Шейх факихов своего времени Мухаммад Бахыт аль-Муты'и, да помилует его Аллах, в своей работе «Ахсан аль-калям фи ма ята'алляку би ас-сунна ва аль-бид'а мин аль-ахкам»
[1] обобщил эти идеи.
Он пишет: «Каждый хукм такого рода, взятый из четырех источников Шариата — то есть Корана, сунны, иджмы и кыяса — явно или через правильный иджтихад, есть хукм Аллаха, Его Шариат, и путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которому Аллах повелел следовать. Ведь мнение каждого муджтахида, если оно взято из четрыех упомянутых источиников, это Шариат Аллаха для него (муджтахида) и для того, кто следует за ним».
Также на это указывают, что понятно после недолгого размышления, слова нашего господина Али, да будет Аллах им доволен, которые передал аль-Бухари в нескольких местах «Сахих», и первый раз в «Китаб аль-'ильм» (Книге знания)
[2], в главе о записи знания, с иснадом до Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я спросил Али: «Есть ли у вас какая-нибудь книга?
[3]». Он ответил: «Нет ничего, кроме Книги Аллаха и понимания, которое дано мусульманину, или того, что записано на этом листочке»
[4]».
Ибн аль-Мунаййир сказал
[5]: «Под «пониманием» имеется в виду изучение фикха, вынесение решений (из источников Шариата) и толкование». Хафиз (Ибн Хаджар аль-Аскаляни) пишет в «аль-Фатх», в упомянутом месте: «Слово «понимание» утверждает возможность добавления к тому, что пришло в Коране... И «понимание» не означает записанное».
Имам аш-Шатыби, да помилует его Аллах, пишет
[6]: «Муфтий (муджтахид) занимает в умме место Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И доказательств этому несколько:
Первое: шариатский текст в хадисе: «Ученые — наследники пророков...»
Второе: он (муфтий) его заместитель в деле доведения (до людей) хукмов.
Третье: муфтий также в каком-то смысле устанавливает Шариат: либо передавая слова законодателя (Пророка, мир ему и благословение Всевышнего), либо выводя решения из текстов Шариата. В первом случае он просто передатчик, а во втором он выполняет его (законодателя) задачу в установлении хукмов, ведь установление хукмов — дело законодателя. А поскольку муджтахид устанавливает хукмы на основе своего понимания и иджтихада, то он с этой точки зрения — законодатель, которому обязательно следовать, и слова которого обязательно практиковать. И это и есть на самом деле власть.
В целом же, муфтий передает слова Аллаха, подобно пророку, устанавливает Шариат для практики по мере своего понимания, подобно пророку, заставляя умму подчиняться своим повелениям на правах правителя, подобно пророку. Поэтому их — муфтиев — и называют властителями».
Пусть Аллах будет доволен благородным саляфом имамом Абдуллахом ибн аль-Мубараком, который указал на эту мысль в своих словах: «Не говорите: это мнение Абу Ханифы, да помилует его Аллах. Но говорите: это толкование хадиса»
[7].
Еще яснее эту мысль сформулировал
[8] Ибн Хазм, да помилует его Аллах: «Все решения, выведенные муджтахидами, считаются частью Шариата, даже если их доказательства не известны простым мусульманам. И тот, кто отрицает это, тем самым обвинил имамов в ошибке и заявил, что они вводят в Шариат то, что не дозволил Аллах. И говорящий такое сбился с истинного пути».
Эти слова процитировал
[9] мауляна шейх Зафар Ахмад аль-Усмани ат-Таханави, да помилует его Аллах, и прокомментировал их так: «Я говорю: это слова захирита, который не признает кыяс. Оцени его адаб в отношении имамов-муджтахидов, которым Аллах доверил Свой Шариат! Возможно, он сказал это после написания «Аль-Мухалля»...»
[10]
Совершенно необходимо объяснить уважаемому читателю значение слов Ибн Хазма, да помилует его Аллах: «даже если их доказательства не известны простым мусульманам». Слово «'аввам» (простые мусульманане) пришло здесь в том, значении, в котором его употребляют в науке усуль аль-фикх, где этим словом называют каждого, кто не является муджтахидом. Оно вовсе не имеет тот смысл, в котором мы его обычно употребляем: каждый, кто не является студентом, изучающим Шариат.
И Ибн Хазм хочет сказать, что фикх имамов фикха считается частью Шариата. При этом не является условием, чтобы мы знали их доказательства, мы вполне можем их не знать из-за сложности их понимания, из-за того, что они не доступны нам или просто не попадались нам на глаза. И Аллах знает лучше.
[3] То есть то, что вы взяли от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что записано помимо откровения, ниспосланного ему. На это указывает аль-Бухари в книге о джихаде: «Есть ли у вас что-нибудь из откровения помимо того, что есть в Книге Аллаха?» А также у него в книге о выкупах: «Есть ли у вас что-нибудь из того, чего нет в Коране?» Абу Джухайфа спросил его об этом из-за того, что группа шиитов утверждала, что у ахль аль-бейт (семьи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) есть нечто из откровения, о чем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдельно сообщил им, минуя других». См. «Фатхуль-Бари» 1/248-249. Прим. пер.
[4] Продолжение хадиса: «(Абу Джухайфа) сказал: «Я спросил: «А что (написано) на этом листочке?» Он ответил: «(То, что следует выплачивать) дийя за кровь (компенсацию семье убитого), освобождать пленных и то, что не убивают мусульманина за (убийство) неверного»». Прим. пер.
[5] Как это сказано в «ат-Таратиб аль-Идарийя», т. 2, с. 258.
[6] В «аль-Мувафакат», т. 4, с. 244 — 245.
[7] «Зейль аль-джавахир аль-мудыйя» имама Али аль-Кари, да помилует его Аллах (т. 2, с. 460).
[8] Как это передано в «аль-Мизан аль-Кубра» имама аш-Ша'рани, да помилует его Аллах (т. 1, с. 16).
[9] В книге «Инджа аль-ватан» (с. 53), которая недавно была переиздана под названием «Имам Абу Ханифа ва асхабуху аль-мухаддисун» (с. 61).
[10] На самом деле эти слова Ибн Хазма полностью соответствуют тому, что он написал в «Рисаля фи аль-имама», которую издал наш учитель шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда, да помилует его Всевышний Аллах, вместе с «Рисаля аль-ульфа бейна аль-муслимин», которую он составил из цитат Ибн Таймийи. В обеих книгах очень много полезного, что обязательно нужно знать фанатикам.
Комментарии: 0
Правила форума