Для понимания важности знания хукмов, которые были установлены в Шариате на момент кончины Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обратимся к словам имама аз-Зухри в «Сахих Муслим»
[1]. Он сказал:
«Они – сподвижники – следовали за хадисами, а потом за другими, из его, мир ему и благословение Аллаха, повелений, и признавали отменяющий хадис руководством к действию».
Также смотри высказывание того же Яхьи ибн Адама
[2]:
«Не будут доводом при наличии слов Пророка, да благословит его Всевышний и приветствует, слова никого другого. Также говорится: «Сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакра и Умара», чтобы показать, что Пророк, да благословит его Всевышний и приветствует, считал именно так к моменту своей кончины»
[3].
Знание имама Абу Ханифы не ограничивалось хадисами, известными в его городе, он также обладал исчерпывающим знанием хадисов ученых Хиджаза, которое он приобрел за время пребывания в Благородной Мекке, куда приехал из Куфы в результате настойчивых требований Язида ибн Умара ибн Хубайры стать кадием, чего имам не желал. Это было в 130-м году по хиджре
[4]. Он вернулся в Куфу только тогда, когда правителем стал Абу Джаꞌфар аль-Мансур, что произошло в 136-м году по хиджре. И такой временной промежуток – это очень немало для имама-муджтахида. Тем более это время он провел в таком наполненном знаниями месте, как Благородная Мекка, центре исламского мира, который всегда был и есть средоточием ученых и мухаддисов, и в который каждый год приходят паломники.
Можно к этому добавить то, что, как передают, он совершал хадж пятьдесят пять раз
[5], каждый раз встречаясь с учеными Мекки, Медины и других городов исламского мира. Поэтому в списке его шейхов, который привел хафиз ас-Солихи в «ꞌУкуд аль-джанан» (с. 64 – 87), мы находим много мекканцев, мединцев и жителей множества других городов.
Имам Абу Ханифа не считал дозволенным передавать хадисы по иджазе
[6]. То же передается и от Шуꞌбы ибн аль-Хаджаджа, имама своего времени в науке «аль-джарх ва ат-таꞌдиль». Шуꞌба так сказал об этом:
«Если бы можно было ограничиться иджазой, стало бы ненужным путешествовать (чтобы услышать хадисы)»
[7].
Разве мог бы Абу Ханифа ограничиться изучением хадисов у шейхов только своего города, если путешествия для сбора хадисов обязательны?!
Это очень длинная тема. Не думаю, что нужно здесь продолжать разговор о ней дальше. Эту сторону изучения (наследия) имама Абу Ханифы исчерпывающе изложил выдающийся ученый в области хадиса и фикха шейх Зафар Ахмад аль-Усмани ат-Таханави (ум. в конце 1394 года по хиджре), да помилует его Всевышний Аллах, в книге «Инджа аль-ватан ꞌан аль-издира би иман аз-заман»
[8]. В ней собраны цитаты, которых нет вместе больше нигде.
Затем наш учитель, выдающийся ученый, шейх Мухаммад Абдур-Рашид ан-Нуꞌмани (1333 – 1420), да помилует его Всевышний Аллах, написал замечательную книгу «Макана аль-имам Аби Ханифа фи аль-хадис», которую издал другой наш учитель шейх Абуль-Фаттах Абу Гудда, да помилует его Аллах, тем самым сделав ее еще лучше.
Также издано отличное научное исследование под названием «Макана аль-имам Аби Ханифа бейна аль-мухаддисин» доктора Мухаммада Касима аль-Хариси объемом шестьсот страниц. В книге содержится немало новых ценных сведений.
Как после этого некоторые личности еще осмеливаются нападать на имама?!
При всем этом, каждый из нас согласен, что один Абу Ханифа не охватил всю сунну. Также и аш-Шафии один не охватил всю сунну. То же касается и Малика, Ахмада, ас-Саури, Лейса ибн Саꞌда и аль-Аузаꞌи – каждого из них по отдельности, да будет Аллах доволен ими всеми.
Дальше следует привести примеры того, как некоторые имамы могли что-то из сунны упустить.
[1] Т. 2, с. 785. Глава о дозволенности поста и разговения в месяц рамадан для путника.
[2] Его передал с иснадом до него аль-Хаким в «Маꞌрифа ꞌулюм аль-хадис» (с. 84) и аль-Хатыб в «аль-Факих ва аль-мутафакких» (т. 1, с. 222).
[3] В книгах «аль-Истизкар» (т. 1, с. 221 – 222) и «ат-Тамхид» (т. 3, с. 353) Ибн Абдуль-Барра содержатся ценные высказывания с тем же смыслом. Также см. «Сунан аль-Байхакы аль-кубра» (т. 1, с. 157).
[4] «ꞌУкуд аль-джанан» (с. 312) ас-Солихи, да помилует его Аллах.
[5] «ꞌУкуд аль-джанан», с. 220.
[6] Общим разрешением на передачу хадисов без слушания самих хадисов. Прим пер.
[7] «Ат-Тадриб» ас-Суюты, да помилует его Аллах, с. 256, 257.
[8] Издана недавно в Пакистане вместе с «Иꞌля ас-сунан» под названием «Абу Ханифа ва асхабуху аль-мухаддисун».
Комментарии: 0
Правила форума