А рациональное доказательство передает Ибн Абдуль-Барр
[1], да помилует его Аллах, от Суфьяна ибн 'Уейны, который сказал: «Абу Ханифа приводил примеры из хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем опровергал их своими знаниями
[2]. Я привел ему хадис «Оба заключающих торговую сделку имеют право ее расторгнуть, пока не разделятся», на что Абу Ханифа сказал: «Подумайте, если они в лодке, то как они разделятся?»» И Суфьян сказал: «Вы слышали когда-нибудь что-то ужаснее?!»
[3]
Этот ответ имама предельно глубокий и очень кратко выражает самую суть. Он хотел сказать: если под «разделением» имеется в виду физическое удаление, то как быть в ситуациях, когда физическое удаление затруднительно. Например, на маленькой лодке в открытом море. В этом случае нет возможности одному отойти от другого. И это привело бы к затруднению: получается, они находятся в месте заключения сделки и не могут отойти друг от друга, и это положение может длиться много дней или даже больше.
Этот пример отличался от того понимания (хадиса), которое было у Суфьяна ибн 'Уейны, да будет Аллах им доволен, поэтому он решил, что имам Абу Ханифа отвергает благородный хадис, предпочитая ему разум. А это не так
[4].
И это был пример на то, когда текст (хадиса) предполагает два понимания. Также этот пример годится и для иллюстрации первой ситуации: расхождения в понимании из-за разницы способностей. И Аллах знает лучше.
И я не хочу приводить слишком много примеров на эту основную причину расхождений в хадисах, чтобы осталось время обратить внимание на очень важную вещь: эти шариатские хукмы, выведенные из Корана и сунны — это часть религии, и они относятся к Корану и сунне, а не что-то отдельное от них. И поскольку Коран и сунна — это два основных источника Ислама, то и понимание, вынесенное из них, имеет ту же значимость, и его нельзя от них отделять.
Имам ас-Суюты пишет в «аль-Иткан»
[5] в начале (разбора) шестьдесят пятого вида знаний, выводимых из Корана: «Имам аш-Шафии, да будет им доволен Аллах, говорил: «Все, что говорит умма, это толкование сунны. А вся сунна — это толкование Корана»».
Также аш-Шафии говорил: «Нет ни одной беды, случившейся с кем-либо в религии, чтобы в Коране не было указания на путь ее преодоления». И известно, что путь преодоления основан на выведении (его из Корана). Поэтому выведенное присоединяется к источнику, если оно было выведено правильным образом.
Абу Дауд передал (2877) хадис от Абдуллаха ибн Амра, да будет Аллах им доволен: «Знание бывает трех видов, а все остальное лишнее: ясный аят, действительная сунна и верное обязательство (фард)». Имам аль-Хатаби так прокомментировал «верное обязательство»
[6]: «Это словосочетание предполагает два толкование. Первое: это справедливое деление на доли, указанные в Коране и сунне. Второе: это смыслы, выводимые из Корана и сунны. Тогда эти фарды верны тому, что взято из Корана и сунны, поскольку приравниваются к их ясным текстам».
Это толкование подтверждает пример, который привел имам аш-Шатыби, да помилует его Аллах, в «аль-Мувафакат»
[7]. Он пишет: «Выраженное в сунне — это и есть смысл аята. Сунна — это как бы толкование и комментарий к хукмам аятов. На это указывают слова Всевышнего:
لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ
Смысл: «(А тебе (о Мухаммад!) Мы ниспослали Напоминание) для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они задумались». (Сура «ан-Нахль», аят 44).
И пришло (в сунне) разъяснение слов Всевышнего:
وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُوا أَيْدِيَهُمَا جَزَاءً بِمَا كَسَبَا نَكَالًا مِّنَ اللَّـهِ وَاللَّـهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
Смысл: «Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый». (Сура «аль-Маида», аят 38). Разъяснение это — что рука рубится у запястья, и что украденное должно достигать размера нисаба
[8] или быть больше, и кража имущества произведена оттуда, где оно обычно хранится
[9]. И это именно то, что имеется в виду в аяте. Нельзя сказать, что эти хукмы установлены сунной независимо от Корана.
И когда Малик или кто-то другой из толкователей объяснил нам смысл аята или хадиса, и мы практикуем то, что он объяснил, нельзя говорить: мы практикуем слова такого-то толкователя. Мы должны сказать: мы практикуем слова Аллаха или слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
[1] В «аль-Интика» (с. 276). Также см. «аль-Джаухар ан-накы» (т. 5, с. 272) вместе с «Сунан аль-Байхакы».
[2] Так в моем издании «аль-Интика». Вероятно, правильно: «своим разумом».
[3] Возможно, Суфьян ибн 'Уейна думал так первоначально, затем его мнение об имаме Абу Ханифе улучшилось. На это указывает история, переданная в «аль-Джавахир аль-мудыйя» (т. 1, с. 453) от Бишра ибн аль-Валида аль-Кинди, ученика имама Абу Юсуфа, да помилует их всех Аллах. Бишр сказал: «Мы были у Ибн 'Уейны, и нам задали сложный вопрос. Он спросил: «Есть тут кто-то из последователей Абу Ханифы?» Ему сказали: «Бишр». Он сказал: «Ответь на этот вопрос». Я ответил. Он сказал: «Подчинение факихам — это безопасность в религии»».
[4] Ибн Абдуль-Барр в «аль-Интика» (с. 211) передает, что Фадля ибн Мусу ас-Синани, имама в хадисе, современника Абу Ханифы и его учеников, спросили: «Что ты скажешь о тех, кто плохо отзывается об Абу Ханифе?» Он ответил: «Имам Абу Ханифа принес им знание, которое они понимают, и знание, которое они не понимают. И он ничего им не оставил. Поэтому они завидуют ему».
[6] Т. 4, с. 89 — 90 в «Ма'алим ас-сунан».
[8] Это не нисаб в закяте. По маликитскому мазхабу, которому следовал имам аш-Шатыби, да помилует его Аллах, это четверть динара (золота) или три дирхама (серебра). То есть тому, кто украл нечто, чья стоимость равна этой стоимости или больше ее, отрезают руку при соблюдении остальных условий. По ханафитскому мазхабу сумма нисаба при краже — десять дирхамов и больше. Прим. пер.
[9] Это значит, что, если вор украл, например, деньги, лежащие ночью у порога дома, то ему не отрубают за это руку, потому что порог дома — это не то место, где люди обычно хранят деньги. Прим. пер.
Комментарии: 0
Правила форума