Ибн Абдуль-Барр пояснил это в главе под названием «Глава об уровнях требования (знаний) и об искренности в мазхабе»
[1].
Он привел вышеупомянутые слова имама аш-Шафии
[2], доказывая их высказываниями саляфов, добавил, что нужно обладать знаниями «сиры Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует», а также: «знать сподвижников, которые передают религию от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» для того, чтобы различать между хадисами «мурсаль»
[3] и «муттасыль»
[4]. Кроме того, он пишет о «знании их биографий и их достойных качеств» и о «знании качеств передающих (хадисы) от них, то есть от сподвижников и тех, кто был после них, их жизни и сообщений от них, чтобы уметь отличать достойных доверия передатчиков от не достойных доверия».
Я скажу: это называется «ꞌильм ар-риджаль» и «ад-джарх ва ат-таꞌдиль», изучение только этих наук отнимет немало лет жизни получающих знания.
Имам аль-Газали приводит примерно те же условия в книге «аль-Манхуль»
[5], выразив вышеупомянутые слова имама аш-Шафии: «такой человек должен обладать талантом» иначе, тем выражением, которые часто используют ученые в области усуль аль-фикх. Он пишет
[6]:
«Необходимо быть прирожденным факихом (фикх ан-нафс). Это талант, который невозможно приобрести».
В биографиях ученых также можно встретить выражение «прирожденный факих» как похвалу человеку. А мухаддисы называют такого человека «наполненным фикхом» (факих аль-бадан).
Прирожденный факих – это «хранитель мазхаба своего имама, знаток его доказательств, проверивший их, описавший, изучивший, подтвердивший, отделивший верные от ошибочных, однако он слабее их – то есть ученых первого и второго уровня, о которых речь идет выше (в книге) – в отношении знания мазхаба, способности выносить решения и знания усуля, а также иных их инструментов (иджтихада)».
Имам ан-Навави уточняет в «аль-Маджмуꞌ»
[7]:
«Такова большая часть поздних ученых вплоть до конца четвертого столетия. Это те ученые, которые составили книги по мазхабу, упорядочив его».
Я скажу: без сомнения, уровень ученых, которых имам аль-Газали называет «прирожденными факихами» выше, чем описанный. Ведь имам аль-Газали пишет о полноценных муджтахидах, а имам ан-Навави – о ученых «мураджихах», то есть способных выбирать предпочтительное мнение в мазхабе.
Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, в «Иꞌлям аль-муваккыꞌин»
[8] пишет примерно то же самое, но добавляет главу под названием «Раздел о высказываниях ученых об инструментах вынесения фетв и их условиях, а также о том, кто может их выносить, и когда муфтию допустимо говорить: «я не знаю»». Обратись к этой главе.
В книге «аль-Мусаввада» Ибн Таймийи-внука, да помилует его Аллах, есть длинная глава под названием «Раздел о качествах того, кто может давать фетву и быть шариатским судьей». В ней много редких и полезных сведений.
Все эти качества должны в обязательном порядке сочетаться с праведными поступками, богобоязненностью, щепетильностью в отношении дозволенного и запретного, аскетизмом, воспитанием своей души, приобретениями всех тех качеств, которые Ислам считает качествами совершенства. То есть необходимо также быть имамом и в области нравственности.
[1] В книге «Джамиꞌ баян аль-ꞌильм», т. 2, с. 166.
[3] Это хадис, передаваемый табиином от Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует, без упоминания сподвижника. Прим. пер.
[4] Хадис с непрерывной цепочкой передатчиков (санадом) до Посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и приветствует. Прим. пер.
Комментарии: 2
Правила форума