Сура «Алю-Имран»
ПЕРЕВОД:
121. (Вспомни, Мухаммад, как) ты покинул свою семью ранним утром, чтобы расставить верующих по местам для битвы (при Ухуде). И Аллах — Слышащий, Знающий.
ТАФСИР (Толкование):
«Согласно мнению большинства, в этом аяте идет речь о сражении при Ухуде. Это мнение Ибн Аббаса, аль-Хасана, Катады, ас-Судди и других…Битва при Ухуде произошла в субботу в месяце Шавваль третьего года по хиджре.Причиной сражения послужила следующая история. В битве при Бадре погибло много знатных и богатых курайшитов. Когда их торговые караваны вернулись в Мекку, то дети убитых и остатки знати сказали: «Следует потратить эту прибыль на убийство Мухаммада». На эти деньги они собрали войско численностью около трех тысяч человек. Воины вышли из Мекки и дошли до Ухуда, что вблизи Медины.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) совершил пятничный намаз и погребальную молитву над человеком из племени бану Наджар по имени Малик ибн Амр, а затем стал советоваться со своими сподвижниками: «Следует ли нам выйти к ним навстречу или лучше остаться в Медине?»Абдуллах ибн Убай сказал, что следует остаться в Медине, потому что если они останутся, то смогут дать жесткий отпор: если враг войдет в город, то их встретят вооруженные мужчины, а женщины и дети станут кидать камни сверху. Таким образом враг будет разбит.Другие же сподвижники, которые не участвовали в битве при Бадре, захотели выйти навстречу врагам. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) согласился с их мнением и надел доспехи. Однако затем некоторые пожалели о том, что высказали свое мнение, подумав: «Возможно, мы заставили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) принять то решение, которое понравилось нам».Они сказали: «О Посланник Аллаха, если ты хочешь, мы останемся».Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «Не подобает пророку, надевшему доспехи, снимать их без повеления Аллаха».Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) вышел из Медины вместе с тысячью своих сподвижников. Когда мусульмане дошли до горы Ухуд, он сказал: «Никто не должен вступать в бой, пока не будет приказа».Он выбрал для сражения семьсот сподвижников. Главным над лучниками он поставил Абдуллаха ибн Джубайра, и лучников в этот день было пятьдесят человек.Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал им: «Не подпускайте к нам конницу. И не покидайте своих мест — будем мы побеждать или нет».И грудь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) была защищена двумя кольчугами.Знамя нес Мусʼаб ибн Умайр. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) одним юношам разрешил сражаться, а другим — нет, так что им пришлось ждать следующей битвы при Хандаке чуть более двух лет.Войско курайшитов состояло из трех тысяч воинов, среди них были двести всадников, которых возглавлял Халид ибн аль-Валид. Пехотой командовал Икрима ибн Абу Джахль, и их знамя было у людей из бану Абдуддар. Вот два войска встретились, и произошло то, о чем будет рассказано дальше в аятах».Конец цитаты из «Тафсира» Ибн Касира[1].
121
ПЕРЕВОД:
122. И два отряда среди вас готовы были пасть духом. Но Аллах — их Покровитель. Пусть же верующие уповают на Аллаха!
ТАФСИР (Толкование):
122
ПЕРЕВОД:
123. Аллах уже помог вам (в битве) при Бадре, когда вы были слабы. Так бойтесь же Аллаха! (Аллах даровал вам тогда победу), чтобы вы были (Ему) благодарны.
ТАФСИР (Толкование):
123
ПЕРЕВОД:
124. И ты (Мухаммад) сказал верующим: «Разве вам не достаточно, что ваш Господь помог вам, отправив (вам на помощь) три тысячи ангелов?»
ТАФСИР (Толкование):
124
ПЕРЕВОД:
125. Да! Если вы будете терпеливы и богобоязненны, и враги нападут на вас прямо сейчас, ваш Господь усилит вас пятью тысячами узнаваемых (по отличительным признакам) ангелов.
ТАФСИР (Толкование):
«Ниспосланных», то есть отправленных с небес на землю;
«Узнаваемых» по отличительным признакам[1].
125
ПЕРЕВОД:
126. Аллах сделал это только радостной вестью для вас, чтобы ваши сердца успокоились благодаря этому. Ведь победа — только от Аллаха, Могущественного и Мудрого.
ТАФСИР (Толкование):
«В том, что Всевышний Аллах отправил ангелов и сообщил вам об этом, — благая весть для укрепления ваших сердец и увеличения уверенности. Победа всегда лишь от Аллаха. Если бы Аллах пожелал, вы бы победили и без участия ангелов. Всевышний Аллах говорит об этом:ذَٰلِكَ وَلَوْ يَشَاءُ اللَّـهُ لَانتَصَرَ مِنْهُمْ وَلَـٰكِن لِّيَبْلُوَ بَعْضَكُم بِبَعْضٍ«Если бы Аллах пожелал, Он наказал бы их Сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других»[1].
Поэтому говорится: «Аллах сделал это лишь радостной вестью для вас и чтобы ваши сердца успокоились благодаря этому. Ведь победа — только от Аллаха, Могущественного и Мудрого». Аллах — обладатель Могущества, которому невозможно противостоять, и обладатель совершенной Мудрости в Своем предопределении и установлениях»[2].
126
ПЕРЕВОД:
127. (И Аллах помог вам), чтобы отсечь часть неверующих или разгромить их так, чтобы они вернулись с поражением.
ТАФСИР (Толкование):
127
ПЕРЕВОД:
128. От тебя (Мухаммад) это не зависит. Аллах либо примет их покаяние, либо накажет их, ибо они — несправедливые.
ТАФСИР (Толкование):
В день битвы при Ухуде язычники поранили лицо Посланника Аллаха (да благословит его Всевышний и да приветствует) и выбили ему зуб. Вытирая кровь, он говорил: «Как может достичь успеха народ, который так поступил со своим пророком?» И в этот момент ему был ниспослан этот аят, в котором разъяснялось, что успех зависит не от него.
От Ибн Умара (да будет Аллах доволен и его отцом) передается, что после битвы Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и да приветствует) стал призывать проклятья на некоторых язычников. В этот момент был ниспослан аят, который требовал от него прекратить проклятья. В дальнейшем все они приняли Ислам. Существуют и другие версии[1].
«Аллах либо примет их покаяние, либо накажет их, ибо они — несправедливые»: если эти безбожники одумаются и примут Ислам, Всевышний Аллах примет их покаяние, но если они останутся неверующими, то будут наказаны вечным адским пламенем.
128
ПЕРЕВОД:
129. И Аллаху принадлежит все, что в небе, и все, что на земле. Он прощает, кого пожелает, и наказывает, кого пожелает. Аллах — Прощающий, Милующий (верующих).
ТАФСИР (Толкование):
129
ПЕРЕВОД:
130. О верующие! Не живите за счет запретной прибыли (риба), многократно умноженной, и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах запрещает верующим давать деньги под проценты и расходовать эту (запретную) прибыль, как они делали во времена джахилии… Со временем сумма долга увеличивалась, в итоге становясь огромной.Затем Всевышний Аллах повелевает Своим рабам быть богобоязненными, чтобы обрести счастье и в этой жизни, и в жизни следующей. В следующем аяте же Он угрожает (грешникам) Адом и предостерегает от него»[1].
130
ПЕРЕВОД:
131. Бойтесь Ада, приготовленного для неверующих.
ТАФСИР (Толкование):
131
ПЕРЕВОД:
132. Подчинитесь Аллаху и Посланнику, чтобы вас помиловали.
ТАФСИР (Толкование):
132
ПЕРЕВОД:
133. Спешите к прощению вашего Господа и к Раю, ширина которого равна (ширине) небес и земли, уготованному для богобоязненных.
ТАФСИР (Толкование):
133
ПЕРЕВОД:
134. (Богобоязненные) жертвуют (свое имущество на благие цели) в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. И Аллах любит добродетельных.
ТАФСИР (Толкование):
«Богобоязненные — это те, которые «жертвуют (свое имущество на благие цели) в радости и в горе», то есть в периоды бедности и в периоды богатства, в свободных условиях и когда их подвергают насилию, в здравии и в болезни, то есть всегда и во всех состояниях. Всевышний Аллах говорит:الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ«Кто расходует свое имущество ночью и днем, скрыто и явно, тем — награда от их Господа. Они не испытают страха и не будут опечалены»[1].
Таких людей ничто не отвлекает от выполнения повелений Аллаха и расходования имущества на благие цели»[2].
134
ПЕРЕВОД:
135. (Также богобоязненные люди) совершив дурной поступок или навредив себе, вспоминают об Аллахе и попросят прощения за свои грехи. А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! (Также они) не упорствуют в совершенном ими сознательно.
ТАФСИР (Толкование):
135
ПЕРЕВОД:
136. Воздаянием им станут прощение их Господа и (райские) сады, в которых текут реки. В них они пребудут вечно. Прекрасна награда трудившихся (во благо)!
ТАФСИР (Толкование):
136
ПЕРЕВОД:
137. И до вас случалось подобное. Поездите по земле и посмотрите, каков был итог отвергавших (пророков).
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах обращается к верующим, которые сражались при Ухуде, где было убито около семидесяти мусульман: «И до вас случалось подобное», — то есть такие вещи происходили и с верующими из общин прежних пророков, но в итоге они всегда побеждали неверующих»[1].
137
ПЕРЕВОД:
138. Это — объяснение людям, руководство (верного пути) и наставление для богобоязненных.
ТАФСИР (Толкование):
«Это — «наставление для богобоязненных», чтобы они держались подальше от грехов и всего запретного»[1].
138
ПЕРЕВОД:
139. Не переставайте (сражаться) и не печальтесь, ведь вы — выше (их), если вы верующие.
ТАФСИР (Толкование):
«После этого аята сподвижникам во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) обязательно сопутствовала победа, в каких бы битвах они ни участвовали. А после его смерти ни одно войско, в которой находился хотя бы один сподвижник, не потерпело поражения»[1].
139
ПЕРЕВОД:
140. Если вас ранили, то ведь и других тоже ранили. Мы чередуем дни (побед и поражений) для людей, чтобы Аллах выявил верующих и сделал бы некоторых из вас мучениками. И Аллах не любит несправедливых.
ТАФСИР (Толкование):
140
- Мединская сура
- 200 аятов
- 3, 4 джуз
- в порядке ниспосылания - 89
Комментарии: 18
Правила форума