23 урок. Достаточно ли знать, что хадис достоверный, чтобы его практиковать? часть 2
Кади ‘Ияд, да помилует его Аллах [1], передает эти слова в такой форме: «Ибн Вахб сказал: «Если бы Аллах не спас меня через Малика и Лейса, я бы сбился с пути». Его спросили: «Как это?» Он ответил «Я бы много занимался хадисами, и они запутали бы меня [2]. Я показывал их Малику и Лейсу, и они говорили мне: это возьми, а это оставь»».
Поэтому имам Суфьян ас-Саури [3] говорил, предупреждая об этой опасности: «Истолковать хадис лучше, чем услышать его» [4].
Имам Абу Али аль-Нисабури сказал: «Понимание, по нашему мнению, лучше, чем запоминание» [5].
В книге «Аль-факих ва аль-мутафакких» [6] сказано: один человек спросил Ибн ‘Укду о каком-то хадисе, а тот ему ответил: «Поменьше занимайтесь такими хадисами, это (занятие) подходит только тем, кто знает их толкования (таъвиль). Яхья ибн Сулейман передал, что Ибн Вахб сказал: «Я слышал, что Малик сказал: «Во многих таких хадисах - заблуждение. Я передал такие хадисы, что, поистине, я предпочел бы скорее, чтобы мне дали пару плетей за каждый такой хадис, чем передать их» [7]»
Шейх Исмаиль аль-Ансари (1340 - 1417 г. по хиджре), да помилует его Аллах, так прокомментировал эти слова: «Эти слова относятся к тем, кто неправильно понимает передаваемые хадисы». Ведь на самом деле в сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - наставление на правильный путь. Всевышний Аллах сказал [8]:
Смысл: «Последуйте за ним (Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует), чтобы быть на правильном пути».
Однако тот, кто неправильно понимает и использует передаваемое - впадает в заблуждение. Поэтому Всевышний Аллах во многих аятах называет сунну Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, «мудростью». А мудрость - это все понимать и использовать правильно.
В книге «Джами’ ли ахляк ар-рави ва адаб ас-сами’» [9] (говорится): «Сказал аш-Шафии: «Малика ибн Анаса спросили: «Ибн ‘Уейна передает от Аз-Зухри не то, что передаешь ты». На что Малик ответил: «Разве я пересказываю все хадисы, которые слышал?! Это значило бы, что я хочу ввести людей в заблуждение»» [10].
[1] В книге «Тартиб аль-мадарик», т. 2, с. 427.
[2] Тадж ас-Субки привел в «Табакат» (т. 2, с. 128), что имам Ахмад ибн Салих аль-Мисри сказал: «Собрал Ибн Вахб сто двадцать тысяч хадисов».
[3] Эти слова передает от Суфьяна Абу Усама Хаммад ибн Усама аль-Куфи, достойный доверия передатчик (сика).
[4] «Джами’ баян аль-‘ильм», т. 2, с. 175.
[5] «Тазкира аль-хуффаз», с. 776. Также см. «Аль-ми’ьяр аль-му’риб» аль-Ваншариси, т. 12, с. 314.
[6] Хатыба аль-Багдади, т. 2, с. 81.
[7] Эти слова передал аль-Хаким от Малика в «Ма’рифа ‘улюм аль-хадис» (с. 61) и прокомментировал их следующим образом: «И Малик ибн Анас (говорит) о том, что он передал, и об уменьшении передаваемого - то есть, передачи хадисов. И он проявляет особую богобоязненность в этом. Что же говорить о тех, кто передает все налево и направо».
[8] Сура «Аль-А’раф», аят 158. Прим. пер.
[9] с. 63
[10] Хафиз (Ибн Хаджар аль-Аскаляни), да помилует его Аллах, пишет в «Фатх аль-Бари» (т. 1, с. 236) в начале главы о тех, кто сообщил одним то, что не сообщил другим: «Среди них (ученых) были такие, кто считал нежелательным передавать некоторые хадисы: Ахмад - хадисы, внешний смысл которых указывает на (дозволенность) выступления против правителя, Малик - те хадисы, где говорится об атрибутах (Аллаха), Абу Юсуф - хадисы гариб. Среди них также Абу Хурайра, как мы сказали об этом, в теме про носки. Причина этого (нежелательности) - в опасности возникновения смуты (фитны). То же передается и от Хузайфы. От Хасана (аль-Басри) передается порицание в адрес Анаса, который рассказал Аль-Хаджаджу историю людей из ‘Урейны, потому что Аль-Хаджадж использовал ее ложное толкование как повод для убийства мусульман.
И правило тут такое: если внешний смысл хадиса поддерживает какое-либо нововведение, и этот внешний смысл не подразумевается, и есть опасение, что этот хадис поймут буквально, то не нужно его передавать. Аллах знает лучше».
И пример этому: Ибн ‘Уейна передал от Умара хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершайте часто хадж и умру, это удлиняет жизнь, избавляет от бедности и грехов, также как кузнечные меха избавляют железо от шлака». И он (Ибн ‘Уейна) сказал: «Лучше, наверное, не передавать слова «удлиняют жизнь» из опасения, что они - то есть кадариты (аль-кадарийя) - используют их как довод, хотя тут нет для них довода». Это сказано в «Муснаде» аль-Хамиди (т. 1, с. 10 - 11 (17)).
Комментарии: 0
Правила форума