الَّذِينَ يَأْكُلُونَ الرِّبَا لَا يَقُومُونَ إِلَّا كَمَا يَقُومُ الَّذِي يَتَخَبَّطُهُ الشَّيْطَانُ مِنَ الْمَسِّ ۚ ذَٰلِكَ بِأَنَّهُمْ قَالُوا إِنَّمَا الْبَيْعُ مِثْلُ الرِّبَا ۗ وَأَحَلَّ اللَّهُ الْبَيْعَ وَحَرَّمَ الرِّبَا ۚ فَمَنْ جَاءَهُ مَوْعِظَةٌ مِنْ رَبِّهِ فَانْتَهَىٰ فَلَهُ مَا سَلَفَ وَأَمْرُهُ إِلَى اللَّهِ ۖ وَمَنْ عَادَ فَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«Жившие за счет риба (недозволенной прибыли) восстанут (из могил) подобно тем, кого шайтан свел с ума своим прикосновением»: те, кто зарабатывал на жизнь, получая риба (недозволенную прибыль), будут воскрешены похожими на сумасшедших, не способных идти прямо и качающихся из стороны в сторону.
Имам Ибн Касир пишет:
«После рассказа о праведниках, расходующих свое имущество на благое, выплачивающих закят, помогающих деньгами нуждающимся в любом состоянии и в любое время, Всевышний Аллах говорит о тех, кто живет за счет
риба, забирает чужое имущество без права и совершает другие запретные поступки. Господь сообщил нам, в каком состоянии эти люди воскреснут ко Дню Суда: «
Жившие за счет риба восстанут (из могил)
подобно тем, кого шайтан свел с ума своим прикосновением»»[1].
В Коране часто, когда речь идет об имуществе, употребляется глагол «
أكل», который означает «есть» (букв. — употреблять в пищу), однако имеется в виду любое использование этого имущества. Этот глагол употребляется метонимически (этот прием также называют синекдоха) в значении «расходовать/использовать», потому что основную часть бюджета многих людей составляют расходы на покупку продуктов питания
[2]. В русском языке есть аналогичное значение у глагола «проесть»: например, в выражениях «проесть капитал/наследство/зарплату».
Слово «рибА» (ударение на последний слог) обозначает некоторые виды запретных сделок или прибыль от них. Самый распространенный вид риба – это ссудный процент, то есть получение прибыли от кредитования. Проще говоря, Зейд дал Бакру в долг 1000 долларов с условием, что Бакр вернет ему, скажем, 1200. Прибыль в 200 долларов — это и есть риба (ссудный процент). Она однозначно запрещена Шариатом. Кроме того, всем, кто знаком с азами науки экономики, прекрасно известен тот вред, который практика ссудного процента наносит обществу в целом и его экономике в частности. Существуют и другие виды риба, которые рассматриваются в книгах по фикху.
«Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна риба»»
Невежественные люди не видят разницу между торговой прибылью и ссудным процентом, говоря: какая разница, и там, и там прибыль! В итоге они приходят к выводу, что ссудный процент допустим.
«Но Аллах разрешил торговлю и запретил риба»: Всевышний Аллах отвечает на это, что торговля разрешена и полезна, а риба запрещена и вредна.
Ибн Касир пишет:
«Они (мекканские язычники) на самом деле считали
риба дозволенной не потому, что провели аналогию между ней и торговлей, а потому, что не желали принимать решения Всевышнего Аллаха»
[3].
Это важные слова имама: убеждение о дозволенности риба было в действительности попыткой со стороны неверующих опровергнуть Шариат, выставив его противоречивым и непоследовательным: вот, мол, глядите — торговля и ростовщичество по сути одно и то же, а Шариат разрешил одно и запретил другое.
Но в действительности они разные, и Шариат запрещает ростовщичество и дозволяет торговлю.
С точки зрения Шариата, деньги не являются товаром, но современная капиталистическая система рассматривает деньги как товар, считая, что можно покупать и продавать деньги по разной цене, что категорически запрещено Шариатом и является большим грехом.
Одна из причин запретности риба заключается в том, что это в итоге приводит к дисбалансу в распределении благ в обществе. Человек, обладающий большим количеством денег, может давать эти деньги в долг под проценты, что приведет к тому, что у него денег будет еще больше. В результате же мы видим, что меньшинство владеет большей частью богатств мира, и это приводит к несправедливости и притеснению большинства.
Также за запретом риба стоит и этическая норма: если человеку нужны деньги в долг, это означает, что он находится в трудном положении, а зарабатывать деньги на горе и трудностях другого человека — явно неэтично.
Шариат разделяет безвозмездную помощь (табарруʼ) и экономический интерес. Если один человек хочет помочь другому, следует делать это ради Аллаха. Если же он хочет получить прибыль, ему следует заняться коммерцией. Но делать вид, что хочешь бескорыстно помочь, на самом деле желая заработать, при этом не неся никаких рисков, — аморально и запрещено Шариатом!
«И если тот, кого достигло предостережение от его Господа, прекратит (жить за счет запретной прибыли), ему (остается) все, что (у него) было прежде, и его участь (зависит) от (решения) Аллаха»: если человек прекратил получать доход от риба после ниспослания запрета, ему можно сохранить то имущество, которое было добыто им до запрета. И участь такого человека зависит от Воли Аллаха: Всевышний может простить его, а может наказать.
«А кто вернется (к запретной деятельности), те — обитатели Ада, и в нем они останутся навечно»
Ибн Касир пишет:
«Кто вернется к получению дохода от
риба после того, как до него дошла весть о запрете Аллаха, тот заслуживает наказания»
[4].
Слова Аллаха «они останутся (в Аду) навечно» могут быть истолкованы двумя способами:
-
Они относятся к тем, кто считает риба дозволенной. А поскольку считать дозволенным то, что Аллах запретил, — это неверие (куфр), то умерший с такими убеждениями останется в Аду навечно.
-
Они относятся к тем, кто получал доход от
риба, даже не считая это дозволенным делом. В таком случае это большой грех, и слово
«навечно» нужно понимать как «очень долгое пребывание» в Аду, но в результате верующий грешник все же выйдет оттуда по милости Аллаха. И Всевышний говорит так для устрашения тех, кто получает доход от
риба[5].
[1] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/277.
[2] Ибн Джузай, 1/127-128.
[3] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/279.
[4] Ибн Касир (Дар Ибн аль-Джаузи), 2/280.
Комментарии: 59
Правила форума