Во-вторых, в словах имама ас-Субки есть тонкий момент, который необходимо понять и раскрыть тому, кто собирается использовать эти слова в качестве доказательства.
Он, да помилует его Аллах, пишет: «Пусть человек представит, будто он сам слышал этот хадис от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Разве в этом случае он смог бы не начать сразу этот хадис практиковать? Клянусь Аллахом, нет!»
[1]
Я говорю: клянусь Аллахом, опасная ситуация! Как он может отложить практику хадиса при том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осудил Абу Саида ибн аль-Муалля, который сразу не ответил на его зов, поскольку в тот момент совершал намаз. Он сказал: «О, Посланник Аллаха, я был в намазе». На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Разве Аллах не сказал: «Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас»?!»... Этот хадис приводится в сборнике аль-Бухари в начале книги тафсира, и это хадис про то, что сура «аль-Фатиха» - «семь потворяющихся (аятов) и Великий Коран».
И раз Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осудил его за то, что тот замешкался с ответом на его призыв, будучи в намазе, то как сможет мусульманин замешкаться с практикой хадиса, который он услышал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то есть не ответить на обращенный к нему призыв?!
Однако это относится к тому, кто услышал единственный хадис по некоему вопросу непосредственно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что касается нас, то наше положение — от первого века (по хиджре) до наших дней и до Судного дня — оказаться лицом к лицу с двумя разными хадисами по одной теме.
Так, хадис «Совершайте омовение после пищи, которой касался огонь»
[2] передается от Зейда ибн Сабита, Абу Хурайры и Аиши, да будет доволен ими Аллах. Второй хадис: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, съел мясо с кости барашка (в другой версии — лопатку) и совершил намаз, не прикасаясь к воде. Этот хадис передал имам аль-Бухари
[3] в разделе о малом омовении, в главе о том, что не совершается омовение после употребления в пищу баранины и савика
[4], от Ибн Аббаса, Амра ибн Умаййи ад-Дамри и Маймуны, матери правоверных (да будет Аллах ими доволен). Также его передал Муслим от тех же (сподвижников) следом за предыдущим хадисом, и добавил другой вариант от Абу Рафи`а. В одной из передач от Ибн Аббаса говорится, что он видел, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на намаз и ему принесли в подарок хлеб и мясо. Он съел три кусочка, а затем прочитал намаз, не прикасаясь к воде.
Зейд ибн Сабит и Абу Хурйара явно указали на то, что слышали, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте омовение после пищи, которой касался огонь». А Ибн Аббас, Амр ад-Дамри, Маймуна и Абу Рафи` видели, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ел мясо, которого касался огонь, а затем совершал намаз, не обновляя омовение.
Для каждого из этих сподвижников обязательно было без отсрочки практиковать то, что они видели от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом сказал ас-Субки, и как оно и было на самом деле для этих великих сподвижников, да будет Всевышний ими доволен.
Однако что делать тому, кто родился после них и знает оба хадиса? Очевидно, что он будет смотреть на предпочтения (ученых) в внешний контекст, такой как хадис от Джабира: «Последним повелением Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был отказ от омовения после пищи, которой коснулся огонь»
[5].
Но при этом «аз-Зухри считал, что хадис об омовении после пищи, которой коснулся огонь, отменят хадисы о дозволенности
[6], поскольку они были раньше», как об этом сказано в «аль-Фатх»
[7], прочти там разбор темы. Затем автор процитировал слова ан-Навави: «Установилась иджма, что не нужно совершать омовение после пиши, которой коснулся огонь, кроме одного исключения — мяса верблюда».
Имам ас-Сарахси, да помилует его Аллах, написал в книге «Усуль»[8] очень ценные слова, касающиеся нашей темы: «Поистине, слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сами по себе утверждают бесспорное знание, сомнения возникают только в их передаче от него». Тот, кто слышал его слова, получал бесспорное знание, которое становилось обязательным практиковать. А тот, до кого донесли слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вынужден обращаться к контекстам, которые ему заменяют непосредственное слышание и так же обеспечивают бесспорное знание и делают обязательной его практику. А сомнения возникают только в путях передачи, то есть в передатчиках, либо в переданном, когда оно противоречит тому, что установлено однозначно, или же другому доводу (той же силы), или по какой-то иной причине. И пример, который мы привели[9], как раз указывает на это.
[2] Передал Муслим, т. 4, с. 430 по шарху ан-Навави. А его матн — 1, 272 — 273 (90).
[4] Пшеничная или ячменная крупа, приготовленная с жиром, медом или финиками. Прим. пер.
[5] Передали Абу Дауд (т. 1, с. 241 (194)) и ан-Насаи (т. 1, с. 108 (185)).
[6] Дозволенности не обновлять омовение после употребления в пищу приготовленной на огне еды. Прим. пер.
[7] В «Фатх аль-Бари» цитата из «ат-Тамхид» Ибн Абдуль-Барра (т. 3, с. 332 — 334).
[9] Два противоречащих друг другу хадиса о совершении омовения после употребления в пищу еды, приготовленной на огне. Прим. пер.
Комментарии: 0
Правила форума