35 урок. Мусульманин обязан следовать лишь за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и ни за кем другим, часть 2
- Абу Абдуллах, выслушай то, что я тебе скажу, и я докажу свою мнение.
Малик сказал ему:
- А если ты победишь меня?
- Ты последуешь за моим мнением.
- А если я одержу верх?
Тот ответил:
- Тогда я последую за тобой.
Малик сказал:
- А если придет еще кто-то, обоснует что-то и опровергнет нас обоих?
- Тогда мы последуем оба за ним.
Абу Абдуллах (имам Малик) сказал на это:
- Аллах ниспослал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с единой религией, а ты постоянно меняешь мнения. Умар ибн Абдуль-Азиз сказал: «Тот, кто сделал религию целью для споров, много раз меняет мнения»».
[1] Поскольку речь зашла об этом, скажу: эта ситуация, которую порицает и осуждает устаз аль-Каусари, называется в терминологии ученых «та'ассуб». Это значит следующее: ты имеешь определенное мнение по вопросу, в котором есть разногласия у ученых, а затем выясняется истина, как сказал шейх, и становится понятно, что есть довод, доказывающий противоположное мнение, и что первое мнение не имеет доказательств. При этом ты достиг уровня в науках, позволяющий решать такие вопросы. И то, что ты продолжаешь придерживаться первого мнения, отвергая второе — это и есть «та'ассуб». И это для тебя харам.
«Та'ассуб» в этом значении и этом виде не дозволен. Однако когда у твоего первого мнения есть какое-то доказательство, тогда продолжать придерживаться его — истина, Шариат и религия. Это поклонение, а не та'ассуб. Даже если у второго мнения более ясное доказательство. И никто не имеет в этом случае права называть твое согласие с первым мнением та'ассубом, слепым таклидом и так далее. И то, что люди описывают этими категориями некоторых ученых — харам, поскольку та'ассуб запретен, а совершающий запретное — грешник (фасик). Обвинять мусульманина — тем более ученого — в грехе запретно, если только его грех не ясен как день.
Пусть устрашаться Аллаха некоторые авторы, торгующие мясом ученых, называя их этими запретными кличками. Мы читаем: «слепой та'ассуб!», «слепой таклид!». Думаю, читателю ясно, кто слепой, а кто зрячий.
И пусть устрашаться Аллаха те, кто посягает на единство мусульманской общины, ввергая ее в еще большее разделение: «Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (сура «аль-Исра», аят 36).
И посмотри на то, что рассказал Абу Дауд — автор «ас-Сунан» — о своем шейхе имаме Ахмаде ибн Ханбале и поразмысли над его высокой научной мудростью!
Абу Дауд пишет в «Масаиль аль-имам Ахмад» (вопросы по фикху) (с. 72): «Я слышал, как Ахмада спросили о двухракаатном намазе перед магрибом. Он ответил: «Я его не совершаю, но если кто-то будет его читать — в этом нет проблемы»».
Абу Дауд пишет: «Раньше я слышал, что он одобрял его и считал желательным».
[2] С. 5.
[3] Продолжение темы. Начало ее тут: http://azan.kz/article/show/id/8172.html. Прим. пер.
[4] В «ас-Сунан», т. 1, с. 91.
[5] Убеждения, согласно которым грехи человека не вредят его вере. Прим. пер.
Комментарии: 1
Правила форума