22 урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? часть 1
Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать?
Что касается второго сомнения — что достоверности хадиса достаточно для его практики — то говорящие это имеют в виду, что Всевышний Аллах обязал нас следовать за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, поэтому, если передаваемый от него хадис достоверен, то этого достаточно, чтобы практиковать его, и это будет следованием за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. И нельзя мусульманину отказываться от практики достоверных хадиса, переданных от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как мы уже сказали раньше, приведя ответ имама аш-Шафии, данный им аль-Хамиди:
«Разве ты увидел, как я выхожу из церкви, надев столу (епитрахиль)…»
И не обязал нас Всевышний Аллах следовать за кем-то, какой бы высокой ни была его степень в знаниях, если он не безгрешен.
Наш ответ: это сомнение состоит из двух частей:
- Факта достоверности хадиса достаточно для его практики.
- Нам велено следовать за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и больше ни за кем другим из людей.
Ответ на первую часть (второго сомнения) вытекает из ответа на первое сомнение, касающееся слов «если хадис достоверен, то это мой мазхаб». Мы говорим: поистине, смысл слов «факта, что хадис достоверен, достаточно для его практики» таков: пригодность хадиса для практики достаточна для нее.
А эта пригодность для практики возможна, только если иснад и текст (матн) хадиса отвечают многим условиям. Часть этих условий разбирается в науках о хадисе, другая относится к усулю. А вовсе не так, что для практики хватает убедиться по «Такриб ат-тахзиб»[1], что все передатчики хадиса достоверны, как думают некоторые!
На самом деле это одна из самых значительных задач имамов, достигших совершенства в хадисах и науках о них, а также в усуль аль-фикх и фикхе.
И неправильное понимание вопроса приводит в начале к пренебрежению сунной, которую они хотят оживить, а затем и к пренебрежению фикхом. Также это приводит к сбиванию людей с правильного пути.
Передал Ибн Аби Хейсама — как это приводится в «Шарх ‘иляль ат-Тирмизи»[2] — и Абу Ну’айм в «Хилья» [3], оба по цепочке от Исы ибн Юнуса, от А’маша, что Ибрахим ан-Наха’и сказал:
«Когда я слышу хадис, я смотрю на то, что из него берется, и беру это. А остальное оставляю».
Передал имам хафиз Ибн Абдуль-Барр[4], да помилует его Аллах, с иснадом до кади муджтахида Ибн Аби Лейля, да помилует его Аллах, который сказал:
«Человек не считается знающим хадис, пока не (будет знать), что брать из него, а что оставлять».
Передал Абу Ну’айм[5] в начале биографии имама «амира аль-муъминин» в хадисе[6] Абдуррахмана ибн Махди, что тот сказал:
«Не будет считаться человек имамом, пока не будет знать, какие хадисы достоверны, а какие нет, и пока не перестанет использовать как довод все подряд, и пока не узнает источники знания».
Передал Ибн Хиббан, да помилует его Аллах, со своим иснадом[7] до имама Абдуллаха ибн Вахаба, да помилует его Аллах, что тот сказал:
«Я встретил триста шестьдесят ученых, и если бы не Малик и Лейс, я бы заблудился в знаниях».
Также от него передают слова:
«Мы следовали в знаниях за четверыми: двумя в Египте и двумя в Медине. За Лейсом ибн Са’дом и Амром ибн аль-Харисом в Египте, и за Маликом и аль-Маджишуном в Медине. Если бы не они, мы бы сбились».
Подобные же слова передают от него Ибн Аби Хатим и Ибн Абдуль-Барр[8].
Имам аль-Каусари в одном из примечаний к «Аль-Интикаъ» объяснил, почему он (Ибн Вахб) сбился бы, если Аллах не спас бы его:
«И слова Ибн ‘Асакира [9] с иснадом до Ибн Вахба: «Если бы не Анас ибн Малик и Лейс ибн Са’д, то я бы погиб» (означают): Я бы думал, что можно практиковать все, что передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В другой версии передается «…я бы сбился в пути», то есть: из-за расхождений в хадисах». Аль-Каусари добавляет: «…как это случилось со многими передатчиками (хадисов), далекими от (знания) фикха, не различавшими, что можно практиковать, а что нет»[10].
[1] Книга имама Ибн Хаджара аль-Аскаляни, да помилует его Аллах, в которой собраны биографии передатчиков хадисов. Прим. пер.
[2] Т. 1, с. 413.
[3] Т. 4, с. 225.
[4] В книге «Джами’баян аль-‘ильм», т. 2, с. 130.
[5] В «Хилья», т. 9, с. 3.
[6] Высшая степень знатока хадисов и наук о хадисе. Прим. пер.
[7] В предисловии к своей книге «Аль-Маджрухин», т. 1, с. 42.
[8] В «Такдима аль-джарх ва ат-та’диль» (с. 22 - 23) и в «Аль-Интикаъ» (с. 61).
[9] Также их приводит аль-Байхакы, и их к нему относит Ибн Раджаб в «Шарх аль-‘иляль», т. 1, с. 413.
[10] См. его слова в примечаниях к «Шурут аль-аимма аль-хамса» аль-Хазими, с. 36.
Комментарии: 0
Правила форума