5 урок. Расхождения в остальных условиях достоверности хадиса
Также существуют расхождения в определении остальных условий достоверности хадиса.
- Много чего читаю с ним, — ответил Ибрахим.
Ибн Хазм сказал:
- Хочешь, я тебе передам полезные знания за короткое время – год или меньше?
Ибрахим ответил:
- Если так, то давай[4].
Ибн Хазм сказал:
- Или за месяц.
- Это еще больше мне нравится.
- Или за одну пятницу. Или за одну минуту.
Ибрахим ответил:
- Это мне нравится больше всего.
Тогда Ибн Хазм сказал:
- Если ты встретишь какой-либо вопрос, то обратись к Книге Аллаха. Если не найдешь ответ там, то обратись к Сунне. Если не найдешь в Сунне, то обратись к вопросам иджмаʼ. Если и там не найдешь ответ, то знай, что основа – что все разрешено. Поэтому можешь это делать.
Ибрахим аль-Баджи ответил ему на это:
- Чтобы делать так, как ты мне посоветовал, нужны долгая жизнь и огромные знания. Ведь для этого нужно знать Коран, различать отмененные и отменяющие аяты, аяты, нуждающиеся в толковании (муавваль), аяты с явным смыслом (захир), аяты с однозначным смыслом (мансус), аяты с неограниченным значением (мутлак), аяты с общим значением (ʼамм) и другие положения. Так, необходимо знать Сунну, отличать достоверные хадисы от слабых, знать хадисы муснад, мурсаль, муʼдаль, знать их толкования, знать историю этих хадисов: что было раньше, а что позже — и так далее. Помимо этого, нужно знать иджмаʼ во всех вопросах Ислама. И мало кто знает все это.
Известно, что в этих вопросах много разногласий, разрешить которые сложно.
Есть еще одна история, касающаяся условий достоверности хадиса и его практики, по которым у ученых есть расхождения. Ее передает ас-Саймари в книге «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи»[5]. Суть ее такова:
ʼИса ибн Харун пришел к аббасидскому халифу аль-Маъмуну[6] с книгой, в которой он собрал некоторые хадисы, и сказал правителю:
- Здесь хадисы, услышанные нами с тобой от шейхов, которых Ар-Рашид выбрал для тебя. А ты приблизил к себе людей (он имел в виду учеников Абу Ханифы), которые говорят то, что противоречит этим хадисам. И если он правы, то Ар-Рашид ошибся в выборе шейхов для тебя. А если Ар-Рашид был прав, то тебе нужно удалить от себя ошибающихся»
Аль-Маъмун принял книгу и сказал:
- Наверное, у этих людей есть доводы. Я спрошу их об этом.
И он по очереди показал книгу трем людям. Никто из них не смог ему помочь.
Весть об этом дошла до ʼИсы ибн Абана, который до того не посещал халифа. И он написал книгу «Аль-Худжа ас-сагыр», начав в ней с видов хадиса, с того, как они передаются, какие из них принимаются, а какие — нет, и что делать, если мы услышали два хадиса, которые противоречат друг другу. Затем он пояснил контекст тех хадисов, разделил их по темам и в каждой теме привел доводы имама Абу Ханифы, и его мнения, и хадисы, на которые имам опирался, и его кыяс (суждение по аналогии). Короче говоря, он тщательно разобрал этот вопрос. В конце концов, книга попала к Аль-Маъмуну. Тот прочитал ее и сказал: «Вот нужный ответ!» — а затем прочитал такие стихи:
Юноше завидовали те, кто не достиг его положения,
Люди стали ему врагами и соперниками,
Подобно тому, как другие жены говорят о лице самой красивой жены
Из зависти и злости: «Оно уродливо».
[1] «Шарх Муснад Аби Ханифа» имама Аль-Кари, рахимахуллах, с. 3. Передано имамом ат-Тахави с иснадом до Абу Ханифы. См. «Аль-Мадхаль фи усуль аль-хадис» аль-Хакима, с. 15; «Аль-Кифая» аль-Хатыба, с. 231. А также слова Ибн Хаджара, которые будут приведены далее.
[2] С. 15. И это сказано под влиянием слов Мухаммада Абдо из его работы «Рисаля ат-таухид» (с. 85), которые можно найти в моей книге «Адаб аль-ихтляф фи масаиль аль-ʼильм ва ад-дин» (с. 189). И устаз Халяф — современник этой вспыхнувшей, как пожар, фитны. Она слегка обожгла его, как обожгла многих.
[3] Т. 1, с. 101 – 102.
[4] Затем идут слова, смысл которых неясен.
[5] С. 141 – 143.
[6] Абдуллах аль-Маъмун — багдадский халиф из династии Аббасидов. Сын Харуна ар-Рашида.
Комментарии: 0
Правила форума