Сура «Аль-Бакара»
ПЕРЕВОД:
201. Но среди них есть те, кто говорит: «Господь наш! Даруй нам благо в земной жизни и благо в вечной жизни и защити нас от адского наказания».
ТАФСИР (Толкование):
«Это дуа вбирает в себя просьбу обо всех благах этого мира и о защите от всего дурного. Земные блага – это все то, к чему люди стремятся при жизни: здоровье, счастье, хорошая семья, обилие имущества, полезные знания, праведные поступки, хороший транспорт и другие вещи, которые перечисляют толкователи Корана. Между этими (частными) толкованиями нет противоречия, потому что все эти вещи подпадают под общее понятие благ этой жизни.Среди благ следующей жизни наивысшим является допуск в Рай и все, что с этим связано: безопасность в День воскрешения, быстрое прохождение отчета и т. п.А просьба о спасении от Ада включает в себя и облегчение причин для этого в земной жизни: облегчение отказа от запретного, от грехов и оставления сомнительного»[1].
«Какое дуа Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) совершал чаще всего?»Анас ответил: «Господь наш! Даруй нам благо в земной жизни и благо в вечной жизни и защити нас от адского наказания»[3].
201
ПЕРЕВОД:
202. Им — доля (награды) за то, что они приобрели (совершали). Аллах скор в расчете.
ТАФСИР (Толкование):
202
ПЕРЕВОД:
203. Поминайте Аллаха в считанные дни (в дни ташрика). Кто спешит (завершить обряд) за два дня, на том нет греха. И на том, кто задержится, нет греха. Это — тем, кто боится (Аллаха). Бойтесь же Аллаха и знайте, что вы (все) соберетесь у Него.
ТАФСИР (Толкование):
«Под «считанными днями» подразумеваются дни ташрика…»[1]
««Поминайте Аллаха в считанные дни», — то есть произносите «такбиры ташрика» после обязательных намазов»[2].
203
ПЕРЕВОД:
204. Среди людей есть тот, чьи слова восхищают тебя в земной жизни. Он призывает Аллаха в свидетели, что у него в душе (искренняя вера), при том, что (на самом деле) он — непримиримый (враг и) спорщик.
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят был ниспослан о человеке по имени аль-Ахнас ибн Шарик ас-Сакафи, который однажды пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), назвав себя мусульманином, однако в душе будучи неверующим»[1].
204
ПЕРЕВОД:
205. А когда уходит, то начинает бродить по земле, вредя, уничтожая посевы и потомство (людей и животных). Но Аллах не любит, когда вредят.
ТАФСИР (Толкование):
«Его слова лживы, убеждения ложны, поступки безобразны»[1].
205
ПЕРЕВОД:
206. Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!» — гордыня толкает его к (еще большему) греху. Достаточно ему будет Ада! Поистине, это плохое место!
ТАФСИР (Толкование):
206
ПЕРЕВОД:
207. Среди людей есть также те, кто продает свою душу (жертвует собой), стремясь к довольству Аллаха. Аллах снисходителен к (Своим) рабам.
ТАФСИР (Толкование):
207
ПЕРЕВОД:
208. О верующие! Принимайте Ислам полностью и не идите по стопам шайтана. Поистине, он для вас — явный враг.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах повелевает верующим, принявшим Его Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует), уверовать в исламский Шариат целиком и полностью со всеми его нормами, практиковать все, что необходимо, и отказываться от запретного насколько возможно»[1].
«Не идите по стопам шайтана»: «Совершайте благие дела и отказывайтесь от того, к чему призывает вас шайтан»[2].
208
ПЕРЕВОД:
209. А если вы оступитесь после того, как к вам пришли доводы, то знайте, что Аллах — Могущественный, Мудрый.
ТАФСИР (Толкование):
209
ПЕРЕВОД:
210. Неужели они ждут чего-то другого, кроме прихода (суда или наказания) Аллаха в тени облаков вместе с ангелами и решения их участи?! Все возвращается к Аллаху.
ТАФСИР (Толкование):
Отрицая буквальный смысл («приход Аллаха», то есть Его перемещение в пространстве), верить в истинность того, что сказал Господь и воздерживаться от толкования этих слов. Это метод тафвида.Имам Багави пишет, что мусульманин «должен верить в их смысл, но знание о нем оставлять Аллаху, будучи при этом убежденным, что Всевышний не описывается качествами созданного»[3].
Подобрать соответствующее принципам нашей акыды и правилам арабского словоупотребления толкование. Это метод носит название «таъвиль».Имам аль-Куртуби пишет, что слова эти могут быть поняты как «приход наказания Аллаха», что соответствует смыслу других аятов Корана, как например:فَأَتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ حَيْثُ لَمْ يَحْتَسِبُوا«Но Аллах обрушил на них кару, откуда они не ждали»[4].
«Нельзя понимать эти слова и подобные им выражения из Корана в значении перемещения, движения, ухода, ибо все это — характеристики физических тел. Всевышний Аллах предельно далек и пречист от сходства с телами (творениями)!»[5].
«Мы можем сказать: «Ко мне пришло счастье», — или: «Пришла истина и исчезла ложь», — но мы же не понимаем эти выражения буквально в том значении, в каком мы приписываем приход и перемещение физическим объектам. Мы видим, что правители Земли относят к себе те дела, которые совершаются по их приказу. Так же точно Всевышний Аллах отнес к себе исполнение суда в День воскрешения»[6].
210
ПЕРЕВОД:
211. Спроси потомков Исраиля, сколько Мы дали им ясных знамений. Кто променяет милость Аллаха после того, как она была дана ему (на неверие, тот пусть знает), что Аллах суров в наказании.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах говорит здесь об иудеях: сколько они видели чудес во времена Мусы, однозначно доказывающих правдивость того, с чем он пришел: белое сияние его руки, посох (превращение его в змею), проход сквозь море, тень облаков над ними в сильную жару, ниспослание манны с небес и другие чудеса, которые указывали на существование Творца. Но, несмотря на все это, они проявили неблагодарность и неверие, променяв иман на куфр»[2].
211
ПЕРЕВОД:
212. Земная жизнь украшена для неверующих. Они насмехаются над верующими. Но в День воскрешения богобоязненные окажутся выше них. Аллах наделяет (благами), кого пожелает, без счета.
ТАФСИР (Толкование):
212
ПЕРЕВОД:
213. Люди были одной общиной. И Аллах отправил пророков, которые сообщали благие вести (верующим) и предостерегали (грешников и неверующих). Он ниспослал вместе с каждым из них Книгу с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях. Но разошлись во мнениях об этом (о вере) лишь те, кому была дана она (Книга), после того как к ним пришли доводы, по причине несправедливого отношения друг к другу. Аллах по Своей воле направил верующих к истине, относительно которой они разошлись во мнениях. Аллах наставляет на истинный путь, кого пожелает.
ТАФСИР (Толкование):
«Первое толкование от Ибн Аббаса более достоверно, потому что люди первоначально были одним народом – потомками Адама (мир ему) – а потом начали поклоняться идолам. Тогда Всевышний Аллах отправил к ним Нуха (мир ему). И он был первым посланником, отправленным к людям»[2].
«Верующие поклоняются одному лишь Всевышнему Аллаху, полноценно совершают намаз, выплачивают закят. Они следуют той изначальной религии, которая была до ее искажения, избегая разногласий. Они будут в Судный день свидетельствовать против неверующих представителей общин пророков Нуха, Худа, Салиха, Шуайба, а также свиты Фараона, подтверждая, что посланники довели до этих людей истину, но они ее отвергли»[3].
اللهم أرنا الحق حقا وارزقنا اتباعه وأرنا الباطل باطلا وارزقنا اجتنابه ولا تجعله ملتبسا علينا فنضل واجعلنا للمتقين إماما«О Аллах покажи нам истину истиной и даруй нам следование за ней. И покажи нам ложь ложью и даруй нам отказ от нее. И не делай ее неясной для нас, чтобы мы сбились (с истинного пути). И сделай нас имамами для богобоязненных»[4].
213
ПЕРЕВОД:
214. Неужели вы думали, что войдете в Рай без того, чтобы вас постигло то, что постигло ваших предшественников? На них обрушивались нищета и болезни. Их сотрясало так, что посланник и верующие восклицали вместе: «Когда же придет помощь Аллаха?» Поистине, помощь Аллаха близка.
ТАФСИР (Толкование):
Также Всевышний Аллах сказал:
«Это означает, что таков привычный порядок вещей еще с древности, установленный (Аллахом) во всех общинах и народах. И не следует рассчитывать, что когда-либо будет иначе»[2].
«Всевышний Аллах сообщил им, что верующие непременно должны пройти через трудности и испытания. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также говорил:حُفَّتِ الْجَنَّةُ بِالْمَكَارِهِ، وَحُفَّتِ النَّارُ بِالشَّهَوَاتِ«Рай окружен трудностями, а Ад окружен удовольствиями»[3].
В самом имане никакой трудности нет: иман – это знание истины и принятие ее. Однако проявление имана требует противостояния страстям и своей природе. В этом и заключается испытание»[4].
«Пророки порой восклицали вместе с верующими: «Когда же придет помощь Аллаха?» — но это не означает, что их убежденность колебали сомнения – нет, такое не подобает положению пророков. На самом деле, это восклицание было реакцией на то, что Всевышний Аллах обещал этим пророкам Свою помощь, но не уточнил, когда именно эта помощь придет. Такие вопросы в моменты трудностей – это просто выражение желания, чтобы помощь пришла как можно скорее. Просить Аллаха таким образом не противоречит упованию на Него (таваккуль). Наоборот, Господь любит, когда верующие в моменты отчаянья обращаются к Нему со страстными мольбами. Кто, если не пророки и благочестивые верующие, знает, что именно нравится Всевышнему?!»[5]
214
ПЕРЕВОД:
215. Тебя (Мухаммад) спрашивают, что расходовать. Ответь: «Все хорошее, что вы отдаете, — родителям, родственникам, сиротам, бедным и путникам. Что бы хорошее вы ни сделали, Аллах знает об этом».
ТАФСИР (Толкование):
«О Посланник Аллаха, у меня очень много разного имущества. Что из него я могу пожертвовать? И кому можно дать милостыню?» В ответ ему был ниспослан этот аят[1].
215
ПЕРЕВОД:
216. Предписано вам сражаться, хоть это вам и неприятно. Быть может, вам неприятно что-то, а это — благо для вас. И вы можете любить что-то, а оно — зло для вас. Аллах знает (в чем для вас благо, а в чем — зло), а вы не знаете.
ТАФСИР (Толкование):
«Это «неприятно» человеку по его природе, а не потому, что он сознательно отказывается. Ведь религиозные обязательства (таклиф) не распространяются на природу человека, а природа его такова, что ему неприятно сражаться с врагами, но это не значит, что он сознательно отказывается от этого. Мы не считаем, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), которым было приказано сражаться с врагами, сознательно не желали выполнять это повеление. Это черта обитателей Ада. Поэтому очевидно, что упомянутое нежелание – это всего лишь естественное нежелание человеческой души переносить тяготы и лишения»[1].
«Всевышний Аллах установил джихад для защиты Ислама»[2].
«Ученые разошлись во мнениях по поводу того, кому адресован этот аят. Некоторые считали, что он относится исключительно к сподвижникам Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), для которых сражение против неверующих было индивидуальной обязанностью (фард ʼайн). А когда Ислам укрепился, джихад стал коллективной обязанностью (фард кифая). И это мнение ʼАта и аль-Авзаʼи. Ибн Джурейдж передает, что он спросил у ʼАта: «Установлена ли в этом аяте обязанность сражаться?» Он ответил: «Нет, это относилось к тем людям (сподвижникам)».Большинство же ученых считали, что обязанность ведения войны изначально была коллективной, и когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) призывал к сражению, то отвечать его призыву было обязательным»[3].
«Это относится ко всему: человек может любить что-то, но в этом нет блага для него и пользы. Эти слова также распространяются и на сражения: сражаться тяжело, но бывает необходимо, иначе враг все захватит»[4].
«Это – истина, в которой нет и тени сомнения. Мы видим, что произошло в Андалусии. Люди из трусости прекратили воевать, и враг захватил эту землю. И какие земли! Враги пленили, убили и поработили многих. Аллаху мы принадлежим, и к Нему мы возвращаемся! Мы сами, своими руками добились этого!»[5]
«Лишь Аллах знает об итоге ваших дел и сообщает вам о том, в чем есть для вас польза в этой жизни и жизни вечной. Послушайтесь Его и подчинитесь Его повелениям»[6].
216
ПЕРЕВОД:
217. У тебя (Мухаммад) спрашивают о сражении в заповедный месяц. Ответь: «Сражаться в этот месяц — большой грех. Но сбивать (людей) с пути Аллаха, не верить в Него, (не пускать) в мечеть аль-Харам и изгонять оттуда (местных) жителей — еще больший грех перед Аллахом. Смута хуже убийства. Они не прекратят сражаться с вами, пока не оттолкнут вас от вашей религии, если смогут. Если кто-то из вас отречется от своей религии и умрет неверующим, то его дела окажутся тщетными как в этой, так и в вечной жизни. Они — обитатели Ада и пребудут там вечно».
ТАФСИР (Толкование):
«Язычники преградили дорогу Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), не пустив его в мечеть аль-Харам. Это было в заповедный месяц. Аллах открыл ее для Своего Пророка в следующем году[1]. И язычники ругали Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) за то, что он поднял оружие в заповедный месяц»[2].
««Если смогут», но они не смогут отвратить вас от вашей религии. И это плохие новости для неверующих, желающих обратить мусульман в свою веру. Также есть мнение, что «если» здесь означает «если бы», то есть: если бы они могли отвратить вас от вашей религии и обратить в свою, они бы сделали это. Всевышний Аллах сообщил, что неверующие хотели бы этого, однако Господь оказал верующим милость и обрадовал их тем, что неверующие не смогут этого сделать. Он также говорит:الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِن دِينِكُمْ«Сегодня неверующие потеряли надежду (отклонить вас от) вашей религии»»[4].
«Согласно мнению имама аш-Шафии, если человек совершит вероотступничество, а затем вернется в Ислам, то его благие дела не аннулируются, и его хадж, который он совершил до вероотступничества, будет действителен. Но если он умрет в неверии, тогда его дела будут аннулированы. Согласно же мнению имама Малика, вероотступничество аннулирует все благие дела. На практике разногласие между имамами проявляется в вопросе о человеке, который совершил хадж, затем отрекся от веры, после чего вновь принял Ислам. Имам Малик считал, что такой человек должен совершить хадж заново, потому что тот, что он совершил, больше не действителен. Имам Шафии же считал, что переделывать хадж не нужно, потому что первый остался действительным»[5].
217
ПЕРЕВОД:
218. Поистине, верующие, покинувшие (свои дома) и сражавшиеся на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. И Аллах — Прощающий, Милующий.
ТАФСИР (Толкование):
218
ПЕРЕВОД:
219. У тебя (Мухаммад) спрашивают о вине и азартных играх. Ответь: «В них большой грех, но и польза для людей, впрочем, греха в них больше, чем пользы». Тебя спрашивают, что расходовать. Ответь: «Излишек». Таким образом Аллах объясняет вам знамения, чтобы вы размышляли…
ТАФСИР (Толкование):
««В них большой грех», то есть в питье спиртного и участии в азартных играх есть вред: это приводит к оставлению намаза, забвению Аллаха и совершению различных грехов и мерзостей. А «польза» в них – это доход от этих занятий, удовольствие и выигрыш».
«Милостью Всевышнего Аллаха для этой общины стало то, что Господь не установил все повеления разом, но ниспосылал их постепенно. Это же касается и запрета вина»[4].
«Большинство мусульманских ученых считает, что если вещество опьяняет в большом количестве, то его малое количество также будет запретным и полагается наказание за его распитие»[5].
219
ПЕРЕВОД:
220. (…Чтобы вы размышляли) над этим миром и миром вечным. Тебя (Мухаммад) спрашивают о сиротах. Ответь: «Помогать им — хорошо. Если вы объедините (их средства со своими), то они же — ваши братья (а братьям следует жить вместе и вести хозяйство сообща). Аллах знает, кто вредит, а кто приносит пользу. Если бы Аллах пожелал, то поставил бы вас в более трудное положение. Поистине, Аллах — Могущественный, Мудрый»».
ТАФСИР (Толкование):
«Чтобы вы размышляли над земным и вечным, выбирая самое полезное для обоих миров и отстраняясь от бесполезного, а также всего того, в чем вреда больше, чем пользы»[1].
«Если бы Аллах захотел, установил бы для вас трудные законы, но Аллах облегчил вам жизнь, разрешив объединять ваше имущество с имуществом сирот»[4].
220
- Мединская сура
- 286 аятов
- 1, 2, 3 джуз
- в порядке ниспосылания - 87
В суре «Аль-Бакара» («Корова») – более подробно рассматриваются основы религии и исламской веры, которые упоминаются в прошлой суре.
Также здесь приводятся основные решения Шариата по таким вопросам как брак, развод, брачное приданое (махр), торговые сделки и иные правила.
Комментарии: 59
Правила форума