Циклы Авторы Сортировка

55 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 4

2 138
1 февраля, 16
Мы дальше будем говорить о мнении имама Ахмада, да помилует его Аллах, что тот, кто знает четыреста тысяч хадисов может заниматься иджтихадом и давать фетвы[1]. От Ибн Маꞌина передается, что это пятьсот тысяч хадисов.  А имамы-современники Абу Ханифы и последующие поколения ученых признавали его право на иджтихад в фикхе. Более того, все ученые нуждаются в нем (как дети по сравнению с ним) в фикхе. А это значит, что он знал указанное количество хадисов, даже гораздо больше.

 

Ибн Халдун, да помилует его Аллах, пишет в конце рассказа о хадисоведении в своей «Мукаддиме»:

«И указывает на то, что он – то есть Абу Ханифа – один из величайших муджтахидов в науке о хадисах, признание его мазхаба среди них – то есть среди имамов-современников – тот факт, что ученые опирались на него и принимали его мнений в плане согласия или несогласия с ними».

И имам Ахмад, поставивший это условие, по которому муджтахид должен знать такое огромное количество хадисов, был одним из великих имамов, которые хвалили имама Абу Ханифу, да помилует их всех Всевышний Аллах. Это передал имам аль-ꞌАйни, да помилует его Аллах, в «аль-Бинайя». Его цитирует[2] шейх Зафар Ахмад ат-Таханави, да помилует его Аллах.

Ат-Туфи аль-Ханбали в своем комментарии на «Мухтасар рауда ан-назыр» пишет в конце раздела, где опровергаются отрицающие кыяс[3]:

«Суть мнений о нем – то есть об имаме Абу Ханифе – в том, что он однозначно не противоречит сунне из упрямства, но противоречит в некоторых местах из-за своего иджтихада на основе ясных доводов и пригодных доказательств. И эти доводы известны. И мало кто из его противников был к ним справедлив. И ему положена за ошибку одна награда, а за правильное мнение – двойная награда[4]. А критиковали его либо завистники, либо не знающие правил иджтихада… И последнее достоверное мнение, которое передается от имама Ахмада, да будет Аллах им доволен, это похвала в его (Абу Ханифы) адрес. Ее передает наш (ханбалитский) ученый Абу аль-Варад в книге «Усуль ад-дин»».

Имам ас-Солихи аш-Шафии в «ꞌУкуд аль-джанан»[5] и Ибн Хаджар аль-Макки аль-Хайтами аш-Шафии в «аль-Хайрат аль-хисан»[6] процитировали  слова аз-Заранджари:

«Имам Абу Хафс аль-Кабир повелел сосчитать шейхов Абу Ханифы, и их число достигло четырех тысяч. Все они были табиинами».

Затем ас-Солихи привел список имен некоторых его шейхов, упорядочив их по алфавиту, что заняло двадцать три страницы[7].

Такого количества шейхов не упоминают в биографиях других имамов, которые занимались исключительно хадисом.

Также в «аль-Хайрат аль-хисан» сказано[8]:

«Абу Юсуф сказал: «Я не видел никого, кто бы знал толкование хадисов, лучше Абу Ханифы. И он лучше меня умел определять достоверные хадисы»».

А об имаме Абу Юсуфе так отозвался имам науки «аль-джарх ва ат-таꞌдиль»[9] и «царь хафизов»[10] Яхья ибн Маꞌин:

«Среди асхаб ар-рай (ханафитов)  я не видел большего знатока хадисов, больше других знающих их наизусть и более достойного доверия передатчика, чем Абу Юсуф»[11].

Ибн Маꞌин не застал Абу Ханифу, поэтому нельзя говорить: он упомянул только Абу Юсуфа, а Абу Ханифу не упомянул.

В этой же книге переданы[12] слова Абу Юсуфа:

«Если Абу Ханифа настаивал на каком-либо мнении, я обходил шейхов Куфы в поисках хадиса или другой передачи, которые бы усилили его мнение. И я находил часто два или три хадиса. Я приводил их ему. Иногда он говорил про один из них, что он не достоверен, иногда – что не известен. Я его спрашивал:

- Откуда ты это знаешь, ведь он соответствует твоему мнению?

Он отвечал:

- Я знаю то, что знают ученые Куфы.»


А в Куфе жили тысяча пятьсот сподвижников, которые заполнили город знанием. Скажем больше: один только Ибн Масꞌуд заполнил его знанием, как сказал о нем Али ибн Аби Толиб[13].
 

[1] С. 199 арабского издания книги.

 

[2] В своей книги «Каваꞌид фи ꞌулюм аль-хадис», с. 328.

 

[3] Т. 3, с. 290.

 

[4] На основании хадиса о награде муджтахида, переданного имамами аль-Бухари и Муслимом, от ꞌАмра ибн аль-ꞌАса. Прим. пер.

 

[5] С. 63, 319.

 

[6] С. 23. См. «Манакыб аль-имам» Муваффака аль-Макки (с. 38 – 48) и аль-Кардари (с. 79 – 97).

 

[7] Со с. 64 по с. 87.

 

[8] С. 25, 61.

 

[9] Знание принципов отличия достойных доверия передатчиков от недостойных. Прим. пер.

 

[10] Как о нем сказал аз-Захаби в «ат-Тазкира», с. 465.

 

[11] Передал аз-Захаби в «Манакыб», с. 40.

 

[12] С. 61.

 

[13] Непременно см. «Фикх ахли Ирак ва хадисухум» имама аль-Каусари (с. 40 и далее) и «Маꞌариф ас-сунан» (т. 1, с. 252) шейха аль-Баннури, да помилует их Аллах.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий
Список уроков