Циклы Авторы Сортировка

59 урок. Четвертая причина: расхождения, вызванные различной степенью обширности знания хадисов, часть 8

2 065
2
15 февраля, 16
Затем аль-Халляль пишет:

«Мне сообщил аль-Хасан ибн Ахмад аль-Варрак, что ему сообщил Али ибн Муса аль-Хаддад, который был правдивым человеком, и Ибн Хаммад аль-Мукри советовался с ним:

«Я однажды присутствовал на похоронах вместе с Ахмадом ибн Ханбалем и Ибн Куддамой аль-Джаухари. После того, как покойного похоронили, один слепой человек сел у могилы и начал читать Коран. Тогда Ахмад сказал ему:

- О такой то! Чтение (Корана) у могил – нововведение!

Когда мы вышли с кладбища, Мухаммад ибн Куддама спросил у Ахмада ибн Ханбаля:

- О Абу Абдуллах! Что ты думаешь о Мубашшире аль-Халяби?

Ахмад ответил:

- Он достойный доверия передатчик.

- Ты записывал за ним хадисы?

- Да.

- Мубашшир передал мне от Абдуррахмана ибн ꞌАля ибн аль-Ляджляджа, а тот от своего отца, который завещал после своих похорон прочитать у изголовья суру «аль-Фатиха» и окончание «аль-Бакара» и сказал: «Я слышал, как Ибн Умар завещал сделать так».

На это Ахмад сказал ему:

- Вернись и скажи тому человеку, пусть продолжает читать»».

В ответах хафиза Ибн Хаджара на заявления Сираджуддина аль-Казвини, что некоторые хадисы «аль-Масабих» вымышленные – и это приложение в конце книги «Мишкат аль-Масабих»[1] – хафиз приводит рассказ Али ибн Саꞌида ан-Насаи:

«Я спросил Ахмада о тасбих-намазе. Он ответил:

- Нет ничего достоверного о нем, по моему мнению.

Я сказал ему:

- А как же то, что аль-Мустамир ибн ар-Райян передал от Абу Джузаи (не – аль-Харираи), а тот от Абдуллаха ибн Амра?

Он ответил:

- А кто передал тебе?

- Муслим ибн Ибрахим.

Он сказал:

Аль-Мустамир – достойный доверия передатчик.

Мне показалось, что Ахмаду это понравилось».

(Ибн Хаджар добавляет): «Эти слова Ахмада указывают на то, что он изменил свое мнение и стал считать (тасбих-намаз) желательным».

Ибн аль-Джаузи привел в книге «аль-ꞌИляль аль-мутанахия»[2] от шести сподвижников хадис: «Совершайте намаз как за праведником, так и за грешником». Этот хадис передан по нескольким цепочкам, их количество достигает тринадцати. Но Ибн аль-Джаузи назвал их все вымышленными и закончил разговор о них словами имама Ахмада:

«Мы не слышали об этом».

В книге «аль-ꞌИляль ва маꞌрифа ар-риджаль» Абу Бакра аль-Маррузи передан рассказ об имаме Ахмаде[3]:

«Абу Абдуллаха – имама Ахмада – спросили об Абу ас-Салте (Абдуссаляме ибн Салихе аль-Харави), и он ответил:

- Он передавал отвергаемые (мункар) хадисы.

- Он передал хадис Муджахида от Али: «Я – город знаний, а Али – ворота в него».

Имам Ахмад сказал:

- Я не слышал о таком.

- Ты этот хадис отвергаешь?

Имам ответил:

- Другие. А этот я не слышал раньше».

При этом этот хадис передан многими путями, и по меньшей мере имеет основу, как об этом пишет хафиз (Ибн Хаджар) в «аль-Лисан»[4]. Более того, он, когда его спросили именно об этом хадисе, назвал его хорошим (хасан), как передал ас-Суюты в «аль-Ляали»[5], приведя до этого слова хафиза аль-Аляи, внешний смысл которых свидетельствует, что этот хадис достоверен («сахих ли гейрихи»). Также хорошим этот хадис назвал ас-Сахави в книге «аль-Макасид»[6].

Также имам Ахмад сказал о хадисе: «Поистине, моя жена никогда не отказывает просящему», что он не имеет основы, как передается в «Маудуꞌат» Ибн аль-Джаузи[7]. Однако хафиз (Ибн Хаджар) посчитал приведенный иснад через аль-Халляля достоверным  в книге «ат-Талхыс аль-Хабир»[8].
 
Это были примеры того, как кто-либо из имамов мог не знать один или несколько хадисов, а ученики исправляли их при жизни или после их смерти. Но это ни в коем случае не умаляет их достоинства! Просто мы должны понять, что ни один ученый не вобрал в себя всю сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
 

И Всевышний Аллах – обладатель всех совершенств.

 

[1] Т. 3, с. 1779 – 1780.

 

[2] Т. 1, с. 418 – 420.

 

[3] (308).

 

[4] В биографии факиха Джаꞌфара ибн Мухаммада (1884).

 

[5] Т. 1, с. 334.

 

[6] (189).

 

[7] Т. 3, с. 70.

 

[8] Т. 3, с. 220. А также другие ученые (посчитали его достоверным). См. примечание в «аль-Маудуꞌат» и в «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы (16605) под моей редакцией.

АВТОР ЦИКЛА
Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха
Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи
Автор:
АХМАД АБУ ЯХЬЯ АЛЬ-ХАНАФИ
Устаз
Мухаммад Аввама
Автор:
МУХАММАД АВВАМА
Великий ученый, шейх, муфтий

Комментарии: 2

Правила форума
Avatar
Ruslan M
0
“От передал хадис” - «Он передал».

P.S. Нужно ди в комментарии писать про такие мелкие ошибки или это лишнее?
16 апреля, 19
Avatar
Администратор Azan ru
1
Исправили. Спасибо!

Да, вы можете писать об ошибках, если их обнаружили.
17 апреля, 19
Список уроков