ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
5 урок. Расхождения в остальных условиях достоверности хадиса
Также существуют расхождения в определении остальных условий достоверности хадиса.
Пожалуй, стоит обратить внимание на такое условие, как хорошая память передатчика. Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, определял ее так: передатчик должен помнить хадис от момента, когда он его услышал, до передачи этого хадиса, без того, чтобы он между этими моментами забывал хадис[1]. И это очень строгое условие. Имам выдвинул его, наблюдая у передатчиков путаницу и вольности (в передаче хадисов). И из-за такого условия имам имел отличное от остальных мнение в определении слабости или достоверности некоторых хадисов.
По этим кратким указаниям на суть вопроса, какие хадисы принимаются, а какие — нет, читатель может понять неточность слов устаза Абдуль-Ваххаба Халяфа из его книги «Масадир ат-ташриʼ фи ма ля насса фихи» («Источники вынесения решений Шариата в случае, когда нет ясного текста об этом»)[2]:
«В отношении каждого хадиса легко узнать, мутаватир он или нет, достоверный (сахих), хороший (хасан) или слабый (даʼиф)».
И, если бы не популярность этой книги среди читателей и ее новое обсуждение, мне не пришлось бы здесь обращать на это внимание.
Кроме того, я нашел пересказ разговора, выявляющего ложность этого представления, а также других, распространенных среди претендующих на иджтихад. Этот разговор передает имам Муаʼаммар Абуль-Касим аль-Бурзули аль-Малики (ум. в 844-м г. по хиджре), один из учителей Хафиза Ибн Хаджара в своей книге «Ан-Навазиль». Его цитирует шейх маликитов своего времени ʼУлейш (ум. в 1299-м г. по хиджре), да будет Аллах к ним милостив, в книге фетв «Фатх Аль-ʼАлий Аль-Малик»[3].
Один из известных маликитских ученых, имам Абу аль-Валид Сулейман аль-Баджи (ум. в 474-м г. по хиджре), комментатор «Аль-Мувата», был самым знаменитым из тех ученых, которые дискутировали с захиритом Ибн Хазмом. И у Абу аль-Валида был брат по имени Ибрахим аль-Баджи, очевидно, младший. Однажды он встретил Ибн Хазма и тот его спросил:
— Что ты читал у своего брата?
— Много чего читаю с ним, — ответил Ибрахим.
Ибн Хазм сказал:
— Хочешь, я тебе передам полезные знания за короткое время – год или меньше?
Ибрахим ответил:
— Если так, то давай[4].
Ибн Хазм сказал:
— Или за месяц.
— Это еще больше мне нравится.
— Или за одну пятницу. Или за одну минуту.
Ибрахим ответил:
— Это мне нравится больше всего.
Тогда Ибн Хазм сказал:
— Если ты встретишь какой-либо вопрос, то обратись к Книге Аллаха. Если не найдешь ответ там, то обратись к Сунне. Если не найдешь в Сунне, то обратись к вопросам иджмаʼ. Если и там не найдешь ответ, то знай, что основа – что все разрешено. Поэтому можешь это делать.
Ибрахим аль-Баджи ответил ему на это:
— Чтобы делать так, как ты мне посоветовал, нужны долгая жизнь и огромные знания. Ведь для этого нужно знать Коран, различать отмененные и отменяющие аяты, аяты, нуждающиеся в толковании (муавваль), аяты с явным смыслом (захир), аяты с однозначным смыслом (мансус), аяты с неограниченным значением (мутлак), аяты с общим значением (ʼамм) и другие положения. Так, необходимо знать Сунну, отличать достоверные хадисы от слабых, знать хадисы муснад, мурсаль, муʼдаль, знать их толкования, знать историю этих хадисов: что было раньше, а что позже — и так далее. Помимо этого, нужно знать иджмаʼ во всех вопросах Ислама. И мало кто знает все это.
Известно, что в этих вопросах много разногласий, разрешить которые сложно.
Есть еще одна история, касающаяся условий достоверности хадиса и его практики, по которым у ученых есть расхождения. Ее передает ас-Саймари в книге «Ахбар Аби Ханифа ва асхабихи»[5]. Суть ее такова:
ʼИса ибн Харун пришел к аббасидскому халифу аль-Маъмуну[6] с книгой, в которой он собрал некоторые хадисы, и сказал правителю:
— Здесь хадисы, услышанные нами с тобой от шейхов, которых Ар-Рашид выбрал для тебя. А ты приблизил к себе людей (он имел в виду учеников Абу Ханифы), которые говорят то, что противоречит этим хадисам. И если он правы, то Ар-Рашид ошибся в выборе шейхов для тебя. А если Ар-Рашид был прав, то тебе нужно удалить от себя ошибающихся»
Аль-Маъмун принял книгу и сказал:
— Наверное, у этих людей есть доводы. Я спрошу их об этом.
И он по очереди показал книгу трем людям. Никто из них не смог ему помочь.
Весть об этом дошла до ʼИсы ибн Абана, который до того не посещал халифа. И он написал книгу «Аль-Худжа ас-сагыр», начав в ней с видов хадиса, с того, как они передаются, какие из них принимаются, а какие — нет, и что делать, если мы услышали два хадиса, которые противоречат друг другу. Затем он пояснил контекст тех хадисов, разделил их по темам и в каждой теме привел доводы имама Абу Ханифы, и его мнения, и хадисы, на которые имам опирался, и его кыяс (суждение по аналогии). Короче говоря, он тщательно разобрал этот вопрос. В конце концов, книга попала к Аль-Маъмуну. Тот прочитал ее и сказал: «Вот нужный ответ!» — а затем прочитал такие стихи:
Юноше завидовали те, кто не достиг его положения,Люди стали ему врагами и соперниками,
Подобно тому, как другие жены говорят о лице самой красивой жены
Из зависти и злости: «Оно уродливо».
[1] «Шарх Муснад Аби Ханифа» имама Аль-Кари, рахимахуллах, с. 3. Передано имамом ат-Тахави с иснадом до Абу Ханифы. См. «Аль-Мадхаль фи усуль аль-хадис» аль-Хакима, с. 15; «Аль-Кифая» аль-Хатыба, с. 231. А также слова Ибн Хаджара, которые будут приведены далее.
[2] С. 15. И это сказано под влиянием слов Мухаммада Абдо из его работы «Рисаля ат-таухид» (с. 85), которые можно найти в моей книге «Адаб аль-ихтляф фи масаиль аль-ʼильм ва ад-дин» (с. 189). И устаз Халяф — современник этой вспыхнувшей, как пожар, фитны. Она слегка обожгла его, как обожгла многих.
[3] Т. 1, с. 101 – 102.
[4] Затем идут слова, смысл которых неясен.
[5] С. 141 – 143.
[6] Абдуллах аль-Маъмун — багдадский халиф из династии Аббасидов. Сын Харуна ар-Рашида.
Предыдущий урок
4 урок. Разногласия в надежности передатчиков хадиса
Следующий урок
6 урок. Можно ли практиковать слабые хадисы? (начало)
Комментарии: 0
Правила форума