أُحِلَّ لَكُمْ لَيْلَةَ الصِّيَامِ الرَّفَثُ إِلَىٰ نِسَائِكُمْ ۚ هُنَّ لِبَاسٌ لَكُمْ وَأَنْتُمْ لِبَاسٌ لَهُنَّ ۗ عَلِمَ اللَّهُ أَنَّكُمْ كُنْتُمْ تَخْتَانُونَ أَنْفُسَكُمْ فَتَابَ عَلَيْكُمْ وَعَفَا عَنْكُمْ ۖ فَالْآنَ بَاشِرُوهُنَّ وَابْتَغُوا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَكُمْ ۚ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّىٰ يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ ۖ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ ۚ وَلَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ ۗ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلَا تَقْرَبُوهَا ۗ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ
«Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с женами»: ночами (от заката до рассвета) в течение месяца Рамадана половая близость с супругами разрешена.
Ибн Касир пишет:
«Всевышний Аллах даровал облегчение верующим. В начале Ислама после разговения
(ифтара) разрешалось есть, пить и вступать в половую близость только до совершения ночного намаза
(иша) или до сна. И после совершения ночного намаза или сна до следующей ночи человеку запрещалось есть, пить и совокупляться. Соблюдать этот закон людям было очень сложно»
[1].
«Ваши жены — одежда для вас, а вы — одежда для них»: Ибн Аббас, Муджахид, Саʼид ибн Джубайр, аль-Хасан, Катада, ас-Судди и Мукатиль ибн Хайян толковали слово «
لِبَاسٌ» («одежда») как «
سَكَن» (обитель, убежище, умиротворение). А ар-Рабиʼ ибн Анас – как «покрывало»
[2].
Ибн Касир поясняет:
«Суть (этого толкования) в том, что муж и жена находятся рядом друг с другом, касаются друг друга и ложатся вместе. По этой причине им нужно было облегчение в виде возможности вступать в близость ночами в Рамадан»
[3].
Ибн Касир передает сообщение от аль-Бара ибн Азиба, что среди сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) был человек по имени Кайс ибн Сырма, который работал у себя на земле, а когда пришло время для разговения, он пришел к жене и спросил, нет ли у нее еды. Еды дома не оказалось, и она пошла попросить у кого-нибудь еду для него, а когда вернулась, увидела, что муж уже спит. В середине же следующего дня он потерял сознание (от голода). Эту историю передали Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует), а затем был ниспослан аят:
«Разрешено вам в ночь поста вступать в близость с женами…»[4]
«Аллах знает, что вы предаете себя, и Он принял ваше покаяние и простил вас»: Всевышний знает, что вы нарушаете Его запрет, а потом каетесь. Ибн Касир пишет, что некоторые сподвижники вопреки запрету ели или совершали половой акт в Рамадан и после сна или ночного намаза. Они жаловались Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) на сложность соблюдения этого запрета, тогда были ниспосланы эти слова:
«Аллах знает, что вы предаете себя, и Он принял ваше покаяние и простил вас»[5].
«Теперь вступайте в близость с ними (женами) и стремитесь к тому, что Аллах вам предписал»: вступайте с женами в половую близость, стремясь к продолжению рода, а не только к удовлетворению страсти и физиологических потребностей.
Закон, таким образом, был изменен, и с тех пор все особые запреты, касающиеся постящегося днем в Рамадан, снимались ночью.
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить от черной на рассвете, а затем продолжайте поститься до ночи»: ешьте и пейте до наступления рассвета, а затем воздерживайтесь от еды, питья и половой близости до захода солнца.
Имам Ибн Джузай пишет, что «
нити» в аяте – это метафора. «
Белая нить» – это белая полоса рассвета на фоне темного ночного неба. А слова «
на рассвете» были ниспосланы позже, потому что некоторые сподвижники поняли слова про
«нити» буквально, и, ложась спать, клали под подушку две нити – черную и белую – и глядя на них, ели и пили до тех пор, пока не начинали различать их по цвету
[6].
Имам Ибн Касир пишет:
«В разрешении Всевышним Аллахом есть и пить до рассвета есть указание на желательность совершения
сухура, потому что в нем также – облегчение от Всевышнего Аллаха, которое желательно соблюдать»
[7].
Также на желательность сухура указывают хадисы.
От Анаса передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил:
تسحروا فإن في السحور بركة
«Соблюдайте сухур. Поистине, в сухуре — благодать»[8].
Имам Ибн Касир также пишет:
«Из того, что Всевышний Аллах дозволил есть, пить и совершать половой акт до начала утреннего намаза, следует, что если человек проснулся утром в состоянии большого ритуального осквернения, то он должен совершить полное омовение
(гусль) и продолжать держать пост. И это мнение четырех имамов»
[9].
«Не вступайте с ними (женами) в близость, когда вы находитесь в мечетях в состоянии итикафа»: если вы совершаете итикаф, то не совершайте половой акт ни днем, ни ночью.
Ибн Касир приводит слова Ибн Аббаса, что этот запрет относится к любому, кто совершает
итикаф, как в Рамадане, так и в другие месяцы года, как днем, так и ночью
[10].
«Таковы границы, (установленные) Аллахом. Не приближайтесь же к ним!»
Ибн Касир пишет:
«Эти слова значат: все, что Мы разъяснили и к чему обязали в вопросах поста, и то, что Мы дозволили для вас, и то, что Мы запретили, – все это и есть границы, установленные Аллахом. Всевышний Аллах Сам установил для вас закон и объяснил вам его, так что
«не приближайтесь же к ним (этим границам)
», то есть не переходите их и не нарушайте запреты»
[11].
Слова Аллаха «
не приближайтесь же к ним» можно понимать и буквально: не подходите близко к запретному, к тому, что может нарушить ваше поклонение. По этой причине постящемуся, например, нежелательно слишком активно полоскать рот во время омовения, чтобы не допустить проглатывания воды и – как следствие – нарушения поста
[12].
«Так Аллах раскрывает Свои знамения людям, чтобы они были богобоязненными»
Всевышний Аллах раскрывает нам смысл повелений и запретов как в том, что касается поста, так и в том, что касается прочих положений Шариата
[13].
[1] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/67.
[2] Ибн Касир (Тайба), 1/510.
[7] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/71.
[9] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/74.
[10] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/77.
[11] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/79.
[12] Маʼариф аль-Куран, 1/469.
Комментарии: 59
Правила форума