الطَّلَاقُ مَرَّتَانِ ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَانٍ ۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَنْ تَأْخُذُوا مِمَّا آتَيْتُمُوهُنَّ شَيْئًا إِلَّا أَنْ يَخَافَا أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ ۖ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ اللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا افْتَدَتْ بِهِ ۗ تِلْكَ حُدُودُ اللَّهِ فَلَا تَعْتَدُوهَا ۚ وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُولَٰئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ
«Развод — дважды. Затем (можно) либо удержать жену, согласно установленному (проявляя хорошее отношение к ней), либо отпустить ее по-хорошему»
Муж имеет право дать своей жене два развода. После этого он должен решить: либо вернуть жену, чтобы жить с ней в мире и покое, относясь к ней хорошо, соблюдая все, что необходимо соблюдать, согласно Шариату и принятым обычаям, либо отпустить ее, не говоря о ней плохо и не пороча ее честь среди людей.
Имам Ибн Касир пишет:
«Этот аят отменяет закон, который действовал в начале Ислама, согласно которому муж имел право вернуть жену в течение ее
идды даже после ста разводов. Этот закон представлял трудность для женщин, поэтому Всевышний Аллах сократил предельное количество разводов до трех, разрешив возвращать жену после первого и второго разводов. После третьего супруги расходились окончательно»
[1].
Абу Дауд передает от Ибн Аббаса:
«
Разведенные женщины выжидают три цикла», то есть муж мог вернуть свою жену даже после трех разводов, а затем это положение было отменено аятом: «
Развод — дважды»»
[2].
Затем Ибн Касир пишет:
«
Затем (можно)
либо удержать жену, согласно установленному (проявляя хорошее отношение к ней)
, либо отпустить ее по-хорошему»: если ты дал один или два развода своей жене, то у тебя есть выбор до тех пор, пока ее
идда не кончилась: вернуть ее, желая улучшить ваши отношения и стремясь к благу, либо отказаться от нее, чтобы ее
идда окончилась и ваши связи прервались, либо дать ей окончательный (третий) развод»
[3].
Имам аль-Куртуби отмечает:
«Мужчине желательно
(мандуб) вернуть свою жену, но это лишь в том случае, если он надеется исправить их отношения и устранить проблемы, возникшие у них»
[4].
«Вам (мужья) не разрешено брать что-то из данного им (женам, то есть из их махра)»: мужьям после развода запрещено забирать брачный дар (махр), который они вручили своим женам, даже если махр был незначительным.
Всевышний Аллах также говорит об этом:
وَلَا تَعْضُلُوهُنَّ لِتَذْهَبُوا بِبَعْضِ مَا آتَيْتُمُوهُنَّ إِلَّا أَن يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ
«Не создавайте им препятствий ради того, чтобы завладеть частью того, что вы дали им (их махра)
, если только они не совершали явного разврата»[5],
— то есть муж не должен шантажировать свою жену или подвергать ее моральному или физическому насилию, предлагая ей вернуть ему махр в обмен на развод.
Но если женщина сама добровольно предлагает это, то это будет дозволенным, как говорит Всевышний Аллах в другом аяте:
وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِن طِبْنَ لَكُمْ عَن شَيْءٍ مِّنْهُ نَفْسًا فَكُلُوهُ هَنِيئًا مَّرِيئًا
«И отдавайте женщинам их брачный дар (махр)
безвозмездно. Но если они добровольно вернут вам его часть, то (примите и)
пользуйтесь этим свободно и во благо (себе)
»[6].
«…Кроме случая, когда они оба (муж и жена) опасаются, что не смогут соблюсти границы, (установленные) Аллахом»: если у супругов будет опасение, что они не смогут выполнить повеления Аллаха должным образом и могут выйти за границы дозволенного религией Аллаха.
Имам Ибн Касир пишет:
«Если муж и жена не могут ужиться, и по вине жены муж ненавидит ее, и она не может выполнять свои обязанности перед ним, то ей следует отдать ему махр, который она получила с него. И нет запрета жене отдавать ему махр, и нет греха на муже, если он примет его»
[7].
В Шариате такая ситуация называется
«хульʼ»: жена предлагает мужу определенную сумму денег или что-то ценное в обмен на развод. Как только муж даст согласие на это, между супругами произойдет окончательный
(баин) развод,
[8] согласно ханафитскому мазхабу, а согласно шафиитскому мазхабу — это будет
фасх, то есть расторжение брака без развода.
Практический аспект разногласия между мазхабами следующий: если муж раньше уже дал жене два развода, а затем согласился на хульʼ, то сможет ли он жениться на ней, если она не выходила замуж за другого?
Согласно мнению Абу Ханифы, не сможет, потому что сама процедура хульʼа считается разводом. А по мнению имама Шафии, у него остается в запасе еще один развод, и поэтому он сможет на ней жениться.
Однако по обоим мнениям, после
хульʼа в период
идды женщины муж уже не обладает правом вернуть жену без ее воли, потому что, согласно имаму Абу Ханифе, у них произошел развод
баин, а по мнению имама Шафии, брак перестал существовать
[9]. Для возобновления отношений им будет нужно заключить новый никах.
Если причиной разлада между супругами стала жена, то мужу нежелательно брать при хульʼ сумму, превышающую стоимость махра, который он ей дал после заключения брака.
Но если причиной раздора мужчина (они не могли ужиться в браке, например, из-за его дурного характера), то мужчине грех
(макрух тахриман) забрать какую-либо часть махра
[10].
«Если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти границы, (установленные) Аллахом, то на них обоих не будет греха, если она выкупит развод»
Если жена боится, что между ними не будет взаимопонимания и она опасается, что муж будет несправедлив к ней, то на ней не будет греха, если она предложит мужу вернуть ему свой махр в обмен на развод. И не будет греха на муже, если он согласится и возьмет махр.
Но если нет каких-либо объективных причин для развода: муж обеспечивает жену, хорошо относится к ней и т. д, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал об этом:
أيما امرأة سألت زوجها طلاقها في غير ما بأس فحرام عليها رائحة الجنة
«Каждая женщина, которая попросит у мужа развод без причины, будет лишена даже запаха Рая»
[11].
«Таковы границы Аллаха»: это важнейшие положения в области идды, развода и хульʼа. Не нарушайте законы религии Аллаха!
Возникает вопрос: к кому обращается Всевышний, говоря: «
Если вы опасаетесь»? Толкователи Корана пишут, что это обращение либо к шариатским судьям (или тем, кто их заменяет), либо к посредникам, выбранным для урегулирования конфликтной ситуации между супругами
[12].
«А кто нарушает границы Аллаха, тот несправедлив»: а нарушающие повеления Аллаха – грешники, которых в будущей жизни ждет наказание.
[1] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/177.
[3] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/178.
[4] Куртуби (Дар аль-Хадис), 2/109.
[7] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/179.
[9] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/187.
Комментарии: 59
Правила форума