وَأَتِمُّوا الْحَجَّ وَالْعُمْرَةَ لِلَّهِ ۚ فَإِنْ أُحْصِرْتُمْ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ۖ وَلَا تَحْلِقُوا رُءُوسَكُمْ حَتَّىٰ يَبْلُغَ الْهَدْيُ مَحِلَّهُ ۚ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ بِهِ أَذًى مِنْ رَأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِنْ صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ ۚ فَإِذَا أَمِنْتُمْ فَمَنْ تَمَتَّعَ بِالْعُمْرَةِ إِلَى الْحَجِّ فَمَا اسْتَيْسَرَ مِنَ الْهَدْيِ ۚ فَمَنْ لَمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ فِي الْحَجِّ وَسَبْعَةٍ إِذَا رَجَعْتُمْ ۗ تِلْكَ عَشَرَةٌ كَامِلَةٌ ۗ ذَٰلِكَ لِمَنْ لَمْ يَكُنْ أَهْلُهُ حَاضِرِي الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ
«Полноценно совершайте хадж и умру ради Аллаха»: совершайте хадж и умру, выполняя полностью все их условия и обязательные действия (фарды и ваджибы).
Имам Ибн Касир пишет:
«После того как Всевышний Аллах объяснил решения
(хукмы) поста и
джихада, Он приступает к изложению положений хаджа и велит доводить хадж и умру до конца. Внешний смысл аята – это повеление доводить эти обряды до конца тому, кто их начал. Это подтверждается дальнейшими словами Всевышнего Аллаха:
«Если же вас остановят (и помешают совершить хадж или умру)
…» — то есть если вам преградят путь к Каабе и не дадут совершить хадж или умру до конца. И все ученые единогласны, что вступление в хадж и умру обязывает совершить все обряды хаджа или умры до конца. При этом не имеет значения, придерживаетесь ли вы (ваш мазхаб фикха) мнения, что умра желательна, либо мнения, что она обязательна»
[1].
Мы сочли уместным изложить здесь кратко суть обрядов хаджа и умры, чтобы читателю стали понятны эти аяты и комментарии к ним. Подробнее о хадже и умре читайте в книгах по фикху.
Человек, который собирается совершить хадж или умру, должен вступить с состояние ихрам до прохождения миката. Микаты – это определенные места, которые Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) установил для вхождения паломников в состояние ихрам. С какой стороны вы бы ни направлялись в Мекку, на вашем пути обязательно будет микат.
Существует несколько вариантов намерения для хаджа.
Первый вариант – совмещение намерения на хадж и умру. Такой способ совершения хаджа называется «кыран». После намерения на «кыран» паломник вступает одновременно в хадж и умру. Войдя в Мекку и закончив обряды умры, он будет продолжать оставаться состоянии ихрам до начала дней хаджа.
Второй – это намерение только на умру. Затем паломник отправляется в Мекку и совершает там обряды умры, после чего выходит из состояния ихрам и ждет начала хаджа. Перед днем Арафа (9-е число месяца Зуль-хиджжа) он из самой Мекки вступает в ихрам, делая намерение совершить хадж. Такой способ называется «таматтуʼ». За совершение хаджа способами «таматтуʼ» и «кыран» требуется принести в жертву животное в благодарность Всевышнему за предоставленную возможность выполнить хадж и умру вместе.
И третий вид намерения – намерение только на хадж. Такой способ носит название «ифрад».
Также правило гласит, что человек, который не является жителем территории Харама, не должен пересекать его границы без вступления в состояние
ихрам (для хаджа или умры)
[2].
После вступления в состояние
ихрам для паломника становятся запретными ряд вещей: половая близость, ношение сшитой одежды (для мужчин), головной убор (для мужчин). Также нельзя стричь волосы и ногти, использовать благовония и охотиться
[3].
Сам хадж начинается 8-го числа месяца Зуль-хиджжа. В этот день паломники направляются в долину Мина, чтобы переночевать там. На следующее утро (на 9-й день Зуль-хиджжа) они направляются в местность Арафа, обряд пребывания в которой начинается после полудня. Нахождение на Арафа – это основной элемент хаджа, и хадж того, кто пропустит его, будет недействительным.
После захода солнца в этот же день паломники направляются в местность Муздалифа, где остаются до восхода следующего дня, то есть 10-го числа Зуль-хиджжа, и это день праздника Ид аль-Адха (Курбан Байрам).
После ухода из Муздалифы паломник должен совершить следующие обряды: бросание камней в джамарат, затем закалывание жертвенного животного, затем бритье или стрижка волос на голове. С этого момента с него спадают все запреты состояния ихрам, кроме запрета на половую близость.
После этого нужно совершить обязательный обход вокруг Каабы
(таваф аз-зияра) – либо в этот день, либо в следующий, либо на третий день
[4]. Также тот, кто не совершил по приходе в Мекку обряд прохождения между холмами Сафа и Марва
(саʼю), должен выполнить его после
тавафа аз-зияра.
Затем паломник возвращается из Мекки обратно в Мина, где проводит следующие два или три дня, в каждый из которых следует бросать камни в три
джамарата. Если человек вернется в Мекку 12-го числа, то бросать камни на следующий день ему уже не нужно
[5].
Это было краткое изложение обрядов хаджа. Умра же состоит из вхождения в ихрам (намерения на умру), тавафа вокруг Каабы, саʼю и бритья (либо стрижки) волос на голове после него. Умру можно совершать неоднократно – хоть несколько в один день, однако находящемуся в Мекке для вхождения в состояние ихрам необходимо покинуть границы Харама (например, выехать в мечеть Аиши (да будет Аллах ею доволен) в местности Танʼим).
«Если же вас остановят (и помешают совершить хадж или умру), то принесите такую жертву, какую сможете»: если же какое-то обстоятельство помешает вам завершить хадж или умру, то принесите в жертву верблюда, корову или барана.
«И не брейте голову, пока не достигнет жертва места своего (заклания)»: не брейте и не подстригайте волосы на голове для выхода из ихрама, пока жертвенное животное не доберется до места заклания.
Согласно мнению имама Абу Ханифы (да будет Аллах им доволен), выражение «
место заклания» означает, что жертвенное животное должно быть доставлено в пределы территории Харама и заколото там. Тот, кто не может сам сделать это, должен кому-либо поручить выполнить жертвоприношение за него
[6].
Согласно мнению других ученых, животное следует принести в жертву на том месте, где форс-мажорные обстоятельства остановили паломника.
«А если кто-то из вас болен или страдает (от недуга) на своей голове, то он (может побрить голову), и его фидья (искупление) — либо пост, либо милостыня, либо жертвоприношение».
Если паломник испытывает физические трудности из-за запрета стричь волосы в ихраме либо испытывает боль (из-за вшей или других проблем), то он может постричь волосы, однако ему необходимо совершить искупление по своему выбору: либо поститься три дня, либо раздать три саʼ еды (примерно 9,5 кг пшеницы, муки или ее стоимость) шести беднякам, либо заколоть жертвенное животное.
Ибн Касир отмечает:
«Мнение четырех имамов заключается в том, что человек имеет право выбора в этом вопросе. Если хочет, может поститься, или раздать милостыню, или принести в жертву животное»
[7].
«Если же вы в безопасности», то есть если после прерывания хаджа или умры помеха устранилась и паломник может и хочет продолжить паломничество, «то каждый, кто воспользовался возможностью совершить умру вместе с хаджем (хадж-таматтуʼ), пусть принесет такую жертву, какую сможет», то есть тот, кто совершил умру в месяцы хаджа и затем вышел из состояния ихрама до начала хаджа, должен принести в жертву животное, воздавая этим благодарность Всевышнему Аллаху.
Имам Ибн Касир пишет:
«Наименьшая допустимая жертва – один баран. Также можно принести в жертву корову. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) принес в жертву корову за своих жен»
[8].
«А если не сможет, то пусть постится три дня во время хаджа и семь по возвращении (из хаджа) — всего десять дней»: если у паломника нет ни жертвенного животного, ни денег на его покупку, он должен поститься десять дней: три дня до праздничного дня (Ид аль-Адха) и семь дней после завершения обрядов хаджа – будь то в Мекке или у себя дома.
«Это для тех, чья семья не находится у мечети аль-Харам»: обязанность совершить жертвоприношение в этом случае распространяется только на тех, кто не живет в Мекке.
«Бойтесь же Аллаха», соблюдая его повеления и запреты, «и знайте, что Аллах наказывает сурово» тех, кто ослушается Его.
[1] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/90.
[6] «Маʼариф аль-Куран», 1/493.
[7] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/98.
[8] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/98
Комментарии: 59
Правила форума