تِلْكَ الرُّسُلُ فَضَّلْنَا بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ ۘ مِنْهُمْ مَنْ كَلَّمَ اللَّهُ ۖ وَرَفَعَ بَعْضَهُمْ دَرَجَاتٍ ۚ وَآتَيْنَا عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ الْبَيِّنَاتِ وَأَيَّدْنَاهُ بِرُوحِ الْقُدُسِ ۗ وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلَ الَّذِينَ مِنْ بَعْدِهِمْ مِنْ بَعْدِ مَا جَاءَتْهُمُ الْبَيِّنَاتُ وَلَٰكِنِ اخْتَلَفُوا فَمِنْهُمْ مَنْ آمَنَ وَمِنْهُمْ مَنْ كَفَرَ ۚ وَلَوْ شَاءَ اللَّهُ مَا اقْتَتَلُوا وَلَٰكِنَّ اللَّهَ يَفْعَلُ مَا يُرِيدُ
253. Таковы посланники, одних из которых Мы предпочли другим. Среди них есть те, с кем говорил Аллах, а кого-то из них Он возвысил на (много) степеней. Мы наделили Ису, сына Марьям, знамениями и укрепили его Святым Духом (Джибрилем). Если бы Аллах пожелал, то не сражались бы друг с другом следующие поколения, после того как были явлены им знамения. Однако между ними возникли разногласия: одни из них уверовали, а другие — нет. Если бы Аллах пожелал, они не сражались бы друг с другом, однако Аллах делает, что пожелает.
«Таковы посланники, одних из которых Мы предпочли другим»: о Мухаммад, те, о ком мы тебе рассказали, – они, поистине, являются посланниками Аллаха, но одних Аллах возвысил над другими в положении, знаниях и почете.
«И Всевышний Аллах сообщает, что Он одних пророков возвысил над другими, как сказано в другом аяте:
وَلَقَدْ فَضَّلْنَا بَعْضَ النَّبِيِّينَ عَلَى بَعْضٍ وَآتَيْنَا دَاوُدَ زَبُورًا
«И Мы действительно предпочли одних пророков другим»[2].
«Среди них есть те, с кем говорил Аллах»: и это Муса (мир ему), с которым Всевышний Аллах говорил напрямую без посредников.
Может возникнуть вопрос: как устранить противоречие между этим аятом, где ясно сказано о превосходстве одних пророков над другими, и словами Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует):
لَا تُفَضِّلُونِي عَلَى الْأَنْبِيَاءِ
«Не предпочитайте меня другим пророкам»[3].
Ибн Касир передает ряд объяснений:
-
Эти слова были произнесены до ниспослания аята.
-
Это выражение скромности нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).
-
Речь идет исключительно о событии, которое названо в этом хадисе, а именно когда мусульманин и иудей поругались между собой, то есть не делайте степень пророков предметом споров и разногласий.
-
Не говорите о превосходстве одного из пророков над другим, основываясь исключительно на фанатизме и личном мнении.
-
Указание на превосходство одного пророка над другим не должно исходить от вас. Судить об этом может лишь Всевышний Аллах
[4].
«…А кого-то из них Он возвысил на (много) степеней»: среди пророков и посланников есть такие, кого Всевышний Аллах поднял до степеней выше остальных, и это Печать пророков и посланников, наш господин Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует).
«Мы наделили Ису, сына Марьям, знамениями» в виде различных чудес (муʼджизат), например, он (мир ему) оживлял мертвых и исцелял от проказы.
Ибн Касир пишет:
«Это ясные и однозначные доказательства истинности того, что принесли с собой пророки иудеев до него, и доводы на то, что он (Иса) – раб Аллаха и Его посланник»
[5].
«…И укрепили его Святым Духом (Джибрилем)»: Всевышний поддержал Ису (мир ему) и даровал ему помощь через Джибриля.
«Если бы Аллах пожелал, то не сражались бы друг с другом следующие поколения, после того как были явлены им знамения»: если бы Всевышний Аллах пожелал, все люди после прихода к ним пророков и посланников, обладавших знаниями, мудростью и чудесами, указывающими на истинность их призыва, – все люди подчинились бы им, и не было бы среди них неверующих, и не разгорались бы между ними раздоры и войны. Но Всевышний Аллах распорядился иначе: «Однако между ними возникли разногласия: одни из них уверовали, а другие — нет»: одни приняли пророков и их учение, а другие отвергли.
«Если бы Аллах пожелал, они не сражались бы друг с другом, однако Аллах делает, что пожелает»: если бы Всевышний пожелал, Он создал бы людей подобными ангелам, которые просто по природе своей не способны ослушаться Господа, но Воля и Мудрость Всевышнего Аллаха были в том, чтобы распорядиться иначе. Никто не может принудить Всевышнего Аллаха делать то, чего Он не желает.
[1] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/670.
[3] Передали Бухари и Муслим.
[4] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/670-671.
[5] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 1/671.
Комментарии: 59
Правила форума