Сура «Ат-Тауба»
ПЕРЕВОД:
101. Среди бедуинов, которые живут вокруг вас (вокруг Медины) есть лицемеры. И среди жителей Медины есть упорствующие в лицемерии. Ты (Мухаммад) не знаешь их. А Мы знаем их. Мы накажем их дважды (в земной жизни, а после — в могиле). После (в вечности) они будут подвергнуты великому наказанию (в огне Ада).
ТАФСИР (Толкование):
«Речь идет об их качествах, но не имеется в виду, что он знает всех лицемеров поименно»[3].
«По другому мнению, первое наказание — это сообщение Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) о них, а второе — это могильные муки».
101
ПЕРЕВОД:
102. Есть и другие (люди), которые признались в своих грехах (в том, что не вышли на джихад). Они смешали добрые дела (либо джихад, либо признание своих грехов) со злыми (отказ от сражения). Может быть, Аллах примет их покаяние. Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий (верующих).
ТАФСИР (Толкование):
«Это мусульмане, которые не участвовали в сражении Табук не из-за лицемерия, но из-за лени, а потом пожалели о содеянном и покаялись».
102
ПЕРЕВОД:
103. Бери (Мухаммад) из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их (от грехов) и исправить. Молись за них! Ведь, поистине, твои мольбы — успокоение (милость) для них (либо покой как следствие принятого покаяния). И Аллах — Слышащий, Знающий.
ТАФСИР (Толкование):
«Что касается того, что это обращение только к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и что никто другой здесь не может подразумеваться, то это слова тех, кто ничего не знает о Коране и основах Шариата и издевается над основами религии»[1].
103
ПЕРЕВОД:
104. Разве они не знают, что Аллах принимает покаяние от Своих рабов и принимает пожертвования?! (Разве они не знают) что Аллах — Принимающий покаяния, Милующий (Своих рабов)?!
ТАФСИР (Толкование):
104
ПЕРЕВОД:
105. Скажи (им, Мухаммад): «Делайте (что считаете нужным), но Аллах (видит ваши поступки, а) Его Посланник и верующие увидят ваши дела. Вы (воскреснете и) будете возвращены к (Аллаху) Знающему тайное и явное, и Он расскажет вам обо всем, что вы делали (в земной жизни и воздаст вам за ваши поступки)».
ТАФСИР (Толкование):
105
ПЕРЕВОД:
106. Есть и те (среди не вышедших на джихад), кто выжидает приказа Аллаха (и поэтому откладывает покаяние). Он либо накажет их (умертвив без покаяния), либо примет их покаяние. Аллах — Знающий (все о Своих творениях), Мудрый (в Своих действиях в отношении них).
ТАФСИР (Толкование):
“Это Кааб ибн Малик, Мирара ибн ар-Раби и Хиляль ибн Умайя, которые не пошли сразу каяться, и они участвовали в битве при Бадре. И Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил здороваться с ними и разговаривать, и они стали ожидать решения Аллаха”[2].
106
ПЕРЕВОД:
107. Те (двенадцать лицемеров), которые построили мечеть, чтобы (этим) навредить (молящимся в мечети Куба), укрепить неверие, разделить мусульман (часть из них делала намаз в мечети Куба, а часть — в их мечети) и построить опорный пункт для тех, кто давно воюет против Аллаха и Его Посланника, — они обязательно станут клясться: «Мы хотели этим только добра» (тем, что построили эту мечеть, — помочь бедным, дать пристанище во время дождя и жары и сделать хорошее мусульманам)». Аллах свидетельствует, что они лгут.
ТАФСИР (Толкование):
«Некоторые лицемеры построили мечеть рядом с Куба, чтобы вредить мусульманам и Пророку Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), и они говорили: «Когда вернется Абу Амир, то будет читать намаз в ней и победит Мухаммада»».
107
ПЕРЕВОД:
108. Никогда не совершай в ней намаз (Мухаммад). Мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня (и это мечеть Куба, как сказано у аль-Бухари), больше заслуживает того, чтобы ты совершал в ней намазы. В ней — мужчины (ансары), которые любят очищаться. Поистине, Аллах любит очищающихся.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах хвалит в этом аяте тех, кто любит очищаться и предпочитает чистоту. И это человеческое достоинство и шариатская обязанность».
«Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) пришел к ним в мечеть Куба и сказал: “Всевышний Аллах похвалил вас за очищение. Что это за очищение, как вы очищаетесь?” И они сказали: “О Посланник Аллаха, мы ничего не знаем об этом, кроме того, что у нас были соседи-иудеи, которые после справления нужды подмывались, и мы тоже начали так делать”». В хадисе, который передает аль-Баззар, говорится: «Мы используем (для очищения) воду и камни»[2].
108
ПЕРЕВОД:
109. Кто лучше — тот, кто заложил фундамент своего здания на страхе перед Аллахом и поиске Его довольства, или тот, кто заложил фундамент своего здания на краю пропасти, и оно готово рухнуть (с обрыва) вместе с ним (своим строителем) в огонь Ада? Поистине, Аллах не наставляет (на верный путь) несправедливых людей.
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят доказывает, что останется лишь то, что начинается с богобоязненным намерением и со стремления ко Всевышнему Аллаху, и будет счастлив тот, кто это делал».
109
ПЕРЕВОД:
110. Здание, которое они построили, всегда будет поддерживать сомнение в их сердцах (в сердцах этих лицемеров), пока их сердца не разорвутся (и они не умрут). Аллах — Знающий, Мудрый.
ТАФСИР (Толкование):
110
ПЕРЕВОД:
111. Поистине, Аллах купил у верующих их души и имущество за Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и умирая. Таково Его истинное обещание в Таурате, Инджиле и Коране. Разве кто-то более строго выполняет свои обещания, чем Аллах?! Радуйтесь же сделке, которую вы заключили! Она (эта сделка) — великий успех!
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах сообщает, что это было в этих Книгах и что основа джихада и сражения с врагами есть уже в законе Мусы».
«Нарушение обещания порочно, и так не может поступить благородный. А как же говорить тогда о Совершенном, Который чист от любых недостатков?! Разве не видишь, как прекрасен призыв к джихаду в такой форме?!»
И Всевышний Аллах сказал в другом аяте:
111
ПЕРЕВОД:
112. Обрадуй (Мухаммад, Раем) верующих — (и это те, которые) каются (избавляясь от неверия и лицемерия) и (искренне) поклоняются, восхваляют (Всевышнего Аллаха всегда) и путешествуют (на пути Аллаха), совершают поясной и земной поклоны (в намазе), призывают к хорошему, и предостерегают от запретного, и соблюдают ограничения Аллаха (подчиняясь Его повелениям и запретам).
ТАФСИР (Толкование):
«Выполняют то, что Аллах вменил в обязанность, и отстраняются от всего запретного».
112
ПЕРЕВОД:
113. Пророку и верующим не следует просить (у Аллаха) о прощении для язычников, даже если те — их родственники, после того как им (верующим) стало ясно, что те — обитатели Ада (потому что умерли в неверии).
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят говорит о разрушении лояльности к неверным: живым и мертвым. И Всевышний Аллах не разрешает верующим делать дуа за язычников».
113
ПЕРЕВОД:
114. Мольба Ибрахима о прощении для его отца была только исполнением обещания, которое он ему дал (и он надеялся, что отец примет истинную веру). Когда же ему стало ясно, что его отец — враг Аллаха (когда тот умер в неверии), он отрекся от него (и прекратил просить прощения для него). Поистине, Ибрахим часто обращался к Аллаху с мольбами и был терпеливым.
ТАФСИР (Толкование):
«Так как просьба Ибрахима (мир ему) о прощении — пример для подражания, Всевышний Аллах раскрыл причины его поступка: это было данное обещание, и он надеялся на то, что его отец уверует, но когда через Откровение ему стало ясно, что его отец — враг Аллаха и что он умрет в неверии, то его надежда исчезла и он отрекся от него и больше не просил прощения для него».
114
ПЕРЕВОД:
115. Аллах не сбивает людей (с истинного пути) после того, как наставил их (сделал верующими), пока не объяснит им, чего они должны опасаться (каких поступков, чтобы не заслужить наказание). Поистине, Аллах знает обо всем.
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят доказывает, что когда грехи совершаются и с них сбрасывается покров, то это становится причиной заблуждения и отказа от следования истине. Пусть Аллах убережет нас от этого».
115
ПЕРЕВОД:
116. Поистине, Аллаху принадлежит власть над небесами и над землей. Он дает жизнь и умерщвляет. Нет у вас (люди), кроме Аллаха, ни покровителя (который бы оберегал вас от зла), ни помощника (который может избавить вас от Его наказания).
ТАФСИР (Толкование):
«Когда Всевышний Аллах запретил им просить прощения за язычников, даже если те были родственниками, то это включало в себя и обязанность отречься от них. И Всевышний Аллах указал, что лишь Он Владыка каждой вещи и управляет всем и поэтому они смогут получить помощь и поддержку только от Него, так что им следует полностью обратиться к Нему, отрекаясь от всего, кроме Него, и стремясь лишь к Нему».
116
ПЕРЕВОД:
117. Аллах принял покаяние Пророка, мухаджиров и ансаров, которые последовали за ним в трудный час (в сражении при Табуке, когда один финик делился на двоих, а десять человек по очереди ездили на одном верблюде и мусульман сильно мучила жара), после того как сердца некоторых из них едва не уклонились в сторону (они чуть не решили уйти с поля боя из-за трудностей, с которыми столкнулись). Он (Всевышний Аллах) принял их покаяние. Поистине, Он — Снисходительный (к ошибкам верующих), Милующий (их).
ТАФСИР (Толкование):
117
ПЕРЕВОД:
118. (Аллах простил) троих, оставшихся позади (в принятии их покаяния), так что земля показалась им тесной, несмотря на ее просторы (то есть они не могли найти себе места и обрести покой). Их души стали тесными (от их печали о том, что их покаяние не принимается, и они не могли найти радость ни в чем), и они поняли, что им негде укрыться от (гнева) Аллаха, кроме как у Него. Затем Он простил их, чтобы они могли раскаяться (дал им возможность покаяться). Поистине, Аллах — Принимающий покаяние, Милующий (верующих).
ТАФСИР (Толкование):
118
ПЕРЕВОД:
119. О верующие! Бойтесь Аллаха (избегайте грехов) и будьте с правдивыми (в вере и выполняйте обещания).
ТАФСИР (Толкование):
119
ПЕРЕВОД:
120. Не нужно было (запрещено) жителям Медины и бедуинам из (ее) окрестностей оставлять Посланника Аллаха (в сражениях), беспокоясь больше о себе, чем о нем.
Это (запрет отказываться от сражения) вызвано тем, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, обязательно будут им записаны как добрые дела (за которые они получат награду). Поистине, Аллах не лишает награды людей добродетельных.
ТАФСИР (Толкование):
«Им велено находиться рядом с (Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует)) в трудностях и сложностях и чтобы они претерпевали те же трудности, которые он претерпевал, понимая, что это самая ценная и любимая душа для Аллаха».
«Этот аят — основа обязанности получать знания»[3].
120
- Мединская сура
- 129 аятов
- 10, 11 джуз
- в порядке ниспосылания - 113
Комментарии: 12
Правила форума