كَانَ النَّاسُ أُمَّةً وَاحِدَةً فَبَعَثَ اللَّهُ النَّبِيِّينَ مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ وَأَنْزَلَ مَعَهُمُ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِيَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ فِيمَا اخْتَلَفُوا فِيهِ ۚ وَمَا اخْتَلَفَ فِيهِ إِلَّا الَّذِينَ أُوتُوهُ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَتْهُمُ الْبَيِّنَاتُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ ۖ فَهَدَى اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا لِمَا اخْتَلَفُوا فِيهِ مِنَ الْحَقِّ بِإِذْنِهِ ۗ وَاللَّهُ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ إِلَىٰ صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
«Люди были одной общиной»: изначально все люди были истинно верующими, но затем разделились и начали вести споры друг с другом.
Существует два толкования того, что такое «одна община». Оба переданы от Ибн Аббаса (да будет Аллах доволен им и его отцом). Согласно первому, люди были одним народом, а потом разделились на разные народы, и Всевышний Аллах к каждому из них отправлял пророков и посланников.
Согласно второму толкованию, все люди были едины в неверии, а затем Всевышний отправил к ним посланников, в итоге люди разделились на верующих и неверующих.
Имам Ибн Касир отмечает, что первое толкование передается от Ибн Аббаса более достоверным путем, чем второе
[1].
Имам пишет:
«Первое толкование от Ибн Аббаса более достоверно, потому что люди первоначально были одним народом – потомками Адама (мир ему) – а потом начали поклоняться идолам. Тогда Всевышний Аллах отправил к ним Нуха (мир ему). И он был первым посланником, отправленным к людям»
[2].
«И Аллах отправил пророков, которые сообщали благие вести и предостерегали»: Всевышний Аллах направил к людям пророков, которые объясняли им основы правильной веры и Единобожия (таухида), сообщая о Рае для верующих и предостерегая от Ада для неверующих.
«Он ниспослал вместе с каждым из них Книгу с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях»: также посланникам были дарованы небесные Писания, такие как Таурат или Инджиль, содержавшие в себе руководство по достижению счастья в вечной жизни и дававшие правильные ответы на религиозные вопросы, относительно которых люди расходились во мнениях.
«Но разошлись во мнениях об этом (о вере) лишь те, кому была дана она (Книга), после того как к ним пришли ясные доводы…»: те, кому Всевышний Аллах даровал Писание как наставление на истинный путь и средство для устранения разногласий, вместо получения пользы от него исказили его и сделали причиной для заблуждения и разногласий.
«…по причине несправедливого отношения друг к другу», — то есть неверующие ненавидели верующих и завидовали им.
Злоба и ненависть неверующих бывает настолько сильной и ослепляющей, что они готовы обречь самих себя на вечную погибель, лишь бы не признавать правоту Ислама и мусульман.
«Аллах по Своей воле направил верующих к истине, относительно которой они разошлись во мнениях»: если неверующие сомневались и не могли прийти к единому мнению по поводу того, в чем заключается истина, то верующие приняли ее и последовали за ней.
Имам Ибн Касир пишет:
«Верующие поклоняются одному лишь Всевышнему Аллаху, полноценно совершают намаз, выплачивают закят. Они следуют той изначальной религии, которая была до ее искажения, избегая разногласий. Они будут в Судный день свидетельствовать против неверующих представителей общин пророков Нуха, Худа, Салиха, Шуайба, а также свиты Фараона, подтверждая, что посланники довели до этих людей истину, но они ее отвергли»
[3].
«Аллах наставляет на истинный путь, кого пожелает»
Имам Ибн Касир приводит дуа, которое следует читать для того, чтобы всегда оставаться на истинном пути:
اللهم أرنا الحق حقا وارزقنا اتباعه وأرنا الباطل باطلا وارزقنا اجتنابه ولا تجعله ملتبسا علينا فنضل واجعلنا للمتقين إماما
«О Аллах покажи нам истину истиной и даруй нам следование за ней. И покажи нам ложь ложью и даруй нам отказ от нее. И не делай ее неясной для нас, чтобы мы сбились (с истинного пути). И сделай нас имамами для богобоязненных»[4].
В этом дуа содержится важное указание на то, что осознание истины или заблуждения автоматически не означает следование истине и отказ от заблуждения. Человек может понимать, что Ислам – это истина, но из упрямства, духовного безразличия, национализма и тому подобных духовных пороков не желает эту истину принять.
Пусть Аллах укрепит нас в Исламе и поможет нам всегда соблюдать его!
[1] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/134-135.
[2] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/135.
[3] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/136. См. также комментарии к 2:143.
[4] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/136.
Комментарии: 59
Правила форума