Сура «Аль-Бакара»
ПЕРЕВОД:
185. Месяц Рамадан — (это месяц), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, доводы истинного пути и различение (между истиной и ложью). И кто из вас застанет этот месяц, пусть постится в нем! А кто болен или в пути, то пусть постится такое же количество дней (в другое время). Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей. (Аллах желает), чтобы вы постились все (положенные) дни, возвеличивали Аллаха за то, что Он повел вас истинным путем, и были благодарны (Аллаху за это).
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах выделил месяц Рамадан из ряда других месяцев и возвеличил его тем, что пожелал начать ниспослание Корана именно в этот месяц. Также в хадисе сказано, что другие Писания тоже были ниспосланы другим пророкам именно в этот месяц»[1].
«Таурат, Забур и Инджиль были ниспосланы соответствующим пророкам сразу, а Коран сначала был ниспослан на небеса в Лейлятуль-Кадр (ночь Величия или ночь Предопределения) в месяц Рамадан.Всевышний Аллах говорит:إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ«Мы, поистине, низвели его (Коран) в ночь Предопределения»[2].
Также Всевышний Аллах говорит:
А затем уже отдельные части Корана ниспосылались Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) по тому или иному поводу»[4].
«От Ибн Аббаса передается, что Коран был низведен в Рамадан на небеса и находился в Бейт аль-ʼИзза, а затем ниспосылался в течение двадцати лет Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в виде ответов на вопросы, которые ему задавали люди»[5].
Первый — это ясные и общедоступные доводы, которые может понять любой человек.Второй вид — это доводы и аяты, понятные только ученым, а также людям, которым Аллах раскрыл сердца и которые достигли определенных духовных степеней, став аулия — избранными рабами Аллаха. Большинство простых верующих, читая аят, могут даже не заподозрить в нем наличие какого-то особого смысла. Но вали Аллаха, читая этот же аят, может найти в нем более тонкий и глубокий смысл.
«Это повеление касается тех, кто увидел новую луну Рамадана. Если человек здоров и не является путником и он застал наступление Рамадана, то он обязан поститься. Этот аят отменяет разрешение не поститься из предыдущего аята, в котором сказано, что если человек здоров и не в пути, то у него есть выбор между постом и кормлением одного бедняка за каждый день поста»[6].
«И смысл этого аята: если человек болеет болезнью, при которой ему трудно поститься, либо это причиняет ему вред, либо он является путником, то ему разрешено не поститься. И если он не будет поститься, то он должен будет возместить эти дни»[7].
«Некоторые саляфы считали, что если человек застал Рамадан у себя дома, а затем вышел в путь, то у него нет права не поститься на основании слов Аллаха: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть постится в нем». Они понимали это так, что не поститься разрешается только тому, кто застал начало месяца в пути. Это очень странное мнение. Его передает Абу Мухаммад ибн Хазм в своей книге «Аль-Мухалля» от группы сподвижников и табиинов[10]. В достоверности этой передачи есть сомнение. И Аллах знает лучше. Установлено достоверной сунной, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) вышел в поход для завоевания Мекки в месяц Рамадан, держа пост. Дойдя до местности аль-Кадид, он перестал поститься и повелел остальным поступить так же. Это передается в двух «Сахихах».Второй вопрос. Группа сподвижников и табиинов считала, что во время путешествия запрещается поститься, согласно словам Аллаха: «…то пусть постится такое же количество дней (в другое время)».Правильным же является мнение большинства ученых: поститься или нет – остается на усмотрение самого человека. Ни в том, ни в другом нет обязательности. Сподвижники выходили в путь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) во время Рамадана, и некоторые из них постились, а некоторые – нет. Те, кто постился, не порицали тех, кто не постился, и наоборот. Если бы соблюдение поста было обязательным в пути, постящиеся бы обязательно порицали тех, кто не постился. Что касается Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то передается, что он постился в пути. В двух «Сахихах» содержится хадис от Абу Дарда, где сообщается: «Мы вышли в путь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в такую жару, что нам пришлось прикрывать головы руками. И никто среди нас не постился, кроме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и Абдуллаха ибн Раввахи»[11].
185
- Мединская сура
- 286 аятов
- 1, 2, 3 джуз
- в порядке ниспосылания - 87
В суре «Аль-Бакара» («Корова») – более подробно рассматриваются основы религии и исламской веры, которые упоминаются в прошлой суре.
Также здесь приводятся основные решения Шариата по таким вопросам как брак, развод, брачное приданое (махр), торговые сделки и иные правила.
Комментарии: 59
Правила форума