Сура «Аль-Бакара»
ПЕРЕВОД:
181. Если кто-то изменит (завещание) после того, как услышал его, то грех — лишь на тех, кто его изменил. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах знает, что было указано в завещании, а также знает, кто его исказил»[1].
181
ПЕРЕВОД:
182. Кто, опасаясь ошибки или греха (намеренного искажения завещания), примирит их (завещателя и наследника), то на нем не будет греха. Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий.
ТАФСИР (Толкование):
«Нет разногласий в том, что если в завещании будет указано то, что не дозволено по Шариату, то это можно изменить и нельзя это выполнять. Также нельзя завещать больше трети своего имущества»[1].
«Под решение этого аята попадают все виды ошибок, например: добавление в завещание наследника, требование продать определенную вещь по заниженной цене[2], составление завещания в пользу сына своей дочери[3] или подобные вещи. Ошибка могла вкрасться в завещание случайно либо преднамеренно, что будет грехом. И каждый из тех, кому поручено исполнение завещания, в этом случае может изменить его, согласно требованиям Шариата, отказавшись исполнять волю завещателя и предпочтя ей то распоряжение, которое соответствует требованиям Шариата. Это будет улучшением и примирением, а не изменением[4]»[5].
182
ПЕРЕВОД:
183. О верующие! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах, обращаясь в этом аяте к верующим, повелевает им поститься, ибо пост – это средство для очищения сердец и избавления от порицаемых и пагубных духовных качеств»[2].
183
ПЕРЕВОД:
184. (Пост — это) считанные дни. А кто из вас болен или в пути, тот пусть постится такое же количество дней (в другое время). А на тех, кто способен (поститься), — фидья (искупление, и это) накормить бедняка. А кто добровольно сделает (больше) добра, то это лучше для него. Однако поститься лучше для вас, если бы вы знали (это, вы бы непременно постились).
ТАФСИР (Толкование):
«Затем Всевышний Аллах сообщает, что обязанность держать пост не распространяется на все дни (года) – что было бы сложным для верующих и привело бы к слабости в поклонении – но поститься необходимо ограниченное количество дней. В самом начале Ислама верующие постились по три дня каждого месяца. Затем это было отменено повелением поститься в месяц Рамадан»[1].
«Больной и путник не постятся в период болезни и путешествия, потому что это тяжело для них. Они могут не поститься и возместить пост в другие дни»[2].
«У здорового же и не находящегося в пути мусульманина в начальный период Ислама был выбор между постом и возможностью накормить нуждающихся. Тот, кто хотел, мог поститься, а остальные должны были накормить одного бедняка за каждый день поста. Накормить больше, чем одного человека за один пропущенный день поста считалось добровольным (дополнительным) благим делом. Но даже в то время поститься было лучше. Это толкование передается от Ибн Масʼуда, Ибн Аббаса, Муджахида и других»[3].
184
ПЕРЕВОД:
185. Месяц Рамадан — (это месяц), в который был ниспослан Коран как руководство для людей, доводы истинного пути и различение (между истиной и ложью). И кто из вас застанет этот месяц, пусть постится в нем! А кто болен или в пути, то пусть постится такое же количество дней (в другое время). Аллах желает вам облегчения и не желает вам трудностей. (Аллах желает), чтобы вы постились все (положенные) дни, возвеличивали Аллаха за то, что Он повел вас истинным путем, и были благодарны (Аллаху за это).
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах выделил месяц Рамадан из ряда других месяцев и возвеличил его тем, что пожелал начать ниспослание Корана именно в этот месяц. Также в хадисе сказано, что другие Писания тоже были ниспосланы другим пророкам именно в этот месяц»[1].
«Таурат, Забур и Инджиль были ниспосланы соответствующим пророкам сразу, а Коран сначала был ниспослан на небеса в Лейлятуль-Кадр (ночь Величия или ночь Предопределения) в месяц Рамадан.Всевышний Аллах говорит:إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ«Мы, поистине, низвели его (Коран) в ночь Предопределения»[2].
Также Всевышний Аллах говорит:
А затем уже отдельные части Корана ниспосылались Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) по тому или иному поводу»[4].
«От Ибн Аббаса передается, что Коран был низведен в Рамадан на небеса и находился в Бейт аль-ʼИзза, а затем ниспосылался в течение двадцати лет Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в виде ответов на вопросы, которые ему задавали люди»[5].
Первый — это ясные и общедоступные доводы, которые может понять любой человек.Второй вид — это доводы и аяты, понятные только ученым, а также людям, которым Аллах раскрыл сердца и которые достигли определенных духовных степеней, став аулия — избранными рабами Аллаха. Большинство простых верующих, читая аят, могут даже не заподозрить в нем наличие какого-то особого смысла. Но вали Аллаха, читая этот же аят, может найти в нем более тонкий и глубокий смысл.
«Это повеление касается тех, кто увидел новую луну Рамадана. Если человек здоров и не является путником и он застал наступление Рамадана, то он обязан поститься. Этот аят отменяет разрешение не поститься из предыдущего аята, в котором сказано, что если человек здоров и не в пути, то у него есть выбор между постом и кормлением одного бедняка за каждый день поста»[6].
«И смысл этого аята: если человек болеет болезнью, при которой ему трудно поститься, либо это причиняет ему вред, либо он является путником, то ему разрешено не поститься. И если он не будет поститься, то он должен будет возместить эти дни»[7].
«Некоторые саляфы считали, что если человек застал Рамадан у себя дома, а затем вышел в путь, то у него нет права не поститься на основании слов Аллаха: «Кто из вас застанет этот месяц, пусть постится в нем». Они понимали это так, что не поститься разрешается только тому, кто застал начало месяца в пути. Это очень странное мнение. Его передает Абу Мухаммад ибн Хазм в своей книге «Аль-Мухалля» от группы сподвижников и табиинов[10]. В достоверности этой передачи есть сомнение. И Аллах знает лучше. Установлено достоверной сунной, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) вышел в поход для завоевания Мекки в месяц Рамадан, держа пост. Дойдя до местности аль-Кадид, он перестал поститься и повелел остальным поступить так же. Это передается в двух «Сахихах».Второй вопрос. Группа сподвижников и табиинов считала, что во время путешествия запрещается поститься, согласно словам Аллаха: «…то пусть постится такое же количество дней (в другое время)».Правильным же является мнение большинства ученых: поститься или нет – остается на усмотрение самого человека. Ни в том, ни в другом нет обязательности. Сподвижники выходили в путь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) во время Рамадана, и некоторые из них постились, а некоторые – нет. Те, кто постился, не порицали тех, кто не постился, и наоборот. Если бы соблюдение поста было обязательным в пути, постящиеся бы обязательно порицали тех, кто не постился. Что касается Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), то передается, что он постился в пути. В двух «Сахихах» содержится хадис от Абу Дарда, где сообщается: «Мы вышли в путь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) в такую жару, что нам пришлось прикрывать головы руками. И никто среди нас не постился, кроме Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и Абдуллаха ибн Раввахи»[11].
185
ПЕРЕВОД:
186. Если спросят Мои рабы тебя (Мухаммад) обо Мне, то (скажи), что Я, поистине, близок и отвечаю на мольбу взывающего, когда он обратится ко Мне. Пусть они отвечают Мне и верят в Меня — тогда они пойдут по верному пути.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах существовал, когда не было пространства, и сейчас (после сотворения мира) существует так, как существовал до этого»[1].
186
ПЕРЕВОД:
187. Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с женами. Ваши жены — одежда для вас, а вы — одежда для них. Аллах знает, что вы предаете себя, и Он принял ваше покаяние и простил вас. Теперь вступайте в близость с ними (женами) и стремитесь к тому, что Аллах вам предписал. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить от черной на рассвете, а затем продолжайте поститься до ночи. Не вступайте с ними (женами) в близость, когда вы находитесь в мечетях в состоянии итикафа. Таковы границы, (установленные) Аллахом. Не приближайтесь же к ним! Так Аллах раскрывает Свои знамения людям, чтобы они были богобоязненными.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах даровал облегчение верующим. В начале Ислама после разговения (ифтара) разрешалось есть, пить и вступать в половую близость только до совершения ночного намаза (иша) или до сна. И после совершения ночного намаза или сна до следующей ночи человеку запрещалось есть, пить и совокупляться. Соблюдать этот закон людям было очень сложно»[1].
«Суть (этого толкования) в том, что муж и жена находятся рядом друг с другом, касаются друг друга и ложатся вместе. По этой причине им нужно было облегчение в виде возможности вступать в близость ночами в Рамадан»[3].
«В разрешении Всевышним Аллахом есть и пить до рассвета есть указание на желательность совершения сухура, потому что в нем также – облегчение от Всевышнего Аллаха, которое желательно соблюдать»[7].
«Из того, что Всевышний Аллах дозволил есть, пить и совершать половой акт до начала утреннего намаза, следует, что если человек проснулся утром в состоянии большого ритуального осквернения, то он должен совершить полное омовение (гусль) и продолжать держать пост. И это мнение четырех имамов»[9].
«Эти слова значат: все, что Мы разъяснили и к чему обязали в вопросах поста, и то, что Мы дозволили для вас, и то, что Мы запретили, – все это и есть границы, установленные Аллахом. Всевышний Аллах Сам установил для вас закон и объяснил вам его, так что «не приближайтесь же к ним (этим границам)», то есть не переходите их и не нарушайте запреты»[11].
187
ПЕРЕВОД:
188. Не поедайте (не присваивайте) имущество друг друга незаконно и не подкупайте судей, чтобы забрать часть имущества людей без права, зная (что совершаете этим грех).
ТАФСИР (Толкование):
«В этом аяте говорится о человеке, который должен вернуть другому имущество, но у другого нет доказательств (что имущество – его). И первый обращается к судье, чтобы отменить этот долг, зная при этом, что он должен другому»[1].
«Судья обязан выносить решение согласно тому, что он сочтет правдой. Если решение при этом будет соответствовать действительности, то хорошо, а если нет, то судья получит награду, а грех ляжет на тех, кто исказил дело»[3].
«Знай же, человек, что судья не может разрешить запретное или запретить дозволенное, а также не может превратить ложь в истину. Судья выносит решение на основе того, что ему кажется верным и на основе показаний свидетелей. Судья – просто человек, он может быть прав или ошибиться. Знайте также, что если кому-то присудят что-то, на что он не имеет права (по Шариату), то суд на этом не закончится до Судного дня: когда Всевышний Аллах соберет нас всех (в день Суда), обидчик ответит перед тем, кому он причинил ущерб, и дадут обиженному лучшее, чем то, что полагалось ему по праву при жизни»[4].
188
ПЕРЕВОД:
189. Тебя спрашивают о новолуниях. Ответь (им): «Они (определяют) время для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с задней стороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех (и счастье)!
ТАФСИР (Толкование):
«Группа людей пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и спросила его, для чего созданы фазы Луны, и в ответ был ниспослан аят: «Они спрашивают тебя о новолуниях…».[1]
«Во времена джахилии люди, вступая в ихрам, имели обычай заходить в дома с задней стороны (и не заходили через двери). И был ниспослан аят: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с задней стороны»[3].
«Когда люди возвращались из путешествия, то они заходили домой не через переднюю дверь, а с черного хода»[4].
189
ПЕРЕВОД:
190. Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас. Но не переходите границ (дозволенного). Поистине, Аллах не любит преступающих границы (установленные Им).
ТАФСИР (Толкование):
«Это первый аят о сражении, который был ниспослан в Медине. После него Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) начал воевать с теми, кто выступал с оружием против мусульман. Когда враги останавливались, то и он останавливался»[1].
«То есть сражайтесь на пути Аллаха, но не переходите границ – не совершайте при этом запретного, например: не издевайтесь над людьми и не пытайте (пленных), не будьте слишком жестокими, не убивайте женщин, детей и стариков – тех, кто не может сражаться, а также монахов и обитателей монастырей, не сжигайте деревья, не уничтожайте животных без нужды»[2].
190
ПЕРЕВОД:
191. Убивайте их (многобожников) там, где вы их обнаружите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас. Смута (язычество) хуже убийства. Но не сражайтесь с ними у мечети аль-Харам, пока они не начнут сражаться с вами в ней. А если они начнут сражаться с вами, то убейте их. Таково воздаяние неверующим!
ТАФСИР (Толкование):
«Язычество (ширк) хуже убийства»[3].
«Не следует вступать в сражение и вести боевые действия рядом с мечетью аль-Харам, за исключением случаев, когда язычники начнут первыми. Если же они начнут первыми, то можно сражаться с ними и убивать их»[6].
191
ПЕРЕВОД:
192. Но если они прекратят (покаются и уверуют), то Аллах — Прощающий, Милующий.
ТАФСИР (Толкование):
192
ПЕРЕВОД:
193. Сражайтесь с ними, пока не кончится смута и пока религия не будет принадлежать Аллаху. Но если они прекратят (сражаться), то враждовать следует лишь с несправедливыми.
ТАФСИР (Толкование):
«Передается в двух «Сахихах» от Абу Мусы аль-Ашʼари (да будет доволен им Аллах):«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) спросили о том, будет ли человек воином на пути Аллаха, если сражается из храбрости, или ради трофеев, или напоказ. И Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Лишь тот, кто сражается для возвышения слова Аллаха, – на пути Аллаха»[1].
193
ПЕРЕВОД:
194. Заповедный месяц — за заповедный месяц. За посягательство на святое — возмездие. Если кто нападет на вас, то и вы нападите на него так же, как он напал на вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах — с богобоязненными.
ТАФСИР (Толкование):
«В шестом году по хиджре Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) отправился в Мекку для совершения умры, но язычники преградили дорогу ему и его сподвижникам. И это было в Зуль-каʼда – один из заповедных месяцев. Они смогли войти в Мекку только в следующем году. Об этом был ниспослан аят: «Заповедный месяц — за заповедный месяц. За посягательство на святое — возмездие». Имам Ахмад передает от Джабира ибн Абдуллаха:
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не сражался в заповедные месяцы, кроме случаев, когда войну начинали его враги, тогда и он сражался в ответ, а когда они уходили, то и он переставал (воевать)»[1].
194
ПЕРЕВОД:
195. Расходуйте (ваше имущество) на пути Аллаха и не обрекайте сами себя на погибель. Совершайте добрые дела, ведь Аллах любит делающих добро.
ТАФСИР (Толкование):
«Не отказывайтесь сражаться на пути Аллаха ради земных удовольствий».
«Мы лучше всех знаем смысл этого аята, потому что он был ниспослан о нас. Мы были сподвижниками Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и сражались вместе с ним во многих войнах, помогая ему. А когда Ислам окреп и распространился, то мы, группа ансаров, собрались и сказали друг другу: «Всевышний Аллах оказал нам почет, сделав нас сподвижниками Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Мы помогли ему, в итоге Ислам окреп и распространился. Мы предпочли помочь ему в ущерб нашим семьям, имуществу и детям. И теперь настало время вернуться к ним (к мирной жизни). И тогда был ниспослан аят: «Расходуйте (ваше имущество) на пути Аллаха и не обрекайте сами себя на погибель». Мы погибли бы, если бы отказались от джихада ради семьи и сохранения имущества».[1]
«Общий смысл этого аята – повеление тратить средства на пути Аллаха: на джихад и другие богоугодные дела. И если мусульмане не будут расходовать имущество для усиления и распространения Ислама и борьбы против его врагов, это станет причиной их гибели»[2].
195
ПЕРЕВОД:
196. Полноценно совершайте хадж и умру ради Аллаха. Если же вас остановят (и помешают совершить хадж или умру), то принесите такую жертву, какую сможете. И не брейте голову, пока не достигнет жертва места своего (заклания).
А если кто-то из вас болен или страдает (от недуга) на своей голове, то он (может побрить голову), и его фидья (искупление) — либо пост, либо милостыня, либо жертвоприношение.
Если же вы в безопасности, то каждый, кто воспользовался возможностью совершить умру вместе с хаджем (хадж-таматтуʼ), пусть принесет такую жертву, какую сможет. А если не сможет, то пусть постится три дня во время хаджа и семь по возвращении (из хаджа) — всего десять дней. Это для тех, чья семья не находится у мечети аль-Харам. Бойтесь же Аллаха и знайте, что Аллах наказывает сурово!
ТАФСИР (Толкование):
«После того как Всевышний Аллах объяснил решения (хукмы) поста и джихада, Он приступает к изложению положений хаджа и велит доводить хадж и умру до конца. Внешний смысл аята – это повеление доводить эти обряды до конца тому, кто их начал. Это подтверждается дальнейшими словами Всевышнего Аллаха: «Если же вас остановят (и помешают совершить хадж или умру)…» — то есть если вам преградят путь к Каабе и не дадут совершить хадж или умру до конца. И все ученые единогласны, что вступление в хадж и умру обязывает совершить все обряды хаджа или умры до конца. При этом не имеет значения, придерживаетесь ли вы (ваш мазхаб фикха) мнения, что умра желательна, либо мнения, что она обязательна»[1].
Первый вариант – совмещение намерения на хадж и умру. Такой способ совершения хаджа называется «кыран». После намерения на «кыран» паломник вступает одновременно в хадж и умру. Войдя в Мекку и закончив обряды умры, он будет продолжать оставаться состоянии ихрам до начала дней хаджа.Второй – это намерение только на умру. Затем паломник отправляется в Мекку и совершает там обряды умры, после чего выходит из состояния ихрам и ждет начала хаджа. Перед днем Арафа (9-е число месяца Зуль-хиджжа) он из самой Мекки вступает в ихрам, делая намерение совершить хадж. Такой способ называется «таматтуʼ». За совершение хаджа способами «таматтуʼ» и «кыран» требуется принести в жертву животное в благодарность Всевышнему за предоставленную возможность выполнить хадж и умру вместе.И третий вид намерения – намерение только на хадж. Такой способ носит название «ифрад».Также правило гласит, что человек, который не является жителем территории Харама, не должен пересекать его границы без вступления в состояние ихрам (для хаджа или умры)[2].
Согласно мнению имама Абу Ханифы (да будет Аллах им доволен), выражение «место заклания» означает, что жертвенное животное должно быть доставлено в пределы территории Харама и заколото там. Тот, кто не может сам сделать это, должен кому-либо поручить выполнить жертвоприношение за него[6].
«Мнение четырех имамов заключается в том, что человек имеет право выбора в этом вопросе. Если хочет, может поститься, или раздать милостыню, или принести в жертву животное»[7].
«Наименьшая допустимая жертва – один баран. Также можно принести в жертву корову. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) принес в жертву корову за своих жен»[8].
196
ПЕРЕВОД:
197. Хадж (совершается) в известные месяцы. Кто вознамерился в них совершить хадж, тот не должен вступать в половую близость, грешить и спорить во время хаджа. Все добро, что вы сделаете, известно Аллаху. Берите с собой все необходимое (для путешествия), но лучшее, чем можно запастись, — это богобоязненность. Бойтесь же Меня, обладающие разумом!
ТАФСИР (Толкование):
- Ибн Касир приводит толкование имама:
«Курайшиты собирались в Муздалифе, а другие арабы — на Арафате. И каждая группа заявляла, что именно она поступает правильно»[1].
Иными словами, одни утверждали, что их хадж более полноценный, чем хадж другой группы. Они вели споры о времени хаджа, способе его совершения, чей хадж принят, а чей – нет и т. д.
Речь в аяте идет о запрете споров и ссор в самом широком смысле, даже если тема их не касается хаджа[2].
«От Ибн Аббаса передается, что некая группа людей выходила в хадж совсем без провизии, говоря: «Мы совершаем хадж ради Аллаха. Разве Он не обеспечит нас?!» Аллах ответил на это: «Берите с собой все необходимое (для путешествия)», — чтобы вам не пришлось просить что-то у людей»[3].
«Признак разумного человека – богобоязненность и страх перед наказанием Аллаха. Всевышний призвал людей к богобоязненности, а затем приказал им бояться только Его и никого, кроме Него. И это показатель истинного разума, очищенного от примесей страстей, поэтому Всевышний Аллах обращается именно к обладателям разума»[4].
197
ПЕРЕВОД:
198. На вас нет греха, если вы стремитесь к благам вашего Господа. И, покидая Арафат, поминайте Аллаха в Заповедном месте (в Муздалифе). Поминайте Его, ибо Он наставил вас на истинный путь, тогда как прежде вы были в заблуждении.
ТАФСИР (Толкование):
198
ПЕРЕВОД:
199. Затем возвращайтесь оттуда, откуда возвращаются (остальные) люди, и просите у Аллаха прощения. Поистине, Аллах — Прощающий, Милующий.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах повелевает тем, кто стоял на Арафате, идти в Муздалифу для поминания Аллаха. Также Он повелевает им стоять на Арафате вместе со всеми людьми. Все люди (все арабы, совершавшие хадж) так и поступали, за исключением курайшитов, которые стояли на границе Харама, говоря: «Мы люди Аллаха, поэтому должны находиться в Его местности (в Хараме)»»[1].
«Всевышний Аллах в Коране часто повелевает просить прощения за грехи (истигфар) по окончании выполнения того или иного вида поклонения. И в «Сахихе» Муслима передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) после окончания намаза трижды произносил истигфар»[4].
199
ПЕРЕВОД:
200. Завершив обряды, поминайте Аллаха так же, как поминаете своих предков, и даже больше. Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни!» Им нет доли в вечной жизни.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах повелевает увеличивать поминание Аллаха после окончания хаджа» [2],
«После того как Всевышний Аллах повелел часто поминать Его и обращаться к нему с мольбами, Он порицает тех, кто просит у Него только земных благ: «Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни!» Им нет доли в вечной жизни», — то есть им не полагается ни награды, ни доли из благ Рая. Порицание таких людей означает, что от подобных им нужно держаться подальше»[3].
«Среди арабов были такие люди, которые в день Арафата просили хороший урожай, дождь и подобные вещи, затем Всевышний ниспослал: «Среди людей есть те, кто говорит: «Господь наш! Дай нам (блага) этой жизни!» Им нет доли в вечной жизни»»[4].
200
- Мединская сура
- 286 аятов
- 1, 2, 3 джуз
- в порядке ниспосылания - 87
В суре «Аль-Бакара» («Корова») – более подробно рассматриваются основы религии и исламской веры, которые упоминаются в прошлой суре.
Также здесь приводятся основные решения Шариата по таким вопросам как брак, развод, брачное приданое (махр), торговые сделки и иные правила.
Комментарии: 59
Правила форума