” И они сказали: “О Посланник Аллаха, мы ничего не знаем об этом, кроме того, что у нас были соседи-иудеи, которые после справления нужды подмывались, и мы тоже начали так делать”». В хадисе, который передает аль-Баззар, говорится: «Мы используем (для очищения) воду и камни»[2].
 
[1] 10/381.
 
[2] «Джалялейн».

108

أَفَمَنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَىٰ تَقْوَىٰ مِنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٍ خَيْرٌ أَمْ مَنْ أَسَّسَ بُنْيَانَهُ عَلَىٰ شَفَا جُرُفٍ هَارٍ فَانْهَارَ بِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ ۗ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

ПЕРЕВОД:

109. Кто лучше — тот, кто заложил фундамент своего здания на страхе перед Аллахом и поиске Его довольства, или тот, кто заложил фундамент своего здания на краю пропасти, и оно готово рухнуть (с обрыва) вместе с ним (своим строителем) в огонь Ада? Поистине, Аллах не наставляет (на верный путь) несправедливых людей.

ТАФСИР (Толкование):

Мечеть Куба, которую построил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) вместе со своими сподвижниками на прочном фундаменте религии, богобоязненности и довольства, лучше, чем мечеть Дирар, построенная на лицемерии, стремлении к раздору и на плохом намерении.
 
Имам аль-Куртуби пишет[1]:
 
«Этот аят доказывает, что останется лишь то, что начинается с богобоязненным намерением и со стремления ко Всевышнему Аллаху, и будет счастлив тот, кто это делал».
 
[1] 10/387.

109

لَا يَزَالُ بُنْيَانُهُمُ الَّذِي بَنَوْا رِيبَةً فِي قُلُوبِهِمْ إِلَّا أَنْ تَقَطَّعَ قُلُوبُهُمْ ۗ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

ПЕРЕВОД:

110. Здание, которое они построили, всегда будет поддерживать сомнение в их сердцах (в сердцах этих лицемеров), пока их сердца не разорвутся (и они не умрут). Аллах — Знающий, Мудрый.

ТАФСИР (Толкование):

110

إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَىٰ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنْفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ ۚ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَيَقْتُلُونَ وَيُقْتَلُونَ ۖ وَعْدًا عَلَيْهِ حَقًّا فِي التَّوْرَاةِ وَالْإِنْجِيلِ وَالْقُرْآنِ ۚ وَمَنْ أَوْفَىٰ بِعَهْدِهِ مِنَ اللَّهِ ۚ فَاسْتَبْشِرُوا بِبَيْعِكُمُ الَّذِي بَايَعْتُمْ بِهِ ۚ وَذَٰلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

ПЕРЕВОД:

111. Поистине, Аллах купил у верующих их души и имущество за Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и умирая. Таково Его истинное обещание в Таурате, Инджиле и Коране. Разве кто-то более строго выполняет свои обещания, чем Аллах?! Радуйтесь же сделке, которую вы заключили! Она (эта сделка) — великий успех!

ТАФСИР (Толкование):

“Они сражаются на пути Аллаха”, — возвеличивая Его религию и Его слово.
 
“Таково Его истинное обещание в Таурате, Инджиле и Коране”
 
Имам аль-Куртуби говорит[1]:
 
«Всевышний Аллах сообщает, что это было в этих Книгах и что основа джихада и сражения с врагами есть уже в законе Мусы».
 
“Разве кто-то более строго выполняет свои обещания, чем Аллах?”
 
Аз-Замахшари говорит[2]:
 
«Нарушение обещания порочно, и так не может поступить благородный. А как же говорить тогда о Совершенном, Который чист от любых недостатков?! Разве не видишь, как прекрасен призыв к джихаду в такой форме?!»
 

И Всевышний Аллах сказал в другом аяте:

 

وَعْدَ اللَّـهِ حَقًّا ۚ وَمَنْ أَصْدَقُ مِنَ اللَّـهِ قِيلًا
 
«Обещание Аллаха (которое Он дал Своим рабам) — истина. Чьи же слова могут быть правдивее Его слов?»[3]
 
[1] 10/392.
 
[2] Аль-Кашшаф, 2/314.
 
[3] Коран, 4:122.

111

التَّائِبُونَ الْعَابِدُونَ الْحَامِدُونَ السَّائِحُونَ الرَّاكِعُونَ السَّاجِدُونَ الْآمِرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَالنَّاهُونَ عَنِ الْمُنْكَرِ وَالْحَافِظُونَ لِحُدُودِ اللَّهِ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

ПЕРЕВОД:

112. Обрадуй (Мухаммад, Раем) верующих — (и это те, которые) каются (избавляясь от неверия и лицемерия) и (искренне) поклоняются, восхваляют (Всевышнего Аллаха всегда) и путешествуют (на пути Аллаха), совершают поясной и земной поклоны (в намазе), призывают к хорошему, и предостерегают от запретного, и соблюдают ограничения Аллаха (подчиняясь Его повелениям и запретам).

ТАФСИР (Толкование):

“Путешествуют”, — для сражений и в поиске знаний, и они ходят по земле и видят во всем наставление и урок.
 
Имам Абу Дауд[1] передает от Абу Умамы, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
 
«Ходить по земле моей общины — это джихад на пути Аллаха».
 
Некоторые толкователи сказали, что тут имеется в виду пост, что отмечено в тафсире “Джалялейн”, и к этому мнению склоняется Ибн Касир[2].
 
“Призывают к хорошему и предостерегают от запретного”: призывают к религии Аллаха и предостерегают от греха и порока.
 
“Соблюдают ограничения Аллаха”
 
Имам ат-Табари говорит[3]:
 
«Выполняют то, что Аллах вменил в обязанность, и отстраняются от всего запретного».
 
[1] “Сунан” Абу Дауда (№2172).
 
[2] 4/355-356.
 
[3] 11/39.

112

مَا كَانَ لِلنَّبِيِّ وَالَّذِينَ آمَنُوا أَنْ يَسْتَغْفِرُوا لِلْمُشْرِكِينَ وَلَوْ كَانُوا أُولِي قُرْبَىٰ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمْ أَنَّهُمْ أَصْحَابُ الْجَحِيمِ

ПЕРЕВОД:

113. Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те — их родственники, после того как им (верующим) стало ясно, что те — обитатели Ада (потому что умерли в неверии).

ТАФСИР (Толкование):

“Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников”, — то есть не следует просить и просьба не будет исполнена.
 
Это было ниспослано, из-за того что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) просил прощения для своего дяди Абу Талиба, а некоторые верующие просили простить своих родителей-язычников[1].
 
Имам аль-Куртуби пишет[2]:
 
«Этот аят говорит о разрушении лояльности к неверным: живым и мертвым. И Всевышний Аллах не разрешает верующим делать дуа за язычников».
 
Но затем имам аль-Куртуби[3] отмечает, что если у верующего родители — немусульмане и они все еще живы, то за них можно делать дуа.
 
В соответствии с риваятом Мусайяба ибн Хазна (да будет доволен им Аллах), когда Абу Талиб находился при смерти, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал ему: «Произнеси слова шахады, чтобы я мог использовать их как доказательство перед Аллахом для твоего прощения!» Однако находившиеся там же Абу Джахль и Абдуллах ибн Абу Умайя сказали: «Неужели ты отрекаешься от религии Абдуль-мутталиба?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) снова предложил Абу Талибу произнести слова шахады, но каждый раз они повторяли свои слова. И в конце концов, сказав: «Я остаюсь сторонником религии Абдуль-мутталиба», — Абу Талиб умер. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Клянусь Аллахом, я буду просить для тебя прощения до тех пор, пока мне не будет это запрещено». Потом, после того как был ниспослан этот аят, где объясняется, что нельзя просить прощения для тех, кто умер идолопоклонником, даже если это очень близкий родственник, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) перестал просить прощения для Абу Талиба. 
 
[1] “Джалялейн”.
 
[2] 10/398.
 
[3] 10/400.

113

وَمَا كَانَ اسْتِغْفَارُ إِبْرَاهِيمَ لِأَبِيهِ إِلَّا عَنْ مَوْعِدَةٍ وَعَدَهَا إِيَّاهُ فَلَمَّا تَبَيَّنَ لَهُ أَنَّهُ عَدُوٌّ لِلَّهِ تَبَرَّأَ مِنْهُ ۚ إِنَّ إِبْرَاهِيمَ لَأَوَّاهٌ حَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

114. Мольба Ибрахима о прощении для его отца была только исполнением обещания, которое он ему дал (и он надеялся, что отец примет истинную веру). Когда же ему стало ясно, что его отец — враг Аллаха (когда тот умер в неверии), он отрекся от него (и прекратил просить прощения для него). Поистине, Ибрахим часто обращался к Аллаху с мольбами и был терпеливым.

ТАФСИР (Толкование):

“Мольба Ибрахима о прощении для его отца”: объясняется, почему Ибрахим (мир ему) делал дуа за своего отца.
 
“Когда же ему стало ясно”: когда Ибрахиму (мир ему) стало очевидно, что его отец упорствует в неверии и не отступит от своего заблуждения, то он отрекся от него, не говоря уже о молитве за него.
 
И затем Всевышний Аллах объяснил, почему Ибрахим (мир ему) проявлял терпение: “Поистине, Ибрахим часто обращался к Аллаху с мольбами и был терпеливым”.
 
И на это указывают слова Всевышнего Аллаха:
 
قَالَ أَرَاغِبٌ أَنتَ عَنْ آلِهَتِي يَا إِبْرَاهِيمُ ۖ لَئِن لَّمْ تَنتَهِ لَأَرْجُمَنَّكَ ۖ وَاهْجُرْنِي مَلِيًّا ﴿٤٦﴾ قَالَ سَلَامٌ عَلَيْكَ ۖ سَأَسْتَغْفِرُ لَكَ رَبِّي ۖ إِنَّهُ كَانَ بِي حَفِيًّا
 
“Он (отец Ибрахима) ответил: “Неужели ты отворачиваешься от моих богов (порицаешь их), Ибрахим? Если ты не прекратишь (порицать их), то я побью тебя (камнями). Оставь же меня надолго (в покое)!» Он (Ибрахим) сказал: «Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Поистине, Он снисходителен ко мне (принимает мои мольбы)[1].
 
Абу Хайян говорит[2]:
 
«Так как просьба Ибрахима (мир ему) о прощении — пример для подражания, Всевышний Аллах раскрыл причины его поступка: это было данное обещание, и он надеялся на то, что его отец уверует, но когда через Откровение ему стало ясно, что его отец — враг Аллаха и что он умрет в неверии, то его надежда исчезла и он отрекся от него и больше не просил прощения для него».
 
[1] Коран, 19:46-47.
 
[2] Аль-Бахр аль-мухит, 5/105.

114

وَمَا كَانَ اللَّهُ لِيُضِلَّ قَوْمًا بَعْدَ إِذْ هَدَاهُمْ حَتَّىٰ يُبَيِّنَ لَهُمْ مَا يَتَّقُونَ ۚ إِنَّ اللَّهَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

115. Аллах не сбивает людей (с истинного пути) после того, как наставил их (сделал верующими), пока не объяснит им, чего они должны опасаться (каких поступков, чтобы не заслужить наказание). Поистине, Аллах знает обо всем.

ТАФСИР (Толкование):

“Аллах не сбивает людей (с истинного пути) после того, как наставил их”: когда верующие испугались из-за того, что делали дуа за своих родственников-язычников, был ниспослан этот аят в качестве поддержки для них[1].
 
Имам аль-Куртуби пишет[2]:
 
«Этот аят доказывает, что когда грехи совершаются и с них сбрасывается покров, то это становится причиной заблуждения и отказа от следования истине. Пусть Аллах убережет нас от этого».
 
[1] Ат-Тасхиль, 2/82.
 
[2] 10/405.

115

إِنَّ اللَّهَ لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ يُحْيِي وَيُمِيتُ ۚ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ وَلِيٍّ وَلَا نَصِيرٍ

ПЕРЕВОД:

116. Поистине, Аллаху принадлежит власть над небесами и над землей. Он дает жизнь и умерщвляет. Нет у вас (люди), кроме Аллаха, ни покровителя (который бы оберегал вас от зла), ни помощника (который может избавить вас от Его наказания).

ТАФСИР (Толкование):

“Он дает жизнь и умерщвляет”: только Он может оживить и умертвить.
 
Автор “Рух аль-маани” пишет[1]:
 
«Когда Всевышний Аллах запретил им просить прощения за язычников, даже если те были родственниками, то это включало в себя и обязанность отречься от них. И Всевышний Аллах указал, что лишь Он Владыка каждой вещи и управляет всем и поэтому они смогут получить помощь и поддержку только от Него, так что им следует полностью обратиться к Нему, отрекаясь от всего, кроме Него, и стремясь лишь к Нему».
 
[1] 11/39.

116

لَقَدْ تَابَ اللَّهُ عَلَى النَّبِيِّ وَالْمُهَاجِرِينَ وَالْأَنْصَارِ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُ فِي سَاعَةِ الْعُسْرَةِ مِنْ بَعْدِ مَا كَادَ يَزِيغُ قُلُوبُ فَرِيقٍ مِنْهُمْ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ ۚ إِنَّهُ بِهِمْ رَءُوفٌ رَحِيمٌ

ПЕРЕВОД:

117. Аллах принял покаяние Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час (в сражении при Табуке, когда один финик делился на двоих, а десять человек по очереди ездили на одном верблюде и мусульман сильно мучила жара), после того как сердца некоторых из них едва не уклонились в сторону (они чуть не решили уйти с поля боя из-за трудностей, с которыми столкнулись). Он (Всевышний Аллах) принял их покаяние. Поистине, Он — Снисходительный (к ошибкам верующих), Милующий (их).

ТАФСИР (Толкование):

“Аллах принял покаяние Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час”: они каялись в том, что разрешили некоторым не участвовать в сражении, и Он простил мухаджиров и ансаров за некоторые действия во время сражения при Табук, когда некоторые замешкались и джихад стал в тягость для них. И Всевышний Аллах принял покаяние верующих, которые не участвовали в сражении и покаялись в этом искренне, — Всевышний, зная об их искренности, принял их покаяние.
 
И здесь говорится, что покаяние у Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и больших сподвижников было принято, чтобы поддержать их сердца и поощрить верующих за покаяние, потому что нет верующего, который не нуждался бы в постоянном покаянии.
 
“Он принял их покаяние”, — подарив им тауфик быть стойкими и сожалеть о содеянном.

117

وَعَلَى الثَّلَاثَةِ الَّذِينَ خُلِّفُوا حَتَّىٰ إِذَا ضَاقَتْ عَلَيْهِمُ الْأَرْضُ بِمَا رَحُبَتْ وَضَاقَتْ عَلَيْهِمْ أَنْفُسُهُمْ وَظَنُّوا أَنْ لَا مَلْجَأَ مِنَ اللَّهِ إِلَّا إِلَيْهِ ثُمَّ تَابَ عَلَيْهِمْ لِيَتُوبُوا ۚ إِنَّ اللَّهَ هُوَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

ПЕРЕВОД:

118. (Аллах простил) троих, оставшихся позади (в принятии их покаяния), так что земля показалась им тесной, несмотря на ее просторы (то есть они не могли найти себе места и обрести покой). Их души стали тесными (от их печали о том, что их покаяние не принимается, и они не могли найти радость ни в чем), и они поняли, что им негде укрыться от (гнева) Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться (дал им возможность покаяться). Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий (верующих).

ТАФСИР (Толкование):

“Их души стали тесными”, — потому что их все оставили, даже их собственные жены.
 
“Им негде укрыться от (гнева) Аллаха, кроме как у Него”: невозможно ничего скрыть от Аллаха, нужно обратиться к Нему с искренним покаянием.
 
Кааб ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
 
«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) вышел в поход на Табук, я все еще собирался к нему. Понадеявшись на силу своего верхового животного, я думал, что смогу нагнать их, если выйду позже на день или на два. Когда я выходил из дома и ходил среди людей после отъезда Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), то видел только тех, кого обвиняли в лицемерии, или тех, кому Аллах разрешил не участвовать в походе из-за их немощности или болезни. Это меня огорчало. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) вспомнил обо мне только тогда, когда доехал до Табука. Сидя вместе с людьми в Табуке, он однажды спросил: «А что случилось с Каабом ибн Маликом?» Один из рода бану Саляма ответил: «О Посланник Аллаха! Его удержала лишь любовь к хорошей жизни». Муаз ибн Джабаль ему возразил: «Ты дурно выразился! Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, мы, кроме хорошего, от него ничего не видели». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) промолчал. Когда я узнал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) возвращается из Табука, меня охватило отчаяние. Я стал придумывать себе оправдание, говоря: «Как же я оправдаюсь перед возмущением Пророка завтра?» Я стал советоваться насчет этого со всеми членами семьи. Когда мне сообщили, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) уже недалеко, все придуманные оправдания отпали, и я понял, что могу спастись от его гнева, только сказав правду. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) приехал в Медину утром. Обычно, вернувшись из поездки, он приходил в мечеть, совершал два ракаата молитвы, а потом садился в кругу людей. Когда он так сделал, к нему пришли люди, не участвовавшие в походе, и стали клясться и просить прощения. Их было более восьмидесяти человек.
 
Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) принимал их извинения и клятвы в верности и прощал их, вверяя их души Воле Всевышнего Аллаха. Я тоже пришел к нему и приветствовал его. Он улыбнулся, как улыбаются, когда сердятся, и потом сказал мне: «Иди сюда!» Я подошел и сел перед ним. Он меня спросил: «Почему ты отстал, разве ты не готовил своего верблюда?» Я ответил: «О Посланник Аллаха! Клянусь, если бы я сидел у кого-нибудь другого, а не у тебя, то я нашел бы оправдания, несмотря на его недовольство. У меня была бы возможность поспорить. Но я знаю, что если сейчас я расскажу что-нибудь ложное, то ты простишь меня, но Аллах скоро заставит тебя разгневаться на меня. А если я расскажу тебе правду, то ты на меня рассердишься, но я хочу, чтобы меня наказал Аллах. У меня не было никакой уважительной причины, когда я не поехал вместе с тобой, я был не сильнее и не слабее обычного». Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Вот тут ты сказал правду. Встань, и пусть вершит суд над тобой Аллах!» Я встал, вместе со мной поднялись люди из бану Саляма и пошли за мной. Они мне сказали: «Ей-богу, раньше мы за тобой не знали ни одного проступка. Ты что, не мог найти себе оправдания перед Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует), как оправдались перед ним люди, отказавшиеся от участия в походе? Тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) простил бы тебя и снял бы с тебя вину». Они так долго мне это втолковывали, что я даже хотел вернуться к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) и оболгать самого себя. Потом я их спросил: «А кто-нибудь еще есть, кроме меня, в таком же положении?» Ответили: «Да, двое. Они сказали то же самое, что и ты. Им было сказано то же самое, что и тебе». Я спросил: «А кто они?». Ответили: «Мурада ибн ар-Рабиа и Хиляль ибн Умайя». Они назвали мне двух благочестивых людей.
 
Я промолчал, когда они назвали мне их имена. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил с нами разговаривать — с нами троими среди тех, кто не участвовал в походе. Люди нас стали сторониться и бранить. Отныне земля стала тесной для меня. Так прошло пятьдесят ночей. И однажды, когда я сидел на крыше своего дома после утреннего намаза, раздался голос: «О Кааб! Для тебя радостное известие!» Услышав это, я тотчас совершил земной поклон. После утреннего намаза Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) объявил о ниспосланных ему аятах, в которых сообщалось, что наше покаяние было принято. Когда я вошел в мечеть, то увидел, что лицо Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сияет, как луна, от радости. Он сказал мне: «Возрадуйся же самому благому дню после того дня, когда твоя мать родила тебя». Аллах спас меня благодаря моей честности»[1]
 
[1] Бухари, Магази: 75, №4156, 4/1603; Муслим, Тауба: 9, №2769, 4/2120.

118

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ

ПЕРЕВОД:

119. О верующие! Бойтесь Аллаха (избегайте грехов) и будьте с правдивыми (в вере и выполняйте обещания).

ТАФСИР (Толкование):

Иными словами, помните об Аллахе во всех ваших действиях и словах и всегда будьте с праведниками.
 
Имам аль-Куртуби[1] указывает, что праведники — это те, чье внешнее совершенство соответствует внутреннему.
 
И поэтому суфии часто приводят этот аят в качестве доказательства того, что человек должен искать себе духовного наставника.
 
[1] 10/421.

119

مَا كَانَ لِأَهْلِ الْمَدِينَةِ وَمَنْ حَوْلَهُمْ مِنَ الْأَعْرَابِ أَنْ يَتَخَلَّفُوا عَنْ رَسُولِ اللَّهِ وَلَا يَرْغَبُوا بِأَنْفُسِهِمْ عَنْ نَفْسِهِ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ لَا يُصِيبُهُمْ ظَمَأٌ وَلَا نَصَبٌ وَلَا مَخْمَصَةٌ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا يَطَئُونَ مَوْطِئًا يَغِيظُ الْكُفَّارَ وَلَا يَنَالُونَ مِنْ عَدُوٍّ نَيْلًا إِلَّا كُتِبَ لَهُمْ بِهِ عَمَلٌ صَالِحٌ ۚ إِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ

ПЕРЕВОД:

120. Не нужно было (запрещено) жителям Медины и бедуинам из (ее) окрестностей оставлять Посланника Аллаха (в сражениях),  беспокоясь больше о себе, чем о нем.

Это
(запрет отказываться от сражения) вызвано тем, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, обязательно будут им записаны как добрые дела (за которые они получат награду). Поистине, Аллах не лишает награды людей добродетельных.

ТАФСИР (Толкование):

“Не нужно было жителям Медины”: это порицание тех, кто не участвовал в сражении при Табуке.
 
И это указывает на то, что наступательный джихад не обязателен (фард) для каждого, но это коллективная обязанность (фард кифая)[1].
 
Аз-Замахшари говорит[2]:
 
«Им велено находиться рядом с (Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует)) в трудностях и сложностях и чтобы они претерпевали те же трудности, которые он претерпевал, понимая, что это самая ценная и любимая душа для Аллаха».
 
“Обязательно будут им записаны как добрые дела”: любой вред, который они будут наносить врагам Аллаха: возьмут их в плен, ранят или убьют, — все это будет записываться как благие дела, приближающие ко Всевышнему Аллаху.
 
Имам аль-Куртуби пишет:
 
«Этот аят — основа обязанности получать знания»[3].
 
Дальше имам аль-Куртуби[4] указывает, что есть два вида знания: знание, которое обязательно для всех: основы вероубеждения, основное насчет очищения, намаза, поста, закята и хаджа, — и знание, получать которое — фард кифая, и это глубокое изучение всех шариатских наук, и это не обязательно для каждого.
 
О достоинстве знания написано много книг и сказано много слов, и, кто хочет получить полную картину, тому следует обратиться к разделу о знании из книги “Ихья” имама аль-Газали.
 
[1] Куртуби, 10/428.
 
[2] Аль-Кашшаф, 2/321.
 
[3] 10/417.
 
[4] 10/430-431.

120

212 732
12
20 сентября, 19
Поделиться сурой
Ат-Тауба:
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ

Комментарии: 12

Правила форума
Ильдар Ибрагимов
Ильдар Ибрагимов
0
Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракятух! Сура Тауба. аят 7 в тафсире написано "Имам ат-ТаРаби говорит", может быть имам ат-ТаБари? или там правильно?
6 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Уа алейкум ассалям. Вы правы, ошибку исправили.
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
20. Верующие, которое переселились (из Мекки в Медину) и проявляли усердие на пути Аллаха своим имуществом и (рискуя) жизнью — они выше (степенью) пред Аллахом (чем другие). Они обрели успех.

которЫЕ.
23 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
в переводе 67 аята: Они забыли Аллаха (отказавшись подчинения Ему), и Он забыл их (то есть лишил Своей милости).

отказавшись ОТ подчинения Ему.
23 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили
31 января, 20
Akbar Valiylin
Akbar Valiylin
0
106. Есть и те (среди не вышедших на джихад), кто выжидает приказа Аллаха (и поэтому откладывает покаяние).

(и поэтому откладывает покаяние) - нужно убрать жирное выделение.
23 января, 20
Администратор Azan ru
Администратор Azan ru
0
Исправили, да будет доволен вами Аллах!
31 января, 20
Ромазан Самодинов
Ромазан Самодинов
0
В переводе 16 аята во втором предложении нужно убрать вопросительный знак.
21 июня, 21
Администратор сайта
Администратор сайта
0
Исправлено. ДжазакаЛлаху хайран!
9 июля, 21
Muslim M
Muslim M
0
Ассаляму 'алейкум. Возможно маленькие опечатки и ошибки:

1. "Из-за того что все они много раз нарушали всякие договоренности" - запятая перед "что".

2. В тафсире 5-ого аята двойной пробел: "месяца, когда".

3. И в тафсире 8-ого аята: "Но, поскольку".

4. В тафсире 7-ого аята не хватает закрывающих кавычек (") после слов Ибн Исхака в словах Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах).

5. В тафсире 8-ого аята немного сложная для чтения конструкция: "Но,  поскольку неверие более мерзко и отвратительно, чем нечестие, то, что они порицаются за нечестие, говорит нам о следующем..." Как будто не хватает "то то, что они" или "то тот факт, что они".

Но могу ошибаться.
27 августа, 22
Администратор сайта
Администратор сайта
0
Ва ‘алейкум ас-Cалям ва рахматуЛлахи ва баракатух!

Рассмотрим и исправим, ин шаа Аллах
31 августа, 22
Ат-Тауба
НАД ТАФСИРОМ РАБОТАЛИ
Azan.ru
Команда:
Аzan.ru
Исламский информационно-образовательный портал
Если вы обнаружили ошибку, напишите нам
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Сура Ат-Тауба
  • Мединская сура
  • 129 аятов
  • 10, 11 джуз
  • в порядке ниспосылания - 113
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Одна из задач этой суры — установление окончательных шариатских решений насчет взаимоотношений между мусульманами и неверными из числа язычников и людей Писания.
 
И это раскрыло то, что было у людей в душе, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) позвал выйти на сражение против римлян.
 
Что касается язычников, то им был запрещен хадж в Мекку и любые союзы между ними и мусульманами были полностью расторгнуты. Что касается людей Писания, то для них была установлена джизья и отношения с ними были разрешены.
НАПИСАТЬ АДМИНИСТРАТОРУ
Казахстан
Кыргызстан
Татарстан
Алматы Астана Атырау Ақтау Ақтөбе Балқаш Екібастұз Жезқазған Көкшетау Орал Павлодар Петропавл Рудный Сарыағаш Семей Степногорск Сәтпаев Талдықорған Тараз Теміртау Түркістан Шымкент Қарағанды Қостанай Қызылорда Өскемен
Алматы Баткен Бишкек Жалал-Абад Кара-кол Нарын Ош Талас
Алматы Альметьевск Болгар Бугульма Елабуга Заинск Казань Лениногорск Набережные Челны Нижнекамск Чистополь
Алматы
Logo Logo active Azan.ru
05:54 Восход
РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД
Необходимо указать E-mail.
Необходимо указать пароль.
Необходимо указать имя.
Необходимо указать фамилию.
Необходимо указать пол.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
ЗАПРОС НА СБРОС ПАРОЛЯ
Необходимо указать E-mail.
ОТПРАВИТЬ
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по активации учетной записи.
Перейти к сайту
ЗАПРОС ОТПРАВЛЕН!
На Ваш почтовый ящик выслано письмо с инструкциями по восстановлению пароля.
Перейти к сайту
СБРОС ПАРОЛЯ