Циклы Авторы Сортировка

15 урок. О словах «мой мазхаб - достоверный хадис», часть 3

3 377
7 апреля, 15

Слова шафиитов:


Эти слова объясняет имам ан-Навави, да помилует его Аллах, в книге «Тахзиб аль-асма ва аль-люгат» [1]:

«Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал это из осторожности, завещав – и это достоверно возводится к нему несколькими путями – следовать достоверному хадису и оставлять его слова, если они противоречат явному шариатскому тексту. И за ним последовали в этом наши ученые, да помилует их Аллах, поступая так во многих известных вопросах, например, в вопросе «тасвиба»[2]  в азане утреннего намаза, а также в вопросе об условии «тахаллюля»[3] для выхода из хаджа при болезни и в прочих вопросах, все из которых известны. Однако у этой практики есть условия, которым мало кто соответствует в наши времена [4]. И я объяснил их во введении к книге «Шарх аль-Мухаззаб»».

Приведем теперь краткую цитату – что имам ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет в введении к «Маджму’, шарх аль-Мухаззаб» [5]:

«Эти слова имама аш-Шафии не означают, что любой, кто увидит достоверный хадис, имеет право сказать: «Это мазхаб аш-Шафии», – и практиковать его буквальный смысл. Этот принцип касается только тех, кто достиг степени иджтихада в мазхабе, при условии, что ученый придет к выводу, что имам аш-Шафии не обнаружил этот хадис или не знал, что он достоверный. И такое возможно только после изучения всех книг имама аш-Шафии, всех книг его учеников и остальных ученых. И это очень трудновыполнимое условие, мало кто может ему соответствовать.

Это условие было поставлено потому, что имам аш-Шафии часто оставлял практику внешнего смысла хадисов, которые были ему известны, так как у него были доказательства их проблем с иснадом или того, что они отменены [6], пояснены другими текстами или нуждаются в толковании».

 

[1] Т. 1, с. 51.

 

[2] Произнесение муаззином в азане утреннего намаза слов «молитва лучше, чем сон» («ас-саляту хайрун минан-наум»). Прим. пер.

 

[3] Особые действия для выхода из состояния ихрам во время хаджа. Прим. пер.

 

[4] Время имама ан-Навави (631-676 г. по хиджре). Не наше с вами время!

Однако в чью-то голову может прийти лукавая мысль: «Возможно, в те времена были люди, не по праву претендовавшие на иджтихад, и слова имама ан-Навави относятся к ним, а не к ученым».

Я отвечу на это так: в то время – а это седьмой век по хиджре – жили такие ученые, как Фахруддин ар-Рази ( в начале века), Ибн ас-Салях, аль-Мунзири, ‘Изз ибн Абдиссалям, оба имама аль-Куртуби (муфассир и мухаддис), Абуль-Хасан ибн аль-Каттан, оба имама аль-Макдиси (Дыяуддин и Ибн Кудама), а в конце века жил Ибн Дакык аль-‘Ид (625-702 г. по хиджре). И именно эти ученые не допустили возникновения подобной смуты в религии. И ты знаешь, что случилось с имамом ас-Суюты, жившим 250 лет спустя, который претендовал на иджтихад, но ученые его времени не признали его.

 

[5] Т.1, с. 104.

 

[6] Аль-Хаким пишет в «Аль-Мустадрак» (т. 1, с. 226): «Некоторые ошибочно считают, что два хадиса с достоверным иснадом не могут противоречить друг другу. Тем, кто так считает, следует изучить внимательно «Сахих» имама Муслима. И он найдет там столько таких хадисов, что устанет считать».

Хафиз Ибн Хаджар пишет в «Фатх аль-Бари» (т. 1, с. 413): «Сколько отмененных хадисов, которые при этом достоверны с точки зрения науки о хадисах!»

И эти его слова поясняют сказанное в его книге «Шарх ан-нухба» (с. 41 с хашия «Лакт ад-дурар»): «Все ученые единогласны, что обязательно практиковать то, что достоверно». Смысл тогда становится такой: ученые единогласны, что обязательно практиковать все, что подходит для практики. Мы эту мысль поясним скоро, когда будем отвечать на второе сомнение.

Также я встречал у аль-Бика’и, да помилует его Аллах, в книге «Ан-Нукат аль-вафия» (лист 12/алиф) после длинной цитаты его учителя Ибн Хаджара следующие слова: «Становится ясно после исследования, что они (ученые) имели в виду под «достоверным (хадисом), который обязательно практиковать» тот, который не содержит противоречий и тому подобных вещей».

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков