Сура «Алю-Имран»
ПЕРЕВОД:
1. Алиф Лям Мим.
ТАФСИР (Толкование):
1
ПЕРЕВОД:
2. Аллах — нет никого достойного поклонения, кроме Него, Живого, Самодостаточного.
ТАФСИР (Толкование):
2
ПЕРЕВОД:
3. Аллах ниспослал тебе (Мухаммад) Книгу с истиной как подтверждение того, что было до нее (предыдущих небесных Писаний). И Он ниспослал Таурат и Инджиль.
ТАФСИР (Толкование):
3
ПЕРЕВОД:
4. (Аллах ниспослал их) до него (Корана) как руководство для людей. И Он ниспослал Различающую (Книгу, то есть Коран). Поистине, (людям) не верящим в знамения Аллаха — тяжелое наказание, ведь Аллах — Могущественный, Способный на возмездие.
ТАФСИР (Толкование):
«Аллах ниспослал тебе, о Мухаммад, Коран с истиной, и нет в этом сомнений. Это Откровение, пришедшее от Аллаха, которое Он даровал на основе Своего знания. И ангелы свидетельствуют об этом. И достаточно Аллаха в качестве свидетеля. А слова Всевышнего: «…как подтверждение того, что было до нее», — означают: книги, ниспосланные с небес избранным рабам (пророкам) до тебя подтверждают то, что ты сообщаешь, а благая весть, о которой сообщалось еще в древности, подтверждается тем, что сообщаешь ты. Ведь было обещано (в предыдущих небесных Писаниях), что придет последний пророк, которого будут звать Мухаммад и что ему будет дан Коран»[1].
4
ПЕРЕВОД:
5. Поистине, не скроется от Аллаха ничто ни на земле, ни на небе.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах сообщает, что Он знает тайны небес и земли, и ничто не скрыто от Него»[1].
5
ПЕРЕВОД:
6. Он придает вам такой облик в утробах (ваших матерей), какой пожелает. Нет никого достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого.
ТАФСИР (Толкование):
«Аллах создал вас такими, какими пожелал: мужского или женского пола, красивыми и уродливыми, счастливыми и несчастными. И «нет никого достойного поклонения, кроме Него, Могущественного, Мудрого», то есть лишь Он заслуживает поклонения, ибо Он создал вас, и Могущество Его не может быть оспорено. И в этом аяте — указание; нет, даже ясное утверждение, что Иса, сын Марьям, не бог, а творение Аллаха так же, как и остальные творения. Ведь Аллах так же сотворил его в утробе матери, даровал ему облик, который пожелал. И как он при этом может быть божеством, как говорят об этом христиане?!»[1]
6
ПЕРЕВОД:
7. Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги, есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат). И те, в чьих сердцах заблуждение, следуют за неясными аятами, желая (добиться) смуты и (получить такое) толкование (какое им понравится). Но (истинного) толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладатели крепких знаний говорят: «Мы уверовали в него (аят с неясным смыслом). Все (и ясное, и неясное в Коране) — от нашего Господа». Однако принимают наставление только обладатели разума.
ТАФСИР (Толкование):
«Ислам человека не прочен, если не основан на подчинении и покорности. А того, кто пожелал узнать непостижимое и не довольствовался подчинением, его стремление закрыло от искреннего Единобожия, чистого познания и правильной веры. И он мечется между верой и неверием, признанием и отрицанием, принятием и отвержением. Он подвержен наущениям, пребывает в замешательстве и сомнениях. Такой человек не является ни верующим, принимающим истину, ни отрицающим, объявляющим истину ложью»[1].
«В безопасности религия только того человека, который подчинился Аллаху, Велик Он и Славен, и Его Посланнику (да благословит его Аллах и да приветствует) и вверил знание того, что ему неясно, тому, кто обладает знанием об этом»[2].
7
ПЕРЕВОД:
8. Господь наш! Не отврати же наши сердца (от истины) после того, как Ты наставил нас (на истинный путь), и даруй нам милость от Себя, ведь, поистине, Ты — Дарующий!
ТАФСИР (Толкование):
«И самые совершенные блага — это дарованные сердцу человека вера (иман), сила для совершения праведных поступков (тауфик), следование по пути, ведущему к святости (виляйя). А блага земного мира — они несовершенны, ведь они подобны данному взаймы на время. Всего этого придется лишиться и держать за это ответ»[1].
8
ПЕРЕВОД:
9. Господь наш! Поистине, Ты соберешь людей в (Судный) день, в котором нет сомнения. Ведь Аллах не нарушает обещаний!
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах сообщает, что в Коране есть ясные аяты, которые составляют его основу, то есть в них нет ничего непонятного. И также в Коране есть аяты, которые непонятны для большинства людей. И кто будет непонятные аяты понимать в свете ясных аятов, тот окажется на истинном пути. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Он ниспослал тебе Книгу, в которой есть ясные аяты (мухкамат), и они — основа Книги», — то есть это основа, к которой необходимо возвращать (то, что непонятно).«Есть и другие аяты, смысл которых не ясен (муташабихат)»: их смысл может соответствовать ясным аятам, а может отличаться от них, но это лишь с точки зрения языка, но не с позиции того, что в них вложен такой смысл.Что касается конкретизации смысла ясных и неясных аятов, то в этом вопросе существуют разногласия и от саляфов передается множество мнений.Али ибн Абу Тальха передал от Ибн Аббаса:«Ясные аяты — это отменяющие аяты, аяты, касающиеся запретного (харам) и дозволенного (халяль), повелений, наказаний, наследства».То же передается от Икримы, Катады, ад-Даххака, Мукатиля ибн Сулеймана, Рабиʼа ибн Анаса. Ас-Судди говорил:«Ясные аяты — это те аяты, которые практикуются».Также передается от Ибн Аббаса, что ясные аяты — это, например, аят:قُلْ تَعَالَوْا أَتْلُ مَا حَرَّمَ رَبُّكُمْ عَلَيْكُمْ ۖ أَلَّا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًا«Скажи: «Придите, и я прочитаю (вам) то, что запретил вам ваш Господь, (Который велел) не поклоняться наряду с Ним никому»[1], — и два аята после этого.Также это аят:وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и быть добрым к своим родителям. Если один из них или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» — не кричи на них и говори с ними ласково»[2],— и три аята после»[3].
«Они «желают (добиться) смуты», потому что внушают окружающим, что их ложное толкование, которым они обосновывают свое новшество, содержится в Коране, однако Коран довод против них, а не в их пользу. И это подобно тому, как если бы христиане приводили аяты о том, что Иса, сын Марьям, — слово Аллаха, но опускали бы аят:إِنَّ مَثَلَ عِيسَىٰ عِندَ اللَّـهِ كَمَثَلِ آدَمَ ۖ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثُمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ
«Всевышний говорит: «Но толкования этого не знает никто, кроме Аллаха». Ученые по чтению Корана высказали разные мнения по поводу остановки в этом месте. Некоторые считали, что после слов «кроме Аллаха» необходимо остановиться, и это передается от Ибн Аббаса…»[7]
«Однако другие имамы считали, что остановка должна быть после слов «обладатели крепких знаний». Таково мнение большинства толкователей Корана и знатоков усуля. Они считали, что вряд ли Аллах обратился бы к людям с тем, что (никому) не понятно. Ибн Абу Нуджейх передает от Муджахида, а тот от Ибн Аббаса, что он сказал:«Я из обладателей крепких знаний, кто знает правильное толкование».Также Ибн Абу Нуджейх передал от Муджахида такие слова:«Обладатели крепких знаний знают толкование (неясных аятов) и говорят: «Мы уверовали в это»»»[8].
9
ПЕРЕВОД:
10. Поистине, неверующих ни их имущество, ни их дети никак не избавят от (наказания) Аллаха. Они — топливо для огня (Ада).
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах также говорит о неверующих, которые станут топливом для Ада:يَوْمَ لَا يَنفَعُ الظَّالِمِينَ مَعْذِرَتُهُمْ ۖ وَلَهُمُ اللَّعْنَةُ وَلَهُمْ سُوءُ الدَّارِ«В тот День несправедливым не помогут их оправдания. Им — проклятие и дурное прибежище»[2].
Имущество, которое они накопили за земную жизнь, и дети не помогут им перед Аллахом и не спасут их от Его мучительного наказания, о чем сказал Всевышний Аллах:وَلَا تُعْجِبْكَ أَمْوَالُهُمْ وَأَوْلَادُهُمْ ۚ إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّـهُ أَن يُعَذِّبَهُم بِهَا فِي الدُّنْيَا وَتَزْهَقَ أَنفُسُهُمْ وَهُمْ كَافِرُونَ«Пусть не восхищают тебя их имущество и дети (не считай, Мухаммад, что это для них милость, тогда как это испытание). Аллах желает лишь подвергнуть их наказанию имуществом (толкая их на трудности ради его приобретения) и детьми в этом мире, чтобы они расстались со своими душами (умерли), будучи неверующими»[3].
Также Всевышний Аллах говорит:لَا يَغُرَّنَّكَ تَقَلُّبُ الَّذِينَ كَفَرُوا فِي الْبِلَادِ مَتَاعٌ قَلِيلٌ ثُمَّ مَأْوَاهُمْ جَهَنَّمُ ۚ وَبِئْسَ الْمِهَادُ«Пусть не обманут тебя (свободные) действия неверующих на земле. (Земная жизнь для них всего лишь) кратковременное удовольствие, а затем их пристанищем станет Ад. Сколь же скверно это место!»[4]А что касается этого аята, то Всевышний говорит: «неверующих», то есть тех, кто не верит в знамения Аллаха, кто посчитал ложью то, с чем пришли посланники, и кто не смог получить пользу от их откровения. Их «ни их имущество, ни их дети никак не избавят от (наказания) Аллаха. Они — топливо для огня Ада», то есть они станут дровами, которыми будут разжигать и топить Ад»[5].
10
ПЕРЕВОД:
11. Так же (поступали) люди Фараона и те, кто был до них. Они отвергли Наши знамения, и Аллах наказал их за грехи. Ведь Аллах суров в наказании.
ТАФСИР (Толкование):
«Аллах суров в наказании, и ничто не сможет защитить (неверующих) от этого неминуемого наказания, ибо Он делает то, что пожелает, и властвует над всем, и все подчинено Ему. И нет никого достойного поклонения, кроме Него, и нет господа, кроме Него»[1].
11
ПЕРЕВОД:
12. Скажи (Мухаммад) неверующим: «Вы будете побеждены и собраны в Аду. Как же ужасно это место!»
ТАФСИР (Толкование):
«Иудеи, уверуйте, пока с вами не произошло то же, что произошло с курайшитами». Иудеи ответили: «Мухаммад, пусть тебя не обольщает, что ты убил группу курайшитов, которые не умели воевать. Если же ты решишься сражаться с нами, то узнаешь, что мы за люди, и поймешь, что никогда не встречал никого, подобного нам. И после этого Всевышний Аллах ниспослал аят: «Скажи неверующим: «Вы будете побеждены и собраны в Аду…»»[1]
12
ПЕРЕВОД:
13. Знамением для вас стала встреча двух групп (двух отрядов в битве при Бадре): одна группа сражалась на пути Аллаха, а в другой — неверующие. Они (неверующие) увидели своими глазами, что их (верующих) в два раза больше (чем их самих). Аллах оказывает помощь, кому пожелает. Поистине, в этом — назидание для людей проницательных.
ТАФСИР (Толкование):
13
ПЕРЕВОД:
14. Приукрашена для людей любовь к удовольствиям — от женщин, сыновей, накопленного золота и серебра в огромных количествах, от породистых скакунов, от скотины и посевов. Это (лишь) бренные удовольствия земной жизни, а у Аллаха есть лучшее, к чему стоит стремиться.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах (в этом аяте) говорит о тех, для кого земная жизнь приукрашена через разнообразные наслаждения от женщин, детей (и т. д.). Всевышний назвал первыми женщин, потому что смута от них — самая большая, что передается в достоверном хадисе:ما تركت بعدي فتنة أضر على الرجال من النساء«Я не оставил после себя более опасную смуту для мужчин, чем женщины»[1].Но если цель (любви к женщинам) — защитить себя от смуты и завести детей, то тогда это (любовь к ним) станет похвально и желательно…Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил:الدنيا متاع و خير متاعها المرأة الصالحة«Земная жизнь — это временное благо, и лучшее из ее благ — праведная жена»[2].إن نظر إليها سرته و إن أمرها أطاعته و إن غاب عنها حفظته في نفسها و ماله«Если он посмотрит на нее, то она будет радовать его взор, если он скажет ей что-то сделать, она подчинится ему, а если его не будет рядом, то она будет хранить ему верность и бережно относиться к его имуществу»[3].حُبِّبَ إليّ النساء و الطيب و جعلت قرة عيني في الصلاة«Женщины и благовония созданы любимыми для меня. А отрада моих очей в намазе»[4].Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:عَنْ أَنَسٍ قَالَ : لَمْ يَكُنْ شَيْءٌ أَحَبَّ إِلَى رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعْدَ النِّسَاءِ مِنَ الْخَيْلِ.«Не было для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) ничего любимее женщин, кроме лошадей»[5].В другой версии сказано: «…Любимее лошадей, кроме женщин».Любовь к детям иногда бывает вызвана гордостью и желанием похвастаться ими. Именно такая любовь подразумевается в аяте. Но любовь к детям может быть вызвана желанием приумножить свое потомство и увеличить умму Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), которые поклоняются только Аллаху, не придавая Ему сотоварищей. Такая любовь похвальна, на что указано в хадисе:تزوجوا الودود الولود فإني مكاثر بكم الأمم يوم القيامة«Женитесь на тех, кто вам нравится и может много родить детей. Поистине, в Судный день через вас у меня будет больше всего последователей по сравнению с другими общинами»[6].Любовь к имуществу может быть вызвана гордостью, тщеславием, высокомерием, желанием возвыситься над слабыми и бедными, тогда это порицаемо. Но она может быть вызвана также желанием помогать родственникам, поддерживать связи, тратить на благое, и это похвально, согласно Шариату»[7].
14
ПЕРЕВОД:
15. Скажи (Мухаммад): «Сообщить ли вам о том, что лучше этого? Для богобоязненных у их Господа — (райские) сады, в которых текут реки. В них они (богобоязненные верующие) пребудут вечно. Также (у них) там (будут) чистые супруги и довольство Аллаха». И Аллах видит (Своих) рабов,
ТАФСИР (Толкование):
15
ПЕРЕВОД:
16. (Он видит рабов) которые говорят: «Господь наш! Поистине, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от наказания в Аду».
ТАФСИР (Толкование):
16
ПЕРЕВОД:
17. Они терпеливы, искренни, покорны (Аллаху), жертвуют (средства на благое) и просят прощения перед рассветом.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах описывает Своих богобоязненных рабов, обещая им великую награду… «Они терпеливы» в выполнении обязательных действий и отстранении от запретного; «искренни» во всем, во что нужно верить, а также в трудностях; «покорны», смиренны в своих молитвах и мольбах; «жертвуют» свое имущество так, как им приказано: на укрепление родственных связей, на нужды бедных (и т. д.); «и просят прощения перед рассветом». Эти слова (Аллаха) указывают на желательность каяться и совершать истигфар в предрассветное время. Передается, что Якуб (мир ему) сказал своим детям:الَ سَوْفَ أَسْتَغْفِرُ لَكُمْ رَبِّي«Я буду просить у Господа моего прощения для вас»[2], — после чего отложил истигфар до рассвета.Также передается в двух «Сахихах» и других сборниках хадисов от большого числа сподвижников, что Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и да приветствует) сказал:، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : " إِذَا مَضَى شَطْرُ اللَّيْلِ أَوْ ثُلُثَاهُ يَنْزِلُ اللَّهُ تَبَارَكَ وَتَعَالَى إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا، فَيَقُولُ : هَلْ مِنْ سَائِلٍ يُعْطَى، هَلْ مِنْ دَاعٍ يُسْتَجَابُ لَهُ، هَلْ مِنْ مُسْتَغْفِرٍ يُغْفَرُ لَهُ، حَتَّى يَنْفَجِرَ الصُّبْحُ ".«Милость Всевышнего Аллаха нисходит каждую ночь на небо этого мира до последней трети ночи. Аллах говорит: «Есть ли просящий, чтобы я дал ему (то, что он просит)? Есть ли взывающий, чтобы Я ответил ему? Есть ли просящий прощения, чтобы Я простил его?»[3]Хафиз ад-Даракутни собрал в отдельную книгу все версии этого хадиса (…)Также передается, что Абдуллах ибн Умар совершал ночное поклонение, а затем говорил: «О Нафиʼ, настало ли предрассветное время? И когда тот отвечал: «Да», — то Ибн Умар приступал к чтению дуа и истигфара до начала рассвета, как передает Ибн Абу Хатим»[4].
17
ПЕРЕВОД:
18. Аллах свидетельствовал, что нет никого достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладатели знания (свидетельствовали это). Он поддерживает справедливость. Нет бога, кроме Него, Могущественного, Мудрого.
ТАФСИР (Толкование):
«Аллах свидетельствует — и достаточно Аллаха как свидетеля, и Он самый правдивый и справедливый из свидетелей, — что «нет никого достойного поклонения, кроме Него», и Он единственный, кто заслуживает поклонения, потому что все остальное — это Его творения и рабы, которые всегда нуждаются в Нем, а Он не нуждается ни в ком и ни в чем. Всевышний Аллах говорит:لَّـٰكِنِ اللَّـهُ يَشْهَدُ بِمَا أَنزَلَ إِلَيْكَ ۖ أَنزَلَهُ بِعِلْمِهِ ۖ وَالْمَلَائِكَةُ يَشْهَدُونَ ۚ وَكَفَىٰ بِاللَّـهِ شَهِيدًا«Однако Аллах свидетельствует (что ты, Мухаммад, — Его Посланник) тем, что Он ниспослал тебе (Кораном). Он ниспослал это по Своему знанию. Ангелы также свидетельствуют (об этом). Достаточно же Аллаха как свидетеля!»[1]Всевышний Аллах подкрепил Свое свидетельство свидетельством ангелов и обладателей знания, сказав: «Аллах свидетельствовал, что нет никого достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладатели знания (свидетельствовали это)». Это указывает на высокую степень ученых!»[2]
«Я свидетельствую то, что засвидетельствовал Аллах, и оставляю это свидетельство залогом у Всевышнего Аллаха!»
18
ПЕРЕВОД:
19. Поистине, (истинная) религия для Аллаха — это Ислам. Те, кому была дана Книга, разошлись во мнениях лишь после того, как к ним пришло знание, и из-за зависти одних к другим. Кто не поверил в знамения Аллаха, (пусть не забывает, что) Аллах скор в расчете.
ТАФСИР (Толкование):
«Слова «Поистине, религия для Аллаха — это Ислам», — это сообщение от Всевышнего Аллаха, что нет религии, которую бы Он принял, кроме Ислама. А Ислам — это следование за Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и да приветствует) во всем, с чем Аллах отправил его, от начала и до конца его миссии. Этими словами Всевышний Аллах закрыл все двери и все пути к Нему, кроме пути через Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует). И если человек предстанет перед Всевышним Аллахом после прихода Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), придерживаясь какой-либо религии, кроме Ислама, то его вера не будет принята. Аллах говорит об этом:
وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ«Если кто-то выберет иную религию, помимо Ислама, у того она не будет принята (в Судный день), и в вечной жизни он окажется в убытке»[2].
В этом аяте сообщается, что Аллах принимает только одну религию, и это Ислам»[3].
«Всевышний говорит: «Те, кому была дана Книга, разошлись во мнениях лишь после того, как к ним пришло знание, и из-за зависти одних к другим», — то есть из-за зависти друг к другу. Они разошлись насчет истины из-за взаимной зависти, злобы и вражды. И их взаимная ненависть заставила их противоречить друг другу во всех словах и действиях, даже если это была истина.Затем Всевышний Аллах говорит: ««Кто не поверил в знамения Аллаха», — тот, кто отрицает что-либо из ниспосланного в Его Книге, «(пусть не забывает, что) Аллах скор в расчете», — то есть Всевышний потребует отчета за то, что они посчитали что-либо из Его религии ложью и накажет за несогласие с Его Книгой»[4].
19
ПЕРЕВОД:
20. Если неверующие станут спорить с тобой, скажи (им, Мухаммад): «Я подчинился Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной». Скажи (Мухаммад) тем, кому дано Писание, а также невеждам (арабам-язычникам): «Обратились ли вы в Ислам? (Примите Ислам!)» Если они примут Ислам, то последуют верным путем. Но если откажутся (то твоей вины в этом нет), ведь твоя обязанность — (только) передача Откровения. И Аллах видит (Своих) рабов.
ТАФСИР (Толкование):
«Если неверующие станут спорить с тобой» о Единобожии, «скажи (им, Мухаммад): «Я подчинился Аллаху»», — то есть скажи: «Я совершаю свое поклонение только ради Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и нет никого подобного Ему, у Него нет ребенка и жены, «вместе с теми, кто последовал за мной», — то есть кто следует моей религии и говорит то же, что говорю я». Также Всевышний Аллах говорит:قُلْ هَـٰذِهِ سَبِيلِي أَدْعُو إِلَى اللَّـهِ ۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَا وَمَنِ اتَّبَعَنِي ۖ وَسُبْحَانَ اللَّـهِ وَمَا أَنَا مِنَ الْمُشْرِكِينَ«Скажи (им, Мухаммад): «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху на основе ясных доводов. Пречист Аллах (от любых недостатков)! Я не отношусь к язычникам»[2].
20
- Мединская сура
- 200 аятов
- 3, 4 джуз
- в порядке ниспосылания - 89
Комментарии: 18
Правила форума