ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
73 урок. Ответ на сомнение: «Почему имамы использовали слабые хадисы как доказательства?» (часть 3)
Затем я нашел слова имама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, который в книге «Рафꞌ аль-малям»[1] пишет:
«Имамы, которые жили до составления сборников хадисов гораздо лучше знали хадисы, чем более поздние ученые. И многие хадисы, которые они знали и считали достоверными, возможно, дошли (до авторов сборников) только от неизвестных передатчиков или с перерывом в иснаде или же не дошли вообще».
Его слова «не дошли вообще» согласуется со словами хафиза Ибн Хаджара, которого «спросили о хадисах, которые приводили наши имамы – шафииты – и имамы-ханафиты как доводы в своих книгах по фикху, при этом такие хадисы не встречаются в сборниках хадисов». Имам ответил:
«Очень многих книг с хадисами, или большая их часть, погибла во время войн в странах востока. Возможно, хадисы, которые они приводили, содержались в тех книгах, и до нас не дошли»[2].
Примечание:
По этой причине мы видим, что хафиз в своих книгах – в «ат-Талхыс аль-хабир», «ад-Дирайя» и других – не спешил отрицать те хадисы, источник которых был ему неизвестен. Он писал о таком хадисе: «Я не нашел его», «Я его не обнаружил» и т.п. Вероятно, он таким образом следовал принципу, который сформулировал в ответе выше. Такого же метода придерживались и его предшественники, составлявшие тахридж к хадисам в книгах: Ибн аль-Муляккын в «аль-Бадр аль-Мунир», аз-Зайляꞌи в «Насб ар-райя», аль-Иракы в «Тахридж аль-Ихья». Более того, это путь ранних ученых – отвечать: «Я не знаю», «Я не нашел этому основы».
Однако нельзя использовать слова двух имамов: «(хадисы) не дошли вообще», «(в книгах), которые до нас не дошли» как зацепку для обоснования заблуждения: вот, что-то из пророческой сунны пропало. А вы говорите, что Всевышний Аллах взял на себя дело ее сохранения!
В действительности же до нас дошло два вида хадисов: тексты (матны) с иснадами – некоторые из иснадов могли пропасть – и матны без иснадов вообще.
Пример первого вида: имам Ахмад передал в «Фадаиль ас-сахаба» (т. 2, с. 737 (1274)), что Мансур ибн Абдуррахман спросил у имама аш-Шаꞌби:
- Слышал ли ты слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Не двигайся, Хира! Поистине, на тебе стоят Пророк, Правдивейший и Шахид»?
- Да.
А от кого ты их слышал?
Аш-Шаꞌби ответил:
- Клянусь Аллахом! Если я скажу, что слышал их от тысячи человек, будь уверен, что я говорю правду!
При этом в наши дни мы не найдем ни одного непрерывного иснада, который включал бы в себя аш-Шаꞌби. Что уж говорить о тысяче иснадов! Однако у этого хадиса, как известно, есть иные пути передачи и много других распространенных иснадов.
Пример второго вида – это хадисы, которые передают в своих книгах факихи и ученые в области других наук. Их немного, и они в свою очередь также подразделяются на два вида:
-
Хадисы, которые передают друг от друга имамы фикха, и которые более поздние мухаддисы не смогли привести из известных сборников хадисов, которые были им доступны. И они решили, что эти хадисы они просто не нашли, объявив, что приложили все усилия для их обнаружения. Эти ученые отдавали при этом должное имамам, которые использовали те хадисы как довод, не принижая их высокого статуса в религии Аллаха. Они писали: до нас не дошли источники этого хадиса, но мы не отрицаем допустимость практики решения фикха, основанного на нем только потому, что мы не обнаружили доказательство этого решения. И про хадисы этого вида мы говорим, что у них обязательно должны быть иснады, просто мы их не нашли.
И мы просим читателя не торопиться и обратиться к книге «аль-Джамиꞌ фи аль-хадис» имама Абдуллаха ибн Вахба, которую издал доктор Мустафа Абуль-Хайр в двух томах. Читатель найдет в этой книге примеры хадисов, которые отличаются от тех, что мы можем найти в известных сборниках хадисов.
Подобны хадисам этого вида хадисы, которые мы встречаем в книгах ученых по другим наукам, которые они передают друг от друга – книгам по тафсиру, усуль аль-фикх или тасаввуфу.
При этом нужно учесть, что большинство хадисов этого вида передается в таком виде, что мы не нуждаемся в других хадисах марфуꞌ[3], как это становится очевидным из книг по тахриджу. А там, где не передано ничего из хадисов марфуꞌ, то там есть множество хадисов маукуф[4], которые заменяют нам марфуꞌ.
Также нужно учесть то обстоятельство, что метод факихов в вопросах принятия и отвержения передатчиков (аль-джарх ва ат-таꞌдиль) и хадисов кое в чем отличается от метода мухаддисов, как об этом говорится в книгах по усуль аль-фикх.
Уму не постижимо, как можно выносить суждения об ученых раннего времени на основании решений поздних ученых, например, судить о них по тому, что приводится в шести основных сборниках хадисов. Нельзя судить о ранних ученых по поздним, но мы должны поступать ровно наоборот: применять к поздним критерии ранних. А некоторые люди принимают решения от мухаддисов, но не принимают их понимания, спеша безрассудно обвинять имамов фикха.
Также уму не постижимо, как можно людей одной специализации – мухаддисов – делать мерилом в отношении ученых многих наук, особенно в отношении имамов мазхабов фикха, ведь они имамы-муджтахиды в хадисе и фикхе.
-
Хадисы, которые передают поздние ученые, а также ученые в области иных наук, и которые не находят подтверждения в книгах ранних ученых. И к таким хадисам описанные выше принципы не применяются, о них вообще нет смысла говорить в данной теме. И Аллах знает лучше.
Мне могут возразить: вы сказали, что некоторые иснады могли исчезнуть, почему же тогда мы не можем предположить, что и некоторые тексты хадисов могли пропасть вместе со своими иснадами?
Я отвечу на это так: у нас есть две возможности. Первая: до нас дошли другие хадисы, которых нам достаточно. И таких случаев много. Вторая возможность: до нас не дошло то, что нам нужно.
В первом случае нет проблемы, что до нас не дошло то, что в чем мы не нуждаемся.
Что же касается второго варианта – до нас не дошло то, в чем есть необходимость – то самый верный и сильный ответ на это – слова Аллаха:
إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ
Смысл: «Поистине мы ниспослали откровение, и мы оберегаем его» (сура «аль-Хиджр», аят 9).
Известно, что защита откровения – то есть Священного Корана – не была бы полной без сохранения того, что поясняет и комментирует его, а это пророческая сунна. Это известно и не подлежит сомнению. И лишь Аллах наставляет.
[1] С. 18.
[2] «Аль-Масляк аль-васат ад-дани иля ад-Дурр аль-мультакыт ли ас-Сагани», 2/а, рукопись в библиотеке «Ариф Хикмет» под номером 1655. Эти слова цитирует ас-Суюты в комментарии «аш-Шафи аль-ꞌий ꞌаля Муснад аш-Шафии».
[3] Хадисы с иснадом до Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Прим. пер.
[4] Хадисы с инсадом до сподвижника. И фетва имама мазхаба могла быть основана на фетве сподвижника, которая – в свою очередь – основывалась на хадисе, который с полным иснадом до нас не дошел. Прим. пер.
Предыдущий урок
72 урок. Ответ на сомнение: «Почему имамы использовали слабые хадисы как доказательства?» (часть 2)
Следующий урок
74 урок. Ответ на сомнение: «Почему имамы использовали слабые хадисы как доказательства?» (часть 4)
Комментарии: 2
Правила форума