ЦИКЛЫ УРОКОВ
Циклы
Авторы
Сортировка
Все
Коран
Акыда
Фикх
Хадис
Жизнеописание Пророка Мухаммада
Благородные сподвижники
Биографии учёных
Адаб (этика) и суфизм
Манхадж
Для сестер
Рамадан
Проза
Для детей
59 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 8
Затем аль-Халляль пишет:
«Мне сообщил аль-Хасан ибн Ахмад аль-Варрак, что ему сообщил Али ибн Муса аль-Хаддад, который был правдивым человеком, и Ибн Хаммад аль-Мукри советовался с ним:
«Я однажды присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалем и Ибн Куддамой аль-Джаухари. После того, как покойного похоронили, один слепой человек сел у могилы и начал читать Коран. Тогда Ахмад сказал ему:
- О такой то! Чтение (Корана) у могил – нововведение!
Когда мы вышли с кладбища, Мухаммад ибн Куддама спросил у Ахмада ибн Ханбаля:
- О Абу Абдуллах! Что ты думаешь о Мубашшире аль-Халяби?
Ахмад ответил:
- Он достойный доверия передатчик.
- Ты записывал за ним хадисы?
- Да.
- Мубашшир передал мне от Абдуррахмана ибн ꞌАля ибн аль-Ляджляджа, а тот от своего отца, который завещал после своих похорон прочитать у изголовья суру «аль-Фатиха» и окончание «аль-Бакара» и сказал: «Я слышал, как Ибн Умар завещал сделать так».
На это Ахмад сказал ему:
- Вернись и скажи тому человеку, пусть продолжает читать»».
В ответах хафиза Ибн Хаджара на заявления Сираджуддина аль-Казвини, что некоторые хадисы «аль-Масабих» вымышленные – и это приложение в конце книги «Мишкат аль-Масабих»[1] – хафиз приводит рассказ Али ибн Саꞌида ан-Насаи:
«Я спросил Ахмада о тасбих-намазе. Он ответил:
- Нет ничего достоверного о нем, по моему мнению.
Я сказал ему:
- А как же то, что аль-Мустамир ибн ар-Райян передал от Абу Джузаи (не – аль-Харираи), а тот от Абдуллаха ибн Амра?
Он ответил:
- А кто передал тебе?
- Муслим ибн Ибрахим.
Он сказал:
Аль-Мустамир – достойный доверия передатчик.
Мне показалось, что Ахмаду это понравилось».
(Ибн Хаджар добавляет): «Эти слова Ахмада указывают на то, что он изменил свое мнение и стал считать (тасбих-намаз) желательным».
Ибн аль-Джаузи привел в книге «аль-ꞌИляль аль-мутанахия»[2] от шести сподвижников хадис: «Совершайте намаз как за праведником, так и за грешником». Этот хадис передан по нескольким цепочкам, их количество достигает тринадцати. Но Ибн аль-Джаузи назвал их все вымышленными и закончил разговор о них словами имама Ахмада:
«Мы не слышали об этом».
В книге «аль-ꞌИляль ва маꞌрифа ар-риджаль» Абу Бакра аль-Маррузи передан рассказ об имаме Ахмаде[3]:
«Абу Абдуллаха – имама Ахмада – спросили об Абу ас-Салте (Абдуссаляме ибн Салихе аль-Харави), и он ответил:
- Он передавал отвергаемые (мункар) хадисы.
- Он передал хадис Муджахида от Али: «Я – город знаний, а Али – ворота в него».
Имам Ахмад сказал:
- Я не слышал о таком.
- Ты этот хадис отвергаешь?
Имам ответил:
- Другие. А этот я не слышал раньше».
При этом этот хадис передан многими путями, и по меньшей мере имеет основу, как об этом пишет хафиз (Ибн Хаджар) в «аль-Лисан»[4]. Более того, он, когда его спросили именно об этом хадисе, назвал его хорошим (хасан), как передал ас-Суюты в «аль-Ляали»[5], приведя до этого слова хафиза аль-Аляи, внешний смысл которых свидетельствует, что этот хадис достоверен («сахих ли гейрихи»). Также хорошим этот хадис назвал ас-Сахави в книге «аль-Макасид»[6].
Также имам Ахмад сказал о хадисе: «Поистине, моя жена никогда не отказывает просящему», что он не имеет основы, как передается в «Маудуꞌат» Ибн аль-Джаузи[7]. Однако хафиз (Ибн Хаджар) посчитал приведенный иснад через аль-Халляля достоверным в книге «ат-Талхыс аль-Хабир»[8].
Это были примеры того, как кто-либо из имамов мог не знать один или несколько хадисов, а ученики исправляли их при жизни или после их смерти. Но это ни в коем случае не умаляет их достоинства! Просто мы должны понять, что ни один ученый не вобрал в себя всю сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
И Всевышний Аллах – обладатель всех совершенств.
[1] Т. 3, с. 1779 – 1780.
[2] Т. 1, с. 418 – 420.
[3] (308).
[4] В биографии факиха Джаꞌфара ибн Мухаммада (1884).
[5] Т. 1, с. 334.
[6] (189).
[7] Т. 3, с. 70.
[8] Т. 3, с. 220. А также другие ученые (посчитали его достоверным). См. примечание в «аль-Маудуꞌат» и в «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы (16605) под моей редакцией.
Предыдущий урок
58 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 7
Следующий урок
60 урок. Об этике в отношении имамов фикха, часть 1
Комментарии: 2
Правила форума