Сура «Алю-Имран»
ПЕРЕВОД:
141. И (Всевышний чередует дни побед и поражений также) чтобы Аллах очистил верующих и уничтожил неверующих.
ТАФСИР (Толкование):
141
ПЕРЕВОД:
142. Или вы считали, что (без испытаний) войдете в Рай до того, как Аллах выявит тех, кто сражался, и выявит терпеливых?
ТАФСИР (Толкование):
142
ПЕРЕВОД:
143. Вы желали смерти (в бою), пока не встретились с ней. Теперь вы увидели ее своими глазами.
ТАФСИР (Толкование):
143
ПЕРЕВОД:
144. Мухаммад — только Посланник. Были посланники и до него. Неужели, если он умрет или будет убит, вы двинетесь назад (отречетесь от Ислама)? Кто двинется назад, тот ничем не навредит Аллаху. И Аллах вознаградит благодарных.
ТАФСИР (Толкование):
«Когда мусульмане были разбиты (при Ухуде) и многие были убиты, иблис закричал: «Мухаммад убит!»Ибн Камиа вернулся к язычникам и сообщил им, что Мухаммад убит, хотя на самом деле Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) был просто ранен в голову. Ложная весть быстро облетела оба лагеря, вызвав панику и хаос в рядах мусульман. Затем об этом был ниспослан аят»[1].
144
ПЕРЕВОД:
145. Но ни один человек не умирает без дозволения Аллаха и (человек умирает) в предписанный (ему) час. Тому, кто желает награды в этом мире, Мы дадим ее. И тому, кто желает награды в вечной жизни, Мы дадим ее. И Мы вознаградим благодарных.
ТАФСИР (Толкование):
«Эти аяты призваны поднять боевой дух тех, кто испытывает страх, и призвать их к сражению, ибо ни храбрость в бою, ни бегство с поля боя никак не влияют на продолжительность человеческой жизни – ни уменьшают ее и не увеличивают»[1].
«Кто совершает благие дела ради земных благ, тот получит то, что Всевышний Аллах предопределил ему из них, но он не получит ничего из благ в следующей жизни. А кто стремится в своих поступках к вечной жизни, тому Аллах даст вместе с вечными благами и то, что ему предопределено из благ этого мира.Всевышний Аллах говорит:مَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الْآخِرَةِ نَزِدْ لَهُ فِي حَرْثِهِ ۖ وَمَن كَانَ يُرِيدُ حَرْثَ الدُّنْيَا نُؤْتِهِ مِنْهَا وَمَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ مِن نَّصِيبٍ«Кто (совершая благие дела) желает (этим получить) блага вечной жизни, тому Мы увеличим эти блага (увеличивая награду за деяния десятикратно и более). А кто желал благ земной жизни, тому Мы дадим их, но для него нет доли в жизни вечной»[2].
Также Всевышний Аллах говорит:مَّن كَانَ يُرِيدُ الْعَاجِلَةَ عَجَّلْنَا لَهُ فِيهَا مَا نَشَاءُ لِمَن نُّرِيدُ ثُمَّ جَعَلْنَا لَهُ جَهَنَّمَ يَصْلَاهَا مَذْمُومًا مَّدْحُورًا وَمَنْ أَرَادَ الْآخِرَةَ وَسَعَىٰ لَهَا سَعْيَهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَـٰئِكَ كَانَ سَعْيُهُم مَّشْكُورًا«Кто желает временного, тому мы дадим (временные блага) сразу — что пожелаем, кому захотим. Но затем Мы поместим его в Ад, где он будет гореть, будучи презренным, лишенным милости. А кто жаждет вечной жизни и как следует трудится ради нее (совершая подобающие поступки), будучи верующим, — старания того будут вознаграждены (он получит великую награду от Аллаха)»[3].
Поэтому в аяте сказано: «Мы вознаградим благодарных», то есть тем, кто был благодарен Аллаху (в земной жизни) Мы воздадим по Нашей щедрости и Милости благом как в этой жизни, так и в вечной, согласно степени их благодарности»[4].
145
ПЕРЕВОД:
146. Сколько было пророков, рядом с которыми сражались войска верующих! Они не испугались того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не склонились (перед врагом). И Аллах любит терпеливых.
ТАФСИР (Толкование):
Большие группы верующих, войска.
«Раббани» — богобоязненные ученые, соединившие в себе знание и его практику, о которых шла речь выше[2].
146
ПЕРЕВОД:
147. Они говорили только такие слова: «Господь наш! Прости нам наши грехи и излишества в наших делах! Укрепи нас и даруй победу над неверующими!»
ТАФСИР (Толкование):
147
ПЕРЕВОД:
148. Аллах даровал им награду в этом мире и лучшую награду в вечной жизни. И Аллах любит делающих добро.
ТАФСИР (Толкование):
148
ПЕРЕВОД:
149. О верующие! Если вы подчинитесь неверующим, они вернут вас назад (в неверие), и вы понесете урон.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах предостерегает верующих от подчинения неверующим и лицемерам, ведь подчинение им приводит к погибели как в этом мире, так и в вечности. Поэтому Всевышний Аллах говорит далее:»
149
ПЕРЕВОД:
150. Нет же! Аллах — ваш Покровитель. Он — Наилучший из помощников.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах повелевает верующим подчиняться лишь Аллаху, искать помощи лишь у Него и уповать на Него одного»[2].
150
ПЕРЕВОД:
151. Мы вселим ужас в сердца неверующих за то, что они придавали Аллаху равных, на что Он не ниспосылал никакого довода. Убежищем их станет Ад. Как же плоха обитель несправедливых!
ТАФСИР (Толкование):
«Передается в двух «Сахихах» от Джабира ибн Абдуллаха, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:«Мне даны пять вещей, которые не были даны другим (пророкам): мне помогли тем, что мои враги испытывают ужас на расстоянии месяца пути; вся земля сделана для меня мечетью; для меня дозволены трофеи; мне дано заступничество; другие пророки были отправлены только к одному какому-то народу, а я отправлен ко всему человечеству»»[1].
151
ПЕРЕВОД:
152. И выполнил Аллах данное вам обещание, когда вы (верующие) убивали их (неверующих) с Его позволения. Но вы пали духом, оспорили приказ и ослушались (Пророка) после того, как (Аллах) показал вам желанное (победа была близка). Среди вас есть те, кто стремится к земным благам, а есть те, кто стремится к вечному. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Но Он уже простил вас, ведь Аллах — обладатель милости для верующих.
ТАФСИР (Толкование):
152
ПЕРЕВОД:
153. И (вспомните, как) вы бросились бежать, не оборачиваясь ни на кого, а Посланник звал вас сзади. Аллах воздал вам (вашей) печалью за печаль (Пророка), чтобы вы не переживали об упущенном вами (о трофеях) и о произошедшем с вами (о поражении). И Аллаху ведомо обо всем, что вы делаете.
ТАФСИР (Толкование):
153
ПЕРЕВОД:
154. Затем Он ниспослал на вас после печали покой (и безопасность). Кого-то из вас охватила дремота. Другие же были озабочены собой (своими мыслями). Они думали об Аллахе несправедливые вещи — мысли времен джахилии. Они спрашивали: «Зависит ли от нас хоть что-то?» Ответь (им): «Все полностью принадлежит Аллаху». Они скрывают в душе то, чего не открывают тебе. Они говорят: «Если бы от нас зависело хоть что-то, нас бы не убивали здесь». Ответь (им): «Даже если бы вы остались дома, те, кому была предопределена гибель, обязательно бы оказались на месте своей гибели. Аллах испытал бы то, что у вас в душе, и выявил бы, что у вас в сердце. Аллах знает о том, что у вас в душе».
ТАФСИР (Толкование):
154
ПЕРЕВОД:
155. Тех из вас, кто повернул назад (покинул поле боя) в день, когда встретились два войска (в битве при Ухуде), просто заставил ошибиться шайтан из-за некоторых их поступков. Но Аллах уже простил их. Поистине, Аллах — Прощающий, Отменяющий наказание.
ТАФСИР (Толкование):
155
ПЕРЕВОД:
156. О верующие! Не будьте похожи на неверующих, которые сказали о своих братьях, которые отправились в путь или ушли на войну (и были убиты): «Если бы они остались с нами, то не умерли бы и не были бы убиты». (Они говорили так) и Аллах сделает это причиной скорби в их сердцах. Аллах оживляет и умерщвляет. И Аллах видит все, что вы делаете.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах запрещает Своим верующим рабам уподобляться неверующим в их порочных убеждениях. Они проявились в их словах об убитых братьях: если бы они не участвовали в сражении, то остались бы живы…«Аллах сделает это причиной скорби в их сердцах», — то есть Всевышний Аллах создал это порочное убеждение в их сердцах, чтобы увеличить в них скорбь и отчаяние от смерти и гибели близких. Затем Всевышний Аллах говорит, опровергая это порочное убеждение: «Аллах оживляет и умерщвляет», — то есть акт творения полностью принадлежат Ему и к Нему все возвращается. Все умирает и оживает лишь по Его Воле.Никто и ничто не может увеличить или уменьшить чью-то жизнь. «Аллах видит все, что вы делаете», — то есть его Знание и видение охватывают все Его творения, и ничто из их поступков не скрыто от Него»[2].
156
ПЕРЕВОД:
157. Если вы будете убиты на пути Аллаха или умрете, то (знайте, что) прощение Аллаха и (Его) милость — лучше того, что они собирают.
ТАФСИР (Толкование):
«Этот аят говорит нам, что смерть на пути Аллаха — это причина для великой милости Всевышнего и Его довольства. И это лучше, чем оставаться в этом мире и собирать ее бренные блага»[1].
157
ПЕРЕВОД:
158. Умрете вы или будете убиты, вы непременно будете собраны перед Аллахом.
ТАФСИР (Толкование):
158
ПЕРЕВОД:
159. По милости Аллаха ты был мягок с ними (сподвижниками). А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, они бы обязательно покинули тебя. Прости же их (за то, что было в битве при Ухуде), попроси для них прощения и советуйся с ними в делах. А когда примешь решение, то уповай на Аллаха — поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него.
ТАФСИР (Толкование):
«Всевышний Аллах обращается к Своему Посланнику, выражая довольство им и верующими. Всевышний доволен тем, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) обошелся с верующими мягко: «По милости Аллаха ты был мягок с ними», — то есть ты был к ним мягок лишь по Милости Всевышнего Аллаха»[1].
«Таваккуль — это полное упование на Аллаха в получении любых благ и сохранении их, когда они даны, а также в избегании вреда и в избавлении от него, если что-то плохое уже произошло. И это одна из самых высоких степеней (макамов) по двум причинам:
Всевышний Аллах говорит: «Поистине, Аллах любит тех, кто уповает на Него»[2].
Вторая причина — это то, что Аллах гарантирует: «Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно»[3].
Вероятнее всего, таваккуль является обязательным, поскольку Аллах говорит:«Полагайтесь на Аллаха, если вы (искренне) верующие»[4]. В этом аяте таваккуль назван условием веры.Также внешний смысл слов Аллаха: «Пусть же верующие уповают на Аллаха»[5], — также подтверждает, что повеление здесь подразумевает обязательность[6].Знай, читатель, что люди делятся на три группы по степени таваккуля:
Раб Аллаха полагается на своего Господа так, как он полагается на своего представителя (вакиля), которому полностью доверяет, и нисколько не сомневается, что вакиль честно заботится об интересах уполномочившего его.
Отношение раба к своему Господу подобны отношению младенца к матери: он знает лишь ее и всегда прибегает лишь к ее защите.
Раб по отношению к своему Господу подобен покойнику по отношению к омывающему его — он весь целиком и без остатка находится в распоряжении последнего.В таваккуле людей первой группы есть доля их собственных интересов в отличие от людей, достигших второго уровня.В таваккуле людей второй группы есть доля их собственных желаний и воли в отличие от людей, достигших третьего уровня.Таваккуль этого уровня основывается на таухиде особых людей, о котором мы говорили в комментарии к словам Аллаха: «Ваш Бог — Бог Единственный…»[7] Таваккуль этого уровня увеличивается по мере укрепления этого вида таухида и слабеет по мере его ослабления.Могут спросить: является ли условием таваккуля отказ от обычных причин?Ответ: причины бывают трех видов:
Те, в отношении которых мы уверены, что с этими причинами Аллах связал некий результат. От этого вида причин нельзя отказываться. Это, например, еда для устранения голода и одежда для согревания тела[8].
Вероятные причины, такие как торговля и другие способы заработать на жизнь. Эти причины не мешают проявлению таваккуля, ибо таваккуль — в сердце, он не является действием тела. Поэтому для того, кто достаточно силен, допустимо отказаться от этого вида причин[9].
Причины выдуманные, далекие от реальности. Они мешают таваккулю[10].
Степень выше таваккуля – это полное смирение (тафвид), то есть полное подчинение Всевышнему Аллаху во всем. В таваккуле есть доля воли и личного интереса — человек, полагаясь на Аллаха, стремится получить от Него желаемое. А в полном смирении (тафвид) нет участия воли и нет личных интересов, ибо это полное подчинение Воле и выбору Аллаха. Поэтому тафвид — это более высокая степень этики (адаба) по отношению к Господу»[11].
159
ПЕРЕВОД:
160. Если Аллах поможет вам, никто не одолеет вас. Но если Он лишит вас помощи, то кто же поможет вам вместо Него? Пусть же верующие уповают на Аллаха.
ТАФСИР (Толкование):
160
- Мединская сура
- 200 аятов
- 3, 4 джуз
- в порядке ниспосылания - 89
Комментарии: 18
Правила форума